Как проверить автомобильный аккумулятор: все способы

Вопросы и ответы
Содержание
  1. Внешний осмотр
  2. Каким образом проверить АКБ на замыкание банок
  3. Другие способы проверки аккумулятора
  4. Визуальный осмотр
  5. Тестирование нагрузочной вилкой
  6. Изучение уровня и плотности электролита
  7. 2. Измерения при помощи нагрузочной вилки
  8. Советы напоследок
  9. Изучение внутреннего мира
  10. Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?
  11. Пощупаем, понюхаем
  12. Виды нагрузочных вилок
  13. Оборудование, необходимое для проверки аккумулятора
  14. Проверка состояния аккумулятора по уровню и плотности электролита
  15. Замена ремня ГРМ Рено Логан: сделать своими руками или доверить мастеру
  16. Изготовление электролита в домашних условиях
  17. Как без приборов проверить, живой ли аккумулятор?
  18. 2. Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля без приборов?
  19. Использование мультиметра
  20. Проверка напряжения
  21. Применение зарядного устройства при проверке АКБ
  22. Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой
  23. Проверка ёмкости
  24. Проверка без приборов и инструментов
  25. Проверка сопротивления
  26. Проверяем остаточную ёмкость аккумулятора
  27. 3. Измерения при помощи специальных устройств, тестеров анализаторов АКБ
  28. Приборы Кулон
  29. Тестеры PITE
  30. Анализаторы Fluke
  31. Проверка нагрузочной вилкой

Внешний осмотр

Первым делом внимательно осмотрите батарею: в норме она сухая, чистая и без признаков повреждения. Плохо, когда:

  • поверхность батареи сильно загрязнена;
  • клеммы окислились;
  • крышка аккумуляторного отсека повреждена;
  • есть следы электролита.

Любое из вышеперечисленного приведет к быстрой разрядке аккумулятора, тем самым повысив риск попадания в неприятные ситуации. Что делать?

Внешний осмотр батареи

Внешние загрязнения аккумулятора легко удаляются ветошью (тряпкой), смоченной в 6% растворе соды (примерно столовая ложка на стакан). Необходимо избегать намокания контактов, проводов и сильного заливания водой.

Этот же раствор поможет справиться с окислением клемм – нанесите состав на загрязненные участки, подождите пару минут и тщательно зачистите щеткой (не металлической!). После процедуры промыть очищенные поверхности дистиллированной водой.

Если окисление обширное, первым делом прибегают к механической очистке, главное не повредить провода.

Помните, что такие работы необходимо проводить при выключенном двигателе и отключенных полюсах от аккумуляторной батареи! Также не заливайте провода и обязательно дождитесь испарения остатков влаги.

измерительный электролит

Каким образом проверить АКБ на замыкание банок

Об этом нам расскажет предыдущая проверка. Если значение плотности в одном из ящиков ниже 1,24 г/см3 на 0,10-0,15 г/см3, можно говорить о коротком замыкании. Затем нужно включить нагрузку, открутив все колпачки. И на этой банке смотреть закипание электролита. Если закипит, тарелки закрыты. Эта проверка дает 100% гарантию.

Другие способы проверки аккумулятора

Для проверки аккумулятора автомобиля можно использовать несколько методов. Некоторые из них обойдутся без специального оборудования, для других потребуются знания в области электротехники. Однако все они производятся достаточно легко даже неопытными автомобилистами.

Визуальный осмотр

При покупке аккумулятора он подлежит тщательному осмотру на предмет целостности корпуса или состояния клеммных соединений. А ведь такая процедура просто необходима каждый раз, когда вы открываете капот моторного отсека. Это не займет много времени, но может уберечь от неприятных инцидентов, которые могут произойти из-за случайных пустяков. Поднимите крышку, сосредоточьтесь на следующих вопросах:

  • Наличие трещин и неплотностей на корпусе.
  • Нет загрязнения. Это ускоряет саморазряд аккумулятора. Для сушки подходит слабощелочной раствор 5 г соды на 100 г воды.
  • Чистота сцепных шпилек от светло-зеленого оксида. Шлифовать следует мелкозернистой наждачной бумагой.
  • Плотные контакты. Это предотвратит нагрев и подгорание проводов.

Тестирование нагрузочной вилкой

С помощью такого устройства создается аналогия тока, потребляемого аккумулятором при запуске. Он состоит из клеммных колодок, вольтметра и сопротивления. Все действие разделено на 2 этапа:

  • Как проверить исправность батареи
    В первом случае измерение проводится на отключенной аккумуляторной батарее через 7 часов после остановки двигателя. Если уровень электролита низкий, его необходимо долить.Оптимальная температура воздуха +20 градусов. Заливные пробки должны быть открыты. Положительный полюс необходимо соединить с положительным полюсом батареи, к отрицательному электроду прикоснуться минусом. Показания на дисплее будут отражать уровень заряда: 12,6-12,9 В соответствует 100% наполнению, 12,3-12,6-75%, 12,1-12,3 В – полуготовности; 11,8-12,7 В – четверть нормы; все, что ниже указанных значений, указывает на то, что батарея разрядилась до нуля.
  • Во время работы измерения выполняются на заряженной батарее. К вилке следует подключить нагрузочный резистор и собрать схему, как при проверке с выключенным оборудованием. Следует отметить, что на контактах могут возникать искры из-за протекания через них большого тока. Показания фиксируются через 5 с после включения. Степень заряда определяется следующим образом: стопроцентная мощность соответствует напряжению 10,2 В, 75 % будет 9,6 В, 50 % -9 В, 25 % -8,4 В, менее 7,8 В — нулевой заряд.

Читайте также: Советы по проверке датчиков веса

Изучение уровня и плотности электролита

Как проверить автомобильный аккумулятор
Эта операция возможна только на тех батареях, в конструкции которых предусмотрено техническое обслуживание. Аккумулятор при испытании необходимо расположить строго горизонтально с отвинченными от коробок пробками. Уровень жидкости определяют визуально: тарелки должны быть погружены примерно на 1 см. Более точно установить наполнение поможет стеклянный щуп, который должен показывать наполнение каждой коробки на 10-15 мм. Уровень электролита следует увеличить, добавив дистиллированную воду, после чего можно зарядить источник питания.

Плотность можно определить с помощью кислотного ареометра, который похож на грушу со стеклянной колбой и градуированным поплавком. Измерение проводится на полностью заряженном аккумуляторе при температуре 25 градусов Цельсия. Во время работы обязательно использование средств защиты: кислотостойких защитных очков и перчаток.

Для начала проверки наконечник прибора нужно опустить в банку и набрать лампочкой немного жидкости, чтобы индикатор свободно плавал в ней. По специальной таблице необходимо проверить соответствие показаний весов на предмет пригодности содержимого для дальнейшего использования. В нормальных условиях хороший электролит найдет плотность 1,28 ± 0,01 г/см3, а снижение на каждые 0,01 г/см3 означает разрядку 5-6%. Эту процедуру следует проводить каждые полгода.

Проверка батареи

2. Измерения при помощи нагрузочной вилки

Строение простейшей нагрузочной вилки показано на схеме:

Проверка аккумулятора: штекер для зарядки

Прибор снабжен вольтметром, параллельно которому установлен нагрузочный резистор большой мощности, и имеет два щупа. В старых моделях вольтметры аналоговые; более новые модели обычно оснащены ЖК-экраном и цифровым вольтметром. Существуют нагрузочные вилки со сложной схемой, в которой используется несколько нагрузочных катушек (сменных резисторов), рассчитанных на разные диапазоны измерения напряжения, предназначенные для проверки кислотных или щелочных аккумуляторов. Есть даже пробки, которые проверяют отдельные батареи. В дополнение к вольтметру усовершенствованные устройства могут включать в себя амперметр.

Проверка аккумулятора: какие параметры измеряет нагрузочная вилка?

Проверка батареи: какие параметры батареи следует проверить?

Данные, полученные при измерениях, необходимо также сравнить с параметрами, заявленными производителями для данного типа аккумуляторов и заданного сопротивления.

Советы напоследок

Теперь вы знаете, как проверить исправность автомобильного аккумулятора самостоятельно и какие инструменты для этого потребуются. И напоследок несколько простых советов, которые помогут вам при использовании автомобильного аккумулятора:

  • держите батарею в чистоте. Регулярно вытирайте следы масляных и электролитных пятен, пыль, грязь. Очистите клеммы и клеммы от окисления. Их лучше покрыть специальной смазкой для электрических контактов;
  • периодически заряжайте аккумулятор от сетевого устройства. Зарядку можно делать раз в квартал, а зимой и чаще;
  • периодически проверяйте уровень электролита в банках аккумуляторов и не допускайте его падения ниже минимальной отметки. Летом, когда батарея выкипает от жары, проверку нужно делать чаще;
  • проверить плотность электролита на заряженном аккумуляторе. Стандартное значение составляет 1,27 г/см3. Зимой это значение рекомендуется повышать до 1,29 г/см3;
  • следить за исправностью бортовой сети автомобиля (генератор, регулятор напряжения, проводка).

Изучение внутреннего мира

Проверка аккумулятора должна продолжаться измерением уровня электролита. Он отвечает за большую часть того, что происходит с автомобилем. Электролит проверяют по следующим параметрам: плотность и уровень.

Для проверки уровня вам понадобится градуированная стеклянная трубка. Откручиваем шайбы, закрывающие так называемые банки — секции в аккумуляторе. Опустите один конец трубки до упора и закройте верхний конец пальцем. Возьми трубку.

Оптимально, если раствор закрывает верхний край плит на 10–15 мм. Всего жидкости должно быть 30-40 мм. Так что проверяйте каждую часть.

контроль плотности электролита

Следующим шагом является проверка плотности электролита с помощью ареометра. Нормальная норма составляет 1,26–1,28 г/куб.см при положительной температуре. Показатель будет меньше, если измерения производить при нулевой температуре, но это говорит о низком заряде аккумулятора.

В экстремально холодную погоду плотность не должна опускаться ниже 1,27 г/куб.см, иначе существует опасность замерзания электролита.

Если плотность электролита больше положенных значений, а уровень ниже, стоит долить дистиллированную воду. Важно, чтобы не было другой воды, так как это только дистиллят, не содержащий примесей солей и металлов, способных повредить аккумулятор.

Если плотность чуть меньше (1,24–1,25 г/куб.см), доливается электролит. Его можно сделать самостоятельно или купить в специализированных магазинах. Излишки жидкости удаляются «баллончиком». Любая протечка электролита должна быть устранена из корпуса!

Как проверить автомобильный аккумулятор тестером тока холодной прокрутки?

Как мы теперь понимаем, мало измерить напряжение аккумулятора, и зарядным штекером не всегда можно проверить, да и не все аккумуляторы с его помощью можно проверить корректно. Что делать?

Около 35 лет назад в недрах Motorola родилась технология измерения внутреннего сопротивления (проводимости) аккумулятора. А первое устройство выпустила компания Midtronics, основатель которой купил и подал заявку на патент на эту технологию. На основании данных о внутреннем сопротивлении тестеры аккумуляторов анализируют состояние пластин аккумулятора и делают вывод о пусковом токе аккумулятора (CCA). Чем выше ОХТ — ток холодной прокатки, тем больше вероятность запуска двигателя автомобиля зимой.

тестер акб 1024х768 - Как проверить автомобильный аккумулятор

Такой тест батареи практически лишен проблем нагрузочных вилок и обычного мультиметра. Вот основные преимущества тестеров тока холодного пуска аккумуляторов:

  1. Аккумуляторы можно тестировать в разряженном состоянии

  2. Предусмотрен алгоритм проверки и снятия поверхностного заряда — ждать не нужно

  3. Тест не разряжает аккумулятор — нет необходимости заряжать его после теста

  4. Это полностью безопасно — нет риска короткого замыкания

  5. Количественный анализ батареи, а не только качественный

Почему автомагазины боятся таких тестеров?

Количественный анализ аккумуляторов дает конкретную цифру измеряемого пускового тока — основной характеристики автомобильного аккумулятора, т.е какой максимальный ток может обеспечить этот аккумулятор для запуска двигателя автомобиля. Зарядная вилка дает понимание того, как батарея ведет себя под нагрузкой, но не как — какую мощность она может обеспечить.

Процесс проверки аналогичен предыдущим методам — соедините клеммы аккумулятора, затем выберите базовое значение пускового тока (написано на аккумуляторе) — чтобы тестер сравнил полученное значение и следуйте инструкциям тестера.

Такие тестеры сейчас широко используются. Есть как специальные дилерские агрегаты, так и бытовые модели. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Рынок также наводнили некачественные китайские изделия кустарного промысла.

Измерив пусковой ток аккумулятора и сравнив его с базовым эталонным значением, указанным на аккумуляторе, тестер сделает вывод о качестве аккумулятора и предупредит о необходимости его замены. Например, на картинке новая батарея с базовым значением 540 CCA, но измеренное значение составляет всего 427 CCA. Зимой такой аккумулятор обязательно подведет автомобилиста.

Стоит отметить, что есть последний вариант проверки аккумулятора, и этот способ проверки аккумулятора самый правильный, но долгий и дорогой.

Пощупаем, понюхаем

Материалы по теме Можно ли ездить без аккумулятора? Эксперимент «За рулем»

Как проверить состояние батареи? Прежде всего, мы должны убедиться, что электрооборудование на борту работает. Достаем электронный тестер и измеряем напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Должно быть около 14,0-14,4 В. Если намного меньше, то дело не в аккумуляторе, нужно искать причину в генераторе или проводке.

Напряжение при выключенном двигателе и полностью заряженном аккумуляторе должно быть 12,6–12,7 В. Для чистоты эксперимента желательно, чтобы это измерение проводилось через несколько часов после остановки двигателя, иначе показания будут завышены. Если счетчик показывает 12,3 В или меньше, аккумулятор явно недозаряжен. ­

Надо попробовать его зарядить и понаблюдать за дальнейшим поведением. Восстановится — ура, нет — в отставку.

И самая банальная проверка работоспособности аккумулятора — заглянуть в глазок. Однако его устанавливают не все производители, да и особого смысла в нем нет: он показывает уровень электролита и его плотность только в одной банке из шести.

Срок службы батареи варьируется в зависимости от режима движения, погодных условий и состояния автомобиля, но в среднем составляет 4-5 лет.

Виды нагрузочных вилок

Конструкция погрузочной вилки достаточно проста и в минимальном исполнении включает в себя следующие обязательные элементы:

  1. вольтметр;
  2. сопротивление нагрузки (катушка);
  3. отрицательный провод с зажимом типа «крокодил»;
  4. плюсовой щуп (может быть на проводе).

Чтобы понять, какая вилка подходит именно вам, узнайте, какие аккумуляторы нужно тестировать.

Определяющих параметров немного: номинальное напряжение аккумулятора и его емкость.

Вилки могут быть рассчитаны как на разное напряжение, так и на комбинированное 6В/12В/24В. В этом случае пользователь может сам выбрать конкретное значение.

В зависимости от модели вилка имеет одну или две нагрузочные катушки, которые можно соединять как вместе, так и по отдельности. Одна катушка используется для проверки аккумуляторов емкостью до 100 Ач. При подключении двух катушек одной вилкой можно проверить исправность аккумуляторов емкостью до 240 Ач.

Некоторые модели оснащены дополнительным амперметром. Это значительно расширяет возможности штекера по измерению различных свойств цепи. Такие вилки чаще всего используются на заправках, для проверки аккумулятора в домашних условиях покупать эту вилку не обязательно.

Электронная погрузочная вилка

Оборудование, необходимое для проверки аккумулятора

В зависимости от метода диагностики требуются разные инструменты. Обзор основных методов и необходимого оборудования представлен в таблице ниже.

Таблица – Оборудование, необходимое для проверки аккумулятора

Визуальный осмотр Щетка, лампа для освещения, тряпки
Проверка аккумулятора зарядной вилкой Погрузочная вилка, наждачная бумага, гаечные ключи
Проверяет плотность электролита аккумулятора Аэрометр, отвертка, плоскогубцы, гаечные ключи, ветошь
Используйте измерительные инструменты Мультиметр, вольтметр, мегомметр
Проверка памяти Зарядное устройство, ключи

Проверка состояния аккумулятора по уровню и плотности электролита

Есть еще один способ проверить состояние обслуживаемых аккумуляторов. Для него нам понадобится ареометр (прибор для измерения плотности жидкости).

Уровень электролита во всех банках заряженного аккумулятора должен быть одинаковым, ок на 1 см выше верхнего уровня пластин, а плотность электролита при различных температурах должна быть в пределах от 1,27 (при +20°С) до 1,31 (при -10°С).С).

Специальных приборов для оценки уровня электролита нет. Используем подручные средства, например, небольшую прозрачную трубочку длиной 10 см и диаметром до 1 см.

Чтобы оценить уровень электролитов, сделайте следующее:

  • Откручиваем пробки.
  • Опускаем трубу в отверстие до упора в пластину.
  • Закрываем пальцем верхний конец трубки, поднимаем вверх.
  • Измеряют длину жидкости, оставшейся в трубке. Это уровень электролита.
  • Если уровень меньше 1 см, долейте дистиллированную воду.

Плотность электролита измеряют специальным прибором – ареометром:

  • Собираем устройство по инструкции.
  • Откручиваем пробки.
  • С помощью лампочки отсасываем часть электролита из аккумулятора в ареометр.
  • Фиксируем показания на весах.

Метод не позволяет проверить напряжение на клеммах автомобильного аккумулятора. Тем не менее, он дает достаточно полное представление о состоянии аккумулятора и довольно популярен среди автомобилистов.

Ареометр

Замена ремня ГРМ Рено Логан: сделать своими руками или доверить мастеру

  • Посмотрите на внешнее состояние аккумулятора. Все процедуры, о которых мы говорили выше;
  • Если есть загрязнения, избавьтесь от них;
  • Также необходимо зажать все клеммы, если они ослабли, и подтянуть крепления;
  • Не запускайте двигатель;
  • Включите одновременно все имеющиеся в машине фары;
  • Подождите 5 минут;
  • Если интенсивность свечения не изменилась, с аккумулятором все в порядке.

Вы сами можете наглядно убедиться, что ничего сложного в этой процедуре нет. И нам не понадобились какие-то специальные измерительные приборы.

Я не спорю, что это условные данные, по которым нельзя в полной мере оценить работоспособность аккумулятора в автомобиле. Но иногда этих мер бывает достаточно. Так что, по крайней мере, вы знаете, что можете водить машину, и фары не выключаются посреди ночи на дороге.

проверка батареи без инструментов

Машина сама обычно оповещает о проблемах с аккумулятором. Сначала симптомы едва заметны, но постепенно ситуация только ухудшается. Если вы заметили, что двигатель с трудом заводится, велика вероятность, что виноват аккумулятор. Они неисправны или сильно разряжены.

Как пользоваться навигатором офлайн на смартфоне

Изготовление электролита в домашних условиях

Для этого рецепта вам понадобится хорошо проветриваемое помещение, средства индивидуальной защиты (хотя бы перчатки), неметаллическая посуда, дистиллированная вода и 360 мл аккумулятора (серная кислота.

Сначала в емкость наливается вода, затем небольшими порциями и осторожно вливается кислота. Смесь тщательно перемешивается на всех этапах. Затем полученной смеси дают постоять несколько часов, и электролит считается готовым.

Очень важно вливать кислоту в воду, а не наоборот. Из-за разницы плотностей могут получиться неприятные последствия химической реакции.

Сделать электролит в домашних условиях

После проведенных манипуляций, но перед повторными измерениями аккумулятор необходимо зарядить малым током. Это момент, когда дольше лучше. После зарядки измерения повторяются.

Если показания при измерениях отличаются только на одном участке, это говорит о повреждении пластин. Поддержание срока службы такой батареи обойдется намного дороже, чем покупка новой.

Как без приборов проверить, живой ли аккумулятор?

О работоспособности автомобильного аккумулятора можно судить без специальных приборов. Проще всего посмотреть на индикатор, который в цветах информирует об уровне заряда аккумулятора.

Индикатор заряда батареи

Еще один доступный вариант — фары. На холодном двигателе включите оптику: если через 5 минут свет не тускнеет, аккумулятор в порядке.

Припарковав машину, заведите машину и через минуту нажмите на клаксон: прозвучит четкий громкий сигнал об исправно работающем аккумуляторе.

2. Как проверить пусковой ток аккумулятора автомобиля без приборов?

Конечно, этот способ не будет абсолютно точным, но он надежнее предыдущего. Заведите машину «на холодную» — если вам это удалось, что само по себе неплохо — включите ближний свет. Понаблюдайте за яркостью фар в течение нескольких минут. Если не меняется, то с аккумулятором все в порядке. Если мощность светового потока постепенно снижается, лучше заменить батарейку. Другой вариант — несколько раз нажать на клаксон через 1-1,5 минуты после холодного пуска. Громкий и устойчивый звуковой сигнал является хорошим признаком.

69uY9mJ7ZAq6OvmUMOCLWZ6UvOddS2K5-Q9Ze8z2ciO0pJuGMhEOSPZyG6_VkQhaSlaSDTUOv_i2TwY7r2qo5cOmsgNhPg0j8lU6rR47opNh2ZQ8BVD3U6rR47opNh2ZQ8BvQDUP5UP3VUD3VZ

Использование мультиметра

Часто возникает вопрос: «Как проверить работоспособность автомобильного аккумулятора мультиметром?». Для начала стоит разобраться, что измеряется этим блоком:

  • напряжение;
  • вместимость;
  • сопротивление;
  • ток утечки.

Даже самые простые мультиметры помогут измерить температуру воздуха и другие показатели. Отсюда и название: «мульти» означает «много», что означает, что с помощью устройства можно измерять множество вещей. Однако, когда речь идет об аккумуляторе, то о его исправности расскажут первые три показателя. Рассмотрим подробнее.

Как проверить автомобильный аккумулятор

Проверка напряжения

Эта манипуляция позволит вам оценить текущее состояние заряда аккумулятора. Для выполнения измерения переключите мультиметр в режим измерения напряжения на отметке 20 единиц. Подключите красный провод устройства (он же «плюс») к плюсовой клемме аккумулятора, а черный (иногда синий) провод к минусовой клемме.

Если автомобиль не на ходу, оптимальными показателями будут цифры в диапазоне от 12,4 до 13 В. При этом большее значение свидетельствует о 100% заряде, а меньшее – о неполном заряде. Такую проверку лучше проводить, когда автомобиль долго (не менее нескольких часов) стоит на стоянке, в этом случае измерение будет наиболее информативным.

Если цифры чуть меньше 12, ситуация плохая — батарея близка к естественной смерти. Есть шанс попробовать зарядить малым током. Цифры, близкие к 11, означают смерть аккумулятора и лучше позаботиться о приобретении нового.

При проверке автомобиля на ходу показания будут другими: от 13,5 до 14 В, показатели хорошие. Если число больше 14,2 В, можно судить о том, что батарея заряжается от генератора. Но если замеры производились зимой, стоит подождать 15 минут и повторить процедуру – возможно, генератор интенсивно заряжал разряженный аккумулятор.

Проверка напряжения

Если цифра меньше 13,5В, пора искать новый аккумулятор.

Применение зарядного устройства при проверке АКБ

Если вам срочно нужно проверить аккумулятор, а мультиметра, ареометра и зарядной вилки под рукой нет, можно использовать стандартное зарядное устройство. Шкала определения напряжения аккумулятора подскажет состояние источника питания после нажатия специальной тестовой кнопки. Вам нужно только подключить зарядное устройство к клеммам аккумулятора. Обратите внимание, что включение прибора в электрическую сеть в момент проведения испытания недопустимо.

Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой

Как проверить плотность батареи с помощью ареометра

Электролит – это кровь любой батареи. Поэтому для проверки работоспособности автомобильного аккумулятора необходимо измерить уровень и плотность электролита в нем.

Уровень электролита измеряется с помощью мерной трубки из прозрачного стекла, а плотность измеряется специальным прибором, называемым ареометром. И уровень, и плотность электролита измеряются в каждой банке (отверстии для заливки электролита) аккумулятора отдельно.

Чтобы узнать уровень электролита в конкретной банке аккумуляторов, нужно опустить в него мерную трубку, а после того, как она упрется в сетку-сепаратор, сжать верхний конец пальцем (как на рисунке выше) и вытащить ее. На нижнем конце трубки будет электролит, уровень которого соответствует уровню электролита в аккумуляторной банке.

Нормальным уровнем электролита в банках аккумуляторов считается уровень, соответствующий 10-15 мм.

Если уровень электролита в стакане низкий, долейте дистиллированную воду. А если уровень повышен, его необходимо привести в соответствие с нормой.

Также обратите внимание на цвет электролита – он должен быть прозрачным. Потемнение свидетельствует о зависании пластин аккумуляторной батареи, вызванном нарушением режима заряда или попаданием каких-либо посторонних примесей, и свидетельствует о грядущей утрате аккумулятором способности удерживать нагрузку.

Плотность электролита также измеряется в каждой банке аккумуляторов отдельно. При проверке работоспособности автомобильного аккумулятора плотность электролита может определить степень его разрядки.

Для проверки герметичности аккумулятора ареометром необходимо полностью опустить насадку прибора в открытый ящик аккумулятора, после чего при помощи груши в верхней части нужно втянуть такое количество электролит, который плавает поплавок. В результате деления на поплавке внутри колбы ареометра укажут на плотность электролита в ней.

В таблице ниже приведены нормы плотности электролита в автомобильных аккумуляторах в зависимости от климатических зон автомобиля.

Климатические зоны (среднемесячная температура воздуха в январе) Плотность электролита приведенного до 25 °С, г/см3
Налил В полностью заряженном аккумуляторе
Очень холодный район
(от -50 °С до -30 °С)
1,27 1,29
Холодная зона
(от -30 °С до -15 °С)
1,26 1,28
Умеренный пояс
(от -15 °С до -4 °С)
1,24 1,26
Теплая зона
(от -15 °С до +4 °С)
1,22 1,24
Горячая влажная зона
(от +4 °С до +6 °С)
1,20 1,22

Общепринято, что для России нормальная плотность электролита в автомобильном аккумуляторе составляет 1,27 г/см3.

Снижение плотности электролита на 0,01 г/см3 от нормы соответствует его разрежению (потере емкости) примерно на 5-6%. Если ареометр показывает, что измеренная плотность электролита составляет, например, 1,22 г/см3, это означает, что батарея разряжена на 25-30%.

Проверка ёмкости

Емкость аккумулятора обычно указывается на прилагаемой ведомости. Другое дело, что со временем емкость снижается, и важно отслеживать этот момент. В этом случае хорошим подспорьем будет проверка автомобильного аккумулятора мультиметром.

Для проверки нужно:

  • отключите автомобильный аккумулятор от генератора;
  • подключить в цепь потребитель энергии с фиксированным потреблением (например, лампочку на 12 В);
  • за работой схемы наблюдают в течение нескольких минут (здесь важно посмотреть, не погаснет ли заметно свет на лампочке, не будет ли перебоев в работе и т д.);
  • потребитель отключается, показания батареи измеряются в режиме напряжения.

Если результат измерения 12,4, это говорит о полном здоровье аккумулятора. Если показания находятся в диапазоне от 12 до 12,3 В, батарея вскоре может «забыть, как она работает».

Другой способ – метод контролируемого высвобождения. Действия аналогичны предыдущему способу, но перед началом проверки зарядите аккумулятор до 100%, затем подключите в цепь лампочку, засеките точное время зажигания и под контролем амперметра дождитесь заряда аккумулятора уменьшается ровно вдвое.

Проверка емкости

Так вот вопрос расчетов: время разряда аккумулятора умножается на ток в цепи. Результат должен быть таким же, как в техпаспорте, или близким к нему. Если этого не произойдет, емкость аккумулятора уже сильно пострадала.

Проверка без приборов и инструментов

Оставшись без мультиметра и без штекера для зарядки, работоспособность аккумулятора еще можно проверить. Даже в поле.

В сети есть большое количество тематических видео, где опытные и неопытные автомобилисты дают полезные советы по уходу за АКБ. Но проблема везде. Практически каждое такое видео начинается со слов типа «возьми тестер» или «используй мультиметр». Но что делать человеку, у которого их нет? Кроме того, аккумулятор не требовал обслуживания. Я скажу это. Вы не можете сдаться. И вот что вы можете сделать. И даже необходимо.

Начнем с того, что многие современные автомобили комплектуются с завода и комплектуются самими автовладельцами так называемыми необслуживаемыми аккумуляторами. Но этот факт не должен останавливать вас на пути к диагностике.

Производители предоставили пользователю (водителю) возможность заранее контролировать такие аккумуляторы и их работоспособность. Для этого предусмотрены подходящие встроенные индикаторы, а также системы самодиагностики.

проверка аккумулятора без инструментов

Чтобы определить состояние таких аккумуляторов, нужно просто заглянуть в инструкцию по эксплуатации. Вот и все.

А если вы хотите проверить аккумулятор на исправность, но у вас нет специальных приспособлений, то это отличный способ. Вы должны сделать следующее:

Замена ремня ГРМ Рено Логан

Проверка сопротивления

Чтобы понять, что происходит, можно также проверить внутреннее сопротивление аккумулятора. Для этого понадобится та самая лампочка на 12 В. Он подключается к клеммам аккумулятора, и сразу же измеряется напряжение на клеммах. После измерения свет выключается и измерение повторяется. Если разница в измерениях в пределах 0,05 В, аккумулятор исправен. Если разница больше, проблема в аккумуляторе.

Проверяем остаточную ёмкость аккумулятора

Если вы заметили определенное ухудшение параметров, вы можете проверить оставшуюся емкость аккумулятора. Такие измерения можно производить с помощью прибора Lancol Micro-200. Он вычисляет оценку износа батареи и выводит основные показатели на экран. На картинке ниже:

Тестер состояния батареи Lancol Micro-200

Тестер состояния батареи Lancol Micro-200

  1. SOH — работоспособность батареи в процентах от максимальной емкости.
  2. SOC — заряд батареи.
  3. R — внутреннее сопротивление батареи.

Рассчитать остаточную емкость можно и самостоятельно, используя формулы.

внутреннее сопротивление батареи

Внутреннее сопротивление аккумулятора, указанное в паспорте

Допустим, это батарея с током холодной прокатки 420 ампер, емкостью 60 ампер/час и внутренним сопротивлением 4,2 мОм (0,0042 Ом). Данные о сопротивлении можно получить из паспорта аккумулятора.

Сначала нужно рассчитать фактическое сопротивление. Перед тем, как начать, замеряем напряжение на аккумуляторе, например оно было — 12,69 вольта. Берем лампочку от фары на 50 Вт и подключаем ее к аккумулятору через амперметр. Сила тока была 3,65 ампера. Напряжение при подключенной лампочке 12,5 В.

Подставляем значения в формулу: R (фактическое) = (12,69 (например, без нагрузки) — 12,5 (под нагрузкой))/3,65 А (ток от лампочки). Получаем R(факт) = 0,052 Ом.

Так как сопротивление зависит еще и от внешней температуры. При 25 градусах это 100%, а при минус 20, например, 40% от нормы. Необходимо вычислить эталонное сопротивление: Reт = 0,0042*100 = 0,042 Ом.

Отсюда получаем С-остаток = 60*0,042/0,052=48,46 А/ч. Теперь посчитаем в процентах: 48,46/60*100%=80%. Оставшаяся емкость батареи составляет 80 процентов, что тоже неплохо.

3. Измерения при помощи специальных устройств, тестеров анализаторов АКБ

Приборы Кулон

Важнейшим развитием идеи зарядной вилки можно считать семейство цифровых тестеров Кулон (Кулон-12/6ф, Кулон-12м, Кулон-12н и др.) для проверки состояния свинцово-кислотных аккумуляторов, как а также другие подобные устройства. Они позволяют быстро измерять напряжение, ориентировочно определять емкость аккумулятора без контрольного разряда и хранить в памяти несколько сотен, а иногда и тысяч измерений.

Кулоновские блоки питаются от батареи, на которой и проводятся измерения. Поставляемые провода типа «крокодил» изолированы друг от друга, чтобы обеспечить четырехконтактное соединение с батареей и исключить влияние сопротивления в точках подключения зажимов на счетчике. По словам разработчика, прибор анализирует реакцию аккумулятора на тестовый сигнал особой формы, при этом измеряемый параметр примерно пропорционален площади активной поверхности пластин аккумулятора и таким образом характеризует его емкость. На самом деле точность показаний зависит от надежности методики, разработанной производителем.

Емкость батареи — электрический заряд, излучаемый полностью заряженной батареей, — измеряется в ампер-часах и представляет собой произведение тока разряда на время. Для точного определения емкости необходимо разряжать аккумулятор (процесс долгий, многочасовой), и постоянно фиксировать количество излучаемого аккумулятором заряда. При этом относительная емкость батареи меняется нелинейно в зависимости от времени. Например, для батареи типа LCL-12V33AP относительная емкость изменяется с течением времени следующим образом:

Время разряда, часов Относительная емкость, %
0,1 37
1,3 48
0,7 53
1,9 76
4.2 84
9.2 92
20 100

Единица Кулона с помощью быстрого измерения приблизительно определяет емкость полностью заряженной батареи. Он не предназначен для оценки состояния заряда аккумулятора, все измерения необходимо выполнять на полностью заряженном аккумуляторе. Прибор издает короткий тестовый сигнал, записывает ответ от аккумулятора и через несколько секунд выдает приблизительную емкость аккумулятора в ампер-часах. При этом измеренное напряжение отображается на экране. Полученные значения можно сохранить в памяти устройства.

Проверка батареи — кулон

Производитель подчеркивает, что прибор не является точным измерителем, но позволяет оценить емкость свинцово-кислотного аккумулятора, особенно если пользователь самостоятельно калибровал прибор, используя аккумулятор того же типа, что и тестируемый, но с известной емкостью. Процедура калибровки подробно описана в инструкции к прибору.

Тестеры PITE

Следующим типом приборов для тестирования аккумуляторов являются тестеры PITE (Kongter): модель Kongter BT-3915 для измерения внутреннего сопротивления аккумуляторов.

Проверка батареи: какие параметры батареи следует проверить: Pite-тесты

Управление осуществляется с помощью цветного сенсорного экрана, но основные кнопки управления расположены на клавиатуре в нижней части корпуса. Прибор может тестировать аккумуляторы емкостью от 5 до 6000 Ач, с аккумуляторными ячейками 1,2 В, 2 В, 6 В и 12 В. Диапазон измерения напряжения от 0,000 В до 16 В, сопротивления от 0,00 до 100 мОм. Прибор позволяет установить тип проверяемых аккумуляторов, измерить напряжение и сопротивление (модель 3915) или напряжение и электропроводность (модель 3918), и на основании этого можно оценить, соответствует ли емкость аккумулятора заявленной производителем или нет. При этом параметр Capacity (емкость батареи) отображается в процентах.

Интерфейс прибора позволяет проводить как одиночные, так и последовательные измерения (до 254 измерений в каждой последовательности, общее количество результатов более 3000), что удобно при проверке большого количества однотипных аккумуляторов (в последнем В этом случае результаты сохраняются автоматически, помимо данных записывается еще и серийный номер измерений). В зависимости от настроек устройство может использовать свои собственные критерии или значения, указанные пользователем, для предоставления результата (состояние «хорошо», «пройдено», «предупреждение» или «сбой»). Результаты испытаний могут быть переданы на компьютер через порт USB для просмотра и последующей отчетности.

Анализаторы Fluke

Более глубоким развитием этой же идеи является анализатор аккумуляторов Fluke серии 500 (BT 510, BT 520, BT 521), позволяющий измерять и сохранять в памяти напряжение, внутреннее сопротивление стационарного аккумулятора, температуру отрицательного терминал, и напряжение во время разряда. С дополнительными аксессуарами можно измерять и сохранять в памяти другие параметры. Испытания могут выполняться как в режиме одиночных измерений, так и в последовательном режиме; с помощью пользовательских профилей. Можно установить пороговые значения для различных параметров. Встроенный USB-порт позволяет передавать собранные записи (до 999 записей каждого типа) на компьютер для составления отчетов с помощью программного обеспечения для анализа, входящего в комплект поставки.

Щупы прибора имеют специальную конструкцию: внутренний подпружиненный контакт предназначен для измерения тока, внешний – для измерения напряжения. Когда стилус вдавливается, внутренний наконечник перемещается внутрь, так что оба контакта каждого стилуса касаются поверхности одновременно. В результате одни и те же щупы позволяют организовать как 2-проводное, так и 4-проводное подключение к клеммам аккумулятора (последнее необходимо для измерения Кельвина).

Проверка батареи — инструменты Fluke

Какие параметры батареи следует проверять с помощью Fluke bt500?

  • Прибор позволяет измерять следующие параметры:
  • Внутреннее сопротивление батареи (измерение занимает менее 3 с).
  • Напряжение батареи (производится одновременно с измерением внутреннего сопротивления)
  • Температура отрицательной клеммы (ИК-датчик расположен рядом с черным наконечником интерактивного тестового щупа BTL21)
  • Напряжение разряда (определяется несколько раз во время разряда или при нагрузочном тесте)

Также есть возможность измерять пульсации напряжения, измерять переменный ток и постоянный ток (с силовыми клещами и адаптером), выполнять функции мультиметра. Интерактивный измерительный щуп BTL21 со встроенным датчиком температуры можно использовать с анализаторами Fluke. К устройствам совместим широкий спектр дополнительных аксессуаров (клеммы питания, удлинители различных размеров, съемный фонарь и т.д.).

Тест батареи: Fluke BT500

Какие параметры батареи тестирует Fluke BT500

Хотя прибор обладает богатыми функциональными возможностями, ключевым этапом определения состояния аккумулятора является сравнение измеренных значений с расчетными или указанными производителем для данного конкретного типа аккумулятора. Анализаторы аккумуляторов Fluke серии 500 удобны для проверки оптом аккумуляторов. Последовательный режим и система профилей позволяют выполнять необходимые измерения одно за другим, результаты сохраняются прибором и сохраняются в упорядоченном виде, последовательно нумеруются и разбиваются на группы. Но в приборе нет функции прямого или косвенного измерения емкости аккумулятора в ампер-часах — хотя бы потому, что для аккумуляторов различных типов сегодня вряд ли возможно разработать единый точный метод такого определения.

Все перечисленные выше устройства, хотя и отличаются друг от друга габаритами, относятся к классу портативных. В отдельную группу можно выделить стационарные комплексы для тестирования аккумуляторов, которые могут проводить экспресс-тесты с определением внутреннего сопротивления, контролировать все параметры, включая активную и реактивную составляющие сопротивления, контролировать процесс разряда/заряда и т д. Такие комплексы представляют собой ориентированы скорее на исследовательские лаборатории, производителей промышленных аккумуляторов и разработчиков нового оборудования, чем на конечных пользователей.

Проверка нагрузочной вилкой

Для получения наиболее точных результатов измерений используется нагрузочная вилка. Конечно, это оборудование редко можно увидеть в частных руках, гораздо чаще в профессиональных мастерских или на станциях технической диагностики. Но если он все еще там, почему бы не использовать его.

Зарядная вилка — это устройство, которое, как и мультиметр, подключается к клеммам аккумуляторной батареи. Затем он подает на аккумулятор ток короткого замыкания, который имитирует работу стартера. Как известно, без нагрузки показания около 13В.

В момент поворота ключа зажигания, имитирующего нагрузочную вилку, показания обычно «падают». Максимальное нормальное падение может составлять до 9В и возвращаться к исходным показаниям после снятия напряжения. В этом случае аккумулятор можно считать годным к употреблению.

Если показатели упадут ниже 9 В, даже если они вернутся в исходное состояние, вряд ли такой аккумулятор заведет машину. Важно помнить, что проверку зарядной вилкой следует проводить только в теплое время года (оптимально при температуре +20…+25 градусов), иначе при проверке возможен сброс заряда аккумулятора.

Испытание вилкой нагрузки

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы