Как перемотать электродвигатель в домашних условиях

Вопросы и ответы
Содержание
  1. Перемотка электродвигателей своими руками
  2. Перемотка статора
  3. Перемотка якоря
  4. Проверка исправности электрических цепей ротора
  5. Синхронные двигатели
  6. Асинхронные двигатели
  7. Коллекторные двигатели с механической коммутацией
  8. Простейшие виды обмоток
  9. Пропитка
  10. Из чего состоит статор электродвигателя?
  11. Неисправности электродвигателей
  12. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым или фазным ротором
  13. Обмоточные данные электродвигателей единой серии АИР, АИС. U=220/380 вольт.
  14. Ремонт своими руками
  15. Разборка асинхронного движка
  16. Неполадки двигателей постоянного тока
  17. Нахождение неисправностей электродвигателей
  18. Замена щеток
  19. Неполадки в магнитопроводе
  20. Перемотка
  21. Разборка
  22. Намотка
  23. Сборка
  24. Намотка
  25. Подбор провода
  26. Коллекторные электродвигатели постоянного и переменного тока
  27. Установка обмотки
  28. Перемотка обмотки асинхронного двигателя на гибридную обмотку «славянка»
  29. Фото процесса перемотки электродвигателей
  30. Особенности ремонта асинхронной машины
  31. Особенности ремонта коллекторных приводов
  32. Обмоточные данные электродвигателей
  33. Пошаговая инструкция перемотки электродвигателя своими руками
  34. Первый этап — демонтаж
  35. Этап второй — снятие обмотки
  36. Перемотка статора (финальная фаза)
  37. Методика перемотки электродвигателя
  38. Перемотка статора
  39. Перемотка якоря
  40. Ключевые конструктивные особенности, базовые подходы к выполнению его проверок

Перемотка электродвигателей своими руками

Хотя электродвигатели являются очень надежным оборудованием, поломки не являются редкостью. Учитывая их немалую стоимость, ремонтировать гораздо выгоднее, чем покупать новый агрегат. Некоторые умельцы, используя нехитрые приспособления, делают это сами в домашних условиях. Однако следует отметить, что перемотка электродвигателей
требует специальных знаний и навыков. Предлагаем рассмотреть основные операции, которые необходимо проделать при проведении данных работ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ!
Электромонтажные работы должны выполняться только с полным соблюдением правил техники безопасности.
Ремонт промышленных электродвигателей производится в специальных мастерских или мастерских. Как правило, на каждом предприятии есть специальные службы, которые проводят эти работы. Учитывая, что вес промышленных электродвигателей нередко достигает сотен и даже тысяч килограммов, их ремонт без специального оборудования невозможен. Поэтому речь пойдет не о них, а о компактных промышленных и бытовых моделях, ремонт которых можно выполнить своими руками.

Данные обмотки двигателя

Это очень важные параметры, влияющие на работу устройства. Самый простой способ их получить — обратиться к соответствующим источникам, самым надежным из которых является техпаспорт продукта. Вы также можете найти эту информацию, пометив двигатель из открытых источников.

Читайте также: Как правильно подключить разрядник ops1

Паспортные данные на электродвигатель должны содержать следующее:

  • Тип двигателя
  • Количество фаз
  • Частота Гц)
  • Номинальная мощность (Вт или кВт)
  • Напряжение питания (В)
  • Потребляемая мощность (А)
  • Количество оборотов (об/мин)
  • Эффективность двигателя
  • Коэффициент мощности cosφ
  • Степень защиты
  • Класс изоляции

Количество витков можно определить визуально после разборки двигателя. Диаметр эмалированной проволоки, необходимой для перемотки, измеряют штангенциркулем. А количество витков эмалированного провода можно определить при снятии старого. Для этого проволочные обмотки одной из катушек аккуратно разрезаются и пересчитываются.

Ремонт и перемотка электродвигателя своими руками —
последовательность действий:

  • Подключение от сети
  • Демонтаж с места установки
  • Снятие кожуха охлаждающего вентилятора
  • Снятие крыльчатки вентилятора
  • Разборка двигателя
  • Демонтаж ротора
  • Демонтаж обмотки
  • Очистка ротора и статора от грязи, отложений и остатков пропитки
  • Укладывайте катушки в пазы
  • Пропитка обмотки
  • Сушка двигателя
  • Проверка катушек омметром
  • Сборка двигателя
  • Пробный забег

Перемотка статора

Примером может служить обратная обмотка асинхронного двигателя. Перед началом разборки корпус двигателя обычно протирают влажной тряпкой и тщательно просушивают. Группы катушек наматываются либо на специальном станке, либо вручную по шаблонам. После того, как катушки уложены в специальные пазы, их необходимо связать и соединить в единую цепь. После перемотки мотор необходимо пропитать специальной пропиткой. Для этого ящик нагревают до температуры +40-+50°С и опускают в емкость с лаком для пропитки. После полного высыхания измеряют сопротивление катушек статора (полученные значения должны быть одинаковыми), а также «прозвонку» катушек и корпуса на пробой. Затем устанавливается двигатель и проводится тестовый запуск.

Перемотка якоря

Процесс перемотки коллекторных двигателей практически такой же, как и статорных, за исключением некоторых нюансов. Как правило, проблемы у них чаще всего возникают в обмотке ротора. Соответственно якорь чаще всего отправляется на перемотку. Кроме того, сама арматура после перемотки должна быть отбалансирована. Для этого потребуются специальные машины и приспособления.

Ремонт и перемотка электродвигателей – достаточно сложный и трудоемкий процесс. Можно ли перемотать электродвигатели в домашних условиях? Возможно, но для этого нужна соответствующая квалификация и оборудованная всем необходимым мастерская. Делать такую ​​работу «на коленях» — пустая трата времени.

Проверка исправности электрических цепей ротора

Разные типы электродвигателей имеют разную конструкцию ротора. Эта функция накладывает некоторые детали на процесс измерения.

Синхронные двигатели

Ротор синхронного двигателя содержит несколько обмоток, концы которых нормально соединены с металлическими кольцами.

Кольца установлены на валу ротора и имеют соответствующую изоляцию. В схематическом виде этот блок конструкции электродвигателя показан ниже.


Схема типичного ротора синхронного двигателя

Электрическое управление ротором осуществляется так же, как и статором и включает

  • измерение сопротивления отдельных обмоток с последующей проверкой их идентичности;
  • проверка отсутствия межвитковых замыканий;
  • проверка изоляции на отсутствие повреждений корпуса.

Асинхронные двигатели

Ротор асинхронного двигателя выделяется на фоне других своей конструктивной простотой и выполнен в виде так называемого беличьего колеса.

Проверки мультиметром этого блока практически бесполезны из-за его массивности и крайне малого сопротивления, которое мультиметр часто не в состоянии зафиксировать из-за его относительно низкой точности.

Учитывая эту функцию, ротор в этом случае проверяют визуальным осмотром на отсутствие механических повреждений.

Коллекторные двигатели с механической коммутацией

Ротор двигателей этой разновидности содержит несколько одинаковых обмоток, концы которых выведены на пластины коллектора.

Для исключения влияния на точность измерения дополнительных цепей тока с двигателя снимают щетки, после чего мультиметром, подключенным к паре пластин, определяют сопротивление каждой обмотки. Равенство показаний свидетельствует об исправности обмоток.


Простейшая схема проверки ротора коллекторного двигателя

Возможны и другие схемы управления отдельными обмотками, но их трудно реализовать, и поэтому они не рассматриваются.

Простейшие виды обмоток


Макет бронированного типа трехфазного трансформатора.

Существует три основных варианта обмотки трансформатора. Это соединение звезда, зигзаг и треугольник. Каждый характеризуется определенными параметрами, выполняющими свои функции. Поэтому крайне важно правильно выбрать тип подключения. Чтобы понять, о чем идет речь, рассмотрим все три варианта подробнее.

Соединение обмоток треугольником (D, d) выполнено в виде кольца, где последовательно соединены все три фазы. Он самый распространенный и востребованный на сегодняшний день. Соединение позволяет свободному току циркулировать в кольце. Это так называемая третья гармоника. Если такого треугольника (или кольца) не предусмотреть хотя бы на одной части трансформатора, ток внутри не сможет свободно двигаться, что сильно исказит напряжение.

Соединение обмоток звездой (У, у) – это наличие в одной нейтральной точке всех концов обмотки. В результате получается фигура, похожая на звезду, в центре которой всегда будет сохраняться нейтралитет. Он позволяет максимально защитить устройство от перенапряжения. Также всегда можно будет создать необходимое заземление по параметрам.

Соединение обмоток трансформатора зигзагом (Z, z) обязательно должно иметь два отвода, в которых будут циркулировать токи нулевой последовательности.


Рис. 1. Схема соединения обмоток трансформаторных установок типа Йд.

Так будет хорошая балансировка токов и напряжений в трансформаторе. В этом случае сопротивление будет полностью зависеть от рассеяния магнитного поля между зигзагообразными отводами.

Отсюда можно сделать вывод, что для стандартного трехфазного трансформатора все три цепи можно использовать комплексно. При этом для стороны с наибольшим напряжением предпочтительнее выбрать соединение звездой, а остальные стороны выполнить зигзагообразными и треугольными обмотками.

Пропитка

Это делается для изоляции всех токоведущих частей. Рекомендовать какой-то конкретный состав нет смысла, так как в продаже имеется большой выбор соответствующих товаров. Но вот что стоит предложить.

Все лаки делятся на 2 категории. Некоторые не требуют температурного воздействия, так как высыхают естественным путем. Другие требуют термической обработки. На производстве проблем с этим не возникает, так как используются специальные печи. А вот как высушить лак в домашних условиях, надо подумать.



Из чего состоит статор электродвигателя?

Статор состоит из двух основных частей — основания и сердечника. Основание представляет собой литой или сварной корпус из чугуна или алюминиевых сплавов.

Сердечник выполнен в виде вала из специальной стали толщиной от 0,35 до 0,5 мм, прошедшего дополнительный обжиг. Он имеет специальные пазы для крепления обратной обмотки электродвигателя, состоящей из параллельно скрученных между собой жильных проводов. Такое соединение позволяет ослабить токи вихревого свойства.

Неисправности электродвигателей

Причин перегрева электродвигателя может быть много, но основная причина – неправильно подобранная защита от превышения номинального тока или ее полное отсутствие.

Электродвигатели, используемые в быту, можно разделить на две группы

  • асинхронные с короткозамкнутым ротором или с фазным ротором, автомобильные генераторы
  • коллекторные электродвигатели постоянного и переменного тока

Каждый тип электродвигателя имеет свои особенности при перемотке сгоревших обмоток.

Асинхронные двигатели с короткозамкнутым или фазным ротором

Перед ремонтом электродвигатель необходимо очистить ветошью от пыли и грязи. Очищенный двигатель подлежит полной разборке. Перед заменой обмоток шкив или муфта передней оси электродвигателя могут быть включены, но оценить состояние переднего подшипника с ними невозможно. Изношенные подшипники двигателя могут привести к поломке двигателя.
При отсутствии подгоревших мест и характерного запаха обмотки отсоединяют друг от друга и прозванивают изоляцию мегаомметром относительно друг друга и проверяют корпус и целостность тестером. Если изоляция не повреждена и тестер показывает обрыв, можно попробовать найти обрыв и устранить проблему без перемотки. Часто обрывается провод, выходящий из мотора. В этом случае его можно перепаять или заменить.

При отсутствии обрыва и встроенной изоляции возможной неисправностью является короткое замыкание между витками. В трехфазных электродвигателях, подключенных к трехфазной сети, это проверяется достаточно легко. Необходимо измерять ток на всех фазах поочередно токоизмерительными клещами или амперметром, а по возможности и одновременно. Разница значений в 2–3 раза однозначно указывает на межвитковое замыкание и необходимость перемотки. Такими же методами контролируют ротор в фазных роторных электродвигателях.

В однофазных или трехфазных двигателях, но подключенных к однофазной сети, на замыкание катушки указывает сильный нагрев при включении без нагрузки при условии отсутствия обрывов, нарушений изоляции, механических неисправностей двигателя и пуска оборудование. Например, однофазный двигатель на старых стиральных машинах греется при постоянно включенной пусковой обмотке.

Если принято решение о перемотке электродвигателя, лучше всего обратиться для ремонта в специализированную мастерскую. В «домашних» условиях качественно выполнить эту работу очень сложно, что может привести к ее быстрому выходу из строя. Но если есть необходимость или желание отремонтировать электродвигатель своими руками, на ютубе по запросу «перемотка электродвигателей своими руками» можно найти видео с подробной инструкцией.

Обмоточные данные электродвигателей единой серии АИР, АИС. U=220/380 вольт.

Намоточные данные для электродвигателей одной серии АИР, АИС. Стороны
12.

<td>11; 9один780,631.1<td>11;9; 7один910,50,96<td>7; 5один1100,450,82<td>7; 5один860,50,93<td>5; 3+5один1580,3550,71<td>5; 3+5один1330,40,84<td>7; 5один780,561,03<td>7; 5один570,711,46<td>5; 3+5один1000,51.14<td>5; 3+5один800,561,24<td>7; 5один520,81,82<td>7; 5один680,631,72<td>7; 5один421,062,6<td>7; 5один500,852,72<td>17; пятнадцать; 1. 3один18×21,255.08<td>7; 5один401,063.18<td>7; 5один311,183,48<td>17; пятнадцать; 1. 3229×21.127,29<td>7; 52281,44.3<td>7; 5один21×21.124,95<td>17; пятнадцать; 1. 3один23×21.124,84<td>17; пятнадцать; 1. 3218×21,255.08<td>7; 5один401,063.18<td>7; 5один311,183,49

Тип Р кВт Текущий А Ты L1 Z1 на один Н г и т д М кг
АИР71А2, АИС80А2 0,74 3,0/1,7 62,8 68 24
АИР71В2, АИС80В2 1.1 4,4/2,5 62,8 77 24 одиннадцать; 9 один 66 0,63 0,97
АИР71А4, АИС80А4 0,55 2,8/1,6 67,8 65 36
АИР71В4, АИС80В4 0,75 3,3/1,9 67,8 76 36 одиннадцать; 9; 7 один 72 0,56 1.07
АИР71А6, АИС80А6 0,37 2,3/1,3 77,8 65 36
АИР71В6, АИС80В6 0,55 3,0/1,7 77,8 90 36
АИС80А8 0,18 1,3/0,8 76,8 62 36
АИР71В8, АИС80В8 0,25 1,8/1,0 76,8 73 36
АИР80А2 1,5 5,7/3,3 72,8 78 24 одиннадцать; 9 один 61 0,8 1,64
АИР80В2 2.2 8,0/4,6 72,8 102 24 одиннадцать; 9 один 50 0,9 1,86
АИР80А4 1.1 4,7/2,7 85,8 78 36 одиннадцать; 9; 7 один 60 0,63 1,15
АИР80В4 1,5 6,1/3,5 85,8 98 36 одиннадцать; 9; 7 один 48 0,71 1,25
АИР80А6 0,75 3,9/2,3 88,8 78 36
АИР80В6 1.1 5.3/3.1 88,8 98 36
АИР80А8 0,37 2,7/1,05 85,8 78 36
АИР80В8 0,55 3.6/2.1 85,8 115 36
АИР90L2 3 10,6/6,1 81,8 100 24 одиннадцать; 9 один 42 1.12 2,61
АИР90L4 2.2 8,6/5,0 95,8 100 36 одиннадцать; 9; 7 один 41 0,85 1,62
АИР90L6 1,5 7,2/4,2 99,8 110 36
АИР90L8 0,75 3.6/2.1 105,8 100 48
АИР100С2, АИС112М2 4.0 13,7/7,9 88,8 105 24 одиннадцать; 9 один 37×2 1,0 3.08
АИР100L2 5,5 18,4/10,7 88,8 136 24 одиннадцать; 9 один 30×2 1.12 4,5
АИР100S4, АИС100L4 3.0 11,6/6,7 103,8 98 36 одиннадцать; 9; 7 один 38 1.12 2,96
АИР100Л4, АИС112М4 4.0 14,7/8,5 103,8 127 36 одиннадцать; 9; 7 один 29 1,32 3,52
АИР100Л6, АИС112М6 2.2 9,6/5,6 112,8 120 36
АИР100L8, АИС112М8 1,5 6,8/3,9 116,8 120 48
АИР112М2У2 7,5 26,0/15,0 108 125 36
АИР112М4У2 5,5 20,0/11,0 120 125 36 одиннадцать; 9; 7 один 26×2 1,06 3,88
АИР112МА6У2 3.0 13,0/17,4 132 100 54 одиннадцать; 9; 7 один 28 1.12 2,9
АИР112МВ6У2 4.0 16,0/9,1 132 125 54 одиннадцать; 9; 7 один 24 1,25 3,46
АИР112МА8У2 2.2 11.0/6.1 132 100 48
АИР112МВ8У2 3.0 13,0/7,8 132 130 48
АИР132М2У2 11,0 37,0/21,0 127 130 36
АИР132С4У2 7,5 36,0/15,0 140 115 36 одиннадцать; 9; 7 один 23×2 1,32 5,67
АИР132М4У2 11,0 38,0/22,0 140 160 36 одиннадцать; 9; 7 2 33×2 1.12 6,84
АИР132С6У2 5,5 21,0/12,0 154 115 54 одиннадцать; 9; 7 один 21×2 1,06 4,43
АИР132М6У2 7,5 28,0/16,0 154 160 54 одиннадцать; 9; 7 один 15×2 1,25 5.2
АИР132С8У2 4.0 18,0/10,0 158 115 48
АИР132М8У2 5,5 24,0/14,0 158 160 48
АИС132СА2У2 5,5 19,0/11,0 108 100 36
АИС132СБ2У2 7,5 26,0/15,0 108 125 36
АИС132С4У2 5,5 20,0/11,0 120 125 36 одиннадцать; 9; 7 один 26×2 1,06 3,88
АИС132М4У2 7,5 27,0/15,0 120 175 36 одиннадцать; 9; 7 один 19×3 1,0 4,73
АИС132С6У2 3.0 13,0/7,4 132 100 54 одиннадцать; 9; 7 один 28 1.12 2,9
АИС132МА6У2 4.0 16,0/9,8 132 125 54 одиннадцать; 9; 7 один 24 1,25 3,46
АИС132МВ6У2 5,5 22,0/12,0 132 175 54 одиннадцать; 9; 7 один 17×2 1,06 4.06
АИС132С8У2 2.2 11.0/6.1 132 100 48
АИС132М8У2 3.0 13,0/7,8 132 130 48

Ремонт своими руками

Не всегда есть возможность воспользоваться дорогостоящими услугами по ремонту или купить новый товар. Если есть навыки, то ремонт электродвигателя целесообразно будет провести самостоятельно.

Разборка асинхронного движка

Поскольку конструкции двигателей достаточно разные, для разборки модели потребуется ознакомиться со схемами и руководством по ремонту.

Но популярные двигатели схожи по своим схемам. Двигатель с короткозамкнутым ротором показан на рисунке ниже.

При разборке двигателя вал отделяют от остальных частей, двигатель снимают с станины.

После этого необходимо снять с оси механические части (шкив, шестерни и т д.). Отвинтите крепежные болты, затем осторожно снимите ротор. Все детали были очищены, смазаны и собран двигатель.

Неполадки двигателей постоянного тока

В двигателях постоянного тока магнитные поля взаимодействуют друг с другом под углом, обеспечивающим крутящий момент на валу. Щетки действуют как переключатели. Катушки с магнитными цепями создают электромагнитное поле для обеспечения крутящего момента. Как все это происходит в двигателе постоянного тока, показано на рисунке.

Под словом «якорь» часто понимают ротор двигателя постоянного тока.

Повышенный ток и создаваемая ЭДС приводят к искрам от щеток, соприкасающихся с другими элементами. По мере того, как щетки искрят, их износ ускоряется по нарастающей.

Если вокруг искрят щетки, рейки необходимо очистить от загрязнений.

Если катушки и щетки в хорошем состоянии, убедитесь, что обмотки целы. Обугливание проводов свидетельствует о необходимости перемотки или замены якоря.

Также можно измерить сопротивление провода мультиметром. Сопротивление зависит как от мощности двигателя, так и от якоря, в связи с этим необходимо понимать схему соединения обмоток якоря именно этого двигателя для точности проверки. Существуют инструменты для устранения неполадок с якорями.

Нахождение неисправностей электродвигателей

Чтобы найти обрыв в обмотках двигателя, нужно снять перемычки, составляющие схему подключения, и проверить все обмотки по отдельности.

Способ достаточно надежный, и не дает новичку запутаться. Для проверки нужен омметр. Показания счетчика будут примерно равны нулю. Сопротивление обмотки должно быть одинаковым для двигателей, в том числе постоянного тока. Звон ротора двигателя показан на рисунке ниже.

Замена щеток

Моторы часто имеют проблемы с изношенными щетками.

При значительно изношенных деталях двигатель может вообще не запуститься. Если электродвигатель иногда дергается при подключении к сети, щетки подлежат замене.

Неполадки в магнитопроводе

Переменный ток вызывает вихревые токи, ухудшающие технические характеристики двигателя. Без покрытия изолирующим лаком может образоваться такая же ржавчина, как показано на рисунке ниже.

Инструкции и руководства пользователя обычно показывают наиболее распространенные проблемы и способы их решения.

Вот мы и рассмотрели основные моменты ремонта двигателей своими руками. Однако большинство людей обращаются за помощью к специалистам, и это тоже правильно. На некоторые вопросы могут ответить только профессионалы.

Перемотка

Процесс перемотки можно разделить на три этапа

Разборка

Необходимо продолжить разборку и удаление обмоток — полностью или, если позволяет конструкция, только поврежденные, чтобы перемотать только их. Перед полным снятием разрежьте провода, связывающие провода между собой, и нарисуйте схему подключения. Самый простой способ удалить старые обмотки – сжечь газовой горелкой или на костре. Можно поставить статор «впритык» на кирпичи, набить дровами и поджечь.

Снять обмотки можно также зубилом и молотком, но в этом случае сложнее определить схему подключения и порядок укладки обмоток в пазы.

В однофазных двигателях иногда можно снять одну обмотку, не касаясь остальных. В этом случае нужно внимательно рассмотреть, как крепятся обмотки и удалить поврежденную.

Фазный ротор демонтируется таким же образом, но перед притиркой необходимо снять контактные кольца.

Обгоревшие обмотки осторожно снимают с дорожек, стараясь сохранить хотя бы одну в целости. Это необходимо для определения размеров обмотки, сечения провода и количества витков. При разборке также чертят схему укладки обмоток в пазах с указанием направления намотки. Если известен тип двигателя, данные по ремонту можно найти в соответствующих руководствах.

Намотка

зная количество обмоток, размер каждой и количество витков, путем умножения можно определить нужную длину провода. Сечение провода берется так же, как и на перегоревшей. Измеряется штангенциркулем или микрометром. Если сечение взять меньше, то двигатель будет перегреваться при номинальных нагрузках, а если больше, то провод может не влезть в пазы.

Намотку обмоток производят на станке, аналогичном станку, на котором наматывают катушки трансформатора. Намотав необходимое количество витков, обмотку снимают с машины, обвязывают намоточной нитью и откладывают в сторону. Процесс повторяется столько раз, сколько требуется обмоток.

В пазы вставляются новые прокладки из электроизоляционного материала. Эти прокладки называются «рукавами». Толщину и материал можно определить по справочнику. Если нет данных по двигателю перемотки, можно взять с эквивалентной мощностью. Длина берется на несколько миллиметров больше толщины статора, ширина такая, чтобы она полностью закрывала внутреннюю поверхность паза.

По схеме их размещают в пазах обмотки, и соблюдают направление намотки. Если в один паз укладываются две обмотки, а в местах контакта проложены полоски изоляционного материала.

Для укладки проволоки в пазы используется специальный инструмент – трамбовка. Уложенные друг на друга обмотки закреплены прокладками из того же материала, из которого изготовлены гильзы. Эти подушечки называются «стрелками». Длина стрелок равна длине рукава, а ширина вдвое меньше.

Неподвижные обмотки соединены между собой витками, которые спаяны. К выводам, на которые должно быть подано напряжение, подсоедините провода подходящего сечения и длины. Они должны быть отмечены началом и концом.

Соединяемые обмотки связывают обмоточной проволокой или шпагатом. Провода выводятся через отверстие в корпусе статора и подключаются к клеммной колодке.

Спиральный статор пропитан лаком. Для этого его полностью погружают в лак с последующей сушкой. Температуры пропитки и сушки зависят от используемого лака и указаны в инструкции по применению.

Обратно фазный ротор наматывается точно так же, только на вал двигателя надеваются токосъемные кольца, к которым подсоединяются провода.

Сборка

Собранный и просушенный двигатель можно собирать. Проверьте подшипники перед сборкой и при необходимости замените в них смазку или сами подшипники. После сборки двигатель проверяют на целостность изоляции и работу на холостом ходу и под нагрузкой с измерением тока во всех фазах.

Намотка

Намотка электродвигателей производится как в специализированных мастерских, так и специалистами-любителями. Для проведения такого ремонта нужно четко понимать, что нужно сделать в данной модели, ее данные, расположение обмоток статора, их подключение. Такая работа требует знания намоточных данных устройства, а в некоторых случаях и дополнительных расчетов, например расчет сопротивлений и индуктивностей катушек.

Большую часть информации можно найти в специальных таблицах, которые содержат намоточные данные для определенных моделей. Вот расчеты для двигателя AIR:

Расчеты для двигателя AIR

Подбор провода

В идеале должно быть точно так же. Но это не всегда работает. Следовательно, необходимо будет использовать материал с другим сечением, занимающий соседнюю позицию в соответствующей таблице. При этом нужно помнить закон Ома и учитывать, что с уменьшением диаметра провода сопротивление увеличивается.

Это значит, что надо будет изменить количество витков, например, вместо 350 накрутить 400 или 320. Возможно, такое решение — «на глазок» — приведет к некоторому снижению мощности. Тем, для кого это важно, необходимо произвести точные расчеты, тем более, что все исходные данные есть — номинальное напряжение питания (220 В), сечение существующего провода, размеры «железа», на котором он будет находиться намотанные (что означает общую длину проводника).

Но при этом нельзя забывать, что неверный результат расчета может привести к повышенному нагреву двигателя (если не к критическому перегреву и поломке). В итоге плавится лак и в перспективе КЗ между обмотками или межвитковое замыкание.

Коллекторные электродвигатели постоянного и переменного тока

В первую очередь неисправность видна по повышенному искрообразованию на коллекторе и нагреву. Сначала нужно почистить, а при необходимости проткнуть и отследить коллектор. Если это не поможет, последовательно измерьте сопротивление омметром между всеми соседними шинами. Если значения значительно отличаются друг от друга, вышел из строя коллектор или виток в обмотках якоря (в асинхронном двигателе — ротор). В этом случае двигатель необходимо отправить на ремонт в специализированную организацию. Отремонтировать в домашних условиях практически невозможно.

В случае исправности якоря обмотки возбуждения проверяют на целостность омметром и на наличие коротких замыканий в витках. Для этого соедините их последовательно, при необходимости закоротите щетки или снимите изоляцию соединительных проводов. На подключенные обмотки подается пониженное напряжение 12–36 В. Напряжение на поврежденной обмотке будет значительно снижено. Заменяется так же, как и в однофазных маломощных двигателях.

Установка обмотки

Ничего сложного в этом нет, просто надо быть внимательным. После укладки изоляции в пазы изготовленную «катушку» «сажают» на место (такие «рукава» делают из диэлектрических материалов). Как они расположены, хорошо видно на рисунке.

Следует избегать любых повреждений не только провода, но и его внешней изоляции (лакового покрытия). В некоторых случаях целесообразно использовать специальное приспособление — «рамку». С его помощью обмотка «обжимается» в монтажных пазах. Все фазные катушки надежно изолированы друг от друга.

Обратите внимание на следующее!

Необходимо проверить, не выступают ли частички утеплителя из пазов. Излишки следует обрезать. В противном случае после монтажа и включения двигателя они будут касаться ротора. Чем это закончится, неизвестно.

Перемотка обмотки асинхронного двигателя на гибридную обмотку «славянка»

При перемотке бесколлекторного двигателя его можно перемотать по технологии «Славянка». Способ заключается в намотке тонкой проволокой дополнительных обмоток статора. Двигатели, намотанные таким способом, имеют повышенный пусковой и рабочий крутящий момент, перегрузочную способность и КПД, сниженный пусковой ток и уровень шума. Благодаря «мягким» нагрузочным характеристикам они используются в электромобилях.

Во многих бытовых приборах и самодельных конструкциях в качестве движущей силы используются маломощные электрические машины. Несмотря на высокую надежность электродвигателей, выход их из строя по самым разным причинам не редкость. Учитывая относительно высокую стоимость этих устройств, практичнее их ремонтировать, а не заменять. Предлагаем рассмотреть возможность перемотки электродвигателей в домашних условиях.

Фото процесса перемотки электродвигателей


  • Конденсатор для электродвигателя: советы по выбору и правила подключения пускового конденсатора
  • Двигатель постоянного тока: устройство и принцип работы. Основные особенности использования и маркировки

  • Обмотка двигателя: лучшее подключение и схемы подключения. Инструкция как сделать и набрать обмотку своими руками

Особенности ремонта асинхронной машины

Проблемы со всеми типами двигателей могут быть механической или электрической природы. В первом случае о неисправности может свидетельствовать сильная вибрация и характерный шум, как правило, это свидетельствует о проблемах с подшипником (чаще всего в торцевой крышке). Если вовремя не устранить неисправность, вал может заклинить, что неизбежно приведет к выходу из строя обмоток статора. В этом случае тепловая защита автоматического выключателя может не успеть сработать.


«Сгоревшие» выводы обмотки статора

Исходя из практики, в 90% отказов асинхронных машин возникают проблемы с обмоткой статора (обрыв цепи, межвитковое замыкание, замыкание на корпус). При этом короткозамкнутый якорь обычно остается в рабочем состоянии. Поэтому даже при механическом характере повреждения необходимо проверить электрическую часть.

Особенности ремонта коллекторных приводов

Эти типы электрических машин чаще подвержены механическим отказам. Например, удаление щеток или засорение контактов коллектора. В таких ситуациях ремонт сводится к чистке контактного механизма или замене графитовых щеток.

Проверка электрической части сводится к проверке сопротивления обмотки якоря. При этом щупами прибора являются два соседних контакта (ламели) коллектора, после снятия показаний производится дальнейшее измерение по окружности.


Проверяет обмотку якоря коллекторного двигателя

Показываемое сопротивление должно быть примерно одинаковым (с учетом погрешности прибора). Если наблюдается серьезное отклонение, это говорит о том, что между витками произошло короткое замыкание или обрыв, поэтому необходимо произвести перемотку.

Обмоточные данные электродвигателей

Это справочные данные, поэтому самый надежный способ получить такую ​​информацию — обратиться к соответствующим источникам. Эти данные также могут быть внесены в паспорт изделия.

В сети можно найти советы, где рекомендуется вручную считать витки и измерять диаметр провода при перемотке. Это пустая трата времени. Гораздо проще и надежнее найти всю необходимую информацию по маркировке двигателя, в которой будут указаны следующие параметры:

  • номинальные рабочие характеристики (напряжение, мощность, потребляемый ток, скорость и т д);
  • количество проводов на одну дорожку;
  • Ø провода (как правило, изоляция в этом показателе не учитывается);
  • сведения о внешнем и внутреннем диаметре статора;
  • количество дорожек;
  • с каким шагом выполняется намотка;
  • размеры ротора и тд

Ниже приведен фрагмент таблицы намоточных данных для электрических машин типа 5А.


Пример таблицы с данными обмоток

Пошаговая инструкция перемотки электродвигателя своими руками

Необходимо сразу предупредить, что без специального оборудования и навыков работы перемотка катушек, скорее всего, будет бесполезным занятием. С другой стороны, негативный опыт — это тоже опыт. Понимание сложности процесса — лучшее объяснение стоимости.

Первый этап — демонтаж

Приводим алгоритм действий для асинхронных машин, он следующий:

  1. Отключите преобразователь частоты от сети (380 или 220 В).
  2. Демонтируем электродвигатель с конструкции, где он был установлен.
  3. Снимите заднюю защитную крышку вентилятора охлаждения.
  4. Демонтируем крыльчатку.
  5. Откручиваем крепления торцевых частей, после чего снимаем их. Начинать желательно с передней части, после демонтажа ротор легко «вылезет» из задней крышки.
  6. Вынимаем ротор.

Этот процесс можно значительно облегчить, используя специальное приспособление – съемник. С его помощью легко отсоединить вал двигателя от шкива или шестерни, а также снять наконечники.


Съемник для разборки

Инструкцию по разборке коллекторного двигателя приводить не будем, так как она мало чем отличается. Структуру этого типа электрической машины можно найти на нашем сайте.

Этап второй — снятие обмотки

Последовательность действий следующая:

  1. С помощью ножа снимаем крепления бандажа и изоляционное покрытие с мест соединения проводов. В некоторых инструкциях рекомендуется зафиксировать схему подключения, например, сфотографировав. Особого смысла в этом нет, так как это справочная информация и узнать ее по марке двигателя не проблема.
  2. С помощью стамески отрезаем верхушки проводов с каждого конца статора.
  3. Высвобождаем пазы с помощью пробойника подходящего диаметра.
  4. Очищаем статор от грязи, копоти, пропитки лаком.


Статор освобожден от обмотки
На этом этапе рекомендуем остановиться, подобрать корпус и отнести к специалистам. Самостоятельный демонтаж уменьшит затраты на реставрационные работы. Как было сказано выше, намотать катушки без специального оборудования достаточно сложно. Для понимания сложности процесса опишем технологию, которая облегчит выбор.

Перемотка статора (финальная фаза)

Процесс состоит из следующих шагов:

  1. Установка изоляторов в каждый слот (втулку).
  2. Толщина материала и его свойства выбираются из справочника.
  3. Намоточные данные определяются маркой двигателя.
  4. На специальном станке незакрепленными витками наматывается необходимое количество витков. В сети можно найти фото и параметры самодельных ручных станков, но качество их работы весьма сомнительно.
    Случайная намоточная машина
  5. Группы катушек укладываются в пазы, после чего связываются и соединяются. Эти процессы достаточно сложны и выполняются вручную.
  6. Проводится пропитка. Для этого корпус нагревают до температуры 45°С — 55°С и полностью погружают в емкость с лаком для пропитки. Лакировать провода не имеет смысла, так как в этом случае все равно останутся пустоты.
  7. После пропитки кузов помещают в специальную камеру, где проводят сушку при температуре 130-135°С.
  8. Окончательная проверка катушек омметром.
  9. Сборка и тест-драйв (если только кузов передали в ремонт, но другие детали и крепеж).

Если на реставрацию сдавали только кузов, рекомендуем перед запуском двигателя проверить катушки.

Методика перемотки электродвигателя

Ремонтные работы начинаются с демонтажа двигателя. Проведите внешний осмотр и очистите от загрязнений.

Далее следуйте алгоритму:

  • Разобрать двигатель.
  • Выполните осмотр. Если явных признаков нет, обмотки прозваниваются тестером. Обнаружена неисправность, которая может проявляться в виде короткого замыкания витков, обрыва провода или короткого замыкания на коробку.
  • При определении неисправности с помощью тестера учитывают, что обмотки трехфазного двигателя имеют одинаковое сопротивление, а сопротивление относительно корпуса стремится к бесконечности. Для однофазного двигателя с пусковой обмоткой пусковое сопротивление будет больше рабочего.
  • Проверьте обмотку якоря.

Перемотка статора

Обнаружив неисправность статора двигателя, вырезаем все обмотки. Очищают поверхность статора и дорожек от грязи и лака. По справочнику определяют число витков, сечение, тип провода и способ намотки.

Перемотка якоря

Процесс замены обмотки коллекторного двигателя в чем-то похож, за исключением небольших нюансов, связанных с конструктивной особенностью. Например, якорь отправляется на перемотку, а не дело, если предположить, что проблема возникла не с катушками возбуждения. Кроме того, имеются следующие отличия:

  • Для намотки используется специальный станок более сложной конфигурации.
  • Важно проворачивать, балансировать якорь (в последней части процесса), а также очищать и шлифовать.
  • С помощью специального фрезерного станка вырезается коллектор.

Эти процессы требуют специального оборудования; без него перемотка электродвигателей — пустая трата времени.

В бытовой технике обычно используются коллекторные двигатели постоянного тока и бесщеточные асинхронные модели переменного тока. Сейчас мы узнаем, как ремонтировать именно такую ​​технику. Конструктивные функции и принципы работы асинхронных систем и систем коллекторного типа можно найти на нашем сайте

.

Ключевые конструктивные особенности, базовые подходы к выполнению его проверок

Любой электродвигатель, независимо от его конструкции, всегда содержит неподвижную часть, которую традиционно называют статором, и взаимодействующий с ней вращающийся конструктивный элемент, который обычно называют ротором.


Основные элементы в конструкции электродвигателя

Иногда термин «якорь» используется для обозначения ротора. В подавляющем большинстве двигателей ротор расположен внутри статора.

С ротора снимается механическая работа, преобразование вращательного движения в прямолинейное или другое возлагается на другие внешние известные механизмы, рассмотрение которых выходит за рамки данной статьи.

Точно так же не рассматриваются так называемые линейные двигатели, обеспечивающие линейное перемещение подвижной части конструкции без выполнения промежуточного преобразования вращательного движения.

Статор включает в себя одну или несколько статорных обмоток, при протекании тока по которым(ям) образуется вращающееся магнитное поле.

Поле статора взаимодействует с полем ротора, в результате чего возникает крутящий момент, позволяющий совершать механическую работу. Для уменьшения бесполезных потерь и повышения КПД двигателя в целом ротор установлен на подшипниках.

Из приведенного многократного описания сразу следуют три основных положения, которые всегда выполняются в ремонтируемом электродвигателе:

  • при приложении к обмоткам номинального напряжения через них протекают рабочие токи, на которые изначально рассчитана конструкция двигателя;
  • изоляция токопроводящих частей конструкции не имеет механических повреждений и обеспечивает заданное значение сопротивления;
  • механическая часть системы ротор-статор по состоянию подшипников, значениям зазоров, затяжке гаек, степени износа щеток и тому подобное полностью соответствуют требованиям стандартов.

Проверка работоспособности двигателя всегда включает явную или неявную проверку этих положений, осуществляемую различными способами. К ним относятся, например, визуальный осмотр подшипников, проверка величины зазоров, легкости вращения ротора и так далее

В дальнейшем мы сосредоточимся на выполнении проверок электрических компонентов двигателя, неисправности которых можно обнаружить только с помощью мультиметра.

При построении схемы соответствующих измерений необходимо учитывать конструктивные особенности испытуемого электродвигателя. По умолчанию считается, что двигатель подключен к сети 220 или 380 В.

Кроме того, укажем на такую ​​особенность электродвигателя, как его реверсивность. Под последним понимается тот факт, что при вращении ротора под действием внешней силы в нем возникает электрический ток.

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы