Что такое терморегуляторы: для чего они нужны, принцип работы и конструкция устройства

Вопросы и ответы
Содержание
  1. Что такое термостат и для чего он нужен
  2. Функции и место расположение
  3. Принцип работы термостата, как он устроен
  4. Виды терморегуляторов
  5. Электронные термостаты
  6. Механические термостаты
  7. Двухзонные термостаты
  8. Биметаллические пластины
  9. Газонаполненные датчики
  10. Восковые терморегуляторы
  11. Описание и схемы работы на ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2114
  12. Термостат с электронным управлением
  13. КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕРМОСТАТ
  14. КАКИЕ БЫВАЮТ НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА?
  15. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ ИЛИ НЕТ?
  16. Виды терморегулирующих устройств в автомобиле
  17. Одноклапанный, двухклапанный и двухступенчатый термостат
  18. Устройство с электронным управлением
  19. Меняем термостат ВАЗ 2114 инжектор своими руками
  20. Конструкция
  21. Конструкция термостата с твердотельным наполнителем
  22. Принцип работы
  23. Основные признаки неисправности термостата
  24. Как установить прибор
  25. Джили МК и СК
  26. Особенности установки и подключения клапана
  27. Нюансы монтажа для однотрубной и двухтрубной систем
  28. Правила регулировки работы устройства
  29. Принцип действия термостата с жидким наполнителем
  30. Разбираемся с разновидностями приборов
  31. Механические терморегуляторы для пола
  32. Основные поломки устройства
  33. Диагностика и ремонт автомобильного термостата в домашних условиях
  34. Видео: проверка термостата автомобиля дома самостоятельно

Что такое термостат и для чего он нужен

Что такое термостат и для чего он нужен

Термостат — что это? Термостат – это устройство, которое необходимо для поддержания температуры на заданном уровне.

Применяется в различных сферах жизни, в быту: для поддержания температуры в плите, холодильнике, жарком поле, кондиционере. А в сфере регулирования отопления помещений, в автомобилях, цель термостата состоит в том, чтобы избежать перегрева двигателя.

Функции и место расположение

Функции термостата: контроль климатических условий в помещении, а также поддержание температуры в агрегате на заданном уровне.

Термостат монтируется вдали от обогревателей и источников влаги в помещении, чтобы температура окружающей среды считывалась более точно. В агрегатах он располагается рядом с нагревательным элементом, чтобы быстро реагировать на изменение температуры.

На схеме показано, как выглядит термостат:

устройство-термостат

Принцип работы термостата, как он устроен

Несмотря на разнообразие терморегуляторов, представленных на рынке, все терморегуляторы имеют одинаковый принцип действия и устройство.

Термостат предназначен для более быстрого прогрева двигателя автомобиля. Термостат в системе охлаждения автомобиля выполняет роль поддержания нужной температуры, чтобы двигатель быстрее прогревался и не перегревался в процессе работы.

Независимо от компонентов, все термостаты имеют схожий принцип работы.

Термостат настроен на определенную температуру, которую он поддерживает, не давая ей подняться выше заданных параметров и упасть. Устройство содержит термочувствительный элемент, который считывает температуру окружающей среды. Прежде чем устройство достигнет заданной температуры, контакты замыкаются и происходит нагрев. После повышения температуры контакты расходятся из-за термочувствительного элемента, который меняется при нагреве.

Когда температура падает ниже установленной температуры, датчик температуры возвращается в исходное состояние и нагрев возобновляется. Этот процесс цикличен.

Блок термостата

Термостаты устроены по-разному: механические и электронные. При этом принцип работы тот же: он определяет температуру окружающей среды или поверхности, на которой находится. И в зависимости от заданных параметров прибор определяет, есть ли необходимость использовать термоэлементы или, наоборот, отключать имеющиеся.

Конструкция и принцип его работы очень просты, что позволяет устройству прослужить долгое время.

Основным элементом является термочувствительный элемент, который изменяется при изменении температуры устройства или окружающей среды, тем самым прекращая нагрев.

Термочувствительный элемент может быть газовым, восковым с примесью металла, металлическими пластинами с различной термочувствительностью.

Виды терморегуляторов

Электронные термостаты

электронный термостат

  • Нормальный – прибор устанавливает параметры температуры или ее точное значение, которое поддерживается. Устройство имеет электронный дисплей.
  • Цифровой:
    • Закрытая логика
      Такое устройство имеет определенный алгоритм работы. Параметры настраиваются с помощью специальных команд для предустановленных устройств. Требуемые параметры могут быть установлены в зависимости от температуры, необходимой для устройства. При этом сама программа контроллера не может быть изменена. Такие термостаты чаще всего используются в бытовой технике.
    • открытая логика
      Устройство полностью контролирует процесс нагрева. В термостате с открытой логикой можно изменить алгоритм работы. Устройство управляется с помощью сенсорных кнопок. С помощью такого терморегулятора можно настроить обогрев помещения по определенному графику. Такие термостаты используются в промышленных целях, а перепрограммированием и установлением нового алгоритма должен заниматься специалист.

Преимущества электронных устройств:

  • Большой диапазон настройки температуры;
  • Более точный, чем механический;
  • Эффективность;
  • Не энергозатратный;
  • Вариация дизайна.

Ошибка:

  • Зависит от стабильного электричества;
  • Они подвержены сильным колебаниям температуры.

Механические термостаты

механический терморегулятор

Читайте также: Регулировка карбюратора бензопилы Штиль 660 своими руками

Основным элементом устройства является газовая мембрана. При повышении температуры газ расширяется внутри металлических пластин, вызывая их разделение. В результате контакты размыкаются и нагрев прекращается до тех пор, пока газ не уменьшится в объеме и пластины не вернутся в исходное положение.

Применяются в системе отопления, применяются для регулирования работы климатических систем: водонагревателей, кондиционеров. Газовая мембрана реагирует на температуру окружающего воздуха, а не поверхности, на которой размещено устройство.

Регулировать температуру такого датчика можно с помощью колесика управления, которое соединено с мембранным механизмом.

Используется в системе отопления для регулирования работы климатических систем: водонагревателей, кондиционеров. Удобно, что прибор сразу реагирует на изменение температуры окружающей среды, а не поверхности, на которой он стоит.
Регулировать температуру такого датчика можно с помощью колесика управления, которое соединено с мембранным механизмом.

Двухзонные термостаты

Используется для одновременного управления двумя системами отопления. Есть терморегуляторы с заданным набором программ и более сложные, где можно самостоятельно задавать параметры работы. Установка полностью автоматизирована, датчики реагируют на температуру воздуха. Термодатчики устанавливаются в местах, защищенных от солнечных лучей и влаги.
Двухзонные термостаты используются в быту, например в жарком поле.
Если термостат установлен в ванной комнате, важно, чтобы устройство было подальше от воды и батареек.

Биметаллические пластины

Термочувствительный элемент представляет собой пластины из разных металлов, закрепленные с одного конца. При нагревании один металл будет увеличиваться в размерах, а другой, менее чувствительный к нагреву, останется неизменным. Пластины будут наклоняться в сторону менее чувствительного металла, тем самым размыкая контакты. Нагрев устройства прекращается. Когда металл остывает, он сжимается в размерах, край пластины возвращается на место, и контакты снова замыкаются.
Такие пластины используются в чайниках и предотвращают его перегрев.

Механические термостаты долговечны, но имеют большую погрешность, которая может достигать 10 градусов.

Газонаполненные датчики

Их стали использовать из-за того, что газ быстрее меняется под воздействием температуры. В устройстве между парой металлических дисков помещен сильфон, наполненный газом. Пластины имеют большую площадь поверхности и начинают быстро реагировать на тепло.
При нагревании газ между дисками увеличивается в объеме и разделяет их. В этом случае внутренний диск нажимает на небольшой термостатический переключатель, и цепь размыкается, останавливая нагрев.
При снижении температуры диски возвращаются в исходное положение, цепь замыкается и нагрев возобновляется.

Газонаполненные датчики используются для обогрева помещений, ранее использовавшихся в автомобилях.

Восковые терморегуляторы

Восковой термостат состоит из герметичной камеры с восковой пробкой, внутри которой находится подвижный металлический стержень. Воск при высокой температуре начинает плавиться и становится больше в объеме, чем в твердом виде. Он выталкивает стержень, который, в свою очередь, отключает электрическую цепь, останавливая нагрев. При остывании до определенной температуры воск застывает обратно и стержень возвращается на место, включая нагрев.

Преимущества механических термостатов:

  • Надежный;
  • Устойчив к перепадам напряжения в устройстве;
  • Не влияет на работу электричества, не сбивается из-за неисправности;
  • Простота эксплуатации и настройки;
  • Можно использовать при большом перепаде температур;
  • Продолжительность.

Ошибка:

  • Большая погрешность в пределах 5-10 градусов;
  • Ограниченная функциональность;
  • Не программируется.

Описание и схемы работы на ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2114

В автомобилях ВАЗ система охлаждения выполняет ряд функций. В частности, перед насосом установлен специальный 2-вентильный термостат (дополнительный и основной) с твердым (восковым) наполнителем.

Пока двигатель еще не прогрелся, большая часть охлаждающей жидкости будет проходить по малому кругу, то есть охватывая насос системы, рубашку охлаждения силового агрегата и цилиндров, а также термостат.

Затем жидкость снова возвращается в насос. При этом охлаждающая жидкость циркулирует через рубашку впускной трубы и смесительные камеры в карбюраторе.

Если клапан отопителя салона открыт, жидкость проходит через радиатор.

В том случае, если двигатель прогрет не полностью, то есть температура охлаждающей жидкости еще не достигла нужного уровня (90 градусов Цельсия), частично открывается основной клапан, частично прикрывается второй (перепускной или перепускной) и часть горячей жидкости уходит в основной радиатор.

Это позволяет силовому агрегату быстрее нагреваться. Как только температура достигает 90 градусов Цельсия, клапан полностью открывается, позволяя направить весь поток через радиатор.

Основными металлами, из которых изготавливаются элементы термостата, являются медь и латунь.

Принцип работы аналогичен уже рассмотренному выше.

Термостат с электронным управлением

На современные двигатели устанавливаются электронные термостаты для более точного контроля температуры при определенных режимах работы двигателя.

Для достижения максимально возможной эффективности температура двигателя должна поддерживаться на уровне около 110 ºС. Поскольку обычный механический термостат пропускает жидкость в большой контур уже при температуре ок. 95°C, двигатель никогда не достигает оптимальной температуры и максимальной эффективности. Механизм с электронным управлением снижает инерцию в работе, позволяя двигателю работать больше времени в диапазоне высоких температур. Электронное управление способствует повышению эффективности работы двигателя, снижению вредных выбросов в атмосферу.

В целом конструкция напоминает обычный механический термостат, где дополнительно вмонтирован нагревательный элемент. Электронный термостат рассчитан на высокие температуры двигателя. Во время пиковых нагрузок включается нагревательный элемент для предотвращения перегрева. Ускоренный нагрев твердого наполнителя позволяет сократить время открытия клапана. Нагревательным элементом управляет ЭБУ двигателя, который считывает число оборотов коленчатого вала, температуру поступающего воздуха, степень нажатия на педаль газа и другие необходимые данные с сенсорного оборудования.

КАК ПРОВЕРИТЬ ТЕРМОСТАТ

Не снимая термостат с автомобиля, можно примерно условно проверить его работу. Исключением являются случаи, когда он застревает в полностью открытом или закрытом положении. В этом случае по температуре труб, времени нагрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.

В горячей воде термостат должен открываться

Проверить термостат можно самостоятельно, сняв его с автомобиля. Для этого его либо заливают кипятком, визуально наблюдают за отверстием, либо нагревают в емкости с водой на электроплите, проверяют температуру термометром и измеряют длину удлинения стержня. Оба эти метода дают очень неточный результат и не позволяют показать петлю гистерезиса термостата и сравнить ее с эталоном, полученным в лаборатории производителя.

Профессионально проверить термостат можно только в специализированных диагностических пунктах, так как некорректная работа может быть связана с другими проблемами двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет претензий к работе двигателя, который зимой «держит» стрелку термометра в норме, а летом не перегревается, значит, с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы термостата требует участия опытного специалиста и специального оборудования.

КАКИЕ БЫВАЮТ НЕИСПРАВНОСТИ ТЕРМОСТАТА?

Если термостат застрял в полностью закрытом положении, двигатель может перегреваться на всех режимах движения при любой температуре воздуха и даже в легкий мороз. Если термостат открывается, но не полностью, двигатель перегревается, но может и не «кипеть» — все зависит от режима работы машины.

Если термостатический клапан застрял в полностью или частично открытом состоянии, двигатель будет долго прогреваться до рабочей температуры, а зимой до рабочей температуры может и не дойти. При работающей системе охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреться до рабочей температуры при движении за 5-10 минут. В случае неполного открытия температура двигателя не поднимется выше 70 градусов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ ИЛИ НЕТ?

Нужно прогреть двигатель, чтобы стрелка температуры немного не доходила до красной зоны. Затем глушим двигатель, открываем капот, находим верхний патрубок радиатора. Он крепится сверху и представляет собой черный резиновый шланг диаметром около 5 см. Найдите нижний шланг, он похож на верхний

Прикоснитесь к шлангам, но будьте осторожны, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает тепло, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятно, клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не течет через радиатор

Термостат необходимо заменить на новый. Это «народный способ» проверки на работоспособность. Вы должны поместить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Потом визуально видим, если клапан открывается — работает. Если нет, то термостат не работает, меняем его на новый. Этот метод предполагает снятие термостата с машины.

Виды терморегулирующих устройств в автомобиле

Поговорим подробнее о разных видах автотермостатов с учетом особенностей их конструкции. Двигатель может комплектоваться разными вариантами термостата, среди которых упоминаются:

  • термостат с одним клапаном (одноклапанный);
  • двухступенчатый термостат;
  • устройство с двумя вентилями (термостат двухвентильный);
  • термостат с электронным управлением;

Одноклапанный, двухклапанный и двухступенчатый термостат

Решение с одним клапаном отличается простотой конструкции и связанной с этим надежностью. Производители автомобилей по всему миру отдают предпочтение этому типу конструкции и оснащают этим устройством большинство своих автомобилей.

Отдельный тип термостата с клапаном представляет собой двухступенчатую конструкцию. Установка данного решения связана с тем, что некоторые системы охлаждения при работе создают очень высокое давление на теплоноситель. Термостатическому клапану трудно преодолеть такое давление. По этой причине конструкция двухступенчатого термостата получила решение, предполагающее наличие двух клапанных тарелок, которые называются малой и большой. В термостате первой открывается маленькая пластинка, которой требуется заметно меньше усилий для преодоления давления, создаваемого в системе. Маленькая тарелка открывается легче, а при открытии взаимодействует с большой тарелкой и просто тащит ее за собой. Открытие большой (основной) пластины термостата полностью открывает канал охлаждающей жидкости.

Если в первом случае термостат имеет клапан с двумя тарелками, то двухклапанный регулятор получил два отдельных клапана, расположенных в едином корпусе. Первый клапан является основным и служит для замыкания большого круга при движении теплоносителя по системе. Второй клапан является перепускным и отвечает за циркуляцию жидкости по малому кругу. Работа клапана синхронизирована. Когда один из них перекрывает канал теплоносителя, другой открывает нужный контур. Указанная конструкция термостата нашла широкое применение в конструкции легковых и грузовых автомобилей, являющихся продукцией автомобилестроения стран СНГ.

Устройство с электронным управлением

Наиболее совершенным и относительно сложным конструктивно, но в то же время наиболее точным и эффективным является термостат, оснащенный электронным управлением. Основным преимуществом такого устройства является предложение различных температурных показателей для достижения оптимальной температуры применительно к динамически изменяющемуся режиму работы двигателя во время работы.

Конструкция прибора аналогична обычному термостату с вентилем, но к термопаре добавлено дополнительное нагревательное сопротивление. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) управляет нагревом указанного резистора. Благодаря такой конструкции появляется возможность реализовать гибкий температурный режим. Показатель 95-110°С сохраняется при малой нагрузке на двигатель и 85-95°С при максимальной нагрузке. Главным достижением от использования электронного устройства является заметное снижение расхода топлива, а также небольшой прирост мощности на «низах» за счет лучшего охлаждения всасываемого воздуха.

Температурный порог в районе ВС выше и составляет около 105°С. Такая реализация регулирования температуры в системе охлаждения нашла применение в конструкции высокопроизводительных турбодвигателей и обеспечивает окончательный прирост мощности силового агрегата за счет улучшенного воздушного охлаждения.



Меняем термостат ВАЗ 2114 инжектор своими руками

Для замены термостата на инжекторной 2114 своими силами нам понадобится стандартный набор инструментов, емкость для слива антифриза и, конечно же, новый термостат. Работаем в следующем порядке:

  1. Снимите воздушный фильтр. Для этого ключом на 13 откручиваем корпус и ослабляем хомут воздуховода.
  2. откройте крышку расширительного бачка, чтобы сбросить давление.
  3. Слейте антифриз в подготовленную емкость. Мы выполняем работы только на остывшем двигателе! Далее необходимо открутить передние винты защиты мотора, если она установлена. Сливать антифриз лучше всего через сливной кран в нижней части радиатора.
  4. Ослабьте хомуты на трубках термостата.
  5. Снимайте их осторожно, может вытечь еще немного антифриза.
  6. Снимаем старый термостат и проверяем целостность резиновых патрубков.
  7. Устанавливаем новый термостат ВАЗ 2114 в обратном порядке. В этом случае часто возникает необходимость установки новых хомутов.

Иногда требуется замена хомутов. При заливке антифриза рекомендуется снять шланг подогрева газового блока, чтобы вытеснить воздух. В противном случае может образоваться воздушная пробка, с которой нужно обращаться отдельно. После заливки антифриза и проверки герметичности системы охлаждения прогреваем двигатель и убеждаемся, что термостат работает как положено.

Пока машина работает как надо, автовладелец не задумывается о том, что происходит под капотом. Но в какой-то момент двигатель в машине внезапно без видимых причин начинает перегреваться. Чаще всего это означает, что термостат вышел из строя. О том, что это за устройство и как его заменить на автомобиле ВАЗ-2114, мы и поговорим в этой статье.

Конструкция

Термостаты в основном изготавливаются из меди и латуни. Они имеют структуру, включающую в себя различные элементы. К ним относятся клапан малого и большого круга охлаждения, форсунки, пружины, шарик и поршни.

Стандартный блок имеет подвижный клапан. Он начинает двигаться после изменения внешней среды (при охлаждении или нагревании). В этом ему помогает термопара, в состав которой входит вещество с добавлением различных компонентов, улучшающих теплопроводность. При достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры клапан откроется за счет расширения церезина. Охлаждение заставляет двигатель закрывать клапан.

Термостат делится на типы, т.е он может быть одновентильным или двухвентильным. Последний тип позволяет циркулировать наиболее правильному антифризу. Поэтому его используют чаще.

Конструкция термостата с твердотельным наполнителем

Блок термостата

Современные системы жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания получили наиболее распространенный вариант с одноклапанным, а также двухклапанным термостатом фиксированного заполнения в подавляющем большинстве случаев. Этот элемент системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания представляет собой термочувствительный клапан, который заключен в латунный каркас. Клапан также имеет пластину, которая крепится к корпусу. Само тело представляет собой своеобразный цилиндр. В этот цилиндр вставляется специальный шток. Указанный стержень утяжелялся одним концом в верхней части корпуса термостата, а другим концом упирался в резиновую полость в корпусе блока. Корпус и резиновая полость разделены термочувствительным элементом.

Проще говоря, стандартный двухклапанный термостат имеет корпус, два входа, один выход, один основной и один вспомогательный клапан, а также элемент, чувствительный к температуре охлаждающей жидкости. Устройство часто устанавливается перед местом входа рабочей жидкости в корпус центробежного насоса и соединяется с ним специальной отводной трубой. Одна впускная трубка соединяет термостат с головкой блока цилиндров, а другая – с нижним бачком радиатора.

Термочувствительный элемент охлаждающей жидкости представляет собой медный цилиндр, резиновую диафрагму и шток. Твердый наполнитель помещается между мембраной и стенкой баллона. Основной материал представляет собой смесь меди и гранулированного воска.

Основное требование к материалу – высокий коэффициент его объемного расширения. Мелкозернистый воск или смесь медного порошка и церезина отлично подходят для выполнения необходимых функций.

Воск использовался в строительстве из-за его способности значительно расширяться под воздействием тепла и переходить из твердого состояния в жидкое и наоборот. Указанный воск или керосин, используемые в конструкции автомобильных термостатов, искусственны и отличаются от привычного нам материала. Этот воск приобрел ряд специфических свойств, которые он приобретает после прохождения процесса дистилляции.

Принцип работы

Схема работы термостата в системе

При запуске двигателя термостат в этот момент находится в закрытом состоянии, перекрывая доступ охлаждающей жидкости к большому кругу. Охлаждающая жидкость циркулирует по маршруту, который заставляет ее выходить из блока цилиндров и немедленно возвращаться обратно. Данная функция системы охлаждения обеспечивает максимально эффективный прогрев силового агрегата и его последующий вывод до оптимальной для работы под нагрузкой температуры в кратчайшие сроки.

Когда нагрев охлаждающей жидкости достигает температурного порога 80-90°С, термостат начинает открываться. Это связано с тем, что при этой температуре начинает плавиться твердый элемент корпуса агрегата. Происходит постоянное увеличение объема термопары. Увеличение объема инициирует движение корпуса термостата вдоль штока. Сама штанга двигаться не может, так как конструктивно жестко прикреплена к верхней раме. Диск клапана преодолевает усилие возвратной пружины и начинает открываться. Это позволяет охлаждающей жидкости пройти через полностью или частично открытый клапан и начать циркулировать через радиатор. Эффективность охлаждения охлаждающей жидкости в радиаторе значительно возрастает.

Схема работы термостата

Когда температура охлаждающей жидкости поднимается до максимума, термостат полностью открывается, позволяя охлаждающей жидкости максимально полно проходить через радиатор. Термостат полностью открывается при температуре ок. 95-105°С. При работе двигателя автомобиля в разных режимах, которые постоянно меняются, происходит постоянное изменение степени открытия термостата.

Если рассмотреть принцип работы двухклапанного термостата с учетом более привычных представлений о движении теплоносителя по «большому» и «малому» кругу, то получится следующее. Представьте, что температура охлаждающей жидкости в системе превысила 80 градусов Цельсия. Твердый наполнитель термостата начинает плавиться и увеличиваться в объеме, затем давит на выходящий из баллона стержень. Баллон начинает двигаться вверх, закрывая тем самым дополнительный клапан устройства. Доступ охлаждающей жидкости к малому кругу закрыт.

Когда охлаждающая жидкость достигает температуры ок. 94 градуса, вспомогательный клапан полностью закроется. Главный клапан остается открытым и охлаждающая жидкость свободно циркулирует по большому кругу, а значит движется по каналам радиатора охлаждения.

В том случае, если наблюдается снижение температуры охлаждающей жидкости ниже отметки 80 градусов, объем наполнения уменьшается, главный клапан термостата начинает постепенно закрываться. Поток жидкости в радиаторе уменьшается. При этом параллельно начинает открываться дополнительный клапан, открывающий доступ теплоносителю для циркуляции по малому кругу.

Возможность полного или частичного открытия позволяет наиболее эффективно и гибко поддерживать оптимальные температурные показатели для работы ДВС в разных режимах нагрузки. Кроме того, термостат позволяет снизить физический износ деталей и узлов силового агрегата, а также снизить степень токсичности выхлопных газов. Наиболее распространенными производителями высококачественных термостатов являются Gates, Wahler и Vernet.

Основные признаки неисправности термостата

Иногда плохо работает термостат.

Наиболее важные признаки того, что термостат вышел из строя:

  • Если устройство остывает больше нужной температуры (начинает мерзнуть в холодильнике);
  • Устройство перегревается (закипает двигатель в машине);
  • Очень быстро нагревается нижний коллектор (при исправной работе нагревается долго);
  • При работающем двигателе отображаемая температура резко падает, а при выключении снова поднимается;
  • Нижняя трубка не нагревается и остается холодной.
    Это происходит, если устройство долгое время закрыто, что приводит к блокировке конструкции

причинами неисправности термостата могут быть образовавшаяся ржавчина, заклинивание клапана термостата в одном из положений: открыто или закрыто. Если долго не выметать пыль с устройства, оно может засориться и выйти из строя.

Как установить прибор

30aa87fefc62e15f6e9d2ab9adffc76a.jpg

В первую очередь выполняются подготовительные мероприятия, которые могут заключаться в создании в стене ниши наподобие розетки. Далее идет кабель

Важно учитывать, что помимо подключения к основной линии электропередач, устройство должно быть подключено к оборудованию. Другое дело, что того же провода можно избежать, купив беспроводную модель

Например, современные конвекторы с механическим термостатом уже в базовых комплектациях оснащены радиоблоками, что избавляет пользователя от лишних проблем с установкой. Но далеко не все устройства поддерживают беспроводной принцип взаимодействия с аппаратурой управления, и этот нюанс необходимо учитывать заранее. Это же касается и способа установки внешнего датчика, который также потребует тщательной подготовки специальной точки для фиксации. Другое дело, что датчик не потребует вмешательств в стену. Для него достаточно подготовить монтажный кронштейн, на который будет посажен небольшой корпус. Все необходимые аксессуары этого типа обычно входят в основные комплекты термостатов.

Джили МК и СК

Термостаты на Geely MK и SK смонтированы в водонепроницаемом коробе, закрепленном на головке блока цилиндров, с левого торца двигателя по ходу движения автомобиля, расположение указано стрелкой.

Особенности установки и подключения клапана

Само устройство несложное, но особое внимание необходимо уделить установке и калибровке термостатического клапана на радиаторах. Правильная установка обеспечит точность работы прибора.

Какие факторы учитываются при установке? Разновидность термоклапана – для однотрубного или двухтрубного. Плюс направление движения теплоносителя – он поступает снизу или сверху.

Направление движения теплоносителя на клапане
На самом клапане направление движения теплоносителя указано стрелкой. По этому маркеру необходимо установить термостаты на радиаторы, иначе устройство не будет работать должным образом

Трубы горячего водоснабжения подключаются к батарее по-разному. Это зависит от системы отопления. Расположение штекеров и термостатов также отличается. Общая рекомендация для большинства моделей термостатов — размещать их в пределах 40–60 см от уровня пола.

Алгоритм установки примерно такой:

  1. Отключить радиатор от системы отопления и слить воду.
  2. Снимаем часть горизонтальной трубы и кран тоже.
  3. Термостат также можно установить в крышке радиатора, если спереди установлен запорный вентиль. Либо сделать разрез в горизонтальной части трубы перед батареей.
  4. Важна герметичность соединений. Поставляем со стандартной намоткой ленты ФУМ на резьбовую часть.

Традиционная схема подключения следующая: байпас – шаровой кран – термостат.

Еще момент: есть системы, где теплоноситель движется в разных направлениях в разных помещениях. Это относится, в частности, к U-образным подступенкам.

Нюансы монтажа для однотрубной и двухтрубной систем

В однотрубной системе горячая вода циркулирует по одной трубе с последовательно соединенными радиаторами. Трубка охлаждающей жидкости выходит в верхнюю часть аккумуляторов. Последний проходит через установку, идет снизу по той же стороне и выходит на главную дорогу.

Однотрубная и двухтрубная система отопления
Однотрубная СО считается идеальной для частных домов и многоквартирных домов до 5 этажей. В остальных случаях рекомендуется оборудовать двухтрубную СО

В однотрубной системе термостат располагается на нерегулируемом байпасе. Эта перемычка объединяет прямую трубу и обратную трубу, поэтому горячая вода свободно движется после перекрытия давления клапаном.

Такую перемычку можно приварить к самой трубе, для чего подойдет отрезок трубы диаметром не более 8 см. При этом отверстия необходимо подготовить в нужных местах.

Схемы установки термостата
Стандартная и рекомендуемая схема установки термостата для однотрубной и двухтрубной СО. На рисунке показано, как подключить клапан с перемычкой (байпас) и нижний клапан

В двухтрубном охлаждающая жидкость поступает в радиатор по одному патрубку, а выводится по другому. Байпас не требуется, на трубе подачи воды необходимо установить термостатический вентиль.

Правила регулировки работы устройства

После установки нужно настроить работу устройства. Для этого предварительно закрываем окна и двери — утепляем помещение, чтобы предотвратить утечку тепла.

Затем продолжаем так:

  1. Включаем отопление.
  2. Ставим вентиль в положение максимальной теплоотдачи, измеряем температуру.
  3. Ждем, когда температура в помещении повысится на 5 градусов и станет постоянной.
  4. Закройте вентиль и дождитесь комфортной температуры.
  5. Затем немного приоткрываем термостат, пока не услышим звук проходящей воды. Крышка самого устройства должна нагреваться.
  6. Последнее положение необходимо запомнить.

В частном доме перед регулировкой необходимо стравить воздух из батарей. При этом нужно соблюдать максимальную осторожность, чтобы не выходил горячий пар.

Контроль температуры в помещении
При подключении к котлу более трех батарей каждый термостат должен открываться на разный уровень, чтобы тепло равномерно распределялось по комнатам

Регулировку начинают с самого холодного помещения. Она должна быть хорошо прогрета, чтобы перейти в другие помещения.

Принцип действия термостата с жидким наполнителем

Принцип работы термостата с сильфоном аналогичен приборам с твердым наполнителем. Основное отличие состоит в том, что термочувствительный элемент представляет собой смесь дистиллированной воды и этилового спирта. При холодном двигателе внутри герметичного цилиндра не происходит испарения и нет избыточного давления. Клапан термостата предотвращает циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.

Жидкостный термостат

По мере прогрева двигателя этанол начинает быстро испаряться. Давление в баллоне повышается. Расширяющийся в длину сильфон воздействует на шток, и клапан разблокируется. После этого вместо мелкого антифриза он попадает в большой циркуляционный контур.

Разбираемся с разновидностями приборов

По способу регулировки клапаны делятся на механические и автоматические. Первый требует ручного вращения механизма для ограничения тока в трубах.

Автоматический и ручной термостат
Оба устройства выполняют одну и ту же функцию – регулируют подачу теплоносителя к радиатору в соответствии с заданными пользователем параметрами, но использование автоматики менее хлопотно

Автоматические модели не нуждаются в ручной настройке. Когда температура вокруг термостата падает, они самостоятельно фиксируют ее и регулируют подачу теплоносителя.

Производители предлагают разные конструкции терморегуляторов:

  • Обычный для двухтрубных систем – простейшее устройство. При необходимости гидравлической регулировки радиаторов в ответвлении рекомендуется добавить запорно-регулирующий вентиль на подаче (обратке) в контур).
  • Со скрытой и открытой гидронадстройкой — в таких агрегатах есть звено с внутренним штоком, благодаря чему возможна гидравлическая регулировка.
  • Для однотрубных, самотечных систем — за счет увеличенного прохода пропускная способность этих агрегатов увеличена до 5,1 м 3 /час, поэтому их можно устанавливать в безнапорных системах.
  • 3-х ходовые для контуров с байпасом – умеют регулировать и распределять теплоноситель в связи с байпасом. При достижении клапана заданной температуры теплоноситель направляется в контур, при ее снижении контур частично перекрывается.

В процентном отношении термоклапанов для двухтрубных намного больше, чем для однотрубных, а последних в нашей стране около 80%.

Это связано с тем, что устройство изначально было придумано впервые, где теплоноситель распределяется по приборам принудительно под высоким давлением. Клапаны с предварительной настройкой и предназначены для равномерного распределения давления по всей системе.

Краны для однотрубных есть только у нескольких производителей — Heiz, Danfoss, Heimeier, Oventrop.

В однотрубных системах нельзя использовать обычные «двухтрубные» термостаты: они имеют меньшую пропускную способность, могут работать только при большой разнице давления на подаче и обратке, поэтому будет риск отведения теплоносителя в байпас.

Внешне «однотрубные» клапаны больше по размеру.

Трехходовой термостатический клапан
Трехходовые клапаны уместны в системах с твердотопливными котлами, а также для разделения потоков, перепускных труб для радиаторов. Устройство также можно использовать для однотрубной разводки

Термостатические клапаны также различаются по форме. Они бывают прямыми, угловыми или входят в гарнитуры с коллекторами для труб. Прямой подходит на обычные аккумуляторы. Угловой необходим в схемах с нижними трубами, когда СО частично спрятан под полом.

Отдельным видом термоклапанов являются электронные. Они имеют более широкий функционал, чем обычные. С их помощью можно установить разную температуру в помещении на каждый день недели и даже на каждый час.

Электронный термостатический клапан
Электронные термоголовки дороже и крупнее обычных: внутри корпуса есть отсек для двух батареек. Есть модели со съемными и встроенными блоками управления

Электронные термостаты обеспечивают значительную экономию расхода теплоносителя. Если с 08:00 до 18:00 в квартире или доме никого нет, прибор будет регулярно поддерживать минимальную температуру. А по приезду хозяев нагреет комнаты до комфортного уровня.

В продаже есть также клапаны с антивандальным корпусом. Они надежно защищены от неквалифицированного вмешательства и подходят для установки как в доме с маленькими детьми, так и в детских садах и школах.

Механические терморегуляторы для пола

Это устройство предназначено для управления системами теплого пола и другими отопительными приборами. Оборудование экономит электроэнергию, регулируя температуру-период нагрева.

Механический, принцип действия

Принцип прост — механизм определяет показания датчика и регулирует включение или выключение системы, поддерживая заданную температуру. Регулятор температуры содержит термостатический элемент. Он помогает регулировать температуру и может быть размещен в центре или снаружи устройства.

Датчик температуры устанавливается в месте, не подвергающемся воздействию нагревателя, чтобы избежать ложных показаний. После анализа данных, полученных от этого устройства, механический термостат контролирует и регулирует систему отопления. Некоторые модели реагируют на другие источники тепла и учитывают их влияние.

Механический термостат, преимущества установки

Это оборудование помогает не беспокоиться о перегреве системы, ведь оно вовремя включит или остановит нагрев. В пустом помещении, без людей прибор будет поддерживать нормальную температуру, чтобы отопление не замерзало, и экономить электроэнергию. Благодаря своей уникальной природе механический термостат можно использовать дома и на работе для регулирования больших площадей обогрева. Устройство автоматически включается после сбоя питания. Кроме того, оборудование имеет пульт дистанционного управления для программирования.

Механический термостат, типы

Существует несколько критериев, по которым классифицируется оборудование. Устройства комплектуются разными датчиками, имеют разные способы монтажа, применения и функциональные возможности.

В зависимости от типа применения оборудование бывает встраиваемым и накладным. Накладное оборудование используется, когда проводится скрытая проводка и датчик температуры крепится к стене. Встроенный датчик оснащен специальным защитным кожухом.

При установке механического оборудования тепловая система нагревается до определенной температуры и отключается, их обычно используют в производственных помещениях. Электронные (программируемые) терморегуляторы устанавливаются в домах, офисах, так как имеют возможность задавать степень нагрева и температурный режим. Они запрограммированы на снижение нагрева ночью и автоматическое включение утром.

Основные поломки устройства

Самая опасная ошибка – застревание термостата в закрытом положении. Перегрев двигателя приводит к сокращению ресурса и ускоренному старению масла. При неблагоприятных условиях после прокипания двигателя могут возникнуть серьезные поломки, исправить которые можно только капитальным ремонтом.

После заклинивания клапана в открытом положении антифриз постоянно циркулирует по большому кругу. Двигатель долго прогревается, особенно зимой. Работа двигателя при температурах ниже нормы увеличивает процесс износа.

Диагностика и ремонт автомобильного термостата в домашних условиях

Точную проверку работоспособности механизма можно провести в домашних условиях. Вот метод подтверждения. Для этого термостат демонтируют из моторного отсека и привозят домой. Изделие помещают в глубокую и широкую кастрюлю, заливают холодной водой, ставят на электрическую плиту и нагревают до рабочей температуры. Оптимальный показатель следует сверять с данными по делу. При отрицательных температурах воздуха этот тест проводить нельзя.

Если клапан открывается во время нагрева, установка работает нормально. Если процесс идет медленно или вообще не доставляется, диагностируется неисправность. Если термостат заклинил, верните его на место.

Если кажется, что с устройством все же что-то не так, несмотря на то, что клапан открылся, лучше заменить его на новый.

Вы не можете отремонтировать автомобильный термостат в домашних условиях. Этот предмет не может быть переработан. При обнаружении проблем следует купить новый и заменить его. При выборе подходящего элемента необходимо смотреть на требуемые температурные характеристики при закрытии и открытии. Для нормальной работы двигателя следует выбирать модели, рекомендованные производителем.

Выбирая новый автомобильный термостат, обязательно узнайте температуру открытия клапана, так как значения могут быть разными. Если купить термостат с высокой температурой открытия, двигатель будет постоянно перегреваться.

Видео: проверка термостата автомобиля дома самостоятельно

Вот очень хорошее видео о том, как проверить термостат перед установкой на автомобиль.

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы