- Как затягивать гбц без динамометрического ключа
- Маркировка деталей
- Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
- Какое усилие нужно прикладывать
- Общие правила затяжки креплений головки блока
- Как сделать динамометрический ключ своими руками
- Инструменты для контроля момента затяжки
- Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильно
- Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом
- В чем измеряется затяжное усилие?
- Для чего нужен динамометрический ключ?
- Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?
- Так называемая трещотка
- Как работает система?
- Измерительная шкала
- Варианты самодельных динамометрических ключей
- Можно ли правильно затянуть резьбовые соединения ГБЦ без динамометрического ключа
- Единицы измерения
- Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?
- Затяжка без использования динамометрического ключа
- Необходимые инструменты и процесс
- Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
- Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?
- Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?
- Закручиваем болты правильно
- До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
- Закручиваем болты правильно
- До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
- Автозапчасти и СТО
Как затягивать гбц без динамометрического ключа
В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей часто можно встретить таблицы с указанием момента затяжки крепежных элементов.
Особенно важно соблюдать номинал таких деталей, как впускной коллектор, головки цилиндров, рычаги подвески. Мастера АЗС используют специальные приспособления: динамометрические ключи.
Это дорогостоящий предмет: если использовать его изредка, его приобретение нецелесообразно.
Поэтому многие автомобилисты, самостоятельно обслуживающие автомобили, изготавливают динамометрический ключ своими руками.
Сделать инструмент абсолютно бесплатным не получится: нужен как минимум заводской ключ, а также приспособление, фиксирующее крутящий момент.
Маркировка деталей
Этот параметр указан на головке болта. Для деталей, изготовленных на основе углеродистой стали класса прочности 2, номера обозначают точкой, например: 3,5, 4,8 и т д
Первая цифра обозначает 1/100 номинального размера предела прочности при растяжении, измеряемого в МПа. Например, если на головке болта указано 10,1, то первая цифра означает 10*100=1000 МПа.
Вторая цифра — отношение предела текучести к прочности, умноженное на 10, по приведенному примеру — 1*10*10=100 МПа.
Предел текучести – это максимальная нагрузка на болт. Для элементов из нержавеющей стали применяется сталь типа А2 или А4, а затем предел прочности. Например: А4-40. Число в этой маркировке характеризует 1/10 предела прочности углеродистой стали на растяжение.
Виды ключей для правильной затяжки резьбовых соединений
Затяжку резьбового соединения необходимо производить с таким усилием, которое исключает:
- неплотное прилегание сопрягаемых поверхностей присоединяемых деталей;
- обрыв нити;
- механическое разрушение корпуса затвора;
- подверните края головки гайки или болта;
- разрушение гравировальных дисков.
Любой материал, из которого изготовлен блок (ГБЦ, болты крепления), имеет свою прочность на растяжение. Именно наименьшая прочность на растяжение самого слабого звена в точке крепления определяет наибольшее усилие затяжки. Самым слабым звеном крепления ГБЦ являются болты (болты) и резьба в отверстиях блока. Их слабость определяется не столько прочностью материала их изготовления, сколько несопоставимостью габаритов (диаметра) с габаритами, весом блока и ГБЦ.
Понятно, что для разрушения цельного чугунного блока или цельной дюралевой головки требуется гораздо больше усилий, чем для того, чтобы сломать тонкий болт из высокопрочной легированной стали.
Какое усилие нужно прикладывать
Пороговое или предельное значение прочности ответственных деталей обычно указывается в паспорте двигателя. Там же приведены значения максимальных моментов затяжки болтов ГБЦ. Для осуществления затяжки с необходимым усилием используются специальные динамометрические ключи.
По способу регулирования и индикации динамометрические ключи делятся на следующие категории:
- Не регулируется с постоянным моментом затяжки. Они используются для затягивания головки блока цилиндров на конвейерных лентах при сборке двигателей. Их преимущества – высокая надежность.
- Регулируемый предел крутящего момента. Это так называемые трещотки с возможностью установки определенного момента затяжки. При достижении этой силы защёлка срабатывает, и дальнейшее притяжение становится невозможным. Насадка с храповым механизмом часто снабжена реверсом. При этом он может не только затягивать болты и гайки, но и откручивать их. Трещотка поставляется с множеством наборов головок.
- С масштабом и стрелкой. Этим ключом можно затягивать резьбовые соединения с разным усилием. Основные условия: нужно много свободного места и возможность легко следить за масштабом. Входит в набор инструментов механических охранников.
- Цифровой дисплей в компактном устройстве, измеряющий приложенную силу. Очень точный, надежный, простой в использовании инструмент. С его помощью можно затянуть болты головки блока с точностью до сотых Нм прямо на двигателе автомобиля.
- Комбинация регулируемого усилия затяжки с управлением с помощью цифрового или сенсорного дисплея. Такие ключи предохраняют резьбу от приложения чрезмерного усилия затяжки, при этом позволяя контролировать величину крутящего момента с помощью индикаторного устройства.
Общие правила затяжки креплений головки блока
Для головок разных моделей двигателей параметры последовательности и момента затяжки ГБЦ сильно отличаются друг от друга. Но есть общий набор универсальных правил, применимых ко всем типам двигателей:
- Головка блока затягивается по схеме, разработанной производителем двигателя.
- Момент затяжки болтов или гаек крепления также определяется производителем и отражается в руководстве по эксплуатации данного легкового автомобиля.
- Затяжка осуществляется годным к использованию калиброванным динамометрическим ключом.
- Крепежные болты или болты с гайками используются в идеальном состоянии без повреждения резьбы и корпуса болта или болта. Проволока должна быть чистой, без зазубрин и заусенцев.
- Болты крепления головки к блоку TTY имеют свои характеристики. Они указывают не крутящий момент, а степень установки. Необходимую информацию можно найти в инструкции по эксплуатации силового агрегата.
- В глухих отверстиях в блоке под болты ничего быть не должно. Резьбу болта необходимо залить маслом, а в «глухое» гнездо заливать смазку не рекомендуется.
- Перед применением болтов следует провести контрольную проверку их состояния. Если предел текучести не достигается при воздействии на болт крутящим моментом 20 кгм, его необходимо заменить. Причина — повышенная прочность. Если наблюдается, что момент затяжки начал уменьшаться под нагрузкой, это сигнал о том, что болт начал ломаться. Это определенно нужно изменить.
- Прокладку ГБЦ на замену нужно покупать только оригинальную, потому что она не дает усадки.
Как сделать динамометрический ключ своими руками
Чтобы самостоятельно изготовить необходимый всем механикам инструмент, нужно знать устройство. В принципе, конструкция динамометрического ключа проста. Это накидной ключ или четырехгранник для головки с воротком, в который встроен динамометр.
Динамометрический ключ легко сделать своими руками
Для работы нужно:
- ожерелье;
- ручной динамометр с ограничением по весу 35–40 кг;
- расширение;
- таблица максимальных усилий для затяжки крепления головки блока цилиндров.
Момент затяжки в таблице указан в Нм (ньютон-метрах), а динамометр измеряет вес в кг. Итак, первое, что нужно сделать, это разобраться с цифрами.
Длина воротника постоянна. Это легко измерить. Если предельное усилие в таблице равно 30 Нм, а длина кривошипа 0,3 м, то сила, показываемая динамометром, должна быть 30:0,3 = 100 Н.
Один кг соответствует 10 ньютонам. Следовательно, устройство должно фиксировать усилие, равное 10 кг.
Чтобы усилие было меньше, нужно увеличить длину воротника. Для этого используйте удлинитель. А дальше все просто. В конце удлинителя сверлим отверстие для верхнего стального крюка. Рисуем нижний конец чешуи до тех пор, пока не будет достигнута нужная мощность.
Инструменты для контроля момента затяжки
Наиболее важным инструментом контроля крутящего момента является динамометрический ключ. Так называется гаечный ключ, в который встроен динамометр (прибор для измерения момента силы). Различают следующие типы устройств:
- Индикатор — при затяжке показывает приложенное усилие в цифровом виде или со стрелкой. Погрешность составляет 6–8%.
Индикаторный динамометрический ключ дешев, но имеет самый большой недостаток - Цифровой – подвид индикатора, но для отображения момента использует ЖК-экран. Поддерживает опцию звуковых оповещений, загрузку данных на компьютер и другое. Погрешность до 1%.
Цифровой динамометрический ключ — самый точный - Ограничение – при достижении заданного крутящего момента прекращается затяжка с помощью защелкивающего механизма. Погрешность до 4%.
Предельный (щелчок) динамометрический ключ прост в использовании
Для непрофессионального использования или небольшого автосервиса подойдет индикаторный или концевой ключ, как наиболее доступный. Цифровой будет востребован в крупном автосервисе.
Как выбрать усилие, чтобы затянуть соединение правильно
При работе с ключом предельного типа для получения требуемого момента следует:
- Перед затяжкой выберите требуемый момент затяжки, например 50 Нм. Мощность установлена на основной шкале устройства, но не 50, а 48 Нм.
- На вспомогательной шкале выставляется усилие 2 Нм, что в сумме даст нам искомые 50 Нм.
- Затяните гайку муфтой нужного размера. При достижении силы 50 Нм раздается щелчок и притяжение прекращается.
Контроль за усилием при работе ключом-индикатором осуществляется визуально.
Помимо динамометрического ключа, в продаже можно найти динамометрические отвертки и отвертки, они работают по тому же принципу. При выборе динамометрического ключа помните, что необходимый вам момент затяжки должен быть на 25% меньше максимально допустимого для ключа. Используя клавишу «на пределе», вы быстро отключите его. А также обязательно прочтите руководство пользователя.
Ну а правильность затяжки соединения можно проверить угломером.
Порядок работы с самодельным динамометрическим ключом
Как правило, динамометрический ключ является довольно дорогим инструментом. Покупка вряд ли оправдана для частного использования. Однако самое простое устройство несложно сделать самому. Для этого вам нужно:
- обычные пружинные весы с крючком и круглой шкалой, позволяющие взвешивать до 20 кг (так называемые безмены);
- кусок довольно толстой трубы (2,5 см) длиной около полуметра.
Закрепив крюк груза на конце трубы, вставьте ключ в другой конец и потяните груз, затяните гайку. В этом случае для создания момента 10 Нм необходимо будет приложить усилие 2 кг. По этой схеме можно заранее рассчитать, какое усилие в килограммах необходимо приложить для затяжки.
Конечно, у самодельного ключа будет довольно большая погрешность, но это все же лучше, чем ничего.
В чем измеряется затяжное усилие?
Основной величиной для измерения силы затяжки болтов является Паскаль (Па). Международная система «СИ» предполагает, что эта единица измеряет как давление, так и механическое напряжение. Соответственно, Паскаль равен величине давления, которое вызывается силой, равной одному ньютону и равномерно распределенной на плоскости площадью 1 м2.
Чтобы понять, как можно перевести одну единицу измерения в другую, давайте посмотрим на пример:
- 1 Паскаль = 1 Ньютон/м2;
- 1 МПа = 1 ньютон/мм2;
- 1 Ньютон/мм2 = 10 кгс/см2.
Для чего нужен динамометрический ключ?
Определенный момент затяжки на соединительных деталях необходим для плавной адаптации плоскостей. Кроме того, если по контуру установлена прокладка, неравномерное усилие болтового соединения может ее разрушить.
Динамометрический ключ позволяет затягивать болты с точностью до сотых долей миллиметра. Кроме того, часто требуется выполнить динамометрическую затяжку посадочного места подшипника с высокой точностью.
Производитель рассчитывает значения крутящего момента исходя из типа материала и конструктивных особенностей устройства. Когда вы собираете автомобиль на заводе, все крепления затягиваются согласно спецификации: как правило, эту работу выполняют роботы-сборщики.
А при обслуживании, ремонте, замене деталей необходимую мощность обеспечивает ручной инструмент: динамометрический ключ.
Главное его преимущество – возможность работы в широком диапазоне настроек. Вы просто своими руками устанавливаете предел срабатывания, или визуально проверяете стрелку динамометра.
То есть универсальный динамометрический ключ не позволяет одинаково точно затягивать гайки с усилием 2 Нм и 100 Нм.
Производители инструмента выпускают динамометрические ключи нескольких серий:
Как устроен динамометрический ключ для автомобиля?
Конструктивных решений два: ограничение крутящего момента и визуальный контроль процесса. Рассмотрим подробно каждый из них.
Так называемая трещотка
Внешне он мало чем отличается от обычного рычага с трещоткой под торцевые головки. Это она и есть на самом деле.
Просто храповой механизм с регулируемой силой срабатывания превращал обычную рукоятку в динамометрический ключ. Секрет кроется в конструкции храповика. Это позволяет оборудованию катиться во всех направлениях.
В обратном направлении, когда вы втягиваете ручку для следующего поворота головы, усилие минимально. Но в рабочем направлении, где приложено усилие, зубец фиксатора соскакивает с шестерни при достижении заданного значения.
В рукоятке вала имеется вращающаяся насадка. Он регулирует натяжение пружины храповика.
Читайте также: Как проверить варистор мультиметром: пошаговая инструкция
Как работает система?
При достижении установленного значения крутящего момента блокирующая шестерня начинает проскальзывать. Ручка крутится с характерным звуком, но гайка не затягивается.
Динамометрический ключ с храповым механизмом полуавтоматический. Это дает возможность затягивать гайки, не опасаясь их чрезмерной затяжки.
Измерительная шкала
Динамометрический ключ не имеет механизма ограничения крутящего момента, но к механизму вращения подключен стрелочный или цифровой динамометр. Когда к рукоятке прикладывается сила, стрелка изгибается, и значение приложенной силы может быть записано.
Принцип работы достаточно прост: стрелка остается неизменной относительно головки ключа, а рукоятка гнется, как пружинный торсион. В результате шкала смещается относительно кончика стрелки пропорционально приложенной силе.
Недостатком этой модели является отсутствие автоматического ограничителя. Вы просто контролируете усилие, прилагаемое к рукоятке. Это позволяет проводить более точные измерения (в отличие от храповика, который работает дискретно), но существует вероятность механической ошибки при дозировании усилия.
Сделать самодельный динамометрический ключ на основе трещотки сложно, технология требует металлообрабатывающих станков и точной калибровки. А вот инструмент с динамометром вполне по силам домашнему мастеру.
Варианты самодельных динамометрических ключей
Для начала вспомним школьный курс физики. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, на практике это означает: 10 Нм – равна силе в 1 кг, приложенной к рычагу длиной 1 метр.
То есть, если от центра головки накидного ключа отмерить 1 метр, и приложить к этой точке динамометр, можно с высокой степенью точности измерить момент затяжки гайки.
Этот способ далеко не нов: владельцы автомобилей ВАЗ и УАЗ при ремонте редуктора заднего моста использовали мануал, разработанный еще в СССР.
Гайка вала, сжимающая кольца конических подшипников, затягивалась со строго размеренным усилием. Момент проверяли с помощью домашнего динамометра, а за его отсутствием изготавливали «точный» измерительный прибор из сталелитейного завода.
По сути, это прототип самодельного динамометрического ключа. В качестве рычага используется только фланец полуоси.
Можно ли правильно затянуть резьбовые соединения ГБЦ без динамометрического ключа
Затягивать резьбовые соединения при отсутствии подходящего оборудования автомобилистам, решившим самостоятельно поменять прокладку ГБЦ или притереть клапана, категорически не стоит.
Динамометрический ключ не всегда используется при привлечении опытных ремонтников, которые практически способны почувствовать прочность на растяжение любого болта. Но эта способность приходит не сразу. Для этого приходится несколько лет работать динамометрическими ключами.
Но даже специалисты с большим опытом подтягивают болты ГБЦ на дорогих марках автомобилей динамометрическим ключом, ведь эта операция напрямую влияет на долговечность силового агрегата. В экстренной ситуации, когда нет возможности использовать динамометрический ключ, можно использовать альтернативу механическому или электронному кантору. На видео ниже опытный слесарь объясняет зрителям, как правильно затянуть ГБЦ без ключа. Следует помнить, что правильность работы следует проверять угломером.
Единицы измерения
Основная величина – Паскаль, единица давления, механического напряжения, по международной системе СИ. Паскаль равен давлению, создаваемому силой в один ньютон, равномерно распределенной по поверхности, ровной поверхности площадью один квадратный метр.
Рассмотрим, как пересчитываются единицы измерения:
- 1 Па = 1 Н/м2.
- 1 МПа = 1 Н/мм2.
- 1 н/мм2 = 10 кгс/см2.
Как сделать динамометрический ключ своими руками, чтобы им было удобно пользоваться?
Ручка под ключ – не самый практичный вариант. Воспользуемся правилом расчета силы в зависимости от длины рычага. Формулы изучать нет смысла, значения вычисляются в пропорциях.
Чем короче рычаг, тем большее усилие необходимо приложить (при сохранении крутящего момента):
Для производства нужно:
Отмерив необходимую длину от центра вращения, прикрепляем хомут к рычагу.
Устройство готово через 15 минут. Можно наметить несколько точек крепления хомута в зависимости от измеряемого крутящего момента.
Если вы не хотите делать отдельный инструмент своими руками, используйте стандартный набор ключей (с одной стороны открытый конец, с другой кольцо). Принцип работы точно такой же.
Для каждого ключа (поскольку они имеют разную длину) заранее составляем таблицу расчета. Вы можете использовать готовое приложение для смартфона:
Вводим полученные данные (длина рычага, показания кантора) и видим готовый результат в ньютонах на метр.
Затягиваем болт самодельным динамометрическим ключом — видео
Вывод:
имея под рукой сталеплавильный станок стоимостью 300 — 500 руб. (он есть почти в каждом доме), можно сэкономить на покупке заводского динамометрического ключа: цена около 2000 – 3000 руб.
Периодически прокладка ГБЦ может выйти из строя из-за износа или прогорания материала. Основными признаками того, что пора заменить прокладку на новую, является появление локальных течей масла и охлаждающей жидкости в месте контакта ГБЦ с двигателем.
Следует помнить, что при замене прокладки важен не только момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114, но и вся последовательность операций – ведь сама замена очень важная и серьезная процедура, выход из строя что может привести к поломке двигателя.
Затяжка без использования динамометрического ключа
Способ затяжки без использования динамометрического ключа (взято из интернета, с моей небольшой редакционной правкой).
Я задался вопросом: «Как затянуть болтовое соединение без динамометрического ключа до необходимого момента, если в хозяйстве нет ключа»?
Это можно сделать, лично проверил вчера.
Тебе понадобится:
1) разводной ключ или двусторонний ключ, в моем случае это была гибочная отвертка для бит с полостью в рукоятке, в которую вставлялся метровый отрезок трубы;
2) галоп в прыжках (весовой) с ограничением до 20 кг. Взял электронные, купленные на Али.
Крутящий момент представляет собой удельную силу, приложенную к рычагу длиной 1 метр. Например, нам нужно затянуть гайку с моментом 2 кгс*м. Для этого нужно измерить длину ключа в метрах. Например, длина ключа была 0,25 метра. Делим 1 на 0,25. Получаем цифру 4. Четыре умножаем на необходимое усилие затяжки (2 кгс*м) и получаем цифру 8 кг.
Так как я филолог, а не математик, то упростил свои расчеты и усилия метровым отрезком трубы: девушке проще считать и крутить)
Затем устанавливаем отвертку/ключ на болт или гайку, другим концом ключа цепляем крючок пружинной шкалы и тянем шкалирующее кольцо до достижения необходимого кг.
Простым способом, без наличия динамометрического ключа, болтовое соединение затягивается требуемым моментом. Да, выглядит непрофессионально, когда в отвертку вставляешь трубу, подцепляешь груз до конца трубы и дергаешь, смотришь на циферблат (я бы даже сказал глупый), но ценник минимум 2500 р за такой динамометрический ключ оправдывает ожидания.
Необходимые инструменты и процесс
Чтобы сделать это правильно, вам нужно:
Сам процесс замены должен осуществляться по следующей схеме:
Установка прокладки и установка ГБЦ на место производятся точно в такой же последовательности, но в обратном порядке. При этом стоит обратить пристальное внимание на такой фактор, как момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов – о нем мы поговорим ниже.
Стандартные моменты затяжки болтов головки блока цилиндров
Чтобы точно знать, каким моментом затягивать конкретное резьбовое соединение, можно воспользоваться следующими данными.
Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?
Прежде чем приступить к установке головки блока, следует в первую очередь обратить внимание на состояние болтов. Они должны иметь хорошую резьбу и соответствовать требуемым стандартам по длине.
Нормальная общая длина болта крепления головки блока цилиндров составляет 135,5 мм. Если болты, снятые при замене прокладки, соответствуют этим требованиям, их можно использовать повторно. Если в процессе работы двигателя болты удлинились, их нельзя больше использовать и следует приобрести новые.
Обработав таким образом болты и установив их на место, следует продолжить затяжку. Выполняется безукоризненно с помощью динамометрического ключа. Затяжка болтов «на глаз» может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до поломки самого двигателя.
И так, как правильно протянуть голову на ВАЗ 2114? Сначала помните, что начинать затягивать болты следует от центра к краям.
Это расположение выглядит следующим образом:
Во-вторых, затяжка должна производиться в четыре этапа (каждый из которых выполняется в точно такой же последовательности, как указано на схеме выше).
На первом этапе каждый из болтов затягиваем динамометрическим ключом с усилием, равным 2 кгс/см2.
На втором этапе затягиваем все болты уже с усилием 8 кгс/см2.
На третьем шаге затягиваем болты, поворачивая каждый из них на угол 90 градусов.
На четвертом шаге снова поворачиваем каждый из болтов (еще по приведенной в начале схеме) на угол 90 градусов.
После того, как все четыре этапа пройдены, затяжку болтов ГБЦ можно считать завершенной.
К затяжке болтов ГБЦ следует подходить максимально серьезно. Все этапы необходимо выполнять строго в одном порядке и с одинаковым усилием на каждом из них. Несоблюдение этого правила может привести к быстрому износу прокладки и появлению течи масла и охлаждающей жидкости.
Затягиваем гайки: так ли необходим динамометрический ключ?
Время чтения:
При проведении технического обслуживания автомобиля часто возникают вопросы, которые лишь вскользь обсуждаются на форумах или в литературе. Одним из них является момент затяжки креплений основных узлов автомобиля. Чтобы узнать все нюансы крепления болтов ГБЦ, сосредоточимся на двигателе, «сердце» автомобиля. А при понимании принципов затяжки резьбовых соединений полученные знания легко экстраполируются на любой узел автомобиля.
Закручиваем болты правильно
Любое резьбовое соединение рассчитано на определенный момент затяжки. Это регламентируется отраслевыми стандартами качества, например «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Зарубежные производители используют другие стандарты, но в основном аналогичные отечественным информация ниже будет представлена на основе российских стандартов.
До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
Почему важно соблюдать правильный момент затяжки? Только правильная затяжка обеспечит надежную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали, с другой стороны.
Рассмотрим, что происходит при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:
- Мгновенная деформация проволоки. Из-за слишком большого приложенного усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка дальнейшему использованию не подлежат, кроме того, возникнут определенные трудности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, вам понадобится дрель или ножовка, чтобы разрезать гайку.
- Металлические повреждения скрыты от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, но из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, обрыв кристаллической решетки металла. Такой случай особенно опасен, настолько он незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.
Закручиваем болты правильно
Любое резьбовое соединение рассчитано на определенный момент затяжки. Это регламентируется отраслевыми стандартами качества, например «ОСТ 37.001.050–73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки» и руководящими документами заводов-изготовителей транспортных средств. Зарубежные производители используют другие стандарты, но в основном аналогичные отечественным информация ниже будет представлена на основе российских стандартов.
До какой степени можно затягивать резьбовые соединения
Почему важно соблюдать правильный момент затяжки? Только правильная затяжка обеспечит надежную фиксацию детали, с одной стороны, и предотвратит повреждение резьбы и/или самой детали, с другой стороны.
Рассмотрим, что происходит при превышении момента затяжки на примере болта с гайкой:
- Мгновенная деформация проволоки. Из-за слишком большого приложенного усилия происходит деформация и срыв резьбы на детали. Болт или гайка дальнейшему использованию не подлежат, кроме того, возникнут определенные трудности при попытке открутить гайку для замены. Скорее всего, вам понадобится дрель или ножовка, чтобы разрезать гайку.
- Металлические повреждения скрыты от глаз. Может показаться, что гайка затянута правильно, но из-за превышения предела текучести в болте или гайке происходят необратимые изменения: деформация, обрыв кристаллической решетки металла. Такой случай особенно опасен, настолько он незаметен сразу, но через какое-то время трещина болта может привести к печальным последствиям.
Затяните болты крепления головки блока цилиндров динамометрическим ключом
Пределом текучести называют механическое свойство материала, характеризующее напряжение, при котором деформации продолжают расти без увеличения нагрузки. Обозначение ст.
Единицей измерения является Паскаль Па или кратные МПа.
Это важный параметр, с помощью которого рассчитываются допустимые напряжения для пластичных материалов.
Автозапчасти и СТО
Ниже мы опишем схему правильной затяжки болтов или гаек на автомобильных колесах. Почему это необходимо? Правильная последовательность затяжки определяет ровность посадки колеса – словом, в этом случае колесо сядет на ступицу максимально ровно, без перекосов и максимально плотно прилегает к тормозному диску/барабану. Помимо технологических моментов, неправильно затянутое колесо в процессе движения может самовольно «отпуститься» за счет нагрузок на дорожное покрытие и совершаемых маневров, выходя из посадочного места ступицы (барабана). Вот почему мы внимательно читаем.
Что нужно для правильной затяжки колесных болтов
Многие часто задаются вопросом, насколько сильно можно затянуть колесные гайки в домашних условиях. На первый взгляд, этот процесс кажется довольно простым. Прежде чем приступить к пошаговому действию, человеку необходимо подготовить определенные инструменты. Очень часто автовладельцы самостоятельно выполняют эти действия в домашних условиях, и, не веря в свои силы, отрывают нить. Это связано с тем, что новичок достаточно сильно давит на болты.
Момент затяжки колесных болтов осуществляется с подготовкой необходимых инструментов. Для правильного выполнения процесса необходимо приобрести специальный динамометрический ключ. Без этого инструмента сложно представить процесс затяжки болтов.
Примечание!
Если такой разработки нет, можно использовать пневматический ключ. С этим продуктом многие станции проводят профессиональное техническое обслуживание.
Как правило, пневматический ключ регулирует момент затяжки элементов на конструкции. Если впереди торчит незатянутый болт, автомобиль будет чувствовать себя некомфортно при движении. То есть машину будет немного «трясти». Ведь основная нагрузка ложится на руль.
Если колесо неплотно закреплено в задней части оси, шины быстро изнашиваются. Также существует вероятность повреждения рулевой тяги и разрушения подшипников.
Процесс затяжки колесных болтов: шаг за шагом
Для того чтобы конструкции были надежно закреплены с необходимым крутящим моментом, существует специальная таблица затяжки болтов динамометрическим ключом. Например, если число четыре (1-3-4-2), 5 болтов (1-4-2-5-3) или 6 болтов (1-4-5-2-3-6).
Сам процесс осуществляется следующим образом:
- Необходимо поставить колесо на выступ центральной части ступицы, а направляющие штифты поставить с противоположной стороны соответствующих отверстий.
- Затем нужно вручную затянуть болты достаточно туго, чтобы колесо не разболталось.
- После выполнения всех действий нужно взять инструмент с установленным крутящим моментом и затянуть колеса в правильном порядке.
Для начала нужно опустить автомобиль на землю, повернуть руль, а затем убедиться, что болты достаточно затянуты.
Какая мощность и крутящий момент должны быть
Грамотная затяжка колесных гаек на автомобилях осуществляется с помощью динамометрического ключа. На нем можно установить необходимый момент затяжки гаек. Если усилие превысит его, ключ начнет проскальзывать. Определив, с каким усилием нужно закручивать гайки на колесах, можно покупать этот инструмент. Стоимость такой разработки начинается от 1400 рублей* и выше.
На рынке представлено два типа моделей: механические и электронные. Другой инструмент соответственно будет стоить дороже.