Как проверить аккумулятор мультиметром: порядок проверки с пошаговой инструкцией

Запчасти
Содержание
  1. Что такое мультиметр и как он работает
  2. Распространенные причины разрядки АКБ
  3. Тесты аккумуляторной батареи на уровень емкости
  4. Порядок проверки аккумулятора
  5. Как измерить ёмкость
  6. Как правильно подключать
  7. Методы проверки АКБ мультиметром
  8. Как проверить аккумулятор при работающем движке
  9. При неработающем двигателе
  10. Проверяем параметры аккумулятора с помощью мультиметра
  11. Напряжение
  12. Сила тока
  13. Ёмкость
  14. Внутреннее сопротивление
  15. Ток утечки
  16. Перезаряд
  17. Как проверять амперы в разных устройствах?
  18. В зарядном устройстве
  19. В аккумуляторе
  20. В блоке питания
  21. В автомобиле
  22. Напряжение
  23. Проверка различных видов аккумуляторов
  24. Проверка емкости АКБ ноутбука
  25. Проверка емкости АКБ телефона
  26. Проверка емкости АКБ шуруповерта
  27. Проверка емкости автомобильного аккумулятора
  28. Измерение ёмкости аккумуляторов 18650
  29. Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром на внутреннее сопротивление
  30. Проверка фактической ёмкости батареи
  31. Что можно проверить мультиметром
  32. Заряд
  33. Ток утечки
  34. Плотность
  35. Емкость
  36. Напряжение
  37. Проверка тока на утечку
  38. Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра
  39. Нагрузочная вилка — точный способ проверки

Что такое мультиметр и как он работает

Мультиметр — это устройство, которое можно использовать для измерения напряжения аккумулятора в домашних условиях. А по значению напряжения легко узнать, заряжен он или нуждается в подзарядке.

Обычно прибор измеряет напряжение, но с его помощью также можно узнать:

  • по факту текущей утечки;
  • энергоемкость;
  • внутреннее сопротивление;
  • тока или силы тока.

Кстати, необходимость измерить напряжение иногда возникает не только при наличии автомобильного аккумулятора, но и источника питания для смартфона или любого другого устройства.

Аккумуляторы конечно же продаются с индикатором, отражающим заряд. Но такие модели на 20 – 30% дороже обычных. Приобретя мультиметр и научившись с ним обращаться, действительно можно продлить срок службы батареи.

Распространенные причины разрядки АКБ

Аккумуляторы часто разряжаются как по вине автовладельца, так и по сторонним причинам. Конечно, наиболее частой причиной внезапно севшего автомобильного аккумулятора является отвлечение внимания водителя, то есть включенные электроприборы – фары, подсветка, магнитола и т.д.

разряженный автомобильный аккумулятор

Но по техническим причинам набирается гораздо более внушительный список:

  • загрязнение аккумулятора;
  • долгий срок службы (более 4 лет);
  • поврежденная, устаревшая электропроводка автомобиля;
  • неправильное подключение электроприборов;
  • проблемы с генератором или его регулятором;
  • неправильно подобранный аккумулятор;
  • изменение уровня и плотности электролита;
  • частые поездки на короткие расстояния на малых скоростях.

Тесты аккумуляторной батареи на уровень емкости

Понятие емкости аккумулятора означает, как долго он может функционировать с оптимальной отдачей определенного заряда при определенных значениях U. Емкость измеряется в ампер-часах, и каждый аккумулятор обычно имеет свою номинальную емкость. Самый распространенный способ проверить уровень заряда аккумулятора — применить к аккумулятору определенную нагрузку.

Лучше всего использовать нагрузку, временно выключив фару автомобиля, потому что фара имеет мощность 35-40 Вт, что подходит во всех отношениях. Это означает, что фара при подключении к аккумулятору будет потреблять требуемую половину тока, чтобы вы могли определить, в норме ли емкость аккумулятора. Если фара гаснет быстро, емкости в аккумуляторе, к сожалению, недостаточно.

Чтобы узнать, в норме ли емкость аккумулятора, выполните следующие действия:

  • отсоединить аккумуляторную батарею от генератора автомобиля;
  • подключить нагрузку фары;
  • оставьте аккумулятор в таком положении, дайте ему поработать под нагрузкой около двух минут;
  • отключите фару;
  • установить мультиметр в режим измерения напряжения (напряжения);
  • сделать замеры.

Если аккумулятор исправен и имеет достаточную емкость, U обязательно должно превышать 12,4 В. Эту цифру следует запомнить. Если напряжение тестируемого аккумулятора 12,4 В и меньше, это тревожный сигнал о том, что с такими показателями аккумулятор долго работать не сможет и в любой момент может выйти из строя.

Вы также можете проверить, является ли емкость батареи нормальной, используя метод, называемый «тестовый разряд». Это означает, что аккумулятор необходимо заряжать и заряжать таким образом, чтобы он давал разрядный ток, равный указанному в техпаспорте аккумулятора.

Для этого выполняем следующие действия:

  • полностью зарядить аккумулятор;
  • выполняем нагрузку в соответствии с показателями, указанными в техпаспорте;
  • подключаем к цепи мультиметр — он покажет уровень силы тока;
  • следить за показаниями мультиметра и отмечать время, когда сила тока падает на 50 и более процентов;
  • сравните полученные данные с текущими данными в техпаспорте аккумулятора.

Если различия между этими показателями небольшие, аккумулятор вполне пригоден для дальнейшего использования, емкость в порядке. Если разница большая, это сигнал к тому, чтобы либо зарядить аккумулятор, либо заменить его при необходимости. Непосредственно цифры, обозначающие емкость аккумулятора, с помощью тестера получить нельзя.

проверяем-автомобиль-ный-аккумулятор-мультиметром-7.jpg

Порядок проверки аккумулятора

Процедура извлечения батареи
Как снять аккумулятор с автомобиля.

Прежде чем приступить к испытаниям, необходимо визуально оценить состояние источника питания. Например, поврежденный дом может привести к его разрушению.

Для лучшей оценки аккумулятор лучше снять с посадочного места. Отсоединяйте кабели в следующем порядке: сначала клемма заземления, т.е. «минус», затем «плюс». Чтобы достать аккумулятор, просто открутите зажимной механизм. Также есть удерживающий механизм, и он должен быть в порядке, поскольку он предотвращает дрожание батареи.

Исправность или неисправность аккумулятора можно определить по внешним признакам. Если сбоку или на крышке видны вмятины, трещины, повреждения клемм, вероятно, источник питания «испытал» свое. Если дело только в кабелях, они износились или потрескались, заменить их гораздо проще.

Как измерить ёмкость

Мультиметр также можно использовать в качестве тестера емкости аккумулятора. Емкость батареи можно измерить с помощью контрольного разряда батареи. Для проверки емкости необходимо сначала полностью зарядить аккумулятор. Затем вы должны убедиться, что аккумулятор максимально заряжен, измерив напряжение и плотность электролита.

Затем подключите нагрузку известной мощности, например, лампу накаливания на 24 Вт, и запишите точное время начала этого эксперимента. Когда напряжение батареи упадет до 50% от ранее установленного значения для полностью заряженной батареи, индикатор должен погаснуть.

Измерение емкости, которая выражается в Ач, производится путем умножения силы тока в цепи при подключении нагрузки, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если вы получаете значение, максимально близкое к номинальному значению а/т, значит аккумулятор в отличном состоянии.

Как правильно подключать

В таком вопросе, как проверить амперметр мультиметром, нужно руководствоваться приведенными ниже рекомендациями:

  • Рассчитать площадь для измерения показателей. Аккумулятор имеет 1,5 В, 7,5 В и 12 В. Значение выставлено чуть больше нормы. Это будет запас, который предотвратит поломку устройства.
  • Правильно определите направление тока, т е полярность измеряемых клемм. За ориентир берутся обозначения общепринятого типа, указанные на корпусе.
  • Требуется правильное подключение датчиков. Черный — минус, ставится в розетку общего типа под названием COMMON (COM). Плюс — установлен в красную розетку.

Работать с устройством легко

План дальнейших действий:

  • Прибор настраивается на нужный диапазон измерения.
  • Значение установлено на 10% больше, чем ожидалось.
  • Если показатель неизвестен, за крайнюю отметку принимается максимум.
  • Щупы устанавливаются по схеме, соответствующей типу проводимых измерений. Красный на контактах, где измеряются ток, напряжение или сопротивление. Черный в общем контакте.
  • Щупы подносятся к тестируемому устройству или источнику питания. Красный ставится на плюс, черный на минус.
  • Необходимо оценить полученные показатели. Возможно, потребуется сначала настроить положение указателя («на ноль»), чтобы сделать информацию более достоверной.

Методы проверки АКБ мультиметром

При проверке аккумулятора тестером используются два подхода: измерение параметров при работающем двигателе или при выключенном двигателе. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Как проверить аккумулятор при работающем движке

В этом случае перед проверкой напряжения аккумулятора мультиметром важно учитывать следующие моменты:

  • Запускать двигатель можно только после его установки на ровной площадке и включения стояночного тормоза.
  • После старта начинают работать встроенный генератор и регулятор напряжения, заряжая аккумулятор.
  • Напряжение на клеммах при работающем двигателе достигает значения 13,5-14,0 вольт.
  • Благодаря электронному регулятору он держится на уровне, исключающем возможность закипания электролита.

Для определения точного значения напряжения аккумулятора мультиметром нужно отключить все «мощные» потребители, включая обогреватели, фары и звуковоспроизводящую аппаратуру. Если этого не сделать, мощности генератора на холостом ходу будет недостаточно для поддержания номинального уровня.

При этом его пониженное значение можно объяснить следующими причинами:

  • Наличие плохого контакта в электрической цепи нагрузки.
  • Ошибка встроенного генератора.
  • Неисправность электронного регулятора.

При обнаружении хотя бы одной из этих ошибок не рекомендуется использовать аккумулятор в течение длительного времени. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, нужно понять причину сбоя и устранить ее.

Если результаты измерений удовлетворительны, можно включить потребители энергии, затем добавить обороты двигателя и повторить измерения напряжения. В ситуации, когда на высоких оборотах оно падает до 13,4 вольта и ниже, требуется диагностика генераторной установки и блока управления.

При неработающем двигателе

При выключенном двигателе, когда вы измеряете напряжение аккумулятора, среднее значение должно быть в диапазоне 12,5-13,0 вольт. Верхний предел соответствует 100% заряду, а нижний предел соответствует только 50% заряду. Эти измерения проводятся перед поездкой, а не после выключения двигателя.

Примечание: Оптимальный вариант – пользоваться мультиметром утром после того, как машина переночевала в гараже.

Только в этом случае вы сможете получить точную информацию о том, насколько хорошо батарея способна держать заряд.

Проверяем параметры аккумулятора с помощью мультиметра

Для проведения измерительных работ во многих случаях невозможно обойтись без демонтажа аккумулятора. Если вы собираетесь протестировать автомобильный аккумулятор, его также следует снять с автомобиля.

Напряжение

Все батареи производят постоянный ток на клеммах, поэтому для его измерения переключатель режимов мультиметра должен быть установлен в положение постоянного тока. Напряжение на батареях может существенно отличаться от типа батареи, поэтому для получения максимально корректных показаний необходимо правильно подобрать максимальное напряжение, которое может измерить прибор.

На переключателе мультиметра есть несколько режимов, которые могут измерять напряжение постоянного тока. Для большинства аккумуляторов достаточно установить ограничение в 20 В. Почти все батарейки АА и аккумуляторы для телефонов способны выдавать гораздо более низкое напряжение.

Единственным исключением из этого правила является измерение автомобильных аккумуляторов на 24 В и некоторых портативных аккумуляторов, которые при полной зарядке могут иметь напряжение на клеммах, превышающее 20 В.

Примечание. Точно так же можно измерить напряжение на промышленных батареях или в розетке, только в этом случае нужно переключить переключатель мультиметра на более высокое напряжение, например 200 В.

Мы измеряем напряжение
Сейчас установлено значение 20В, но если напряжение источника выше, то необходимо установить 200 или 1000 в зависимости от напряжения источника.

При измерении важно соблюдать полярность, т.е красный щуп подключить к плюсу на аккумуляторе, а черный к минусу. В случае переполюсовки устройства, оснащенные цифровым дисплеем, сообщат о нарушении полярности знаком минус перед цифрой.

На стрелочных приборах такое подключение вызовет движение стрелки в обратном направлении, что совершенно не позволит получить правильные показания напряжения. Хотя в целом ничего страшного в этом нет.

Сила тока

Для измерения силы тока слаботочной батареи достаточно перевести прибор в режим измерения этого параметра (А). Прикоснувшись щупами прибора к клеммам аккумулятора, можно получить точное значение в миллиамперах.

При измерении на аккумуляторе большей мощности прибор переключают в положение «10А» и плюсовой вывод мультиметра перемещают в соседнюю ячейку.

Если вам нужно измерить ток автомобильного аккумулятора, эти два способа не подходят, т к ток разряда таких аккумуляторов может достигать нескольких сотен ампер. Такие измерения можно проводить только с помощью специального тестера, например Bosch BAT-131.

Ёмкость

С помощью мультиметра можно примерно рассчитать реальную емкость аккумулятора. Помимо тестера необходимо установить или приобрести стабилизатор напряжения, который должен соответствовать номинальному напряжению аккумулятора.

Тогда следует выбрать нагрузку, которая сможет питаться от аккумулятора достаточно продолжительное время. Для расчета емкости также следует подготовить секундомер.

Узнайте вместимость

Процесс измерения осуществляется в следующем порядке:

  • Мультиметр переходит в текущий режим измерения (10 А).
  • Измерительный прибор включен последовательно в цепь, состоящую из источника тока, стабилизатора напряжения и нагрузки.
  • Запускается секундомер.

После включения схемы следует зафиксировать значения на мультиметре, и с помощью секундомера определить, сколько времени потребуется для полной разрядки аккумулятора. Умножив ток на время, можно получить реальную емкость аккумулятора, измеряемую в амперах/часах.

Использование этого метода для измерения емкости многих кислотных аккумуляторов не рекомендуется из-за негативного влияния полной разрядки аккумулятора на работоспособность.

Пример! Если мы заранее знаем, что устройство, подключенное к аккумулятору, использует 10 Ач, то это и будет емкость аккумулятора, в зависимости от того, сколько часов он будет работать. Если в нашем случае устройство проработает 10 часов, то емкость аккумулятора составит 100 ампер.

Внутреннее сопротивление

С помощью мультиметра вы можете легко измерить внутреннее сопротивление источника питания. Для выполнения данной операции необходимо:

  • Измерьте напряжение на клеммах аккумулятора.
  • Подключите нагрузку и измерьте падение напряжения и ток в цепи.
  • Выполните расчеты по формуле R = U/I, где R — внутреннее сопротивление, U — разность напряжений на клеммах аккумулятора до и после включения нагрузки, I — сила тока в цепи.

Этот метод подходит для измерения практически всех типов батарей и аккумуляторов.

Ток утечки
Высокий ток утечки

Ток утечки

Измерить ток утечки очень просто. Для определения этого параметра необходимо перевести мультиметр в режим измерения тока, подключить к прибору отрицательный полюс аккумулятора и подключить через тестер плюсовой вывод аккумулятора к подключаемому кабелю.

Значение тока утечки будет показано на цифровом дисплее. При измерении тока утечки автомобиля мультиметр следует установить в режим измерения сопротивления (10 А) и отключить все потребители электроэнергии.

Перезаряд

Для определения перегрузки мультиметр необходимо перевести в режим измерения напряжения. После определения напряжения следует сравнить номинал аккумулятора с полученными в результате измерения. Если последний более чем на 20% выше нормы, это будет свидетельствовать о перезарядке аккумулятора.

Перезаряд батареи довольно опасен. Кислотные аккумуляторы в этом случае начинают закипать с образованием взрывоопасного газа. Литий-ионные аккумуляторы могут загореться или взорваться при перезарядке.

Как проверять амперы в разных устройствах?

Существует несколько видов проверки.

В зарядном устройстве

Зарядное устройство необходимо проверить, если необходимо определить причину его выхода из строя. Сила тока каждого конкретного устройства разная. Например, на телефонах и планшетах то же самое, а на автомобильных устройствах — гораздо больше.

Примечание. Допустимая доза указывается на этикетке изделия или наносится на тело в виде маркировки.

Принцип работы точно такой же. Отличие заключается в том, что при малых размерах контактов на разъеме сложно подключить щупы.

Как измерить ампер мультиметром в зарядном устройстве, если в разъеме нет щупов:

  • В контакты вставляются иглы из стали.
  • Для этого используйте плоскогубцы и наденьте на руки перчатки.
  • К кончикам иглы нужно подключить щупы через нагрузку.
  • Если это невозможно, необходимо разобрать корпус устройства. Так можно подключить щупы к выходу ЗУ в месте пайки каждого вывода электрического провода.

Необходимо соблюдать меры безопасности и учитывать рекомендации производителя. У одних изделий запрещено открывать крышку, а другие полностью одноразовые, то есть не подлежат ремонту.

В аккумуляторе

Проверить литий-ионный аккумулятор автомобиля можно следующим образом:

  • Мультиметр устанавливается в режим вольтметра, на котором проверяется напряжение.
  • Установите диапазон от 0 до 20 В.
  • Рекомендуется измерять аккумулятор только тогда, когда автомобиль отключен от источника питания.
  • Красный щуп прикладывается к плюсовому контакту.
  • Черный щуп ставится на минусовой контакт через нагрузку.
  • Полученные результаты необходимо зафиксировать.

Теперь нам нужно оценить результат:

  • Напряжение = 12,6 вольт. Устройство готово к использованию. Нет необходимости заряжать.
  • Напряжение меньше 12 В. Аккумулятор автомобиля необходимо зарядить. Она очистила воздух.
  • Показания более 15 В. Такой прибор использовать запрещено. Это повредит генератор. Вам нужно купить новый аккумулятор.

Примечание. Чтобы получить точные данные, нужно измерить его через 6 часов после отключения автомобиля.

В блоке питания

Проверить силу тока мультиметром на блоке питания вполне возможно. Процедуру выполняют в состоянии покоя и обязательно прикладывают нагрузку. Принцип работы такой же, как и при работе с другим оборудованием. Следует только отметить, что блок питания имеет высокую мощность. Следовательно, измерения проводятся как можно быстрее, до того, как выводы зонда нагреются.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию изучения питания кассового аппарата, фотоаппарата, мобильного телефона и т.п. В этом случае мультиметр нужен для измерения силы тока. Это необходимо для понимания работоспособности устройства. В некоторых случаях выходное напряжение не всегда может гарантировать работу.

Исследование делается в перерыве с нагрузкой:

  • Переключатель режимов тестера должен быть установлен на максимальное значение 10 ампер.
  • Замер блока питания с выходом более 10 ампер на обычном мультиметре запрещен.
  • Далее нужно разорвать цепочку. При невозможности вскрытия корпуса вырезается жила питающих линий.
  • Для замыкания один провод подключается к щупу тестера, а другой к цепи питания — провод, идущий от блока питания. Как замкнуть цепь на приборе с помощью мультиметра.
  • Аккумулятор выступает в роли потребителя энергии. Он полностью разрушен. Ток будет вдвое больше рабочего тока.
  • Постепенно с увеличением уровня заряда можно наблюдать снижение силы тока, которое стремится к 0.

Даже если стрелка не сдвинется с отметки 0, не пугайтесь. Это не означает, что устройство сломано.

Обратите внимание на следующее! Измерение занимает всего несколько секунд. Если напряжение 12 вольт, а сила тока не менее 3-5 ампер, провода могут нагреваться до обугливания. Это может вывести из строя любые устройства, подключенные к цепи.

Читайте также: Как проверить первичную обмотку трансформатора мультиметром

В автомобиле

Для определения пригодности генератора автомобиля к эксплуатации необходимо проверить уровень заряда. Правила использования устройства такие же, как и с аккумулятором. В случае некорректных данных необходимо проверить каждый компонент устройства:

  • кисти;
  • кольца;
  • диодный мост;
  • регулятор напряжения;
  • статорный блок;
  • ротор.

Напряжение

Перед проверкой аккумулятора мультиметром желательно выбрать качественную модель от надежного производителя.

К сожалению, на рынке продаются и дешевые приборы, китайские подделки, в том случае, когда нельзя рассчитывать на высокую точность измерений или долгий срок службы.

Измерение параметров батареи мультиметром

Если вы не знаете, как проверить текущий заряд аккумулятора обычным мультиметром, приведенная ниже инструкция вам очень поможет.

Измерить напряжение не сложно. Эту задачу можно выполнить своими руками.

Есть буквально несколько шагов, которые позволят понять, как правильно проверить заряд аккумулятора, то есть напряжение в нем, при помощи мультиметра.

  • Переключите прибор в режим измерения напряжения постоянного тока.
  • Установите пороговое значение 20 В, так как у обычного легкового автомобиля больше не может быть.
  • Чтобы измерить напряжение своего аккумулятора, нужно мультиметром, а точнее его щупами подключиться к одноименным клеммам на аккумуляторе.
  • Через несколько секунд на дисплее отобразится значение. В норме оно должно быть около 12,7 В, если нет нагрузки.

Бывает и так, что проверить текущий заряд аккумулятора универсальным тестером невозможно, так как на экране появляется знак -.

Это распространенная ошибка среди новичков. Пользователь просто неправильно подключил щупы. То есть плюс шел к минусу, а минус подключался к плюсу. Отсюда и данные на экране.

Нет ничего плохого в том, что щупы не на месте при измерении напряжения. Но таких ошибок лучше не делать.

Если вам удалось измерить напряжение на автомобильном аккумуляторе, можно двигаться дальше. Ведь мультиметр сможет получить много полезной информации о состоянии аккумулятора.

Проверка различных видов аккумуляторов

Для измерения емкости аккумулятора не обязательно использовать мультиметр – можно измерить значение этой характеристики с помощью программ и приспособлений.

Проверка емкости АКБ ноутбука

Для проверки емкости аккумулятора ноутбука необходимо использовать специальные инструменты: Battery Care, Aida (для операционных систем семейства Windows), cocosBattery (для Mac OS), которые показывают фактическое и заявленное производителем значение этой характеристики.

Также проверить заряд аккумулятора ноутбука можно с помощью командной строки, где нужно ввести powercfg energy и нажать кнопку Enter. В результате таких действий система примерно через минуту выдаст на адрес подробный отчет о состоянии источника энергии и всей системы питания компьютера.

Проверка емкости АКБ телефона

Измерить емкость аккумулятора мобильного телефона можно с помощью специальных программ или USB-тестера.

Итак, емкость аккумулятора телефона Android можно узнать с помощью таких программ, как Nova Battery Tester, Battery HD Pro, Power Battery. Эти программы позволяют быстро и точно получать актуальную информацию о состоянии аккумулятора, прогнозировать продолжительность его нормального функционирования и необходимость замены. Это особенно важно при использовании некачественных аккумуляторов, склонных к самопроизвольному вздутию и протечке.

Проверка емкости АКБ шуруповерта

Емкость аккумулятора шуруповерта определяется путем измерения времени работы полностью заряженного источника питания на инструменте. Если полученное значение меньше указанного на блоке питания, один или несколько его внутренних элементов пришли в негодность.

Проверка емкости автомобильного аккумулятора

Измерение емкости автомобильного аккумулятора проводится по описанному выше алгоритму при подключенной нагрузке. В качестве груза используются мощные фонари, магнитолы, автомобильные компрессоры для подкачки колес.

Измерение ёмкости аккумуляторов 18650

аккумулятор типа 18650

Емкость батареи этого типа измеряется с помощью тестера или путем подключения к нагрузке. Значение этой характеристики рассчитывается для аккумулятора 18650 по тому же принципу, что и для автомобильного аккумулятора.

Зная, как измерить емкость аккумулятора, вы сможете контролировать эту важную характеристику и вовремя заменить аккумулятор, когда значение упадет ниже максимально допустимого уровня. Не имея понятия, как узнать емкость, можно длительное время эксплуатировать аккумулятор с низким значением этой характеристики, что негативно скажется на самой технике, работающей от такого элемента.

Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром на внутреннее сопротивление

Также важно знать, как измерить внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора мультиметром. Это тоже требует нагрузки. Возьмите галогенную лампочку мощностью 60 Вт. Потребляемый ток будет 5 А. При токе 100 А падение напряжения не должно превышать 1 В. Итак, при нашем значении 5 А напряжение около 0,05 В.

Как проверить аккумулятор мультиметром:

  1. Подсоедините лампу к аккумулятору.
  2. Подождите, пока лампа не начнет гореть.
  3. Когда это произойдет, посмотрите значение напряжения на клеммах аккумулятора, то есть нужно воспользоваться мультиметром.
  4. Запишите измерения.
  5. Выключите лампу.
  6. Еще раз проверьте значения напряжения на клеммах.

Теперь нам просто нужно определить разницу между двумя значениями. Если оно не более 0,05 В, с аккумулятором все в порядке, то есть внутреннее сопротивление в норме. Если разница большая, батарея сильно изношена, постарайтесь заменить ее как можно скорее.

Теперь в вашей копилке есть ответ на вопрос: можно ли проверить аккумулятор мультиметром на внутреннее сопротивление.

Если вы не хотите узнавать, как измерить амперы в аккумуляторе мультиметром, как измерить заряд аккумулятора, как проверить автомобильный аккумулятор по другим параметрам мультиметром, не беспокойтесь. Всегда найдутся специалисты, которые за деньги или по дружбе проведут все необходимые замеры аккумулятора мультиметром.

Проверка фактической ёмкости батареи

Для измерения такого важного параметра, как реальная емкость аккумулятора, мультиметр должен иметь только соединительные провода и нагрузку известной мощности (или известного сопротивления). В этом качестве очень удобно использовать автомобильные лампочки на напряжение 12 вольт:

  • они продаются в любом автомагазине;
  • можно включить аккумулятор на нужную мощность и установить любой ток разряда.

Кроме того, лампы, которые нагружают, стабилизируют ток. По мере падения напряжения на клеммах батареи нити накала немного остывают, сопротивление уменьшается, а падение тока незначительно. Это повышает точность измерения. А вот светодиодные устройства для этих целей не подходят – у них слишком мало потребляемой мощности, а потребуется их слишком много. Ищем лампочки.

Следует помнить, что емкость зависит от тока, которым разряжается аккумулятор. Заявленная мощность заявлена ​​при разряде аккумулятора током 5% от номинального значения. Необходимо подобрать мощность ламп для достижения такого тока. Например, для аккумулятора емкостью 60 А*ч оптимально для измерения разрядить током 3 А. Для этого мощность лампы при напряжении 12 вольт должна быть P = U* I = 12 * 3 = 36 Вт. Можно взять три лампы по 12 ватт или две по 18 ватт и т.д. За точностью гнаться не надо — точная мощность пока неизвестна, ее нужно только узнать.

Схема измерения емкости аккумулятора.
Схема измерения емкости аккумулятора

Перед измерением полностью зарядите аккумулятор и соберите схему, как показано на рисунке. Время начала выписки должно быть фиксированным. Если есть два мультиметра, то одним можно мерить ток, другим напряжение, или можно периодически подключать тестер либо как вольтметр, либо как амперметр. Результаты следует регистрировать каждые 30-60 минут, а при достижении уровня 11,5 вольт каждые 10-15 минут. При снижении напряжения до 10,5 вольт разряд необходимо прекратить и зафиксировать время окончания. Реальную мощность рассчитывают по формуле С=I*t, где:

  • I — средний ток в амперах;
  • t — время разряда в часах.

Читайте также: Параллельное и последовательное соединение проводников

Так, если аккумулятор разряжался в течение 16 часов при среднем токе 3 ампера, его реальная емкость составит 16 * 3 = 48 А * ч. Измерения следует производить при температуре +25 °С.

Что можно проверить мультиметром

Этот измерительный прибор пригодится каждому автовладельцу. С его помощью можно быстро, «в поле», определить ряд показателей. И уже по цифрам оценивают, исправна ли батарея или с ней что-то не так.

Заряд

Самые современные автомобильные аккумуляторы — литий-ионные (Li-Ion). С помощью мультиметра легко проверить, заряжен аккумулятор или нет. Это делается следующим образом:

  1. Отключите аккумулятор и дайте ему «отдохнуть» 5-6 часов.
  2. Мультиметр переходит в режим «Напряжение» (измерение напряжения).
  3. Литиевые аккумуляторы выдают ток в диапазоне 12,7 – 13,2 В, поэтому прибор настроен на 20 В. Напряжение будет измеряться от этого значения и ниже.
  4. Провода мультиметра ведут к аккумулятору: красный — на «плюс», черный — на «минус». Если кабели одного цвета, их контролируют по маркировке.

Мультиметр должен показывать цифры на дисплее. Они оценивают состояние аккумулятора:

  • 12,7 — 13,2 В — блок питания исправен;
  • 12,1 — 12,4 В — примерно половина заряда, то есть нужно пополнить хранилище;
  • 11,6 – 12 В – «разряженный» аккумулятор, который вряд ли послужит источником энергии;
  • до 11 В – использованный аккумулятор, который можно отправить на переработку.

Степень заряда аккумулятора по напряжению
Таблица определения степени заряда аккумулятора по напряжению.

проверить аккумулятор мультиметром, чтобы сразу оценить его работоспособность, несложно, нужно лишь немного времени.

Ток утечки

Утечка мощности – показатель, отражающий, сколько энергии расходуется на поддержание работы потребителей, подключенных к бортовой сети. Каждая батарея имеет определенное минимальное значение тока утечки. В среднем это от 55 до 80 мА.

Это токи, которые «уходят» на поддержание работы магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и т д. Суммарно утечка не должна превышать 70 мА. Если больше, аккумулятор начнет сильнее разряжаться, что быстрее сократит срок его службы.

Текущий тест на утечку:

Проверяет ток утечки
Проверьте ток утечки мультиметром.

  1. Выключите все потребители энергии.
  2. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора».
  3. Мультиметр переходит в режим измерения постоянного тока в диапазоне до 10 А.
  4. «Плюсовой» провод устройства подключается к «плюсу» аккумуляторной батареи.
  5. К снятому «минусу» подводят «минус» тестера.

Если утечек нет, он покажет нули. Если есть утечка, то будет видно, как быстро садится батарея. Если значения выше нормы, необходимо определить прожорливого потребителя, отключив поочередно предохранители и вернув их на место.

Плотность

Обычно уровень электролита проверяют специальной стеклянной трубкой со шкалой с делениями – ареометром. Зато есть мультиметр. Инструкция:

  1. Тестер переведен в режим «Напряжение», к нему подключены провода с «крокодилами».
  2. Переключатель установлен на 20 В — ниже все покажет.
  3. Черный провод подключается к «минусу», красный — к «плюсу».
  4. Посмотрите на значение напряжения и сравните с нормой. Полностью заряженный аккумулятор имеет 12,7 В. Если 12,1 — 12,4 заряжены наполовину, плотность неправильная.

Плотность электролита рекомендуется измерять каждые 15 – 20 000 км пробега.

Плотность электролита при разных температурах
Плотность электролита при различных температурах.

Емкость

Емкость можно измерить, проверив разряд батареи. Сначала полностью зарядите аккумулятор. Чтобы убедиться, что он полностью заряжен, проверьте напряжение и плотность электролита.

Затем подключается нагрузка, например лампочка на 24 В, и фиксируется время. При снижении напряжения до 50% лампа накаливания гаснет. Энергоемкость, измеряемая в Ампер-часах (Ач), измеряется следующим образом: умножить ток в цепи с подключенной нагрузкой на количество часов, отведенных на контрольный разряд. Если полученное значение близко к номинальному, с аккумуляторами все в порядке.

Напряжение

Нормальное напряжение батареи
Нормальное напряжение батареи.

Проверку можно проводить при выключенном двигателе. Норма 13,5 – 14 В. Аккумулятор с таким напряжением считается годным к употреблению.

Если устройство пишет более 14,2 В, аккумулятор заряжен не полностью. Генератор в это время усиленно работает, чтобы обеспечить энергией всех потребителей. Зимой аккумулятор замерзает и разряжается, поэтому тест может с первого раза показать не правильные значения.

Если вы проверяете при работающем двигателе и отключенных потребителях, а прибор показывает меньше 13 В, генератор работает с перебоями, то есть не в состоянии полностью зарядить аккумулятор.

Проверка тока на утечку

Точно так же можно измерить ток утечки в автомобиле – токоизмерительными клещами или мультиметром. Схема измерения будет такой же, как и предыдущая. Перед началом измерения заглушите двигатель и отключите явных потребителей:

  • осветительное оборудование;
  • автомобильное радио;
  • другие нагрузки.

Если измеренный ток утечки превышает разумное значение (примерная сумма оставшихся нагрузок — автосигнализация, другая автоэлектроника, которую невозможно или сложно отключить), нужно искать проблему — короткое замыкание, перекрытие изоляции или загрязнения и т.д.

Необходимо понимать, что если утечка произойдет из-за загрязненного корпуса аккумулятора (подтеки масла, электролита, налипшая токопроводящая пыль), то обнаружить ее таким образом не удастся — путь тока будет направлен мимо измеряемой цепи. Поэтому при первых же подозрениях на ненормальный расход необходимо очистить корпус батареи от грязи (например, помыть моющими средствами).

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром
Ползучие пути в зараженном доме.

Подробнее читайте в статье: Как найти рассматриваемую утечку в автомобиле с помощью мультиметра

Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра

Специальное устройство может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Вы можете купить их у любого крупного автомобильного дилера или в разделе «все электрические» супермаркета. Вот как это сделать — по пунктам:

  1. Убедитесь, что зажигание автомобиля выключено.
  2. Установите мультиметр в режим вольтметра и установите переключатель в положение 20 вольт.
  3. Подсоедините провода к нужным клеммам на устройстве.
  4. Поместите металлические щупы на концы проводов клеммы аккумулятора — красный для положительного и черный для отрицательного.
  5. Запишите свои показания.
Показания вольтметра (без нагрузки), В Уровень заряда батареи, %: Уровень заряда батареи
12,6 В или больше 100%
12,5 — 12,3 В 75% — 50%
12,1–11,7 В или менее 25% — 0%

Из этой таблицы видно, что батарея заряжена не полностью, если напряжение на клеммах батареи меньше 12,7 В.

Нагрузочная вилка — точный способ проверки

Есть еще один, более точный способ проверки автомобильного аккумулятора. Здесь в качестве инструмента используется специальное приспособление – погрузочная вилка.

Погрузочная вилка

Прибор представляет собой достаточно точный вольтметр, параллельно с ним встроенная нагрузка, дающая ток 100-200 А. Подключив вилку к аккумулятору, заставляем его давать большой ток и одновременно измерять напряжение на клеммах. Использование большого тока разряда позволяет точно оценить текущее состояние аккумулятора.

Важно! Нагрузочные вилки выпускаются на разные токи и напряжения. Для автомобилей любого класса отлично подойдет устройство, рассчитанное на напряжение 12 В и обеспечивающее разрядный ток 100-120 А.

Как проверить аккумулятор на этом устройстве? Отключаем аккумулятор от нагрузки и выдерживаем в таком состоянии не менее 4-6 часов. Первым шагом в измерении является проверка напряжения холостого хода. Подключаем штекерный кабель (обычно заканчивается «крокодилом») к плюсовому полюсу аккумулятора. Щупом типа толстой острой палочки прикасаемся к отрицательному полюсу батарейки. Считываем показания с прибора (он может быть стрелочным или цифровым). Проверяем табличку ниже и узнаем степень заряженности аккумулятора.

Зависимость напряжения от степени заряда аккумулятора

Степень заряда, % Напряжение без нагрузки, В Напряжение под нагрузкой 100 А, В Степень заряда, % Напряжение без нагрузки, В Напряжение под нагрузкой 100 А, В
100 12,7 10,8 44 12.12 9,46
94 12,6 10,66 37,5 12.06 9.3
87,5 12.54 10,5 31 12 9.14
81 12:48 10.34 25 11,94 9
75 12:42 10.2 19 11,88 8,84
69 12:36 10.06 12,5 11,82 8,68
62,5 12.3 9,9 6 11,76 8,54
56 12.24 9,74 0 11,7 8.4
50 12.18 9,6

Отключите блок, подключите нагрузку. Как это сделать описано в инструкции к конкретной вилке. В одних устройствах он заменяется мощными переключателями и кнопками, в других устанавливается в ножевые контакты. Мы снова подключимся. На этот раз мы устанавливаем зонд быстро и с усилием, чтобы уменьшить искрение при подключении.

Ждем 4-5 секунд, считываем показания с вольтметра и сразу отключаем вилку нагрузки. Пока он остывает, а аккумулятор приходит в себя после скачка напряжения, проверяем табличку и смотрим, не выходит ли результат за допустимые пределы. Если измеренное напряжение ниже указанного напряжения, то с аккумулятором явно что-то не так. На картинке ниже под нагрузкой напряжение аккумулятора упало до 7 В. Аккумулятору явно пора умирать.

Полная инструкция по проверке автомобильного аккумулятора мультиметром

Важно! Время измерения под нагрузкой не должно превышать 5 секунд. Подождите не менее 4–6 часов, пока батарея восстановится, прежде чем снова проводить измерения. В противном случае повторный тест будет необъективным.

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы