Как запаять алюминиевый радиатор: 3 технологии

Справочник
Содержание
  1. Определение места протечки
  2. Медь или алюминий?
  3. Ремонтируем радиатор
  4. В чем заключается сложность пайки алюминия?
  5. Материалы и инструменты
  6. Припой
  7. Флюс
  8. Использование холодной сварки
  9. Самостоятельный ремонт большой поверхности
  10. Устройство агрегата
  11. Внутренний ремонт радиатора химическим средством
  12. Как и чем заклеить пластмассовые части радиатора в авто
  13. Подготовка поверхности
  14. Использование клеящего вещества
  15. Как пользоваться холодной сваркой
  16. Использование железно-канифольного флюса
  17. Подготовка радиатора автомобиля к пайке
  18. Паяльник
  19. Как запаять своими руками: пошаговый алгоритм
  20. Алюминиевое устройство
  21. Как происходит пайка
  22. Пайка с применением самодельных плавней
  23. Медное устройство
  24. Основная неисправность
  25. Подготовительные работы
  26. Технологии ремонта
  27. Пайка
  28. Соты
  29. Трубки
  30. Аргонодуговая сварка
  31. Выполнение пайки радиатора в домашних условиях
  32. Сложности в ремонте алюминиевых батарей
  33. Проверка на герметичность
  34. Чиним латунный
  35. Правим алюминиевый своими руками

Определение места протечки

Обнаружение утечек перед герметизациейОбнаружение утечек перед герметизацией
Как найти утечку с пузырьками воздуха

Если трещина в теплообменнике видна невооруженным глазом, пора искать новую деталь, а не ремонтировать ее. Обычно ошибки слишком малы и их трудно найти. Предположим, что водитель еще до того момента, как был разобран радиатор, увидел место, откуда течет антифриз. Но где гарантия, что это единственная дыра? Для определения места поломки в домашних условиях нужно воспользоваться методом, который применялся при поиске прокола в камере резины автомобиля.

Первым делом нужно заткнуть все отверстия в радиаторе, оставив только одно с наименьшим диаметром. Затем к отверстию нужно подключить насос или компрессор для нагнетания воздуха. Далее нужно взять емкость, в которой будет прятаться весь теплообменник, и наполнить ее водой. Если нажать на ручку насоса, из отверстия выйдут пузырьки воздуха. Вместо их выхода трещина.

Медь или алюминий?

Для качественной пайки неисправных автомобильных радиаторов необходимо выяснить, из чего они сделаны. Современные устройства изготавливаются из алюминия, меди или пластика.

Проще всего разделить материал по цвету:

  • медь: красно-коричневый;
  • алюминий: сероватые оттенки.

Пластик, используемый для радиаторов, обычно черного цвета.

Медь довольно легко паять в домашней мастерской или гараже. Пайка негерметичных алюминиевых автомобильных радиаторов осложняется рядом физико-химических свойств.

Ремонтируем радиатор


Для пайки медных радиаторов необходимо подготовить следующее:

  • электрический паяльник большой мощности или газовая горелка;
  • правильно подобранный припой;
  • флюсовый клей;
  • наждачная бумага;
  • плоскогубцы;
  • растворитель для обезжиривания;
  • тряпка

На этапе подготовки продукт очищают от механических примесей и тщательно просушивают. Для ускорения высыхания можно продуть его через одно из сопел сжатым воздухом под низким давлением. Место протечки зачищается наждачной бумагой. Если рядом есть рейки, аккуратно срежьте их. На место пайки наносят флюсовую смесь и дают ей высохнуть.

В качестве источника тепла используется сверхмощный паяльник или переносная газовая горелка. Электрический паяльник может питаться от сети или от аккумулятора. Металлический припой помещают на место пайки и нагревают пламенем, чтобы он расплавился и затек в трещину или отверстие. Если с первого раза расплавленный припой не смачивает металл и не затекает в зазор, снова очистите поверхность и нанесите флюс.

В чем заключается сложность пайки алюминия?

На поверхности любой алюминиевой детали быстро образуется слой высокоплавких оксидов. Эта температура в три раза выше, чем у самого металла. Пока эта пленка не разрушена, паять алюминиевые детали бессмысленно.

Для ремонта алюминиевого радиатора нужно:

  • удалить оксидный слой с поверхности:
  • повысить текучесть припоя;
  • уменьшить коэффициент поверхностного натяжения;
  • предотвратить повторное появление оксидного слоя.

Это достигается механической обработкой поверхности и применением специально подобранных флюсовых смесей.

Материалы и инструменты

Для ремонта алюминиевого теплообменника вам понадобится:

  • мощный паяльник (не менее 100 Вт);
  • оловянно-свинцовый (ПОС) или оловянно-висмутовый (ПОСВ) припой;
  • канифоль;
  • огнеупорный тигель.

Вам также понадобится проволочная щетка для зачистки, ручная щетка или насадка-дрель.

Припой

Использование оловянно-свинцовых припоев для пайки алюминия не рекомендуется. И дело здесь не в их составе или силе. Дело в том, что они не способны обеспечить должную антикоррозийную защиту соединения. Если вы все-таки решили использовать обычный припой, то перед пайкой алюминиевого радиатора позаботьтесь о покупке специального лака, который потом защитит ремонтируемый участок от коррозии.

Как припаять алюминиевый радиатор автомобиля

Но лучше сразу купить специальный припой, разработанный именно для этого металла. Сегодня в продаже можно найти множество составов для пайки алюминия, содержащих серебро, медь, цинк, кремний и др. из недорогих припоев российского производства можно отметить такие смеси, как ЦОП-40 (олово — 60%, цинк — 40%) и 34-А (алюминий — 66%, медь — 28%, кремний — 6%). Процентное содержание цинка в припое определяет прочность соединения и коррозионную стойкость. Другими словами, чем больше, тем лучше.

Флюс

Перед пайкой радиатора позаботьтесь о флюсе. Именно он обеспечивает надежное соединение припоя и ремонтируемой металлической поверхности. Флюс можно купить или сделать самому. Купить его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже радиодеталей. На упаковках российских флюсов, предназначенных для пайки алюминия, обычно имеется соответствующая надпись. В их название также могут входить обозначения F-59A, F-61A, 34A и т д.

Как запаять автомобильный радиатор в домашних условиях, не покупая флюс? Можно ли сделать самому? Да, вы можете сделать свой собственный флюс. Конечно, таких характеристик, как заводской, у него не будет, но со своей задачей он справится. Для его изготовления вам понадобится всего два ингредиента: канифоль и железные опилки.

Как и чем запаять или запаять алюминиевый радиатор
Смола наверняка найдется у вас дома, а стружку можно получить, обработав напильником любую железную деталь. Все это нужно смешать в небольшой огнеупорной посуде и подогреть на огне. Полученная смесь является простейшим флюсом для алюминия.

Чтобы получить более прочное соединение припоя с металлом, можно сделать так называемый флюс. Для этого смешайте следующие вещества в следующих пропорциях:

  • хлорид калия — 56%;
  • хлорид лития — 23%;
  • криолит — 10%;
  • соль пищевая крупная – 7%;
  • сульфат натрия — 4 %.

Ингредиенты необходимо измельчить, смешать и перелить в герметичную стеклянную форму. Храните флюс в месте, защищенном от прямых солнечных лучей.

Использование холодной сварки

Этот способ пайки радиатора охлаждения двигателя не предполагает нагрева. Отверстие заделывают специальным веществом, которое закрывает повреждения. Ремонт производится следующим образом:

  1. Подготовьте деталь. Для этого поверхность очищают от пыли, обезжиривают. Смочите спиртом тряпку, тщательно протрите ею радиатор. Нельзя прилагать усилий, металл еще больше повредится.
  2. Приготовьте клеевой состав. Его выбирают в зависимости от типа металла. Холодная сварка представляет собой густую смесь, которую необходимо равномерно распределить по дефекту. Аккуратное нанесение улучшает качество шва. Ждут, пока состав высохнет, осматривают запаянный радиатор.

Холодная сварка

Самостоятельный ремонт большой поверхности

Иногда приходится сталкиваться с необходимостью ремонта большой площади алюминиевого изделия. Обычные методы в домашних условиях не эффективны. Как в этом случае клеить алюминиевый радиатор, или как паять?

Для ремонта больших поврежденных поверхностей можно использовать самодельный флюс.

Ремонтируемый участок предварительно очищают и обезжиривают специальной смесью. Алгоритм действий такой же, как и при подготовке поверхности железно-канифольным флюсом.

Компоненты для ворса берутся в следующем процентном соотношении:

  • хлорид калия — 56%;
  • хлорид лития — 23%;
  • соль поваренная – 75%;
  • сульфат натрия — 4%;
  • криолит — 10%.

Сырье для флюса растирают в ступке до состояния порошка, ссыпают в тигель и перемешивают до однородности, а затем осторожно расплавляют.

Если полученные порошки предназначены для длительного хранения, их необходимо пересыпать в темную тару с плотными пробками и убрать от солнечных лучей и других источников тепла.

как припаять алюминиевый радиатор

Как припаять радиатор флюсом:

  • поврежденный участок прогревается газовой горелкой;
  • на разогретое место накладывается тонкий слой пуха;
  • пропаять повреждения оловянно-свинцовым припоем с небольшой добавкой висмута.

Необходимо знать, что нагревать пораженный участок сильным огнем газовой горелки нельзя. Это приведет к тому, что область просто сгорит. Важно подобрать уровень горения газа, позволяющий нагреть, а не прожечь алюминиевое изделие.

Если газовой горелкой пользуется непрофессионал, он может не знать, как ее правильно зажечь. Бывает, что горелка сразу включается на полную мощность. В результате газ, не успевший воспламениться, резко «проносится» через пламя зажигалки. Горелка загорится немедленно, если мощность уменьшится.

Устройство агрегата

Стоит отметить, что использование радиаторов охлаждения практикуется не только в автомобилях. Эти важные единицы также используются в самых разных инструментах.

Эта же система отопления в автомобиле имеет и собственный радиатор. Также есть радиатор для кондиционера.

Все выполняют схожие функции и, несмотря на некоторое конструктивное сходство, имеют множество различий, как в своей работе, так и в исполнении.

В автомобиле такое устройство обязательно состоит из набора алюминиевых трубок, к которым особым образом в большом количестве крепятся тонкие пластины, способствующие увеличению коэффициента теплопередачи трубок.

Ремонт радиатора автомобиля ВАЗ 2112

Основное назначение алюминиевых труб в данном случае – обеспечить поступление теплоносителя, нагретого до определенной температуры.

Протекая таким образом по трубам, жидкость избавляется от лишнего тепла, которое уходит в атмосферу. Для более эффективного охлаждения радиатор постоянно обдувается специальным вентилятором.

Читайте также: Паяльник своими руками на основе паяльника или кулера: простая схема

Несмотря на то, что это охлаждающее устройство достаточно простое и состоит из небольшого набора элементов, его значение для работы двигателя невозможно переоценить.

Как и любое другое устройство, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин этому может быть множество.

Довольно часто устройство начинает давать сбои из-за того, что произошло внутреннее засорение медных трубок или жилы.

причиной ошибки может быть и внешнее засорение.

Кроме того, радиатор очень часто ломается из-за ряда механических неисправностей, к которым относится появление микротрещин на поверхности труб, а также в местах их крепления к основанию.

Это может быть результатом плохой пайки, а может иметь другую природу. Если причиной выхода из строя устройства стало засорение, справиться с проблемой поможет промывка.

В случае механической неисправности проблема должна быть решена путем проведения определенных ремонтных работ.

Механические неисправности можно устранить с помощью специального клея, некоторых химических составов, но чаще всего это делается пайкой.

Припаять универсальные радиаторы к автомобилю или кондиционеру своими руками достаточно просто, а материалов и инструментов потребуется минимум.

На видео ниже показано, как самостоятельно запаять радиатор кондиционера.

Видео:


Внутренний ремонт радиатора химическим средством

Большинство специалистов не рекомендуют прибегать к этому методу. Тем не менее, когда нужно уехать быстро, а тосол течет по асфальту, особого выбора не остается.

Кстати, метод сработает только с более мелкими трещинами. Если в радиатор торчит камень, все дела нужно аннулировать.

Учитывая, что вся химия работает по принципу давно проверенного дедовского метода, проще будет обратиться к первоисточнику.

Еще в советское время, когда китайская химическая промышленность не обращала внимания на проблемы автомобилистов, на помощь пришел горчичный порошок. Засыпает в горловину (при работающем двигателе). Поскольку жидкость в радиаторе горячая, она набухает и заполняет трещину.

Если горчица не внушает доверия, можно купить специально для этой цели средство в автомагазине.

Называются они по-разному: порошковый редуктор, герметик радиатора и т.д. Но, как уже было сказано, лучше использовать другие способы, потому что точно не предсказуемо, как и где осядет порошок, но он запросто может забить несколько труб.

Как и чем заклеить пластмассовые части радиатора в авто

Вернемся к снятому радиатору. Если в пластиковой детали образовалась течь, следует считать, что половина дела сделана. Осталось подготовить поверхность, бежать в магазин за специальным клеем или холодной сваркой.

Подготовка поверхности

Здесь не нужны никакие космические технологии. Нужно просто удалить всю грязь и протереть сверху спиртом. Водка тоже хороша. Самое главное помнить, что пластик здесь очень тонкий и прилагать большие усилия не стоит, иначе трещина может пойти дальше.

Использование клеящего вещества

Материалов для работы с пластиком в магазинах много. Все они примерно одинаковые, поэтому заморачиваться с выбором не стоит, единственное, на что стоит обратить внимание, это то, что на нем написано, что клей устойчив к агрессивным химическим соединениям.

Технология работы также максимально подробно описана в инструкции к средству. Однако стоит отметить, что если отверстие достаточно большое или где-то потерялась часть тела, потребуются дополнительные манипуляции. Например, некоторые используют клей в несколько этапов, медленно наращивая утраченную часть.

Большинство специалистов не рекомендуют этого делать. Лучше найти кусок мягкого пластика и попробовать засунуть его внутрь трещины или прикрепить сверху и потом обклеить эту штуку со всех сторон. Своего рода лоскутное шитье.

Обычно такие составы стоят не менее 1000 рублей, поэтому стоит задуматься, целесообразен ли такой ремонт или проще полностью поменять деталь.

Как пользоваться холодной сваркой

Чаще всего для этих целей берется, конечно же, холодная сварка. С ним гораздо проще работать и внешне результат внушает больше уверенности в себе.

Густую пасту достаточно выдавить на трещину и равномерно распределить любым плоским предметом (некоторые используют ватные палочки).

Если трещина большая. Лучше сначала нанести клеевую основу, наращиваемую поэтапно, а сверху закрепить результат холодной сваркой.

Использование железно-канифольного флюса

Есть простой способ спаять радиатор паяльником с использованием флюса на основе канифоли. Для этого поврежденный металл подготавливают по следующей схеме:

  • удалить остатки лака и всевозможные загрязнения;
  • аккуратно зачистите металл абразивом;
  • обезжирить специальным растворителем.

Подготовка должна быть очень добросовестной, от этого зависит весь ремонт. Флюс готовят в металлическом тигле. Смолу расплавляют и постепенно добавляют железные опилки в соотношении 1: 2. Перемешивают до однородности. Опилки в этом случае будут абразивом.

чем заклеить алюминиевый радиатор

Затем ремонтируемая поверхность покрывается тонким слоем расплавленного флюса. От тщательности процедуры зависит качество будущей пайки. Таким образом, алюминий защищен от окисления.

Материалы, используемые в работе, выделяют токсины. Поэтому необходимо все делать под вытяжкой, либо проводить ремонт в хорошо проветриваемом помещении. На открытом воздухе, если позволяют условия.

Затем приступайте к процессу пайки. Возьмите паяльником немного припоя и плавными круговыми движениями нанесите его на флюс. Делать это нужно медленно, следя за тем, чтобы припой равномерно распределился по поврежденному участку.

Как ведет себя флюс в этом случае? Железные опилки очищают оксиды, а канифоль блокирует доступ воздуха к алюминию. Условия для контакта между металлами соблюдены.

Этот способ работает, когда нужно решить вопрос, как запаять алюминиевый радиатор, если повреждение не обширное. Таким способом нельзя ремонтировать большие площади. Флюс очень быстро остывает, поэтому пайка большой поверхности будет проблематичной.

Подготовка радиатора автомобиля к пайке

1. Демонтаж

припаять радиатор, не снимая его, за гранью воображения. Качество работы будет очень низким. Вам предстоит разобрать переднюю часть автомобиля, снять бампер и демонтировать радиатор.

Не забудьте слить всю охлаждающую жидкость из системы. Все работы должны выполняться только после того, как двигатель остынет. Вы можете получить серьезные ожоги лица и рук.

В большинстве автомобилей в нижней части радиатора есть специальное отверстие, закрытое пробкой, для слива охлаждающей жидкости. Его откручивают и сливают антифриз в замененную емкость.

После слива жидкости не забудьте отсоединить шланги и крепления радиатора. Работу необходимо проводить аккуратно и аккуратно, чтобы не повредить элементы крепления. Необходимо запомнить места соединения каждого шланга и трубы. Вентилятор, датчики и другая электропроводка выключены.

2. Внутренняя очистка радиатора

Отложения накапливаются внутри радиатора в течение многих лет использования. Их необходимо удалить. Для очистки внутренней поверхности радиатора можно использовать специальное чистящее средство. Он заливается в радиатор и растворяет посторонние соединения.

Для удобства чистящее средство растворяют в количестве воды, указанном в инструкции. Раствор заливают в радиатор. Через некоторое время она сливается с растворенными в ней остатками инородных образований.

После химической очистки промойте радиатор обычной водой под хорошим напором.

3. Наружная очистка радиатора

Для качественной пайки автомобильного радиатора в домашних условиях необходимо очистить его снаружи. Для удаления масляных пятен, разливов антифриза и просто грязи используются специальные очистители. Агрессивные химические вещества лучше не использовать, так как есть риск повредить радиатор.

При внешней очистке радиатора необходимо зафиксировать и пометить места повреждений. Это позволит провести ремонт максимально эффективно.

4.Сушка радиатора

Прежде чем паять радиатор в домашних условиях, его необходимо просушить и удалить всю воду. Он должен быть сухим и чистым. Для ускорения процесса сушки можно использовать строительный фен.

Все места пайки должны быть обезжирены и тщательно очищены. Это залог успешного ремонта. Иначе счастья просто не видать и время будет потрачено впустую.

Паяльник

Что касается паяльника, то он должен иметь мощность не менее 250 Вт. Только таким инструментом можно правильно нагреть металлическую поверхность, чтобы ее можно было успешно соединить с припоем. Также можно использовать паяльники, которые нагреваются открытым пламенем. Но лучший вариант – небольшая газовая горелка (паяльная лампа), работающая на смеси пропана и бутана. Он без проблем разогреет обрабатываемый участок и расплавит припой.

Как запаять своими руками: пошаговый алгоритм

Для восстановления целостности и работоспособности основного блока системы охлаждения водитель должен соблюдать определенную последовательность действий. Алгоритмы пайки медных и алюминиевых радиаторов схожи, но каждый вид ремонта имеет свои особенности.

Алюминиевое устройство

Нагреватели из этого металла плохо поддаются обработке в домашних условиях – причина тому – пленка гидроксида алюминия на поверхности. Обладает способностью восстанавливаться после механических повреждений, интенсивность которых не превышает предельно допустимого порога разрушения. Это стало причиной высокой популярности материала и его активного использования в различных отраслях, в том числе при производстве радиаторов печки для автомобилей.

Наиболее распространенными видами флюса при пайке алюминиевого блока в автосервисе являются: НИТИ-18, 34-А и модификации с аналогичными свойствами. Обработка поверхности конструкции в гараже производится двухкомпонентной смесью на основе канифоли и измельченной металлической стружки – она позволяет избавиться от оксидной пленки и предотвратить ее восстановление.

Как происходит пайка

Перед проведением ремонтной процедуры автомобилист должен подготовить следующие инструменты и приспособления:

  • электрический паяльник мощностью 100-150 Вт;
  • листы наждачной бумаги;
  • медная проволока;
  • горелка любого типа;
  • батарея;
  • припой и флюс – смесь для удаления окислов;
  • раствор CuSO4 — медный купорос.

Газовая горелка – обязательный инструмент для самостоятельной пайки радиатора

Последовательность действий при пайке радиатора печки своими руками из алюминия в гараже:

  1. Отшлифуйте поверхность устройства абразивными материалами, чтобы удалить грязь.
  2. Налейте небольшое количество раствора медного купороса так, чтобы образовалось пятно в виде «капли».
  3. Подключаем «плюс» к аккумулятору к проводу сечением 1 мм, «минус» погружаем в «каплю», при этом важно следить, чтобы не было контакта с поверхностью устройства.
  4. После напыления меди, тщательной обработки и высушивания поврежденного участка применяют лужение и стандартный метод пайки, осуществляемый размеренными круговыми движениями.

Этот вариант подходит для восстановления небольших площадей дома; не рекомендуется использовать его при наличии объемных дефектов утеплителя из-за повышенной трудоемкости процесса. В таких случаях флюс твердеет с большой скоростью, что снижает эффективность работы.

Пайка с применением самодельных плавней

Одним из наиболее распространенных способов ремонта утеплителя при обширных деформациях является применение флюсов — смесей на основе химически активных соединений. Пошаговый алгоритм действий в этом случае несколько иной. Перед началом работы нужно сделать смесь в определенных пропорциях из следующих компонентов:

  • хлорид калия — 56%;
  • хлорид лития — 23%;
  • криолит — 10%;
  • поваренная соль — 7%;
  • сульфат натрия — 4%.

Однородная смесь плавится дома в тигле, после чего тонким слоем наносится на обогреваемый газовой горелкой радиатор. Последующая обработка свинцово-оловянным припоем (ПОСВ с индексом 33 или 50) с добавлением 5% висмута поможет восстановить целостность обшивки конструкции и нормализовать работу системы охлаждения.

Медное устройство

Припаять радиатор к автомобильной печке в домашних условиях из такого металла можно способами, описанными выше. Работать с такими устройствами намного проще, чем с алюминием, в связи с необходимостью поддержания высокой температуры в процессе пайки для удаления оксидной пленки с поверхности последнего.

Основная неисправность

Несмотря на хрупкость конструкции, радиатор может служить годами. Его главные враги – некачественная охлаждающая жидкость и посторонние предметы, способные нанести механические повреждения. Тосол или тосол сами по себе не слишком активные вещества, способные разрушить защитную оксидную пленку, да и с чистым алюминием они практически не вступают в реакцию. Но если теплоноситель не соответствует установленным химическим нормам, он способствует коррозионным процессам, в результате которых стенки сот устройства постепенно разрушаются.

Как припаять алюминиевый радиатор

Механические повреждения радиатора чаще всего возникают при дорожно-транспортных происшествиях, наездах на бордюры, пни и т д. Кроме того, блок можно случайно повредить при ремонте автомобиля. В любом случае результат один — утечка из разбитых сот. Размер отверстия определяет возможность ремонта. Если теплообменник не сильно поврежден, а размер проблемного участка составляет несколько квадратных сантиметров, можно попробовать его восстановить. Другого варианта крепления алюминиевого радиатора нет (как его паять — узнаем далее.

Подготовительные работы

Так как от радиатора в основном зависит эффективность охлаждения двигателя или кондиционера, за его техническим состоянием необходимо тщательно следить.

В первую очередь следует регулярно проводить технический осмотр на предмет эксплуатации, а кроме того, проверять уровень охлаждающей жидкости, циркулирующей в нем по замкнутому циклу.

Появление течи – одна из самых частых причин выхода из строя этого охлаждающего узла, как в автомобиле, так и в кондиционере.

Он может появиться по разным причинам. Прежде всего, это может произойти из-за механических повреждений.

Кроме того, любая вибрация, исходящая от двигателя или кондиционера во время движения автомобиля, также может вызвать утечку. В отдельных случаях жидкость может начать течь не только в патрубках, но и в местах их соединения с основанием.

Если произошла течь радиатора, решить проблему поможет пайка, которую можно сделать своими руками. Пайка производится в стационарных условиях и оптимальным для этого является гараж.

При обнаружении течи сначала необходимо слить из блока всю охлаждающую жидкость, а затем аккуратно демонтировать его с привычного места в автомобиле.

В том случае, если в качестве охлаждающей жидкости выступает антифриз, рекомендуется слить его в специальную чистую тару для повторного использования в дальнейшем.

При этом все трубы аккуратно отсоединяются от устройства, стараясь их не повредить. Затем крепления блока откручиваются в обычном месте и вытаскиваются из моторного отсека.

Демонтированный радиатор рекомендуется ставить на ровную устойчивую поверхность, которой может быть письменный стол в гараже.

Как правильно паять радиатор своими руками подробно рассказано в видео ниже.

Видео:

Технологии ремонта

Бывают ситуации, когда необходимых инструментов и материалов нет в наличии и нужно срочно отправляться в путь. В этом случае есть достаточно быстрые способы восстановления герметичности теплообменника. По общему признанию, их результат несостоятелен. Если позволяет время, лучше «заморочиться» и перейти к делу. Тогда радиатор прослужит долгие годы. Вот список технологий в порядке убывания эффективности:

Методология Рекомендации Срок годности, лет
Аргонно-дуговая сварка Справляется с дефектами любого размера, к которым можно получить доступ 6-10
Пайка горелкой или паяльником Подходит для ремонта сколов и трещин шириной не более 1 мм 3-5
Холодная сварка Подходит для миниатюрных отверстий, если к ним трудно подобраться 1-2

С горелкой можно справиться своими руками. Самое главное правильно подобрать припой и флюс. Аргонная сварка требует приобретения дорогостоящего оборудования. Поэтому дешевле обратиться в ближайший автосервис. Это сэкономит время и деньги. Химикаты на основе эпоксидной смолы легко восстанавливают герметичность, но действуют недолго.

Пайка

Как запаять радиатор газовой горелкойКак запаять радиатор газовой горелкой
Использование газовой горелки

Для работы понадобится газовая горелка или мощный электрический паяльник. Технология позволяет заделывать отверстия и трещины шириной не более 2 мм. Стойкость результата зависит от флюса и припоя. Основная проблема – оксидная пленка на поверхности радиатора. Это предотвращает прилипание расплавленного металла к алюминию. Традиционные материалы вряд ли справятся с поставленной задачей. Но есть и профессиональные продукты в серии 190 от Castolin.

Бренд появился на рынке в 1906 году в швейцарском городе Лозанна. Сотрудники по-прежнему являются признанными мировыми лидерами в области соединения металлов. Вот материалы для припоя, которые производит Castolin:

Форма Имя Вид температура плавления, °С
Лотерея 190 Полюс 576-582
190 по часовой стрелке Флюсовый стержень 576-582
192 ФБК Флюсовый стержень 382-407
195 ФБК Флюсовый стержень 460-475
1827 г Полюс 260-270
Флюс 190 Пудра
190 пф Вставить
190 н.ч Пудра
Алустин 51л Жидкость
Вставить 190XPA Вставить 576-582

По словам опытных мастеров, использование продукции марки Castolin позволяет обеспечить прочность припоя сроком на 5-10 лет. Флюс в сочетании с припоем моментально растворяет оксидную пленку. Правда есть и минус. Паяльник для работы не пригоден. Вместо этого используйте горелку с ацетиленовым или пропановым пламенем.

Кстати. Перед началом работы зачистите течь металлической щеткой или наждачной бумагой.

Существуют альтернативные составы, способные справиться с засорением теплообменника. Например, паяльник HTS-2000. Считается аналогом продукции Castolin с индексом 192 ФБК. Вы также можете использовать флюсовый припой Filalu 1192 NC французского производства.

Соты

Размещение сот радиатораРазмещение сот радиатора
Где находятся соты в теплообменнике

Миниатюрные пластины чаще деформируются. Достаточно случайно зацепить радиатор гаечным ключом во время ремонта автомобиля. Соты получают дырку. Временный вариант ремонта дефектов прост. Край приходится загибать плоскогубцами, как тюбик зубной пасты. Эффект продлится несколько месяцев. Но тогда придется заниматься пайкой. Помимо дорогостоящих справочных материалов, есть и те, которые проще достать:

  1. Термитный карандаш. Способен справиться с небольшими надрывами и дырками. Достаточно, чтобы поджечь его с одного конца. Капли закроют дефект.
  2. Железо-канифольный флюс. Металлическая стружка, смешанная с канифолью в пропорции 1:2 или составами заводского изготовления марки ПОС-60.
  3. Припой с маслом. Щелочное оружейное масло используется с алюминиевыми припоями Р350А, Р250А, Р150А. Минеральная смазка тоже подойдет.

Чтобы припой не отваливался, можно предварительно омеднить поверхность. Это улучшит адгезию и удалит оксидную пленку. Сначала нужно приготовить жидкость. В 200 мл воды добавить 50 г порошка медного купороса и перемешать. Затем влейте в раствор 50 мл аккумуляторного электролита. Состав наносят на алюминиевые соты и дают высохнуть в течение 15-30 минут.

Трубки

Где патрубки радиатораГде патрубки радиатора
Размещение труб теплообменника

Массивные трубы теплообменника в автомобилях повреждаются реже. Причиной этого является относительно большая толщина металла. Канифоль вряд ли дает хорошую адгезию. Поэтому следует приготовить самодельный флюс. Потребуется 56 % хлорида калия, 23 % хлорида лития, 10 % криолита, 4 % сульфата натрия и 7 % поваренной соли. Ингредиенты необходимо тщательно перемешать. Получите приличный поток. Процесс пайки осуществляется поэтапно:

  • очистите место появления дефекта металлической щеткой;
  • смочите рабочую зону небольшим количеством обезжиривателя;
  • нагрейте радиатор паяльником или горелкой;
  • флюс наносится на алюминий и полностью расплавляется;
  • пропаял проблемное место паяльником.

После завершения работы остается проверить герметичность теплообменника. В него заливается вода и создается давление с помощью компрессора или насоса. Если течи нет, можно устанавливать радиатор на место и заливать в систему охлаждения новый антифриз.

Аргонодуговая сварка

Процесс сварки TIGПроцесс сварки TIG
Сварка аргоном

Технология TIG — для ремонта используется вольфрамовый инертный газ. Простыми словами, это ручная дуговая сварка. Ключевой особенностью является то, что процесс происходит под защитой инертного газа аргона. Поэтому алюминиевая поверхность не перегревается. Таким образом можно запаивать трещины любого размера и диаметра. Главное, чтобы был прямой доступ к месту возникновения ошибки.

Сварку можно делать дома, если под рукой есть аппарат и электроды. В противном случае придется обращаться к известным сварщикам или ехать в техцентр, где опытные мастера быстро заделают дыру или трещину. Если все сделано правильно, радиатор проработает без протечек не менее 6 лет.

Выполнение пайки радиатора в домашних условиях

Перепайка радиаторов системы охлаждения – классический метод ремонта. Используется с начала прошлого века. В то время радиаторы изготавливались из меди или ее сплавов (обычно латуни). Технология пайки в то время была отработана. Медный котел можно было починить в любом городе. Процесс пайки осуществляется при температуре плавления используемого припоя. Для пайки потребуются следующие материалы и инструменты:

  • мощный паяльник на 220 вольт (лучше использовать молоткового типа мощностью 250 или 200 ватт, если нет, то хотя бы 100 ватт);
  • средняя наждачная бумага;
  • активный поток;
  • припой свинцовый ПОС-60 или ПОС-40;
  • растворитель для очистки поверхностей.

Перед началом ремонта радиатор разбирается, затем его необходимо промыть, можно проточной водой.

Предварительно отремонтированная поверхность радиатора очищается от посторонних загрязнений. Кроме того, при необходимости обеспечить доступ к месту пайки радиаторы аккуратно снимаются. Затем зачистить наждачной бумагой.

Паяльник (если новый) залудён. Для этого на нагретое до рабочей температуры жало наносится активный флюс, затем на жало паяльника наплавляется припой. При отсутствии активного флюса можно использовать таблетку аспирина. При этом желательно не вдыхать «термоядерные» пары от таблетки.

Затем на очищенную область наносится активный флюс. После этого на жало паяльника наносится большая капля припоя и осуществляется процесс пайки. Это требует некоторого опыта. Хорошая пайка может занять некоторое время.

Сложности в ремонте алюминиевых батарей


Конструкция алюминиевого радиатора.

Основной проблемой при работе с алюминием являются его химические свойства. Этот металл мягкий, но способен окисляться при малейшем воздействии внешней среды. В результате химической реакции с кислородом образуется осадок, так называемая оксидная пленка, которая не позволяет достаточно спаять поверхности изделия между собой. Но эта пленка также защищает алюминий от коррозии и разрушения, что делает его очень практичным промышленным металлом.

Итак, чтобы иметь возможность паять алюминиевые радиаторы, перед работой необходимо очистить оксидное покрытие.

Проверка на герметичность

Качество ремонта можно проверить с помощью закачки в радиатор воздуха или воды под давлением. Ранее был описан воздушный метод.

Вода под давлением может тестироваться только в отопительный сезон. Для этого на одну сторону батареи ставится вилка, другая подключается к питанию через кран Маевского. Немного открутив кран и байпас, залейте водой радиатор. Для облегчения наблюдений под батарею подкладывают полоску белой бумаги.

Если через 10-15 минут бумага останется сухой, течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.

Если нет возможности создать давление, радиатор заливают подкрашенной водой и выдерживают несколько часов. Обычно через 3-4 часа проявляется течь.

Чиним латунный

Пайка латунного радиатора осуществляется практически так же, как и медного. Место пайки необходимо тщательно очистить и обезжирить. Нагревать его придется дольше, для этого удобно использовать промышленный фен. Перед пайкой место ремонта необходимо протравить паяльной кислотой, нанося ее узкой кистью. Припой ПОС-40 рекомендуется для работы с латунью, имеющей более высокую температуру плавления.

Правим алюминиевый своими руками

Неисправный блок необходимо промыть и полностью высушить. Место ремонта необходимо зачистить наждачной бумагой и обезжирить тряпкой, смоченной растворителем.

Теперь можно нанести паяльником слой флюса и притереть его поверх детали. Затем наносится припой. Делайте это в несколько слоев, растирая и растягивая каждый. Стальная стружка во флюсе вступит в реакцию с оксидным слоем и разрушит его. Это позволит припою напрямую контактировать с поверхностью детали и значительно улучшит качество пайки.

После ремонта необходимо еще раз проверить радиатор на герметичность

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы