- Характеристики щелочных аккумуляторных батарей
- Как в домашних условиях сделать щелочь?
- Как правильно заменить электролит в щелочном АКБ
- Нюансы использования батарей
- Требования к зарядному устройству для щелочных аккумуляторов
- Срок службы
- Как можно восстановить щелочной аккумулятор? юридические советы от А до Я
- Выбор ЗУ
- Зарядное напряжение
- Максимальный ток
- Мощность
- Процесс зарядки щелочного аккумулятора
- Стандартные режимы, рекомендованные производителями
- Компенсационный заряд
- Нестационарные способы
- 3 Общие положения по эксплуатации и техническому обслуживанию аккумуляторных батарей
- Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, хранившихся залитыми электролитом
- Правила правильного хранения аккумулятора
- Зарядка щелочных аккумуляторов, правильный заряд щелочного аккумулятора основных марок.
- Область применения
- Конструктивные особенности и принципиальные отличия щелочных АКБ
- Протекающие химические процессы
- Особенности замены электролита
- Преимущества, недостатки щелочных источников питания
- Плюсы
- Отрицательные стороны
- Отрасли использования щелочных аккумуляторных батарей
- Правила эксплуатации щелочной батареи
- Заряд и разряд щелочных источников питания
- Особенности заряда
- Особенности разряда
- Какие факторы сокращают период эксплуатации аккумуляторных батарей?
- Маркировка
- Особенности и правила хранения аккумуляторных батарей
- Особенности подбора
- Производство
- Показатель емкости
- Полярность
- Габариты
- Стоимость
- Правильная утилизация щелочной батареи
- Видео про щелочные аккумуляторы
Характеристики щелочных аккумуляторных батарей
Аккумуляторы с щелочным электролитом имеют следующие характеристики:
- Долгосрочная работа. При правильном уходе батарея нормально проработает два-три года.
- Малый размер и вес.
- Возможность работы при отрицательных температурах. В морозную погоду емкость аккумулятора начинает снижаться на 0,5%. Свинцовые аккумуляторы имеют более низкий рейтинг.
- Низкая эффективность. В большинстве случаев этот параметр не превышает 55%. Кислотные аккумуляторы имеют КПД 80%.
- Широкий диапазон напряжения зарядных элементов — 1-1,75 вольта. Для поддержания аккумулятора 12В требуется использование дополнительных устройств. Зарядка стабилизирует производительность.
Как в домашних условиях сделать щелочь?
- Отвесить 10 г соды и 7 г гашеной извести.
- Растворите соду в воде и нагрейте ванну, чтобы вся сода растворилась.
- Добавьте гашеную известь. Na2CO3 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + 2NaOH.
- Осадок (обычный мел) отфильтровывают и раствор выпаривают.
- Полученную жижу растолочь в ступке.
Никель-кадмиевая батарея (NiCd) — вторичный химический источник тока, в котором катодом является гидрат оксида никеля Ni(OH) 2 с графитовым порошком (около 5-8%), электролитом является гидроксид калия КОН плотностью 1,19-1,21 s добавка гидроксида лития LiOH (для образования никелатов лития и увеличения емкости на 21-25 …
Как правильно заменить электролит в щелочном АКБ
После каждых 100 циклов зарядки и разрядки рекомендуется заменять щелочной наполнитель. Перед началом работы необходимо разрядить аккумулятор до 1 В.
Жидкое содержимое удаляется путем переворачивания корпуса. Контейнеры промывают щелочным раствором или очищенной водой.
Электролит для щелочной батареи.
Аккумулятор, залитый новым электролитом, сразу не устанавливается в автомобиль. После трехчасовой пропитки необходимо проверить уровень и плотность электролита. Незаряженный аккумулятор нельзя хранить со снятыми крышками.
Даже при использовании в нормальных условиях автомобильный аккумулятор может разряжаться. В таком случае возникает вопрос, как зарядить щелочную батарею в домашних условиях. Для этого существуют специальные устройства, подающие питание на клеммы аккумулятора. При зарядке соблюдается ряд правил, делающих процесс эффективным и безопасным.
Нюансы использования батарей
С момента подключения к предполагаемой зарядной батарее напряжение начинает быстро падать, примерно до 1,3 вольта. Далее в процессе работы снижение показателей происходит в медленном режиме.
Рекомендация. При снижении напряжения до критического уровня в 1 (один) вольт необходимо прервать работу.
Учтите, что дальнейшая работа аккумулятора со значением 1 вольт и ниже неизбежно приведет к потере емкости аккумулятора.
Это, в свою очередь, сократит срок службы. Следует соблюдать осторожность при зарядке системы и следить за уровнем используемого электролита.
Читайте также: Как правильно заливать масло в гидродомкрат — виды, периодичность замены
Требования к зарядному устройству для щелочных аккумуляторов
Прежде чем говорить о конкретных режимах зарядки щелочных аккумуляторов, стоит сказать несколько слов о зарядных устройствах (зарядных устройствах) для них. В продаже вы в основном найдете универсальные зарядные устройства, которые могут заряжать несколько типов щелочных батарей. Существует также большая группа накопителей, которые являются универсальными комбайнами. Например iMAX B6. На таких устройствах вы просто выбираете тип батареи, устанавливаете ток, напряжение, время и запускаете процесс.
Если вы используете зарядное устройство для определенного типа аккумуляторов, здесь следует отметить этот момент. Зарядные устройства, предназначенные для щелочных батарей Ni─MH, будут работать и с Ni─Cd. Но не наоборот.
Общие требования к зарядному устройству для щелочных аккумуляторов:
- Универсальное зарядное устройство должно иметь возможность выбора зарядного тока для разных типов аккумуляторов. В дешевых устройствах эта функция отсутствует. В них ток устанавливается в зависимости от установленного в них типоразмера (АА, ААА);
- Универсальное зарядное устройство должно иметь разные посадочные места для аккумуляторов разных размеров. Если нет, должно быть чередование между различными форм-факторами;
- Важно, чтобы зарядное устройство имело как можно больше способов проверки окончания заряда. Это относится, в частности, к Ni-MH батареям. В идеале следует контролировать дельту напряжения, температуру и скорость изменения, а также общее время процесса, необходимое для полной зарядки (рассчитывается исходя из зарядного тока и номинальной емкости щелочной батареи);
- Память должна иметь функцию обнаружения наличия батареи;
- Хорошо, если зарядное устройство для щелочных аккумуляторов сможет определять первичные источники питания форм-фактора АА и ААА. Это избавит вас от проблем, если вы перепутаете батарейки с обычными батарейками.
Срок службы
Калийно-литиевый щелочной электролит при правильной эксплуатации и качественном приготовлении служит одним из самых долговременных в своей области. Экспериментально доказано, что эта жидкость способна выдержать более 1000 циклов заряда-разряда, а это как раз большое количество таких процедур. Однако при использовании щелочных электролитов стоит иметь в виду факторы, сокращающие срок службы. Наиболее важными из них являются:
- Частая неисправная зарядка аккумулятора;
- Систематическая глубокая разрядка аккумулятора;
- Недостаточное количество электролита в сепараторе;
- Длительное использование электролита при высоких температурах окружающей среды;
- Слишком высокие и частые рабочие температуры жидкости.
Избегая присутствия этих факторов конкретно в вашей ситуации, вы сможете в разы продлить срок службы батареи и щелочного электролита по отдельности
Учтите, что при использовании таких жидкостей также важно постоянно заправлять аккумулятор однотипными электролитами. В противном случае срок службы батареи сократится
Как можно восстановить щелочной аккумулятор? юридические советы от А до Я
- Возьмите емкость, стойкую к серной кислоте, наполните ее дистиллированной водой.
- Затем в емкость, наполненную дистиллированной водой, небольшими порциями вливают серную кислоту, перемешивая эбонитовой палочкой.
- Никогда не добавляйте воду в серную кислоту.
Выбор ЗУ
На российском рынке представлено большое количество аккумуляторов. Перед покупкой внимательно изучите ту часть руководства по эксплуатации автомобиля, где речь идет об аккумуляторе и бортовой сети. Такой подход исключит возможность покупки бесполезного зарядного устройства.
Зарядное напряжение
Первый параметр, на который следует обратить внимание. Для легковых автомобилей подходят аккумуляторы на 12 вольт. На практике для аккумуляторов требуется напряжение от 12 до 14,4 вольт. Дело в том, что чем больше разряжен аккумулятор, тем больше энергии он потребляет. Поэтому необходимо аккуратно заряжать аккумулятор, тщательно проверять поступающее напряжение.
График напряжения щелочной батареи во время зарядки и разрядки.
Максимальный ток
Параметр зависит от емкости аккумулятора. Это значение делится на 10. Полученное число является максимально допустимым током батареи. Не рекомендуется постоянно заряжать его сильным током. Это снижает общий срок службы батареи. Лучше доливать заряд как можно меньшим током.
Мощность
Зарядные и пусковые устройства.
Некоторые производители намеренно идут на хитрость, чтобы увеличить расходы на память. Например, имеет место преувеличение ценности власти. Автолюбителей эта характеристика мало интересует, но этим методом удается продать среднее зарядное устройство по цене топового. Чтобы не тратить деньги впустую, нужно использовать школьные знания по физике. Умножаем заявленное напряжение на силу тока и получаем реальное значение ЗУ.
Существует два типа памяти: заряд-перед-стартом и заряд-старт. Первый подходит для аккумуляторов в автомобилях с АКПП, так как их можно подключать к клеммам, не отключая бортовую сеть. Зарядно-пусковые зарядные устройства подключаются к аккумулятору только после его отключения от бортовой сети. Если этого не сделать, электроника автомобиля может сгореть. Такие зарядные устройства работают в режимах автоматизированной зарядки и выдачи максимального пускового тока.
Процесс зарядки щелочного аккумулятора
Существует несколько вариантов восстановления батареи.
Стандартные режимы, рекомендованные производителями
Стандартная зарядка длится 12-16 часов. Рекомендуется заряжать аккумуляторы при положительной температуре воздуха. Есть батареи, которые поддерживают быструю зарядку. Начните процесс, подав ток высокой мощности. Аккумулятор нагревается, что ускоряет восстановление заряда. В этом случае необходим постоянный контроль. Использование ускоренного режима увеличивает вероятность перезарядки.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора.
Проверить можно несколькими способами:
- Следите за показателями. Некоторые изделия оснащены световыми элементами, отражающими степень заряда. Работа индикаторов основана на измерении напряжения. Точность информации невысокая, поэтому световой элемент редко отражает реальное состояние заряда.
- При напряжении. Измерения можно проводить только после достижения 80-90% емкости. Перед этим напряжение меняется незначительно. На точность показаний могут влиять условия окружающей среды.
- По балансу мощностей. Оценка параметра проста, но коэффициент возврата может лежать в широком диапазоне. Показатель зависит от температуры воздуха, подаваемого тока и срока службы батареи.
Если нет возможности измерить оставшуюся емкость, батарея получает количество энергии, необходимое для полной зарядки. Степень деградации аккумулятора не учитывается. Проблема заключается в оценке состояния аккумулятора и необходимого времени зарядки.
При восстановлении емкости необслуживаемой батареи учитывают температуру, напряжение и давление. Характер изменения параметров зависит от типа электролита и электродов.
Компенсационный заряд
После ускоренной зарядки переходят на выдачу тока 0,03-0,05*С, где С — емкость аккумулятора. Так происходит безопасная зарядка, которая компенсирует саморазряд. Это необходимо, если аккумулятор отправляется на хранение. Специалисты не рекомендуют держать аккумуляторы в таком состоянии длительное время. Это сокращает срок службы изделия. Никель-кадмиевые блоки питания могут находиться в режиме непрерывной зарядки.
Иногда используется другой вариант применения компенсационного сбора. Для этого подается ток 1*С в течение 5-6 минут. За один час пропускают 0,1*С. Эта методика способствует увеличению дендритов, снижению насыщения кислородом и предотвращению миграции кадмия. В домашних условиях этот метод сложно реализовать.
Нестационарные способы
Для восстановления функций щелочных источников питания используются методы, отличные от рекомендуемых производителями. К ним относится использование импульсного метода. Переменный ток влияет на образование отложений и некоторые другие процессы.
Интервалы между импульсами снижают выработку кислорода. Это позволяет увеличить силу заряда и сократить продолжительность процедуры. Частота и амплитуда импульсов делаются постоянными или изменяются по мере увеличения степени заряда.
Метод также имеет недостатки. Не все аккумуляторы можно заряжать нестационарным способом. Эффективность процедуры определяется типом протекающих химических реакций и строением элементов питания. Необслуживаемые аккумуляторы с скрученными электродами не рекомендуется использовать для импульсной зарядки.
3 Общие положения по эксплуатации и техническому обслуживанию аккумуляторных батарей
3.1 Аккумуляторная батарея (АБ) на электроподвижном составе работает в режиме постоянного заряда при постоянном стабилизированном напряжении на зарядном устройстве.
При температуре окружающего воздуха выше минус 10 напряжение заряда аккумуляторов электроподвижного состава устанавливается в пределах 1,55 — 1,60 В (из расчета на один аккумулятор).
При снижении температуры окружающего воздуха от минус 10 ˚С до минус 40 ˚С зарядное напряжение необходимо увеличить до 1,80 — 1,90 В для каждой аккумуляторной батареи.
3.2 Разрядка аккумуляторов допускается разной силой тока.
Количество часов разрядного режима следует определять путем деления емкости разряжаемой батареи на величину разрядного тока.
Разрядка аккумуляторов током в течение 8 часов и более приводит к напряжению не менее 1 В (из расчета на один разряженный аккумулятор).
В режиме 3-часового разряда снизить напряжение до значения не ниже 0,8В.
В режиме 1 час разряд не ниже 0,5 В.
3.3 Уровень и плотность электролита в аккумуляторах.
В процессе эксплуатации за счет газовыделения и испарения уровень электролита в батареях снижается, а плотность соответственно увеличивается.
3.3.1 Проверку уровня электролита электроподвижного состава и проверку плотности плотномером (и при необходимости их регулировку) следует проводить при текущем ремонте ТР в соответствии с пунктами 7.4, 7.5.
При техническом осмотре (ТО) проверьте уровень электролита в соответствии с разделом 6.6. При необходимости отрегулируйте уровень электролита, добавив дистиллированную воду.
3.3.2 Вопрос о необходимости сезонной корректировки плотности электролита в батареях электровоза решается в зависимости от климатических условий в районе движения данного локомотива.
При выборе плотности электролита ориентируйтесь на данные таблицы 6.
Плотность электролита рекомендуется регулировать при снятии аккумуляторной батареи с тепловоза, а эту операцию совмещать с промывкой аккумуляторов дистиллированной водой, проверкой и выбраковкой аккумуляторов.
3.4 Состав и чистота электролита щелочных батарей.
При эксплуатации и обслуживании следует использовать составной электролит согласно таблице 6.
Чистота используемого электролита оказывает существенное влияние на емкость и срок службы батарей.
Щелочной аккумуляторный электролит должен содержать минимальное количество посторонних примесей, отрицательно влияющих на емкость аккумулятора, вызывающих повышенный саморазряд и сокращающих срок службы аккумулятора. Наличие в электролите кальция, магния, алюминия и других примесей приводит к невосполнимой потере емкости аккумулятора.
Вредные примеси могут попасть в электролит при его приготовлении, а также в процессе эксплуатации аккумуляторов при обслуживании.
При использовании аккумуляторов откручивайте пробки или открывайте крышки заливных отверстий только после тщательного высыхания крышек аккумуляторов.
Запрещается протирать крышки аккумуляторных батарей при отключенных штепсельных вилках.
При приготовлении электролита необходимо использовать чистую посуду и инструменты.
Не храните дистиллированную воду в емкостях, внутренняя поверхность которых может быть подвержена коррозии или окислению.
При работе аккумуляторов щелочь электролита легко соединяется с углекислым газом окружающего воздуха, образуя карбонаты.
Для предотвращения загрязнения электролита карбонатами необходимо использовать аккумуляторы с заливными отверстиями с плотно закрытыми пробками, имеющими исправные уплотнительные шайбы и клапанные резиновые кольца.
Контроль чистоты электролита осуществляют сотрудники химической лаборатории:
— в производстве электролита;
– при регенерации электролита;
– перед заливкой электролита в аккумуляторы;
— выборочно контролировать состояние аккумуляторов во время работы;
— при необходимости выяснить причины повреждения аккумулятора
3.5 Температура электролита батареи
Никель-кадмиевые аккумуляторы работают в широком диапазоне температур (см раздел 2.4). Однако нарушение температурного режима при эксплуатации аккумуляторов может привести к ошибкам. Наиболее опасна эксплуатация аккумуляторов при высоких температурах (более плюс 45 ºС).
Систематическая эксплуатация аккумуляторов при высоких температурах и особенно при использовании калиевого электролита высокой концентрации в летнее время без добавления едкого лития приводит к преждевременной необратимой потере емкости аккумуляторов.
Повышение температуры может привести к выкипанию и выбросу электролита из аккумуляторов с последующим коротким замыканием в цепи аккумуляторов.
Основными причинами повышения температуры электролита в аккумуляторах являются:
— высокий зарядный ток;
— плохая вентиляция аккумуляторного отсека.
Меры по предотвращению чрезмерного повышения температуры батареи:
– работа аккумуляторов на электролите подходящей плотности (см табл. 6);
— контроль за чистотой электролита;
— надежная вентиляция аккумуляторного отсека;
— согласование напряжения зарядного устройства локомотива со значением напряжения зарядки, установленным для данного локомотива.
В зимних условиях при температуре окружающего воздуха ниже минус 20 °С электролит может замерзнуть.
Для предотвращения замерзания электролита необходимо:
— использование электролита, соответствующего составу и плотности по таблице 6;
— установление улучшенного режима зарядки электроподвижного состава;
— изоляция, при необходимости, аккумуляторной батареи.
3.6 Для обеспечения надежной и безаварийной работы аккумуляторной батареи необходимо:
– содержать батарею в чистоте, сухости; контактные соединения должны быть чистыми, а гайки должны быть плотно затянуты;
– клеммы аккумулятора и перемычки межэлементных соединений должны быть покрыты тонким слоем консервационного масла;
— следить за состоянием резиновых колец на плунжерах клапанов, в случае повреждения заменять их новыми, периодически проверять чистоту клапанных отверстий, так как при закупорке вентиляционных каналов или резиновых кольцах клапанов теряют эластичность, из-за к давлению газа в аккумуляторе бак аккумулятора может вздуться. Не допускайте попадания смазки на резиновые кольца во избежание потери эластичности;
– проверить надежность фиксации аккумуляторов в аккумуляторном ящике. Неплотное крепление приводит к ослаблению контактных соединений в электрической цепи аккумулятора, опасному искрообразованию и оплавлению деталей межэлементных соединений;
— при каждом текущем и среднем ремонте измерять сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;
— провести полную замену электролита в аккумуляторах:
§ при деповском ремонте (ДР);
§ при переводе аккумуляторов на новую плотность электролита (путем корректировки плотности).
При полной замене электролита проверьте и отбракуйте аккумуляторы.
3.7 Зарядка аккумуляторов
3.7.1 Зарядка аккумуляторов и батарей от зарядно-разрядного устройства или любого источника постоянного тока, обеспечивающего требуемые параметры.
3.7.2 Количество последовательно соединенных аккумуляторов определяется номинальным напряжением источника питания и напряжением аккумулятора в конце заряда.
3.7.3 Номинальный зарядный ток источника питания должен быть не менее значения зарядного тока аккумуляторных батарей.
3.7.4 Для зарядки необходимо включать аккумуляторы одного типа.
3.7.5 При включении заряд положительный положительный
подключите клемму аккумулятора к положительной клемме источника питания, а отрицательную клемму к отрицательной клемме.
3.7.6 При нормальном зарядном токе напряжение правильно подключенной батареи должно быть:
в начале заряда — 1,40 — 1,45 В;
в конце заряда — 1,75 — 1,85 В.
3.7.7 При зарядке аккумуляторов и батарей используйте следующие режимы зарядки постоянным током:
Источник: www.pandia.ru
Введение в эксплуатацию аккумуляторов и батарей, хранившихся залитыми электролитом
Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не более одного года, должны вводиться в эксплуатацию без замены электролита (при условии его соответствия требованиям настоящего руководства).
Замените электролит для более длительного хранения. Выполняйте ввод в эксплуатацию как аккумуляторы, которые не были в эксплуатации.
Правила правильного хранения аккумулятора
Есть продукты, предназначенные для длительного или кратковременного хранения. При покупке аккумулятора проверьте герметичность пробок и состояние резинки клапана.
При хранении ранее использованных аккумуляторов соблюдайте следующие правила:
- Прибор разряжается до 1 В. После этого полностью удаляется электролит, вкручиваются хомуты и зачищается корпус. Если нет лакового покрытия, его наносят самостоятельно. При необходимости кратковременного хранения аккумулятор разряжается наполовину.
- Аккумулятор регулярно проверяется. Следы электролита, появившиеся на корпусе, удаляются.
- Щелочные продукты не хранятся вместе с кислыми продуктами. Это приводит к ухудшению работы аккумуляторов.
- Никелевые аккумуляторы хранятся до пяти лет. В устройстве не должно быть электролита. Хранить аккумулятор на улице можно не более полугода. Необходимо исключить воздействие атмосферных осадков и ультрафиолетового излучения.
Зарядка щелочных аккумуляторов, правильный заряд щелочного аккумулятора основных марок.
Щелочную батарею можно заряжать от любого подходящего по параметрам источника постоянного тока. Но лучше использовать автоматические зарядные устройства, например, серии УЗПС.
Аккумуляторы должны быть включены для последовательной зарядки (важно, чтобы они были одного типа). Количество последовательно соединенных аккумуляторов определяется двумя факторами — напряжением источника зарядного тока и напряжением, которое должно быть у аккумулятора в конце процесса заряда. Исправный и правильно подключенный аккумулятор должен иметь следующее напряжение при зарядном токе, соответствующем норме:
1. В начале заряда — от 1,4 до 1,45 В.
2. В конце заряда — от 1,75 до 1,85 В.
Режимы зарядки могут быть следующими:
1. Нормальный режим — 6 часов при номинальном зарядном токе.
2. Расширенный режим — 12 часов при номинальном токе зарядки.
3. Ускоренный режим — 2,4 часа при удвоенном номинальном токе и 2 часа при номинальном токе.
Расширенный режим используется в следующих случаях:
1. При вводе батареи в эксплуатацию.
2. Каждый десятый цикл заряда-разряда и один раз в месяц при неравномерной работе аккумулятора.
3. После замены электролита в аккумуляторе.
4. После глубокого разряда ниже допустимого конечного напряжения.
5. После зарядки слабым током, которая проводилась с перерывами в течение 16 и более часов.
Регулярные циклы зарядки и разрядки улучшают работу щелочных батарей .
Никель-кадмиевые, никель-железные аккумуляторы позволяют заряжать более слабым током, при этом время зарядки соответственно увеличивается. Однако не рекомендуется снижать зарядный ток более чем наполовину.
Обратите внимание, что зарядка слабым током снижает производительность щелочной батареи. Поэтому такой режим зарядки можно использовать только в крайнем случае. В процессе заряда температура составного электролита не должна превышать 45 градусов, а электролита без добавки лития — 35 градусов. При превышении указанной температуры необходимо прервать зарядку и дать батареям остыть.
Если аккумулятор заряжается зимой при температуре ниже минус 10 градусов (но не ниже минус 30 градусов), время зарядки должно составлять 7 часов при номинальном токе. Если необходимо зарядить аккумулятор при температуре ниже минус 30 градусов, его необходимо изолировать, накрыв любым изоляционным материалом — войлоком, брезентом и т.п. Никель-железные аккумуляторы не рекомендуется заряжать при температуре ниже минус 10 градусов.
Не разбрызгивайте электролит при зарядке аккумулятора. Каждый десятый цикл зарядки-разрядки необходимо проверять уровень электролита и при необходимости доводить его до нормы. Регулярно проверяйте отсутствие коротких замыканий между стенками близлежащих батарей, которые могут возникнуть в случае вздутия корпусов. Напряжение батареи будет значительно ниже номинального напряжения в случае короткого замыкания. Чтобы найти замкнутые аккумуляторы, измерьте зазоры между ними и измерьте напряжение аккумуляторов. Если батареи соприкасаются, вилки должны быть немедленно удалены. После удаления короткого замыкания снова измерьте зазор. Если зазор менее трех миллиметров, необходимо использовать изолирующие прокладки из резины, эбонита, винипласта и др материалов. После устранения коротких замыканий аккумуляторов их необходимо зарядить в усиленном режиме.
Область применения
Щелочные батареи можно использовать как:
- тяга;
- и пусковые устройства.
Их устанавливают на мои электровозы, тепловозы, в пассажирские вагоны. Предлагаем различные виды сигнализаций и систем аварийного электроснабжения.
Незаменим при хранении продукции на складах: все виды погрузочных машин оснащены именно такими аккумуляторами. Возможно применение для запуска силовых агрегатов (ДВС).
Рассматриваемые аккумуляторы используются в портативных устройствах, домашнем и профессиональном электроинструменте.
Мы постоянно с ними на связи дома. Включаем музыкальный центр, телевизор, пользуемся пультом. В повседневной жизни мы используем телефоны и фотоаппараты, где в качестве источника питания выступают пальчиковые батарейки.
Редко, но встречается их использование в качестве пускового оборудования на грузовиках и военной технике.
Конструктивные особенности и принципиальные отличия щелочных АКБ
Положительный электрод, входящий в состав щелочных автомобильных аккумуляторов, состоит из гидроксида такого компонента, как никель и других элементов. Введение в состав графита положительно сказывается на степени электропроводности. Примеси поддерживают стабильность и нормальную работу.
Для приготовления отрицательного элемента используется металлический сплав, представленный в виде порошка, никеля или кадмия. В каждом случае щелочная батарея имеет свои особенности.
В состав электролита входят такие компоненты, как моногидрат лития, которые помогают продлить срок службы аккумулятора.
В аккумулятор также входят следующие компоненты:
- Изоляционный слой, состоящий из качественного сырья.
- Пластиковая упаковка в комплекте с предохранительным клапаном.
- Корпус из высокопрочного металла.
- Выводы.
Протекающие химические процессы
Принцип работы автомобильного щелочного аккумулятора относительно прост. Когда щелочная батарея полностью разряжена, гидроксид никеля взаимодействует с ионами щелочного раствора. В результате образуется гидрат оксида никеля. На минусовой клемме происходит аналогичный процесс. При этом формируются определенные элементы.
Читайте также: Вафельное соединение что это такое
При зарядке происходит обратная химическая реакция, при которой образуется гидроксид никеля, отрицательный электрод восстанавливается.
Популярны щелочные батареи. Ведь от кислотных агрегатов они отличаются тем, что образующиеся вещества никогда не растворяются, не вступают в реакцию с аналогичными компонентами. Другими словами, принцип работы таких блоков питания основан на определенных канонах.
Таким образом, принцип работы щелочных батареек относительно прост.
Эти блоки питания должны быть полностью заряжены. Ведь неполная зарядка способствует сокращению периода использования. Зарядка устройства не допускается, так как это приводит к быстрому нагреву, разрушению электродов.
Особенности замены электролита
Замена электролитного состава осуществляется с определенной периодичностью (100-150 циклов). Перед заменой щелочную батарею разряжают нормальным током до 1 В.
Использованный электролит тщательно удаляют. Чтобы избавиться от осадка, грязи, аккуратно встряхните батарею. Прибор необходимо промывать дистиллированной водой или раствором с некоторым количеством щелочи.
Электролит заливают сразу после очистки. Состав должен схватиться за 2-3 часа. Только после этого проводится проверка плотности залитого электролита.
Пластины и электроды не должны быть сухими. Это может привести к внутренней коррозии.
Преимущества, недостатки щелочных источников питания
Прежде чем использовать щелочные батарейки в домашних условиях, необходимо изучить их функции, преимущества и недостатки.
Плюсы
- При своевременном обслуживании, правильном использовании устройства срок эксплуатации устройства увеличивается.
- Допускается глубокая разрядка устройства.
- Даже в сильный мороз работоспособность аккумулятора сохраняется.
- Значение саморазряда минимально. Здесь очень важно подобрать зарядное устройство для щелочных аккумуляторов.
- Удельный вес устройства небольшой.
Уменьшение емкости при понижении температуры минимально. По сравнению с кислотными моделями щелочные аккумуляторы практически не теряют емкости.
Отрицательные стороны
- Наличие эффекта памяти. Со временем это провоцирует быстрое снижение емкости. Поэтому очень важно избегать регулярного недозаряда.
- Рабочее напряжение отдельных элементов имеет существенные отличия. Поэтому зарядка щелочных батарей должна выполняться с использованием эффективного устройства.
- Щелочные модели отличаются низким КПД.
- Замена электролита, обслуживание должны проводиться специалистом.
Отрасли использования щелочных аккумуляторных батарей
Щелочные надежные батареи используются во многих областях. Поэтому они используются в качестве пусковых и тяговых источников энергии. Они оснащены:
- Автоматизированная сигнализация, системы энергосбережения.
- Электрические устройства, устройства и технические средства.
- Пассажирские и другие вагоны.
- Электрический инструмент.
- Портативные технические средства.
В каждой области используется определенная модель щелочной батареи. Например, в электроинструменте используется устройство с электродами, имеющими катаную форму.
Аккумуляторы щелочного типа используются в грузовых автомобилях, специальной складской технике, погрузчиках в качестве пусковых устройств. Для оснащения легковых автомобилей такие устройства практически не используются.
Правила эксплуатации щелочной батареи
Перед использованием блоков питания, хранившихся разряженными, неиспользованными, необходимо выполнить ряд действий:
- Перед эксплуатацией необходимо увеличить мощность до установленного значения. Для этого выполните растеризацию.
- Периодически крышку щелочной или кислотно-щелочной батареи необходимо очищать от соли, пыли и грязи. Для удаления коррозионных пятен с электродов, проводов, ветоши, обработанной парафином.
- При последовательном или параллельном соединении двух аккумуляторов проверяют затяжку гаек.
- Уровень электролита необходимо регулярно проверять. Он не должен превышать 4-12 мм.
- Когда щелочная аккумуляторная батарея автомобиля не используется в течение длительного времени, рекомендуется обычная зарядка. Необходимая сила тока поддерживается внешним источником.
Заряд и разряд щелочных источников питания
Зарядка, разрядка аккумуляторов осуществляется по определенным правилам и нормам.
Особенности заряда
Вы можете использовать источник постоянного тока для зарядки щелочной батареи. Часто автолюбители используют автоматическое зарядное устройство.
Возможна одновременная зарядка последовательно соединенных источников питания для зарядки. При определении количества щелочных батарей учитывают величину напряжения, количество вольт в начале и в конце.
Решая, как зарядить аккумулятор, стоит учитывать разрешенные режимы:
- Стандарт — 6-7 часов.
- Ускоренный — 3 часа.
- Усиленный — 11-12 часов.
Посмотрите видео о восстановлении емкости щелочной батареи.
Разрешен расширенный режим:
- Когда блок питания введен в эксплуатацию.
- При эпизодическом использовании.
- После замены старого электролита.
- После полной разрядки блока питания.
Щелочные батареи заряжаются хуже, если сила тока слишком мала. Установка минимального уровня тока увеличивает продолжительность заряда. Специалисты не рекомендуют снижать силу тока на 40-50%.
Полностью или частично заряженный блок питания не должен перегреваться. Критическая температура для электролита – 35 градусов, для электродов и других компонентов – 45 градусов. При достижении критической температуры блок питания отключается от сети. Напряжение можно подавать после оптимизации температуры.
Щелочную батарею 12 В нельзя заряжать зимой на открытом воздухе. Если другой альтернативы нет, источник питания должен быть дополнительно изолирован. Для этих целей подойдет войлок или брезент.
При зарядке электролит не должен попадать на внешние элементы, на крышку. При последовательной зарядке аккумуляторов их необходимо располагать на некотором расстоянии. Это позволяет предотвратить вздутие корпуса устройства. Для разделения блоков питания можно использовать резиновые или виниловые листы.
Особенности разряда
При работе с щелочными батареями важно знать, как их заряжать и разряжать. Процесс разгрузки должен осуществляться до определенного значения:
- Если время разряда 5 часов, напряжение должно быть 1В.
- При 3-х часовом разряде — около 0,8 В.
- Через 1 час — 0,5 В.
Для установки и контроля значения напряжения допускается использовать прибор для испытаний.
Контрольные испытания следует проводить после замены электролита. В этом случае необходимо выполнить 2-3 рабочих цикла. Только после этого производится зарядка током, указанным в инструкции. В конце зарядки напряжение должно быть 1-1,1 В.
Цикл контроля включает измерение напряжения во время разряда. Исправлено несколько индикаторов.
Какие факторы сокращают период эксплуатации аккумуляторных батарей?
Для того чтобы срок службы щелочных батареек был больше, важно учитывать несколько моментов.
- Систематический недозаряд блока питания не допускается.
- Запрещается снижать напряжение до критического значения.
- Электролит должен покрывать пластины.
- При повышении температуры плотность электролита изменяется.
Маркировка
Маркировка включает цифры, буквы. Отрасль использования легко определить, обратив внимание на буквы:
- Тяговая модель — Т.
- Модель тепловоза — ТП.
- Модель вагона — В.
В маркировку включены и другие буквы:
- НЖ — железоникелевый источник тока.
- К – наличие блока, включающего несколько электродов.
- Ш — возможность эксплуатации в шахтах.
- П — корпус из пластика.
- М — модернизированная модель.
- U – подходит для умеренного климата.
- Т – подходит для тропического климата.
Щелочные батареи — многофункциональные устройства. Они бывают разных комбинаций. Использовать такие устройства можно в определенных сферах, отраслях. Наиболее распространены модели аккумуляторов на 12 В. Они используются повсеместно. Они часто оснащены тяговыми устройствами.
Особенности и правила хранения аккумуляторных батарей
Производимые источники энергии популярного типа подразделяются на блоки длительного, временного использования, хранения. В процессе эксплуатации новых агрегатов проверяют состояние заглушек, плотность их прилегания к корпусу.
Клапанная резина считается значимым элементом. Работоспособность щелочной батареи, уровень ее напряжения и другие характеристики зависят от ее состояния. Входящие в состав гаек никелевые заглушки смазываются перед использованием небольшим слоем.
Производители обрабатывают короб блока питания битумно-эбонитовыми смесями. Для поддержания красочного слоя в нормальном состоянии необходимо периодически покрывать кузов жиром. Список допустимых смазок указан в инструкции.
Перед отправкой питаемых источников энергии на хранение необходимо выполнить следующие действия:
- Разряд до 1В. Такие действия осуществляются с помощью агрегатов, приспособлений.
- Электролит из аккумулятора полностью удален. Проведение этого процесса требует некоторой подготовки, использования инструмента.
- С кузова удаляются остатки соли, грязи, пыли. Для этих целей используется тряпка или губка.
- Старый лаковый слой регулярно обновляется.
Аккумулятор, находившийся в нерабочем состоянии в течение 1-10 месяцев, следует периодически проверять. Поэтому все пробки должны быть закрыты.
Аккумулятор можно транспортировать, если он подготовлен к длительному хранению.
Щелочные батареи нельзя размещать вместе с другими источниками питания. Ведь электролиты бывают разные.
Особенности подбора
При выборе перезаряжаемой щелочной батареи необходимо ориентироваться на несколько ключевых параметров.
Производство
При выборе следует учитывать дату изготовления источника питания. Не стоит покупать аккумулятор, выпущенный более полугода назад. Ведь такие устройства постепенно разряжаются, появляется эффект памяти.
При покупке устройств зимой важно обращать внимание на температурный режим. Ведь чрезмерные перепады негативно сказываются на состоянии, работоспособности.
Показатель емкости
От правильного определения емкости зависит срок активного использования аккумулятора. Некоторые водители покупают блоки питания повышенной мощности. В результате генератор в автомобиле не справляется с поставленной задачей. Устанавливать аккумулятор меньшей емкости не стоит. Ведь чрезмерное количество заряда способствует быстрому выходу из строя.
При определении емкости необходимо руководствоваться характеристиками, указанными в инструкции. Ведь в этом документе прописано, как правильно рассчитать мощность.
Аккумулятор большей емкости требуется, если автомобиль оборудован дополнительным электрооборудованием, приборами. Перед использованием, установкой необходимо обратить внимание на функции генератора.
Полярность
Производимые щелочные батареи различаются по типу полярности. Поэтому при выборе источника питания важно ориентироваться на расположение электродов, их полярность. Неправильный выбор может привести к потере характеристик автомобиля.
Габариты
Неправильно определенные размеры являются основной причиной проблемной установки. Поэтому эти характеристики необходимо учитывать.
Также необходимо ориентироваться на длину проводов, используемых при подключении аккумуляторов к транспортным средствам. Определить размер можно с помощью рулетки, других инструментов. Это позволит быстро и легко выполнить монтаж.
Стоимость
Цена щелочных батареек зависит от:
- Элементы, входящие в состав.
- Производственная компания.
- Сила.
- Емкости.
- Другие свойства.
Правильная утилизация щелочной батареи
Щелочные батареи должны быть утилизированы. Старый блок питания можно передать соответствующим организациям, мастерским. Не все учреждения предлагают такую возможность.
Эксплуатация осуществляется на специально подготовленных линиях, установленных на производственных предприятиях и заводах. Правильно проведенная утилизация позволяет получить:
- Пластиковые гранулы.
- Электролитическая композиция, состоящая из щелочи, дистиллированной воды.
- Стали.
- Другие материалы.
Эксплуатация состоит из следующих процессов:
- разрушение каркаса и слив электролитического состава. Для извлечения электролита источники тока помещают в специально подготовленные емкости и разрезают. Для разделения кузова используют пилы, дробилки.
- Дробление плотных материалов. Для этих целей используются агрегаты, промышленные агрегаты.
- Извлечение посторонних веществ, входящих в состав источника питания. Фильтры используются для удаления
- Разделение на пластиковые, металлические компоненты. Пластик перерабатывается, гранулы собираются для последующего использования.
- Очистка сырья. Осуществляется с помощью химических средств, нейтрализаторов. Состав выбирают производители.
Щелочные батареи – это устройства, характеризующиеся долговечностью, надежностью и долговечностью. Ими выгодно дополнять автомобили и прицепные устройства. Достаточно правильно выбрать модель, определившись с характеристиками.
Видео про щелочные аккумуляторы