Как проверить стартер на работоспособность: в домашних условиях, на аккумуляторе

Запчасти
Содержание
  1. Схема и принцип работы
  2. Совет автовладельцу
  3. Проверка стартера с помощью аккумулятора
  4. Как проверить Бендикс
  5. Как проверить Втягивающее реле
  6. Как проверить Якорь и Щётки
  7. Как проверить Обмотку стартера
  8. Основные признаки неисправности стартера
  9. Приводит во вращение двигатель непостоянно
  10. Постоянно вращается при старте, но не приводит во вращение двигатель
  11. Заводит двигатель, но при заведенном двигателе слышно металлическое жужжание
  12. Периодически может срабатывать и заводить двигатель, а может быть неработоспособным
  13. Втягивающее реле стартера щелкает, а стартер не крутит
  14. Стартер вращается медленно, хотя аккумулятор заряжен полностью
  15. Наличие запаха электрической гари во время старта
  16. Втягивающее реле не срабатывает, стартер не вращается
  17. Как проверить стартер если щелкает но не крутит.
  18. Заедание бендикса на валу стартера
  19. Как проверить щеточный узел стартера
  20. Проверяем щеточный узел стартера мультиметром и лампой
  21. Способы устранения поломок
  22. Проверка электродвигателя устройства
  23. Способы проверки, рабочий или нет
  24. Проверка аккумулятором
  25. Зачем нужен стартер и особенности его конструкции
  26. Если стартер не раскручивает коленвал?
  27. Проверка бендикса
  28. Проверка втягивающего реле
  29. На автомобиле МАЗ щелкает реле стартера но стартер не крутит
  30. Снятие стартера с двигателя ЯМЗ.
  31. Установка стартера на двигатель ЯМЗ
  32. Проверка стартера МАЗ на работоспособность.
  33. Сигналы скорого отказа стартера
  34. Как проверить втягивающее реле
  35. Как тестировать обмотки якоря
  36. Проверяем замыкание на сердечник или вал
  37. Существует еще один способ – проверка обмоток лампой на 220 В
  38. Проверка межвиткового замыкания
  39. Почему стартер потребляет больше пускового тока, нежели ему необходимо?
  40. Последовательность контроля работоспособности стартера
  41. Проверяем обмотку, щетки и бендикс
  42. Рекомендации экспертов

Схема и принцип работы

Стартер – одна из самых консервативных частей автомобиля. Впервые такое электрическое устройство испытал Чарльз Каттеринг в 1912 году, то есть более ста лет назад. Сначала он также выполнял функции генератора.

А вот в том виде, в каком стартер используется для запуска современных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, своим названием он обязан американскому изобретателю и автопромышленнику Винсенту Хьюго Бендиксу, который увековечил свое имя в одной из основных деталей стартерного узла.

Типовая функциональная схема пускателя представлена ​​на рисунке:

стартовая схема и блок

Принцип работы стартера практически одинаков для всех моделей автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. При повороте ключа зажигания в положение «Пуск» на отводящую обмотку подается пусковой ток.

Это, в свою очередь, возбуждает якорь тягового реле и шток контактной пружины. Тяговое реле воздействует на рычаг, часто называемый вилкой, которая приводит в зацепление муфту свободного хода с шестерней (бендикс) с маховиком. При этом контактная пластина замыкает никель, через который подается напряжение для запуска стартера.

Типовая функциональная схема стартера настолько продумана и проверена, что разница между моделями стартовых агрегатов заключается только в конструктивных особенностях и материалах, из которых изготовлены комплектующие.

Однако у стартеров есть свои уязвимые места:

  • втягивающее реле;
  • щетки двигателя;
  • никель;
  • вилка;
  • муфта свободного хода;
  • оборудование;
  • якорный коллектор;
  • анкерные втулки;
  • демпферная пружина.

На самом деле почти каждый узел на этом устройстве в процессе эксплуатации может прийти в негодность. В первую очередь это связано с тем, что при запуске, особенно в холодное время года, стартер отдает большую мощность, испытывает экстремальные нагрузки, через него протекают большие токи.


При выходе из строя стартера важно провести его диагностику и выяснить, какой из узлов неисправен. Ни одно из современных устройств компьютерной диагностики не может этого сделать. Руководствуйтесь опытом и собственными знаниями.

Совет автовладельцу

Перед проверкой следует очистить все внешние контакты стартера, так как это довольно распространенная неисправность, и снимать его с двигателя не обязательно.

privala_diagnostics_startera.jpg

Даже первая проверка стартера без его снятия с автомобиля обычно указывает на поломку, сокращает сроки ремонта, снижает затраты и не занимает много времени.

Стартер в процессе эксплуатации испытывает сильные механические нагрузки, поэтому всегда есть риск поломки этого узла после нескольких лет эксплуатации автомобиля. Если автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа зажигания, одной из причин этого может быть прямая поломка стартера. Далее мы расскажем, как определить узел, ответственный за возникновение неисправности, и как проверить стартер на работоспособность.

проверка_startera_main.jpg

Проверка стартера с помощью аккумулятора

Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новое устройство или запчасти к нему, попробуйте самостоятельно проверить его работоспособность. При правильном подходе можно выявить проблемы самостоятельно.

В первую очередь при подозрении на неисправность блока стартера необходимо проверить контакты клемм аккумулятора и стартера, завинчивание и окисление, заряд аккумулятора, так как вышеперечисленные факторы во многих случаях являются проблемой с запуском ДВС двигатель.

Простой способ проверить исправность электрической сети – закрыть отверткой клеммные болты электродвигателя; перед этой процедурой поставьте автомобиль на нейтраль (или переведите рычаг переключения передач в положение «парковка» или «нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, проверьте наличие неисправности в электрической цепи. В противном случае снимите блок, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Как проверить Бендикс

После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), если в нем повышенный износ зубьев, трещины, его следует заменить.

Бендикс должен вращаться только в одну сторону, иначе его необходимо заменить. Подключив прибор к аккумулятору, вряд ли бендикс удастся диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной мощностью для запуска ДВС.

Как проверить Втягивающее реле

При повороте ключа зажигания должен быть слышен щелчок, свидетельствующий о том, что якорь втянут и бендикс зацеплен.

Перед проверкой стартера необходимо его хорошо зафиксировать (либо в тисках, предварительно обернув толстым слоем ткани, либо с помощью сильного помощника, который будет держать прибор), так как может произойти очень сильный рывок когда вы начнете это.

Необходимо подключить плюс от аккумулятора к плюсу на стартере, а минус от аккумулятора к корпусу агрегата. Если узел заработает, должен раздаться быстрый резкий щелчок, и бендикс вытянется и начнет вращаться.

Если щелчка и свободного хода нет, магнитное реле необходимо заменить. При отключении питания от аккумулятора бендикс должен втягиваться.

Как проверить Якорь и Щётки

Для проверки щеток и якоря понадобится мультиметр или лампочка на 12 вольт. Проверка лампочкой заключается в подключении контактов к массе и щеткодержателя с подключенным к аккумулятору стартером. Если индикатор загорается, это указывает на высокий износ щеток.

При проверке мультиметром контакты подключаются идентично, только результаты измерения сопротивления должны стремиться к бесконечности, иначе происходит замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Кроме выполнения визуального осмотра на наличие окисления, следов короткого замыкания, повышенного износа, потребуется специальная установка ПЯ (блок проверки якоря) для проверки якоря — проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей приспособления, как и ремонта, потребует обращения к профильным специалистам, но во избежание лишних затрат необходимо проверить все остальные детали устройства.

Как проверить Обмотку стартера

Для проверки обмотки двигателя понадобится мультиметр или лампочка. Провода контрольной лампы подключаются к выводу обмотки и корпусу стартера. Если лампочка загорается, значит в обмотке пробой.

Основные признаки неисправности стартера

Ошибки редко приходят сразу. Очень часто о неисправностях, особенно механических узлов автомобиля, свидетельствуют посторонние ненормальные звуки, несвоевременное срабатывание и посторонний запах. Рассмотрим самые распространенные случаи.

Приводит во вращение двигатель непостоянно

Даже если стартер постоянно крутит. Во время безответного старта слышен металлический треск, шорох.

Возможные неисправности: износ вилки, выход из строя пружины амортизатора, износ шестерни. Дальнейшая диагностика и определение точной причины неисправности возможно только после снятия стартера.

пусковое оборудование

Постоянно вращается при старте, но не приводит во вращение двигатель

При этом никаких посторонних шумов не слышно.

Скорее всего вилка вышла из строя. Необходимо снять стартер и заменить вилку. Сама вилка дешевая (около 1000 рублей), заменить можно самостоятельно.

Вилка стартера

Заводит двигатель, но при заведенном двигателе слышно металлическое жужжание

Вы должны немедленно выключить двигатель. Вероятные причины неисправности – заедание втягивающего реле, заедание вилки или шестерни. Дальнейшее определение причины неисправности требует снятия стартера.

начать неудачу

Периодически может срабатывать и заводить двигатель, а может быть неработоспособным

При этом необходимо слегка постучать молотком или другим металлическим предметом по задней части корпуса стартера. Если двигатель начинает заводиться, стартер требует замены щеток из-за их сильного износа.

кисти

Втягивающее реле стартера щелкает, а стартер не крутит

Наиболее вероятная причина — недостаточный заряд аккумулятора. Напряжения на клеммах аккумулятора достаточно для срабатывания втягивающего реле, но контактная пластина не замыкает копейки, напряжение на стартер не поступает.

Если напряжение на аккумуляторе в норме, может сгореть никель или может отсутствовать напряжение на шнуре питания.

Видео — когда щелкает втягивающий стартер, но сам стартер не крутит:


Во многих автомобилях в плюсовую цепь включен мощный предохранитель до 800 ампер. Необходимо проверить его исправность, а также наличие напряжения +12 вольт на толстом проводе в момент запуска.

Такая ситуация возникает и при потере емкости аккумулятора.

Стартер вращается медленно, хотя аккумулятор заряжен полностью

Возможно износились вкладыши, есть загрязнения во внутреннем пространстве стартера.

Рукав

Наличие запаха электрической гари во время старта

Как правило, это свидетельствует о подгорании обмотки втягивающего реле, реже — обмотки якоря. Это может сопровождаться нагревом проводов, идущих к стартеру.

Втягивающее реле не срабатывает, стартер не вращается

Наиболее распространенной причиной является неисправность в электрической цепи автомобиля. В этом случае необходимо начать с наблюдения за исправностью электропроводки автомобиля, исправностью функционирования блока управления двигателем и других электрических узлов автомобиля.

Как проверить стартер если щелкает но не крутит.

причины, по которым стартер щелкает, но не крутит. Подобно тем, где электромагнитное реле срабатывает несколько раз.

  • Аккумулятор настолько разряжен, что его мощности хватает только на то, чтобы один раз отдернуть якорь электромагнитного реле. Аккумулятор полностью разряжен. Повторных изъятий якоря не происходит. Следовательно, стартер и крутить не может.
  • Неисправное магнитное реле. Он имеет две обмотки, которые сильнее втягивают и держат. Чаще всего выходит из строя втягивающая обмотка. Подробнее об этом в статье. Как работает электромагнитное реле.

Якорь втягивается только удерживающей катушкой. Его усилия достаточно лишь для того, чтобы отодвинуть якорь наполовину. Естественно, деньги до терминалов не доходят. Двигатель не получает питание. Стартер не крутит.

Проверить, почему стартер щелкает, но не крутит, можно следующим образом.

  1. При повороте ключа заводится. Проверить напряжение на клемме, к которой подключен провод от обмотки статора. Он должен отсутствовать.
  2. Другой способ. Перемычка между клеммой, к которой идет положительный провод от аккумулятора, и клеммой, от которой идет провод к обмоткам статора. Напряжение через перемычку передается на обмотки статора и стартер начинает вращаться.

Как проверить стартер
Как проверить стартер

То есть никель внутри соленоидного реле не замыкает клеммы.

Вторая неисправность, при которой нет передачи напряжения между клеммами. На никеле и клеммах в местах контакта образуются углеродистые отложения. Или сжечь контакты. В результате один из выводов становится короче и пятак до него не доходит. И даже если обмотки исправны из-за того, что нет контакта, стартер не крутит.

Как проверить стартер

Это также проверяется перемычкой контактов или измерением напряжения.

При таких неисправностях автомобиль все же можно завести.

Если реле соленоида работает нормально, соедините три плюсовых контакта с обмоткой стартера и клеммой управления соленоидом. Стартер будет вращаться, и двигатель запустится. При таком способе включения стартера очень важно предварительно убедиться, что автомобиль стоит на ручнике на нейтральной передаче. Если передача включена, двигатель запускается, и автомобиль движется. В лучшем случае это приведет к повреждению.

Как проверить стартер

Если магнитное реле неисправно. И бендикс, который анкерует, не достает до венца маховика. С повторным перескакиванием положительных полюсов и обмотки статора. Бендикс включит маховик. Потому что он соединен с валом резьбовым соединением. При вращении вала стартера он начнет крутиться вперед. И может быть подключен к короне маховика. С первого раза может не получиться, но при повторных попытках все равно получится и машина заведется.

стартер не крутит

Заедание бендикса на валу стартера

Бендикс подключен к якорю втягивающего реле. Он свободно ходит по валу по отвертке. Винтовая муфта необходима для защиты бендикса и стартера от разрушения. Момент запуска двигателя. Скорость маховика больше скорости вала стартера. То есть маховик начнет лежать на бендиксе. Из-за того, что бендикс на резьбовом соединении, он начнет двигаться внутри стартера и оторвется от маховика.

В нашем случае может возникнуть выработка между бендиксом и валом. Бендикс умеет щекотать. И не сейчас вмешательства с маховиком. Следовательно, якорь также не дотянется до контакта копейки и клемм. Поэтому будет слышен щелчок, но стартер не крутится. Такое случается редко, но бывает. Убедиться в том, что бендикс застрял на оси, можно просто сняв стартер.

Как проверить щеточный узел стартера

Второй этап – проверка контактных щеток стартера. Это можно сделать с помощью контрольной лампы и батарейки или мультиметра.

Но в первую очередь осматриваем щеточный узел. Между положительным и отрицательным участками должна быть надежная изоляция. Его можно сделать из картона или пластика. Если он сломан, произойдет короткое замыкание между положительной и отрицательной пластинами. Это отключит втягивающее реле, и стартер выйдет из строя.

Проверяет изоляцию на головке щетки стартера

Если с изоляцией все в порядке, то проверяем пружины щеток. Они должны надежно прижать их к якорному коллектору. Если пружины сломались или потеряли эластичность, надежного контакта не будет. Это означает, что электродвигатель не будет работать на полную мощность.

Проверяем щеточный узел стартера мультиметром и лампой

Включаем аппарат в «режим прозвонки» и проверяем его работоспособность. Помните, что две щетки отвечают за «плюс» и соединены скосом с втягивающим. А два противоположных — это масса, они соединены с корпусом двигателя.

Одним щупом мультиметра касаемся края гибкого провода, другим щупом последовательно касаемся одной щетки, затем другой. Если блок не звучал в обоих случаях, значит обрыв щеточного блока в плюс».

Переносим щуп на соприкосновение прибора с телом, второй касается по очереди двух других щеток. Если не было писка мультиметра, был обрыв в минусовой цепи щеточного узла. Ремонтировать его не желательно, лучше заменить на новый.

Как проверить щетки стартера мультиметром и контрольной лампой

Таким же образом можно проверить контрольной лампой, если это не мультиметр. Подключаем лампу к аккумулятору и повторяем те же операции, что и со щупами прибора. Если индикатор не горит, это означает, что в положительной или отрицательной части блока щеток имеется обрыв.

Способы устранения поломок

Если спусковой механизм не срабатывает при включении зажигания, его следует проверить.

Ниже приведена последовательность действий, как проверить стартер, не снимая его с автомобиля:

  1. Проверьте заряд аккумулятора. Напряжение на клеммах должно быть не менее 12 В. При меньшем значении его необходимо заряжать.
  2. Следующим шагом будет проверка наземной шины. Для этого минусовой полюс аккумулятора соединяется с кузовом автомобиля и корпусом стартера. Процедуру лучше проводить при включенном зажигании. Напряжение должно быть равно нулю, иначе есть вероятность разрыва контактов соединения.
  3. Прежде чем двигаться дальше, рекомендуется запустить диагностику компьютера. Работа стартерного блока на современных автомобилях может быть заблокирована иммобилайзером. В этом случае требуется привязка ключа. Может быть запрещено запускать стартер, если АКПП неисправна.
  4. Для проведения полной диагностики необходимы электрические схемы компонентов и соединения компонентов. Система зажигания может быть двух типов. В автомобилях ранних модификаций тяговое реле питалось от контактной группы замка зажигания. Если он неисправен, реле не получает напряжения. В этом случае проверьте контакты по электрической схеме. На машинах последних версий для управления стартером используется реле, расположенное в монтажном блоке. Необходимо проверить правильность.
  5. Следующим шагом является прозвонка проводов, которые идут к начальному узлу. Он состоит из толстой и тонкой нити. Тонкий проводник нужен для управления тяговым реле, толстый – для запуска электродвигателя. Для восстановления проводов нужно зачистить провода в удобном месте. Если стартер по-прежнему не реагирует после работы.
    Возможны следующие проблемы: обрыв обмотки, отсутствие контакта в тонком проводном соединении, поломка лопастей коллектора, отсутствие заземления на корпусе силового агрегата.
  6. Если стартер не крутит при срабатывании реле, проверьте питание на выходе толстого провода, оно должно быть не менее 12В. Если контакты подгорели, их необходимо зачистить. Состояние толстого проводника следует проверить на плюсовой клемме аккумулятора.

Если вышеперечисленные способы не решили проблему, снимаем стартер и запускаем диагностику (автор видео Сделано своими руками).

Проверка электродвигателя устройства

Если от тягового реле при включении зажигания слышны только щелчки, причина, помимо неисправности контактов реле, может крыться в неработающем стартере. Вы можете проверить статус следующим образом:

  1. Зажимаем разобранный узел из моторного отсека в тиски (потому что наша цель заставить электродвигатель вращаться).
  2. Опять же нужны высоковольтные кабели с «крокодилом». Схема подключения будет примерно такой же – «минус» к аккумулятору подключается к крышке блока, а «плюс» вместо управляющего входа подключается к нижнему контактному штырю тягового реле.

При этом якорь рабочего стартера начнет вращаться со скоростью 5000 об/мин (поэтому его необходимо зажать в тисках или, в крайнем случае, придавить ногой). Если вращение не происходит, стартер неисправен и подлежит замене.

starter_slabo_krutit.jpg

 

 

 

 

Поверните ключ зажигания, но вместо быстрого ритма работающего двигателя слышно, как стартер крутит двигатель, как будто села батарея. Еще одна попытка запустить двигатель. И далее. Стоп: пока аккумулятор действительно не требовал зарядки, а машину не отправили в сервис на эвакуаторе, стоит помнить, как проверить стартер, не снимая его с машины, да еще и устранить поломку. Чтобы выявить неисправность, нужно вспомнить принцип работы и конструкцию стартера.

Способы проверки, рабочий или нет

Есть два способа проверить стартер на работоспособность.

Читайте также: Компаратор напряжения на ОУ: принцип работы, схемы

Проверка аккумулятором

Большинство людей, у которых есть автомобиль, задаются вопросом, как проверить аккумуляторный стартер?

Для проверки необходимо плотно затянуть запчасть, соединить минусовую клемму с корпусом, а плюсовую клемму с верхним выводом реле и контактом его включения.

Проверка стартера аккумуляторной батареи поможет определить, есть ли проблема со стартером. Ведь когда он на двигателе, кроме шума мало что можно сказать о работоспособности устройства. Замкнув клемму с выводом втягивающего и корпусом стартера, можно найти неисправности в реле втягивающего или в самом механизме.

Зачем нужен стартер и особенности его конструкции

2-1.jpg

Стартер (от английских слов start — запуск) — обязательное устройство для запуска двигателя, принудительно вращающее маховик коленчатого вала до скорости, необходимой для самостоятельной работы.

Это 4-полюсный электродвигатель постоянного тока, который получает энергию от аккумулятора. Стартер необходим для запуска двигателя любого автомобиля и получает питание от аккумулятора при повороте ключа в замке зажигания.

Основные компоненты стартера:

  • корпус – кусок стали в виде цилиндра, в котором расположены обмотка и сердечники;
  • якорь – имеет форму оси и изготовлен из высокопрочной стали, в нем закреплены токосъемные пластины и обмотка;
  • втягивающее реле, подающее питание на стартер при повороте ключа в зажигании и выбрасывающее бендикс;
  • щетки и щеткодержатели – подают необходимое напряжение на якорно-коллекторный узел, увеличивая мощность двигателя при раскрутке ДВС;
  • ведущая шестерня и бендикс (обгонная муфта).

Несмотря на большое разнообразие электродвигателей, их всего два типа, которые отличаются наличием редуктора.

3-1.jpg

Наиболее современным вариантом электромагнитного двигателя является мотор-редуктор, к основным преимуществам которого можно отнести возможность работы даже при низком заряде аккумулятора и наличие постоянных магнитов, уменьшающих проблемы с обмоткой.

Основными недостатками такого устройства являются низкая прочность оборудования и невозможность ремонта, что приводит к дорогостоящей покупке в случае поломки.

Стартеры, не включающие в свою конструкцию редуктор, воздействуют непосредственно на вращающуюся шестерню.

Основными преимуществами этого типа стартера являются:

  • одновременное зацепление маховика с шестерней, позволяющее максимально быстро запустить ДВС;
  • прочность и долговечность;
  • возможность самостоятельного устранения поломок и наличие необходимых запчастей практически в любом автомагазине;
  • практически не зависит от влияния электрического тока, что снижает вероятность поломки.

К недостаткам безредукторных стартеров относятся:

  • затрудненный запуск в сильный мороз;
  • значительная масса устройства;
  • большие энергозатраты, которые в ряде случаев (при наличии неисправностей в системе запуска или других узлах) приводят к сильному разряду аккумулятора и невозможности запуска ДВС без подзарядки;
  • довольно высокие цены на запчасти.

Если стартер не раскручивает коленвал?

Это одна из самых распространенных ошибок запуска. Отчетливо слышимый холостой звук работы при включенном зажигании может указывать на неисправность. Это означает, что маховик коленчатого вала двигателя не зацепился с бендиксом стартера (обгонная муфта). Реле просто не может протолкнуть шестерню вперед, из-за чего стартер не проворачивает мотор, вращаясь сам по себе. В этом случае нужно проверить и втягивающее реле, и бендикс, так как оба механизма могут стать причиной поломки.

Проверка бендикса

На этом этапе нет необходимости снимать стартер. Вы можете проверить свое устройство следующим образом:

  • включить передачу
  • нажать педаль тормоза,
  • запустить стартер.

Бендикс подлежит ремонту или замене, если во время описанного испытания слышен металлический звук вращающегося якоря. Это говорит о проскальзывании бендикса. Если вы ничего подобного не слышите, продолжайте проверку электромагнитного реле.

Проверка втягивающего реле

Для проведения проверки необходимо сначала разобрать стартер. Для этого сначала отсоедините от устройства подходящие к нему провода, затем открутите два-три болта крепления. Обычно работы ведутся на смотровой яме.

После извлечения соответствующей детали из моторного отсека необходимо очистить ее от грязи, а контакты зачистить наждачной бумагой для удаления окислившихся отложений. Дальше:

  1. Заранее подготовьте пару проводов для «зажигания» с «крокодилами», и расположите диагностируемый прибор рядом с аккумулятором.
  2. Подсоедините первый провод одним концом к плюсовому полюсу аккумулятора, другим — к плюсовому полюсу втягивающего реле (там, где большая гайка).
  3. Подсоедините другой провод к отрицательной клемме аккумулятора.
  4. Коснитесь корпуса детали свободным концом «минусового» провода.

Если при этом слышен щелчок в районе втягивающего реле, можно констатировать, что стартер автомобиля исправен или как минимум проверяемый узел узла. Если ничего не происходит, магнитное реле необходимо заменить или отремонтировать.

На автомобиле МАЗ щелкает реле стартера но стартер не крутит

Стартер не крутит

Как пример, на автомобиле МАЗ с двигателем ЯМЗ 236 перестал крутиться стартер. При повороте ключа зажигания слышен щелчок реле стартера, но стартер не крутит. Реле стартера находится под панелью предохранителей. Он расположен напротив пассажирского сиденья.

Панель предохранителей МАЗ
реле стартера щелкает, но стартер не крутит

Если реле стартера щелкает, реле стартера получает питание от замка зажигания. Возможно, плюс не идет от реле стартера на реле втягивающего. Для этого проверьте ток на сером проводе. Который идет от реле стартера к реле втягивающего.

Это можно сделать с помощью вольтметра или обычной лампочки. Возможно, напряжение не передается из-за нагара на контактах реле. В нашем случае на клемме, к которой подключен серый провод, при повороте ключа зажигания появится плюс. Теперь нужно проверить плюс на магнитном реле, куда подходит серый провод. Плюс тоже есть. Также необходимо измерить напряжение на выводе втягивающего реле, к которому прикручен провод, идущий от плюса аккумулятора.

реле стартера щелкает, но стартер не крутит

Плюс тоже есть. Это означает, что неисправность втягивающего реле. Проверить это можно так же, как было сказано выше, соединив клемму с проводом от аккумулятора и клеммой, к которой подходит серый провод. Но на мазу это делать нецелесообразно.

Да и заводить машину, находиться под ней очень опасно. Стартер может включиться и запустить двигатель. А если трансмиссия не на нейтралке, то машина поедет. А двигатель Маза на холостых может не держать ручник. Говорят, незаряженное ружье стреляет раз в год. Так что лучше ограничиться звонком. И если есть объективные причины ошибки, снять стартер. И проверьте это. Что сделано.

Снятие стартера с двигателя ЯМЗ.

  • Перед снятием стартера с двигателя ЯМЗ необходимо отсоединить плюсовую клемму аккумулятора. Это, безусловно, поможет избежать будущих коротких замыканий.
  • Отсоедините все провода от магнитного реле. Их три. Положительный провод от аккумулятора, серый провод от реле стартера и красный провод к генератору
  • Затем хомут раскручивается. Который удерживает стартер. После этого стартер легко выходит со своего места. Хотя слово легкий к автомобилю МАЗ неприменимо. Стартер очень тяжелый. И нужно приложить усилия, чтобы его снять. Особенно труден в установке. Радует только то, что прижимной болт удобно расположен и легко откручивается.

МАЗ стартует

Установка стартера на двигатель ЯМЗ

При установке стартера он должен быть установлен на свое место. Полностью открутите зажимной болт. Вставьте половину зажима между стартером и втягивающим реле. И каким-то чудом попробуйте зацепить внутренний конец клипсы за край сзади. Это, пожалуй, самая неприятная операция при установке стартера. Затем устанавливается другая половина хомута и затягивается стяжным болтом.

Проверка стартера МАЗ на работоспособность.

Минусовая клемма от зарядного устройства подключается к корпусу стартера. При соединении плюсовой клеммы с плюсовой клеммой пускателя якорь начинает вращаться. Это указывает на исправность пусковых обмоток.

реле стартера щелкает, но стартер не крутит

А вот при соединении плюсовой клеммы зарядного с плюсом втягивающего реле. Куда был подключен серый провод? Якорь реле не втягивается. То есть никель не соединяет контакты с проводом от аккумулятора и контакт с пусковой обмоткой. То есть стартер не будет вращаться. Неисправность магнитного реле.

реле стартера щелкает, но стартер не крутит

Сигналы скорого отказа стартера

Если стартер не проворачивает двигатель или вращает его со скоростью, неподходящей для запуска, неисправна электрическая часть. Поэтому необходимо проверить все пусковые цепи, начиная от аккумулятора.

При механическом характере поломки работающий стартер не вращает двигатель, слышны скрежещущие и жужжащие звуки. В таких случаях следует проверить:

  • вилка и обгонная муфта;
  • рычаг обгонной муфты;
  • кольцо сцепления;
  • буферная пружина;
  • зацепление шестерни.

Когда стартер удается включить только на 2-3 поворота ключа зажигания, шестерня медленно выходит из зацепления с венцом маховика, и работы в работе много, даже если аккумулятор заряжен на 100%!, то это верные признаки того, что агрегат скоро выйдет из строя.

Рекомендуем: Как быстро и просто поменять подшипник генератора на ВАЗ 2110?

Как проверить втягивающее реле

Для проверки втягивающего реле стартера подключите к нему плюсовую клемму аккумулятора, а минусовую — к корпусу блока. При исправно функционирующем реле шестерня бендикс выдвигается с характерным щелчком.

Управляет магнитным реле с батарейкой

Управляет выдвижным стартером

Шестерня может не выдвигаться из-за:

  • подгорели контакты втягивающего;
  • застрявший якорь;
  • перегорание обмотки стартера или реле.

Как тестировать обмотки якоря

Для проверки якоря стартера используют несколько этапов:

  1. Разорвите обмотки.
  2. Короткое замыкание на вал и сердечник якоря.

Это можно сделать как мультиметром, так и контрольной лампой. Так как шаги те же, поговорим о проверке устройства.

Включаем мультиметр в режим звонка. Одним зондом касаемся собирательной пластинки, а другим соседней пластинки. Если прибор издает звуковой сигнал, обрыва этой обмотки нет. Так проходим все контактные площадки коллектора. Все должно «звенеть», если нет, то обрыв одной из обмоток якоря стартера.

Проверяет обмотки якоря стартера мультиметром на обрыв

Целостность обмоток также проверяют контрольной лампой. Если лампа загорается на каждой из контактных площадок, обмотка цела.

Проверяем замыкание на сердечник или вал

Можно использовать «контроллер» или мультиметр в «режиме прозвонки». Один щуп прикасается к валу, другой к площадкам коллектора. А надо пройтись по всем сайтам. Если зуммер устройства не работает или лампа не горит, короткого замыкания на вал нет.

Таким же образом проверяем короткое замыкание сердечника. Один щуп на сердечник, другой на коллектор. Мы также проходим все контактные площадки. При наличии писка обмотки якоря замыкаются на сердечник.

Как проверить мультиметром и лампой короткое замыкание обмоток якоря сердечника и вала

Существует еще один способ – проверка обмоток лампой на 220 В

Подключаем лампу на 100 Вт к автомату на 220 В. Один конец провода этой цепи продеваем к валу якоря, другой, идущий к лампочке, касается контактных площадок коллектора. Если лампа загорается, значит пробой витков на обмотке и якоре.

Этот способ применяют, если «контрольный» тест ничего не показал, а стартер не крутит и быстро разряжает аккумулятор. Это происходит, если изоляция витков провода разрушена не полностью. Напряжения в 12 вольт недостаточно, чтобы его «пробить», и мультиметр эту цепь не прозвонит.

Проверить обмотки якоря стартера лампой на короткое замыкание с лампой 220 вольт

Я не рекомендую этот метод проверки стартера. Для этого нужно поместить якорь в диэлектрик, а на руки надеть диэлектрические перчатки и иметь определенные навыки. Одним словом, для диагностики стартера в домашних условиях этот метод не подходит.

Вы можете переключить мультиметр в режим измерения сопротивления 200 кОм или 20 кОм. И снова тест. Если на экране прибора сопротивление, отличное от бесконечности, якорь «пробит».

Видео о том, как проверить обмотки стартера самостоятельно:

Проверка межвиткового замыкания

Для такой диагностики требуется специальный прибор. У обычных автовладельцев его нет. А если кому интересно, то дам знать. Для этого требуется советский агрегат «Е 236». Это трансформатор с перерезанной вторичной обмоткой.

Якорь испытуемого пускателя находится на срезе первичной обмотки и включен режим измерения «2». Берем в руки полотно от ножовки по металлу и проводим им по сердечнику, равномерно вращая анкер. Если сетка на одной из секций будет примагничиваться к ней и гудеть, то это межвитковое замыкание обмотки.

Испытываем пусковой якорь по межвитковому замыканию

Почему стартер потребляет больше пускового тока, нежели ему необходимо?

Причины, по которым стартер потребляет больший пусковой ток:

  1. Изготовление вкладышей, из-за которых не обеспечивается правильное вращение статора, что вызывает перегрев деталей, что является причиной снижения срока службы. Это также может вызвать короткое замыкание между витками. Поэтому необходимо учитывать состояние вкладышей.
  2. Недостаточное количество смазки на внутреннем редукторе.

Последовательность контроля работоспособности стартера

Если при повороте ключа зажигания в положение «Пуск» стартер не подает признаков жизни, необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Измерьте мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора. Для запуска двигателя должно быть не менее 12 вольт. Если меньше, аккумулятор следует зарядить.

2. Далее необходимо измерить качество «посадки» шины на автомобиль. Следует проверить контакты шины «минус аккумулятора» — кузов автомобиля и «минус аккумулятора» — корпус двигателя, собственно стартер. Лучше всего это сделать, включив зажигание и измерив напряжение между минусом аккумулятора, металлическими элементами в корпусе двигателя и зачищенными элементами в корпусе двигателя. Напряжение должно быть строго 0,0 вольт. Если больше, возможно, нарушены контакты соединения.

3. Перед выполнением дальнейших действий лучше провести компьютерную диагностику. Во многих автомобилях иммобилайзер может блокировать запуск двигателя, и может потребоваться привязка ключа. Неисправность компонентов АКПП также может войти в не запускающийся режим.

4. Для дальнейшей диагностики стартера требуется электросхема автомобиля и конструкция реле и предохранителей. Система запуска автомобиля может быть организована одним из двух способов. В автомобилях более ранних годов выпуска напряжение на втягивающее реле стартера подавалось непосредственно с контактной группы замка зажигания. Выход из строя контактной группы приводит к отсутствию напряжения, подаваемого на магнитное реле.

В этом случае необходимо проверить наличие контактов по схеме замка зажигания. В современных автомобилях для управления запуском используется реле стартера, обычно устанавливаемое в блоке реле и предохранителей в моторном отсеке. Необходимо проверить исправность реле, наличие напряжения +12 вольт на входном контакте. Принудительно включить стартер можно замыканием контактов реле.


При этом важно перевести механическую коробку передач в нейтральное положение (!).

5. Затем вы переходите непосредственно к работе со стартером. Обычно он находится в районе маховика. Более практичное расположение – между двигателем и радиатором системы охлаждения. В этом случае доступ к нему упрощается. Хуже, если стартер расположен за двигателем под выпускным коллектором. В любом случае необходимо проследить путь проводов, идущих от стартера. От него отходит два проводника: толстый (сечением не менее 25 кв.мм) для запуска электродвигателя и тонкий — для управления втягивающим реле.

6. В первую очередь необходимо в удобном месте зачистить тонкую жилу, подсоединить к ней провод сечением не менее 2 кв м и заизолировать место соединения. Затем переключите коробку передач на нейтраль. Затем подключите прилагаемый провод к положительной клемме заряженной батареи. Если стартер ничего не делает, возможны следующие варианты:

  • неисправность в обмотке втягивающего реле (обрыв цепи);
  • износ щеток стартера;
  • выход из строя пластины коллектора;
  • обрыв обмотки якоря;
  • отсутствие контакта на разъеме тонкого провода (часто возникает при попадании тонкого провода в разъем «под чип», иногда достаточно просто его пошевелить);
  • отсутствие заземления на корпусе двигателя автомобиля (для большей безопасности можно соединить корпус двигателя с минусом аккумулятора прочным проводом).

7. Если магнитное реле сработало благополучно, но стартер не вращается, проверьте наличие +12 вольт на выходе толстого провода. Обычно имеет «гайковое» соединение, иногда подгорают и обгорают контакты. В этом случае следует снять и очистить контактные площадки. Также следует проверить подключение толстого проводника в районе плюсовой клеммы аккумулятора.

8. Мультиметром можно проверить сопротивление обмотки магнитного реле (между присоединяемым проводником и корпусом двигателя оно должно быть в пределах от 3 до 20 Ом для разных типов пускателей).

9. В том случае, если предыдущие действия не привели к положительному результату, необходимо приступить к диагностике неисправности на снятом с автомобиля стартере.

Видео — как замкнуть стартер по прямой, если не крутит:

Проверяем обмотку, щетки и бендикс

Еще одним способом определения работоспособности пускового узла силового агрегата является проверка элементов: бендикса, щеток и обмотки. Для проверки двух последних потребуется лампочка на 12 вольт, контакты которой должны быть соединены с массой и щеткодержателем, при этом стартер должен питаться от источника питания автомобиля. Индикатором износа щеток является лампочка. Обмотка проверяется таким же образом. Контактные провода, идущие от патрона лампы, подключаются к клемме обмотки и корпусу стартера.

Это ситуация, когда при исправной детали двигатель все равно не начинает крутиться. В этом можно убедиться после того, как вы сняли ее с автомобиля и отключать деталь от сети не нужно. После замыкания соответствующих клемм движение бендикса будет отсутствовать. Эта неисправность вызвана изношенными роликами, ослабленным ходом пружины или отсутствием смазки. Ремонтировать бендикс смысла нет, единственное, что нужно брать с собой в автосервис, это обработанная деталь, чтобы не ошибиться.

Рекомендации экспертов

Если нет опыта ремонтных работ, можно обратиться к специалисту, который подскажет, как проверить снятый стартер с АКБ, в этом также может помочь видео. Если провести комплексную диагностику и ремонт стартерного блока (заменить вкладыши, щетки, заглушки, бендикс, при необходимости зачистить внутренние поверхности), он прослужит без ремонта 3-4 года.

Чтобы продлить срок службы стартера, необходимо соблюдать следующие правила:

  • не заставляйте стартер работать непрерывно в течение 15 секунд,
  • если слышны посторонние звуки или устройство периодически выходит из строя, необходимо немедленно искать причину неисправности и устранять ее,
  • проверьте состояние контактов тягового реле, искры и перегрев контактов могут разрушить деталь.

Исправный стартер обеспечит комфортную езду и не подведет в нужный момент. Лучше вовремя устранить мелкие неполадки, чем делать капитальный ремонт. Данные советы, как проверить работу стартера от аккумулятора, видео, размещенные в статье, помогут выполнить комплекс регламентных работ по восстановлению работоспособности стартера.

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы