Реставрация алюминиевых радиаторов автомобиля

Справочник
Содержание
  1. О некоторых особенностях алюминия
  2. Ремонт алюминиевого радиатора автомобиля своими руками
  3. Ремонт радиаторов охлаждения автомобилей: локальный ремонт и ремонт со снятием
  4. Флюс
  5. Внутренний ремонт радиатора химическим средством
  6. Как запаять пластик радиатора охлаждения авто
  7. Подготовка поверхности
  8. Готовим клеящую смесь
  9. Холодная сварка
  10. Финальный этап
  11. Как и чем заклеить пластмассовые части радиатора в авто
  12. Подготовка поверхности
  13. Использование клеящего вещества
  14. Как пользоваться холодной сваркой
  15. Основная неисправность
  16. Замена секций
  17. С чего начать
  18. Видео: пайка радиатора охлаждения двигателя
  19. Варианты ремонта радиатора
  20. Способы устранения течи
  21. Заделка способом пайки
  22. Герметизация алюминиевых изделий
  23. Ремонт радиаторных бачков
  24. Ликвидация крупных повреждений
  25. В каких случаях пайка алюминиевого радиатора бессмысленна
  26. Точечная технология
  27. Паяльник
  28. Как точно определить место неисправности (течи) радиатора
  29. Припой
  30. Чем паяются алюминиевые соты на радиаторах
  31. Оценка масштабов повреждения радиатора

О некоторых особенностях алюминия

Для производства автомобильных теплообменников этот металл выбран не случайно. Дело в том, что алюминий и большинство его сплавов имеют оксидную пленку, образующую естественный барьер, защищающий от коррозии. Эта пленка обладает высокой термостойкостью и химической стойкостью. Активно противостоит обычным флюсам и препятствует пайке. Его можно разрушить только механической обработкой поверхности и специальными смесями. Поэтому восстановить алюминиевый радиатор сложно. Как паять и, главное, как подготовить его к этой процедуре, мы поговорим чуть позже, а сейчас давайте рассмотрим основные причины, по которым теплообменник чаще всего выходит из строя.



Ремонт алюминиевого радиатора автомобиля своими руками

Рассмотрим, как запаять алюминиевый радиатор автомобиля в домашних условиях. Обычно алюминиевые агрегаты ремонтируют по особому принципу. Так что в обязательном порядке нужно запаивать поврежденный участок.

В первую очередь нужно снять радиатор и слить из него всю оставшуюся жидкость. Емкости промывают под проточной водой и сушат до тех пор, пока внутри не останется ни капли воды. Кроме того, необходимо внимательно оценить состояние бака. Ищите в нем даже мельчайшие трещинки и изъяны. Так что для этого возьмите большой бассейн с водой или ванну, подготовьте насос или компрессор. Закройте штуцер крышки точно так же, как и патрубки системы охлаждения, при этом один из них соедините со шлангом помпы. Поместите устройство в ванную комнату и подайте воздух. Следите за выходом пузырей, которые будут появляться из трещин.

Ремонт радиаторов охлаждения автомобилей: локальный ремонт и ремонт со снятием

Существует несколько причин, по которым течет радиатор или система охлаждения не работает должным образом. Обычно течь радиатора происходит в результате естественного износа или механических повреждений, так как этот элемент на многих автомобилях максимально открыт для эффективного встречного обдува. В результате он повреждается летящими камнями и т.п.

Проблемы могут возникнуть и из-за того, что владелец не уделяет должного внимания состоянию и обслуживанию системы охлаждения двигателя. В такой ситуации часто происходит закоксовывание радиатора. Если патрубки радиатора забиты, жидкость циркулирует значительно хуже. В результате начинает остывать нижняя часть теплообменника, затем охлаждается радиатор по всей площади. Параллельно с этим охлаждающая жидкость в системе сильно нагревается, ухудшается теплоотвод, значительно возрастает тепловая нагрузка на элементы системы и риск перегрева двигателя.

Читайте также: Какое масло заливать в двигатель Форд Фокус 1

Флюс

Перед пайкой радиатора позаботьтесь о флюсе. Именно он обеспечивает надежное соединение припоя и ремонтируемой металлической поверхности. Флюс можно купить или сделать самому. Купить его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже радиодеталей. На упаковках российских флюсов, предназначенных для пайки алюминия, обычно имеется соответствующая надпись. В их название также могут входить обозначения F-59A, F-61A, 34A и т д.

Как запаять автомобильный радиатор в домашних условиях, не покупая флюс? Можно ли сделать самому? Да, вы можете сделать свой собственный флюс. Конечно, таких характеристик, как заводской, у него не будет, но со своей задачей он справится. Для его изготовления вам понадобится всего два ингредиента: канифоль и железные опилки.

Как и чем запаять или запаять алюминиевый радиатор
Смола наверняка найдется у вас дома, а стружку можно получить, обработав напильником любую железную деталь. Все это нужно смешать в небольшой огнеупорной посуде и подогреть на огне. Полученная смесь является простейшим флюсом для алюминия.

Чтобы получить более прочное соединение припоя с металлом, можно сделать так называемый флюс. Для этого смешайте следующие вещества в следующих пропорциях:

  • хлорид калия — 56%;
  • хлорид лития — 23%;
  • криолит — 10%;
  • соль пищевая крупная – 7%;
  • сульфат натрия — 4 %.

Ингредиенты необходимо измельчить, смешать и перелить в герметичную стеклянную форму. Храните флюс в месте, защищенном от прямых солнечных лучей.

Внутренний ремонт радиатора химическим средством

Большинство специалистов не рекомендуют прибегать к этому методу. Тем не менее, когда нужно уехать быстро, а тосол течет по асфальту, особого выбора не остается.

Кстати, метод сработает только с более мелкими трещинами. Если в радиатор торчит камень, все дела нужно аннулировать.

Учитывая, что вся химия работает по принципу давно проверенного дедовского метода, проще будет обратиться к первоисточнику.

Читайте также: Как сделать регулятор скорости: изготовление преобразователя своими руками, как правильно подобрать схему на 12В

Еще в советское время, когда китайская химическая промышленность не обращала внимания на проблемы автомобилистов, на помощь пришел горчичный порошок. Засыпает в горловину (при работающем двигателе). Поскольку жидкость в радиаторе горячая, она набухает и заполняет трещину.

Если горчица не внушает доверия, можно купить специально для этой цели средство в автомагазине.

Называются они по-разному: порошковый редуктор, герметик радиатора и т.д. Но, как уже было сказано, лучше использовать другие способы, потому что точно не предсказуемо, как и где осядет порошок, но он запросто может забить несколько труб.

Как запаять пластик радиатора охлаждения авто

Паять кулер двигателя считается достаточно простой задачей. Однако справиться с ним может далеко не каждый из-за недостаточных знаний о том, как самостоятельно запаять автомобильный радиатор. Большинство автовладельцев предпочитают ехать на своей машине на заправочную станцию.

Если вы уверены в своих силах, следует сначала определиться, чем заклеить пластиковый радиатор. Далее рассмотрим пошаговую инструкцию, которая поможет вам сделать действительно качественный и долговечный ремонт пластиковых частей детали.

Подготовка поверхности

Прежде чем крепить пластик на радиатор автомобиля, необходимо полностью подготовить поверхность для этого процесса. Для этого мы должны очистить его от жира, пыли и грязи. Слегка смочите тряпку и аккуратно протрите пластиковые участки вокруг образовавшейся трещины.

Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использовать спиртовой раствор. Важно ни в коем случае не переусердствовать. Дело в том, что слишком активное механическое воздействие на поврежденный участок или чрезмерное давление на него при очистке чревато тем, что теплообменник будет поврежден еще больше.

Готовим клеящую смесь

Теперь вам предстоит позаботиться о том, как заделать трещину на радиаторе автомобиля. Итак, приготовим клеевую смесь. Если решено использовать специально предназначенный для таких целей клей, его использование будет максимально простым.

Небольшое количество клея следует нанести непосредственно на поврежденный участок. При отсутствии у детали определенного участка корпуса или отсутствии зазора между двумя половинками, образовавшегося из-за трещины, рекомендуется посыпать жидкую основу порошкообразным клеевым компонентом.

Так, если сама трещина слишком глубокая или отсутствует достаточно большая часть корпуса, необходимо проводить склейку в несколько этапов. Нанесите клей два-три раза на дефектный участок и подождите, пока каждый слой почти полностью высохнет. Когда образовавшийся зазор можно будет полностью заполнить сухим градулятором, его рекомендуется пропитать жидким составом. Таким образом, вы можете быть абсолютно уверены, что он идеально прилегает к поверхности детали.

Холодная сварка

Кроме того, герметизировать радиатор автомобиля можно с помощью холодной сварки. Так как он выпускается в виде довольно густой замазки, достаточно будет нанести ее на шов и дождаться полного остывания. Важно, чтобы именно эта шпаклевка была нанесена аккуратным и ровным слоем, чтобы шов был максимально качественным.

Холодную сварку необходимо использовать в качестве:

  • основной способ добычи;
  • дополнительное средство фиксации полученного результата пайкой или склейкой.

Слой холодной сварки, нанесенный поверх клеевого слоя, позволит надолго сохранить качество ремонта деталей автомобиля и продлить срок службы детали.

Финальный этап

Когда клей окончательно затвердеет и все основные рабочие этапы выполнены, необходимо провести окончательную обработку поверхности. Следует следить за тем, чтобы получившийся шов был аккуратным и ровным. Для таких целей место пайки необходимо обработать мелкозернистой наждачной бумагой, а в идеале – болгаркой.

Таким образом удастся избавиться от всех мелких ошибок, которые не лучшим образом скажутся на дальнейшей работе продукта. После проведения этой обработки установите теплообменник на место.

Как и чем заклеить пластмассовые части радиатора в авто

Вернемся к снятому радиатору. Если в пластиковой детали образовалась течь, следует считать, что половина дела сделана. Осталось подготовить поверхность, бежать в магазин за специальным клеем или холодной сваркой.

Подготовка поверхности

Здесь не нужны никакие космические технологии. Нужно просто удалить всю грязь и протереть сверху спиртом. Водка тоже хороша. Самое главное помнить, что пластик здесь очень тонкий и прилагать большие усилия не стоит, иначе трещина может пойти дальше.

Использование клеящего вещества

Материалов для работы с пластиком в магазинах много. Все они примерно одинаковые, поэтому заморачиваться с выбором не стоит, единственное, на что стоит обратить внимание, это то, что на нем написано, что клей устойчив к агрессивным химическим соединениям.

Технология работы также максимально подробно описана в инструкции к средству. Однако стоит отметить, что если отверстие достаточно большое или где-то потерялась часть тела, потребуются дополнительные манипуляции. Например, некоторые используют клей в несколько этапов, медленно наращивая утраченную часть.

Большинство специалистов не рекомендуют этого делать. Лучше найти кусок мягкого пластика и попробовать засунуть его внутрь трещины или прикрепить сверху и потом обклеить эту штуку со всех сторон. Своего рода лоскутное шитье.

Обычно такие составы стоят не менее 1000 рублей, поэтому стоит задуматься, целесообразен ли такой ремонт или проще полностью поменять деталь.

Как пользоваться холодной сваркой

Чаще всего для этих целей берется, конечно же, холодная сварка. С ним гораздо проще работать и внешне результат внушает больше уверенности в себе.

Густую пасту достаточно выдавить на трещину и равномерно распределить любым плоским предметом (некоторые используют ватные палочки).

Если трещина большая. Лучше сначала нанести клеевую основу, наращиваемую поэтапно, а сверху закрепить результат холодной сваркой.

Основная неисправность

Несмотря на хрупкость конструкции, радиатор может служить годами. Его главные враги – некачественная охлаждающая жидкость и посторонние предметы, способные нанести механические повреждения. Тосол или тосол сами по себе не слишком активные вещества, способные разрушить защитную оксидную пленку, да и с чистым алюминием они практически не вступают в реакцию. Но если теплоноситель не соответствует установленным химическим нормам, он способствует коррозионным процессам, в результате которых стенки сот устройства постепенно разрушаются.

Как припаять алюминиевый радиатор

Механические повреждения радиатора чаще всего возникают при дорожно-транспортных происшествиях, наездах на бордюры, пни и т д. Кроме того, блок можно случайно повредить при ремонте автомобиля. В любом случае результат один — утечка из разбитых сот. Размер отверстия определяет возможность ремонта. Если теплообменник не сильно поврежден, а размер проблемного участка составляет несколько квадратных сантиметров, можно попробовать его восстановить. Другого варианта крепления алюминиевого радиатора нет (как его паять — узнаем далее.



Замена секций

Такую работу можно выполнить несколькими способами, к которым в частности относится замена уплотнителей в радиаторе. Такая работа требует разборки аккумулятора и разборки отдельными секциями. Если говорить об устранении течи в батарее в отопительный сезон, то наиболее эффективным решением будет использование так называемой холодной сварки, если нет возможности полностью заменить поврежденный радиатор или поменять в нем негерметичную часть.

Небольшие дефекты можно исправить цветным лужением припоя, но такая манипуляция требует навыков лужения и является временной мерой, позволяющей лишь «продержаться» до окончания обжигового сезона.

Если потребитель имеет квалификацию газоэлектросварщика и соответствующее оборудование, то для ремонта алюминиевых радиаторов следует использовать аргонную сварку, что, несомненно, является оптимальным вариантом.

При любой работе с такими радиаторами следует помнить о немалой мягкости алюминия и обращаться с ним с особой осторожностью. В то же время при правильном монтаже и тщательном соблюдении правил эксплуатации этих элементов системы отопления проблема их протечки в принципе возникнуть не должна.

С чего начать

Ремонт теплообменника начинаем со слива охлаждающей жидкости и снятия агрегата с автомобиля. Затем его необходимо промыть чистой проточной водой и высушить. Если повреждения радиатора видны, и вы уверены, что устройство, за исключением их, цело, можно приступать к подготовке проблемного места к ремонту. Но если точное местонахождение отверстия (трещины) неизвестно или известно приблизительно, перед пайкой алюминиевого радиатора потребуется более детальная проверка.

Для его осуществления нам понадобится большая емкость с водой (можно использовать ванну), компрессор или насос. Способ нахождения места повреждения аналогичен тому, как ищут место спущенного колеса. Только здесь нам нужно закрыть крышку устройства, а также все патрубки, кроме одного (самого тонкого). Погружаем устройство в воду и добавляем в него воздух с помощью компрессора или насоса. Выделившиеся пузырьки воздуха укажут точное место повреждения.

Как запаять автомобильный радиатор в домашних условиях

Видео: пайка радиатора охлаждения двигателя

Ни для кого не секрет, что автомобильный радиатор является одной из важнейших частей системы охлаждения двигателя автомобиля. Основное назначение – своевременный отвод тепла от двигателя внутреннего сгорания в атмосферу. Это связано с циркуляцией жидкости по каналам, которых в теплообменнике автомобиля довольно много. Так в статье описаны актуальные решения для автовладельцев о том, как запаять радиатор автомобиля, и какое оборудование подготовить для этих целей.

Каждый водитель должен понимать, что ключевым фактором правильного функционирования системы охлаждения является герметичность. Это означает, что даже самая маленькая и незаметная трещина полностью выведет его из строя. Перед пайкой детали важно изучить процесс ремонта радиатора охлаждения двигателя своими руками, а также решить, какой клей использовать в каждом конкретном случае.

Варианты ремонта радиатора

Показываем популярные решения, позволяющие восстановить работоспособность радиатора охлаждения.

Способы устранения течи

Перед ремонтом радиатора следует выяснить место протечки и степень повреждения. Это может быть одиночная небольшая трещинка или множество мелких дырочек, что часто случается с сгнившими от старости алюминиевыми теплообменниками. Последнюю ошибку исправить нельзя — устройство необходимо заменить на новое.

Совет. Убедитесь, что охлаждающая жидкость вытекает из самого радиатора. Треснувшие трубы или ослабленные хомуты часто являются виновниками.

Для ремонта радиатора охлаждения блок необходимо снять с автомобиля после слива системы. После разборки заполните теплообменник водой и проверьте отсутствие утечек в следующих местах:

  • непосредственно в клетках;
  • на стыке между трубой и баком;
  • на посадочных фланцах баков из-за негерметичного уплотнения;
  • отдельное дело — механические повреждения в результате удара горной породы или по другим причинам, видимым невооруженным глазом.

Как починить радиатор автомобиля своими руками
Лучший способ проверить герметичность радиатора – подать внутрь сжатый воздух (не более 2 бар), погрузив изделие в воду. Точное расположение отверстий будет показано пузырьками воздуха.

В зависимости от характера обнаруженной ошибки используйте один из следующих вариантов устранения неполадок.

Заделка способом пайки

Метод эффективен для изделий из латуни и меди, соты которых не рвутся от внешнего механического воздействия, а размеры отверстий не превышают 2–3 мм. Важное условие: приспособление не должно быть слишком старым и гнилым, иначе свищи при вскрытии будут двоиться. Для пайки медного кулера подготовьте следующие инструменты и материалы:

  • мощный паяльник с широким жалом (не менее 500 Вт);
  • щетка с тонкой стальной щетиной, наждачная бумага;
  • обезжиривающий состав;
  • припой, флюс;
  • паяльная кислота.

Во-первых, вам нужно обеспечить доступ к месту повреждения, чтобы добраться туда с помощью паяльника. При необходимости удалите часть ребер с помощью кусачек и плоскогубцев. Убедитесь, что антифриз не вытекает из отверстия и действуйте в таком порядке:

  1. С помощью проволочной щетки удалите крупный мусор, застрявший между ребрами теплообменника.
  2. Зачистите дефект наждачной бумагой до характерного для металла блеска и обезжирьте.
  3. Протравите поврежденное место кислотой, нанеся небольшое количество тонкой кистью.
  4. Нанесите слой флюса и приступайте к пайке, пробуйте закрыть отверстие припоем. При необходимости выполните операцию в несколько шагов.
  5. По окончании проверьте герметичность изделия, наполнив его водой или продув сжатым воздухом. После установки на автомобиль внимательно проверьте работоспособность отремонтированного радиатора.

Как починить радиатор автомобиля своими руками
Этот метод также подходит для заделки небольших трещин в латунных резервуарах или в местах соединения труб. Если диаметры отверстий в трубах слишком велики и их нельзя запаять, переходите к следующему варианту.

Герметизация алюминиевых изделий

запаять алюминиевый радиатор в обычном гараже практически невозможно, поэтому приходится заделывать отверстия другими способами:

  • небольшие отверстия и трещины заполняются различными клеями;
  • большие отверстия закрываются с помощью инструмента под названием «холодная сварка».

Примечание. Заделку течи холодной сваркой нельзя назвать надежным методом. Бывает, что пластырь держится несколько лет, а иногда отрывается на второй день. Многое зависит от качества ремонта.

Герметизация протечки выполняется следующим образом:

  1. Рекомендуется промыть и высушить радиатор. Удалите внешний мусор проволочной щеткой.
  2. Отшлифуйте поверхность трубы вокруг отверстия или отшлифуйте ее наждачной бумагой. Будьте осторожны, чтобы алюминий не развалился при снятии.
  3. Тщательно обезжирьте место дефекта.
  4. Приготовьте клеевую смесь или холодный шов согласно инструкции на упаковке и нанесите на отверстие. Подождите установленное время и проверьте теплообменник на герметичность.

Как починить радиатор автомобиля своими руками
В продаже нетрудно найти двухкомпонентный клей на полимерной основе, предназначенный для заделки подобных дефектов. При повреждении бачка или патрубка сверху радиатора трещину можно заделать, не снимая агрегат с машины.

Ремонт радиаторных бачков

В случае повреждения пластиковой тары нужно только загерметизировать радиатор автомобиля вышеописанным способом. Есть и более коварная проблема – утечка охлаждающей жидкости из-под прокладок. Ошибка исправляется следующим образом:

  1. Используя отвертку с плоской головкой и плоскогубцы, ослабьте металлические хомуты, крепящие боковые стороны бака к фланцу теплообменника.
  2. Снимите емкость и уплотнение, очистите прилегающие поверхности, промойте и высушите радиатор. Задача – удалить образовавшийся слой оксида алюминия, нарушающий герметичность соединения.
  3. Обезжирьте фланцы бака и теплообменника, затем обработайте растворителем Thinner 646. Поместите новую (или старую) прокладку на высокотемпературный силиконовый герметик.
  4. Нанесите герметик на посадочное место контейнера, установите его на место и придавите. Через 15-20 минут аккуратно отогните все скобы обратно.

Как починить радиатор автомобиля своими руками

Совет. Будьте осторожны при изгибе штифтов, чтобы не повредить протекающую прокладку. Возможно, в ближайшем магазине автозапчастей такой детали нет.

Ликвидация крупных повреждений

Бывает, что от встречной машины летит крупный камень, который сильно деформирует соты теплообменника. В этом случае невозможно приклеить или припаять охладитель двигателя из-за характера и степени повреждения. Такое повреждение вызвано незначительным ДТП с попаданием в теплообменник постороннего предмета.

Работоспособность устройства частично восстанавливается путем перекрытия разорванных труб. Нужно аккуратно вырезать весь поврежденный участок вместе с ребрами, а соты смягчить с обеих сторон, несколько раз сплющив и загнув обрезанные концы труб. Более эстетичный вариант – снять баки и закрыть входные отверстия деформированных каналов.

Возможность отсоединения некоторых патрубков следует считать временной, пока вы не купите новый радиатор. Причина в значительном снижении эффективности охлаждения, что сказывается на работе двигателя. От внешних воздействий редко разрывается 1 трубка, обычно разрушается 2–4 клетки. В результате происходит потеря 10–20 % площади теплообмена.

Ни для кого не секрет, что автомобильный радиатор является одной из важнейших частей системы охлаждения двигателя автомобиля. Основное назначение – своевременный отвод тепла от двигателя внутреннего сгорания в атмосферу. Это связано с циркуляцией жидкости по каналам, которых в теплообменнике автомобиля довольно много. Так в статье описаны актуальные решения для автовладельцев о том, как запаять радиатор автомобиля, и какое оборудование подготовить для этих целей.

Каждый водитель должен понимать, что ключевым фактором правильного функционирования системы охлаждения является герметичность. Это означает, что даже самая маленькая и незаметная трещина полностью выведет его из строя. Перед пайкой детали важно изучить процесс ремонта радиатора охлаждения двигателя своими руками, а также решить, какой клей использовать в каждом конкретном случае.

В каких случаях пайка алюминиевого радиатора бессмысленна

Можно ли самому паять алюминиевый радиатор автомобиля паяльником, зависит от характера и степени повреждения. Если дефекты значительны или расположены в неудобных местах, ремонт нецелесообразен, а поврежденную деталь лучше заменить новой. Можно перечислить следующие случаи, когда нельзя паять алюминиевый радиатор:

  • Серьезное повреждение радиатора отопления. Паять радиатор печки с большими дефектами нежелательно из-за трудоемкости разборки и экономической нецелесообразности ремонта. Деталь лучше сразу заменить на новую.
  • Деформация алюминия в соединении с пластиком. Ни припой, ни клей не обеспечивают достаточной степени надежности ремонта, поэтому высок риск повторной протечки.
  • Поломка пайки после ремонта. Даже если качественный припой рвется, снова возникает течь – это значит, что не обеспечена необходимая адгезия и ремонтное соединение не выдерживает давления. Это особенно актуально для масляных радиаторов и конденсаторов для кондиционирования воздуха, которые работают при относительно высоких давлениях.

Значительное загрязнение радиатора очистить практически невозможно

  • Значительное засорение радиатора. Сильно загрязненный и забитый радиатор теряет эффективность, и если его нельзя промыть, ремонтировать его бессмысленно.
  • Дефекты толщины пряников. Если труба протекла не со стороны ребра, а внутри сот, скорее всего, произошел износ и усталость металла. Поскольку в такой ситуации добраться до трещины для ремонта сложно, часть ячеек придется удалять, что негативно скажется на эффективности охлаждения, а риск повторного разрыва велик.
  • Обрыв на стыке между трубой и баком. Трещины и разрывы по шву, в зоне входа трубы в бак, плохо поддаются пайке из-за трудности доступа, а нагрузки там высокие и велик риск пайки припоем.

При наличии на одной трубе существенных дефектов, не позволяющих нормально паять, трубу можно вообще исключить из схемы. Для этого его нужно аккуратно разрезать в местах перехода баков (снизу и сверху или слева и справа), а затем пропаять образовавшиеся отверстия, как показано на видео.

Исключение из схемы одной трубки несколько снизит общий КПД излучателя (по отношению к количеству трубок: если их 20 — примерно на 5%, если 10 — на 10%), но в то же время времени можно добиться качественного заполнения зазора припоем и надежной герметизации.

Снимать трубы можно только в радиаторах с параллельным подключением. Если трубы соединены последовательно (по принципу змеевика), после такого ремонта радиатор работать не будет, так как жидкость не сможет протекать по контуру.

Точечная технология

Эта технология, предполагающая соединение алюминиевых деталей внахлест, является наиболее распространенным методом холодной сварки этого металла. Соединяемые детали обжимаются в отдельных точках сварки, для чего используется специальный пробойник. По этой технологии детали в основном соединяются несколькими точками сварки, расположенными с некоторым интервалом по отношению друг к другу.

Устройство с холодной точечной сваркой

Устройство с холодной точечной сваркой

Качество холодной сварки, выполненной по точечной технологии, напрямую зависит от степени деформации алюминия в районе места сварки. В числовом выражении этот параметр характеризует зависимость между толщиной соединяемых деталей и глубиной, на которую пуансон вдавливается в металл. Существуют стандарты, согласно которым этот параметр для алюминия должен составлять 60–70 %, а для сплавов на основе этого металла — 75–90%.

Точечная холодная сварка, с помощью которой можно соединять достаточно большие листы алюминия и сплавов на его основе, имеет ряд преимуществ.

  • Соединяемые детали не нужно предварительно закреплять в специальных зажимных приспособлениях.
  • Алюминий деформируется на очень небольших локальных участках – местах сварки.

При наличии механического устройства, способного создавать значительное давление, холодную сварку по этой технологии можно производить и в домашних условиях.

Паяльник

Что касается паяльника, то он должен иметь мощность не менее 250 Вт. Только таким инструментом можно правильно нагреть металлическую поверхность, чтобы ее можно было успешно соединить с припоем. Также можно использовать паяльники, которые нагреваются открытым пламенем. Но лучший вариант – небольшая газовая горелка (паяльная лампа), работающая на смеси пропана и бутана. Он без проблем разогреет обрабатываемый участок и расплавит припой.

Как точно определить место неисправности (течи) радиатора

Как точно определить место неисправности (течи) радиатора

Прежде чем приступить к ремонту радиатора, нужно определить характер и место самой неисправности. Практически все внешние неисправности радиатора (кроме обычного загрязнения) заключаются в нарушении герметичности, а значит, должна быть утечка охлаждающей жидкости.

Обнаружить факт утечки жидкости из радиатора можно, внимательно осмотрев сам блок и место под ним. Однако первым признаком течи радиатора обычно является не след вытекающей жидкости, а снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

Интенсивность вытекания жидкости из радиатора может быть разной, и на начальном этапе она визуально незаметна, но быстрое снижение уровня жидкости в бачке ощущается практически сразу. Ведь снижение уровня тосола или тосола приводит к перегреву двигателя, о чем сразу же сигнализирует специальный температурный датчик на приборной доске водителя.

Для точного определения места утечки жидкости можно использовать два метода. В этом случае необходимо будет полностью слить охлаждающую жидкость из радиатора, а сам радиатор отсоединить, вытащить из автомобиля и тщательно промыть.

  1. Необходимо заглушить (закрыть) все воздухозаборники радиатора и оставить только один. Залейте воду в радиатор через отверстие слева. Через то же открытое отверстие с помощью насоса или компрессора создайте давление в радиаторе. Из отверстия в поврежденном месте начнет вытекать струйка воды.
  2. Также снимите, слейте и очистите радиатор, но с закрытыми впускными отверстиями и полностью погрузите его в подходящую емкость с водой. Из отверстий в поврежденных местах будут выходить пузырьки воздуха. Если воздух не выходит, создайте избыточное давление в радиаторе с помощью насоса или компрессора.

Припой

Использование оловянно-свинцовых припоев для пайки алюминия не рекомендуется. И дело здесь не в их составе или силе. Дело в том, что они не способны обеспечить должную антикоррозийную защиту соединения. Если вы все-таки решили использовать обычный припой, то перед пайкой алюминиевого радиатора позаботьтесь о покупке специального лака, который потом защитит ремонтируемый участок от коррозии.

Как припаять алюминиевый радиатор автомобиля

Но лучше сразу купить специальный припой, разработанный именно для этого металла. Сегодня в продаже можно найти множество составов для пайки алюминия, содержащих серебро, медь, цинк, кремний и др. из недорогих припоев российского производства можно отметить такие смеси, как ЦОП-40 (олово — 60%, цинк — 40%) и 34-А (алюминий — 66%, медь — 28%, кремний — 6%). Процентное содержание цинка в припое определяет прочность соединения и коррозионную стойкость. Другими словами, чем больше, тем лучше.

Чем паяются алюминиевые соты на радиаторах

Существует множество вариантов пайки алюминиевого автомобильного радиатора. Достаточно эффективными мерами являются:

  • Железо-канифольный флюс. Нагретая канифоль смешивается со стальной стружкой (можно подпилить не ржавый кусок металла) и служит защитой от образования оксидного покрытия. Припой на алюминии, плавящийся при 150-250 °С, позволяет заделать трещину без перегрева детали. Метод хорош для заделки мелких трещин в сотах и ​​трубах, но малоэффективен при повреждениях более 5 мм.

 

Ремонт ячеек радиатора припоем и газовой горелкой: видео

  • Флюс для алюминия. Если флюс на основе железной канифоли не обеспечивает хорошей адгезии, вместо него можно использовать флюс, изготовленный из хлорида калия, хлорида лития, хлорида натрия (соли), сульфата натрия и криолита. Благодаря тому, что флюс борется с образованием оксидной пленки, припой хорошо сцепляется с поверхностью. Для пайки лучше использовать специальный припой типа П150А, П250А, П350А или обычное олово ПОС-60.
  • Флюс для пайки. Специальный флюс представляет собой полый стержень, заполненный флюсом для алюминия. Он расплавляется горелкой и впрыскивается в трещину. При плавлении флюс выделяет вещества, растворяющие оксидную пленку и обеспечивающие хорошее сцепление припоя с основным металлом. Выбрав нужную толщину стержня и интенсивность горелки (нужна температура около 400°С), можно качественно запаять трещины и отверстия до 5-10 мм.
  • Припой с маслом. Для предотвращения образования оксидов можно обработать деталь минеральным маслом (щелочным или индустриальным пистолетным, для швейных машин, различных станков). После смазки очистите место ремонта ножом или скребком, чтобы соскоблить оксидный слой. Масляная пленка перекрывает доступ кислорода, благодаря чему не образуются новые оксиды. В процессе пайки нагретым паяльником (предпочтительно мощностью от 90 Вт, температурой выше 300°С) масло вскипает и удаляется из зоны ремонта. При этом жало охлаждается, но сохраняет температуру 150–250 °С, достаточную для плавления припоя. Припой прилипает к поверхности пластины или трубки радиатора. Таким способом можно запаивать мелкие и средние дефекты, до 5–10 мм. Способ хорош отсутствием специального припоя, так как паять алюминиевый радиатор с оловом под масляной пленкой гораздо проще, чем без.

Флюс прозрачный для алюминия СФ-ОР/АЛ-19

  • Меднение ремонтной зоны. Для предотвращения образования оксидов перед припайкой сот к алюминиевому радиатору можно омеднить края повреждения путем анодирования. Для этого используют раствор медного купороса (служит источником меди и защитой), электрод из тонкой медной проволоки и батарейку или другой источник постоянного тока напряжением не менее 1,5-3 вольт. Под действием электричества атомы меди из купороса осаждаются на зачищенном алюминии, образуя медное покрытие. Так как медь менее склонна к окислению на воздухе, с ней будет легче обеспечить адгезию припоя, чем с алюминием.
  • Припой и флюс для алюминия. При наличии доступа к магазину реагентов для припоя можно использовать готовые припои П150А, П250А, П350А и флюсы Ф-64, ЛТИ-120 или СФ-ОР/АЛ-19 для алюминия. Температура плавления припоя составляет примерно 150–250 °С, что позволяет использовать маломощный паяльник.
  • Эпоксидный клей. Двухкомпонентный полимерный клей является хорошей альтернативой, поскольку он обеспечивает сравнимую прочность соединения, но не требует паяльного оборудования или навыков пайки. Вариантов приклеивания алюминиевого радиатора много, но лучше использовать специальные составы, такие как Epoxy Metal Moment, Loctite 9466, Permatex Cold Weld 14600. Они хорошо сцепляются с алюминием, имеют сравнимые коэффициенты расширения, за счет чего крепко держатся . Даже большие отверстия можно залатать эпоксидным клеем, используя углерод, стекло, базальтовое волокно или мат, или металлическую сетку с мелкими ячейками в качестве армирующего материала для заделки.

Горячая палка для сварки

  • Термитный карандаш. Это состав на основе серы, магния, алюминия и других металлов, который поджигается и проплавляет отверстия без применения дополнительного оборудования. Сера и магний являются источником тепла, а остальные компоненты являются самим припоем. Соединение не очень надежное (термитный карандаш не решает полностью проблему окисной пленки), но подходит для небольших трещин до 5 мм.
  • Холодная сварка. Другой альтернативой герметизации внутреннего алюминиевого радиатора или системы охлаждения являются полимерные соединения, известные как «холодная сварка». Несмотря на расхожее название, они не имеют отношения к сварке и по сути представляют собой наполненные полимерным клеем. Благодаря пластичности таких составов (типа ASTROhim ACE-9305, Abro Steel) ими можно заделывать даже относительно большие отверстия (более 1 см).

Оценка масштабов повреждения радиатора

Сам радиатор обычно устанавливается в моторном отсеке, а точнее в его передней части. Таким способом можно создать эффект обдува встречным потоком воздуха во время движения автомобиля. Недостатком автомобильного теплообменника является недолговечность. Часто это устройство называют самой уязвимой частью любого автомобиля.

Даже при малейшем ударе вероятность механического повреждения рассматриваемой детали довольно высока. Особенно часто ломаются теплообменники, если баки для воды выполнены из пластика. Поэтому, решая, как отремонтировать радиатор, нужно в первую очередь ориентироваться на свои возможности. Внимательно изучите все представленные выше способы и постарайтесь выяснить, какой из них будет наиболее удобным и простым с практической точки зрения.

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы