Как отремонтировать динамометрический ключ с защелкой

Инструменты
Содержание
  1. Как настроить динамометрический ключ?
  2. Общие правила по использованию инструмента
  3. Щелчкового типа
  4. Торсионного типа со стрелкой-указателем
  5. Как пользоваться динамометрическим ключом – инструкции с примерами
  6. Прайс-лист на первичную поверку
  7. Конструкция динамометрического ключа для автомобиля
  8. Универсальная таблица затяжки болтов
  9. Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров
  10. Первое знакомство
  11. Разновидности
  12. Как пользоваться динамометрическим ключом?
  13. Варианты самодельных динамометрических ключей
  14. Предельные усилия для затяжки болтов
  15. Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?
  16. Советы профессионалов при изготовлении ключа
  17. Динамометрический ключ без шкалы: чем заменить
  18. Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа
  19. Функции и назначение динамометрического ключа
  20. Рекомендации по использованию
  21. Как затянуть болты гбц без динамометрического ключа
  22. Как обойтись без динамометрического ключа?
  23. Значения усилий затяжки для ленточного хомута с червячным зажимом
  24. Как осуществляется измерение затяжки
  25. Основные ошибки при изготовлении ключа
  26. Затягивание свечей динамометрическим прибором щелчкового типа
  27. Затягивание ступичного подшипника. Используем ключ со стрелкой
  28. Принцип работы и устройство
  29. Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях? — Станки, сварка, металлообработка
  30. Классификация по методу индикации

Как настроить динамометрический ключ?

Если устройство было недавно отремонтировано или не работает должным образом с завода, вам необходимо выполнить калибровку. В домашних условиях выполняем задание по настройке динамометрического ключа по следующей инструкции:

  1. Калибровка требует установки точного крутящего момента. В домашних условиях это можно сделать с помощью галопа, как описано в предыдущем разделе, или с помощью отягощения с точным весом (гантели, гири).
  2. Выставляем ручку на нужный момент и проверяем ключ в работе.
  3. Если щелчок произошел до того, как груз переместился, необходимо затянуть калибровочную втулку.
  4. Если груз поднимается без щелчка, калибровочная втулка ослабляется.
  5. Динамометрический ключ регулируют до тех пор, пока нагрузка едва поднимается в момент щелчка.
  6. Когда желаемый параметр установлен, фиксирующая кнопка затягивается.
  7. Контргайка устанавливается и затягивается так, чтобы калибровочная втулка была зафиксирована.

Общие правила по использованию инструмента

Сам инструмент представляет собой стержень с ручкой на одном конце и индикаторным механизмом на другом. На рабочем конце рукоятки устанавливается торцевая головка или соединительный патрубок под рожковую насадку (гайковую или колпачковую насадку).

Ключи оснащены индикаторным и регулировочным механизмами как с защитой от сужения, так и без нее.

Затем рассмотрим, какие типы динамометрических ключей чаще всего используются в работе.

Щелчкового типа

Динамометрический ключ щелчкового типа

Часто автолюбители покупают именно такой ключ из-за высокой точности измерения, долговечности и наличия удобной шкалы с настройками. Затянуть резьбу таким ключом невозможно, так как предусмотрен предохранитель.

Самое главное – уметь работать с продуктом такого типа. Дело в необходимости установки нужного значения максимального усилия (момент затяжки).

Динамометрический ключ щелчкового типа

Затем осуществляется обычная затяжка соединения (болта или гайки) до появления отчетливо слышимого щелчка. Этот звук сигнализирует о достижении необходимого параметра. Примечательно, что устройство в дальнейшем перейдет в режим «слипа», и выдернуть соединение уже не получится.

Торсионного типа со стрелкой-указателем

Такие ключи имеют характерную особенность – большие габаритные размеры. Прямо у самой ручки есть шкала, по которой делаются необходимые замеры. Предварительно настроить этот ключ не получится, результат затяжки действительно достигается.

Гаечный ключ

Рекомендуется использовать только в машинах и механизмах, где обеспечивается средний уровень точности затяжки.

При использовании указателя ручка перемещается относительно шкалы в направлении приложения силы. Стрелка остается неподвижной.

Динамометрический ключ с указателем

Для максимально точного измерения необходимо поэтапно выполнять следующие действия:

  1. Заранее найдите на шкале место, до которого должен дотянуться стрелок в данный момент с максимальным усилием;
  2. Затягивайте равномерно и последовательно, достигая заданного положения на шкале;
  3. Если требуется дополнительное усилие, снимите инструмент, затяните стандартным ключом и повторите проверку.

Как пользоваться динамометрическим ключом – инструкции с примерами

Как использовать динамический ключ

  1. ➡️ Правила использования динамометрического ключа: ➡️ Тип щелчка: как пользоваться ключом и шкалой
  2. ➡️ Торсионный тип со стрелкой-указателем
  3. ➡️ Электронный ключ
  4. ➡️ С роговыми насадками

➡️ Инструкции по затяжке свечей зажигания➡️ Инструкции по затяжке ступичных подшипников➡️ Инструкции по затяжке головки цилиндров➡️ Таблица моментов затяжки метрических болтов

  1. ➡️ Инструкция по использованию динамометрических ключей

➡️ Как затянуть болт или гайку без динамометра ➡️ Советы и рекомендации по использованию гаечного ключа ➡️ Выводы и полезные видео

Динамометрический ключ – это специальный инструмент, приспособление, с помощью которого затягиваются болты и гайки различных устройств и механизмов с требуемым крутящим моментом. Эта сила измеряется в ньютон-метрах (Нм).

Для обеспечения надежной, точной и безотказной работы большинство современных механизмов необходимо собирать с максимальной точностью. Отклонение в дозированном усилии затяжки может негативно сказаться как на качестве устройства или механизма, так и на продолжительности его работы.

Как пользоваться динамометрическим ключом

Прайс-лист на первичную поверку

Имя Цена
Импортные динамометрические ключи от 0 до 199 Нм 1200 руб.
Импортные динамометрические ключи от 200 до 499 Нм 3200 руб.
Импортные динамометрические ключи от 500 до 1499 Нм 4200 руб.
Импортные динамометрические ключи от 1500 до 2800 Нм 5500 руб.
Импортные ключи с ограничением крутящего момента от 0 до 199 Нм 2250 руб.
Импортные ключи с ограничением крутящего момента от 200 до 499 Нм 4500 руб.
Импортные ключи с ограничением крутящего момента от 500 до 1499 Нм 5000 руб.
Импортные ключи с ограничением крутящего момента от 1500 до 2800 Нм 7000 руб.
Электронные динамометрические ключи 5000 руб.
Динамометрические отвертки 2500 руб.
Измеритель крутящего момента до 99 Нм по требованию
Измеритель крутящего момента от 100 до 499 Нм по требованию
Измеритель крутящего момента от 500 до 3000 Нм по требованию
Измеритель крутящего момента от 3000 до 5000 Нм по требованию

Свидетельство о первичной поверке выдается только на прибор, включенный в единый реестр средств измерений Российской Федерации!

Конструкция динамометрического ключа для автомобиля

Сборка динамометрического ключа

Производители инструментов выпускают различные типы динамометрических ключей, которые, однако, состоят из следующих общих для них частей:

Моторные динамометрические ключи различаются по размеру рычага, создающего максимальное прилагаемое усилие, и по размеру квадрата для сменной головки. Так, по пределам установки длительной силы ключи выпускаются с пределами от 5 до 25 Нм и заканчивая от 140 до 2000 Нм. По конструкции и принципу действия на российском инструментальном рынке представлены следующие типы динамометрических ключей.

Универсальная таблица затяжки болтов

Указана зависимость не только от диаметра и шага резьбы. Одной из важных характеристик является класс прочности. Это ограничение связано с так называемой текучестью металла, когда деформация может привести к разрушению как минимум резьбы, так и максимум головки болта (стержня болта).

Недопустимо использовать данное руководство при примерке узлов и деталей на автомобиль, а тем более колесных дисков! Моменты затяжки, указанные производителем крепежных изделий, связаны не только с прочностью болтов.

Может пострадать геометрия детали, герметичность прокладки. Изменятся условия работы подшипников и уплотнений.

Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров

Для выполнения этой важной операции при сборке блока цилиндров и головки необходимо выбрать тип инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ, трещотку, трубную головку и немного моторного масла (чистого).

Рекомендуется соблюдать следующий порядок:

  1. Изучите руководство по ремонту и эксплуатации данного автомобиля и решите, в каком порядке и с каким усилием (моментом) следует затягивать ГБЦ;
  2. Смажьте болты крепления моторным маслом;
  3. Вставьте болты в технологические отверстия и затяните их от руки;
  4. Установить предельный уровень усилия на динамометрическом устройстве, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
  5. В первом подходе затягивайте болты резьбового соединения, от центра и далее по схеме, не доводя усилие до максимума;
  6. На последнем этапе каждый болт необходимо затянуть «до щелчка» динамометрическим ключом. Хороший пример можно увидеть на видео.

При самостоятельном ремонте или обслуживании транспортного средства необходимо использовать достаточно обширный перечень инструментов. Во многом это зависит от того, какие задачи приходится выполнять автовладельцу.

Некоторые узлы собираются относительно грубо, то есть требуется как можно лучше затянуть соединения с расчетом на то, что в дальнейшем можно будет и демонтировать крепления. Здесь не играет особой роли, какое именно усилие нужно приложить.

Первое знакомство

С сегодняшним ассортиментом купить динамометрические ключи не проблема. Хотя в некоторых случаях более рациональным решением будет аренда. Но об этом чуть позже.

Для автомобиля, ремонта и обслуживания часто используется динамометрический ключ (ДМК). Это инструмент, предназначенный для затяжки резьбового соединения, когда нужно придерживаться определенного момента затяжки. Проще говоря, крутящий момент — это усилие или сила. В качестве единиц измерения используются Нм или кг.

ДМК необходим для соблюдения технических рекомендаций производителя автомобиля, где некоторые узлы затягиваются с определенным усилием. Открытый гаечный ключ не всегда подойдет.

Если вы затянете элемент слишком слабо или слишком сильно, существует риск поломки, срыва резьбы или ослабления деталей, удерживающих застежки. Предварительно необходимо установить необходимое усилие, с которым будет происходить затяжка. Здесь пригодится динамометрический ключ.

Разновидности

На картинке вы можете увидеть, какие клавиши доступны. Но чисто по внешности сложно понять кто есть кто и в чем между ними разница.

Есть три типа ключей.

  1. Стрелка. Он имеет шкалу, которая использует стрелку. Логически говоря. Дешево и популярно среди тех, кто ремонтирует машину своими руками. Минус в том, что есть погрешность в диапазоне от 6 до 8%. Если вам не нужна высокая точность затяжки болтов, подойдет этот вариант. Ограничителя натяжения нет. Они лишь показывают усилия, которые вы приложили.
  2. Щелчок. Он окончательный. Хороший вариант для домашнего использования и для работы на АЗС. Погрешность здесь будет до 4%. Для работы нужно завернуть подвижную рукоятку до момента, когда нужно ровно затянуть болт. У них две шкалы — вертикальная и, как вы уже догадались, горизонтальная. Ньютон указан по горизонтали, а усилие – по вертикали. А если поставить значение 100 по вертикальной шкале, а 5 по горизонтальной, получится сила 105 Нм.
  3. Электронно. Высочайшая точность, но и схожая цена. Если смотреть чисто по техническим характеристикам, то этот ДМК лучший. Погрешность буквально 1%. Инструмент можно подключать к компьютеру, передавать данные в электронные таблицы, программировать и т д.

Какой из них лучше выбрать, решайте сами. Для нечастых домашних дел подойдет стрелочка или щелчок. А вот для заправок и активного профессионального использования лучше потратиться на электронную систему.

Как пользоваться динамометрическим ключом?

В зависимости от типа инструмента инструкция по применению может различаться. Например, кликовые модели должны быть установлены на минимальное значение в конце работы, чтобы ослабить механизм настройки. Опишем основные нюансы, как правильно пользоваться динамометрическим ключом, который подходит для любой модели приспособления вне зависимости от типа:

  1. Не рекомендуется использовать этот инструмент для откручивания гаек, иначе можно сбить настройки или сломать механизм.
  2. Не устанавливайте значения мощности, выходящие за пределы настройки.
  3. Аккуратно очистите инструмент, не удаляя полностью заводскую смазку.
  4. Когда стопорная гайка затянута, рукоятку нельзя вращать.
  5. Если динамометрический ключ долгое время хранился без использования, не пытайтесь сразу выставить на шкале большое усилие, сначала проверьте его в работе с небольшим значением крутящего момента.
  6. Запрещается использовать отрезки трубы в качестве удлинителей и использовать динамометрический ключ в качестве ударного инструмента.
  7. Рекомендуется устанавливать только стандартные форсунки.
  8. Запрещается бросать инструмент на землю или включать динамометрический ключ.
  9. Изделия хранятся в сухом, чистом месте и отправляются на длительную консервацию в смазанном виде.
  10. В процессе эксплуатации пружинный механизм ослабевает, поэтому периодически ключи следует самостоятельно проверять или отправлять на калибровку.

Варианты самодельных динамометрических ключей

Для начала вспомним школьный курс физики. Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр. Не вдаваясь в формулы, на практике это означает: 10 Нм – равна силе в 1 кг, приложенной к рычагу длиной 1 метр.

То есть, если от центра головки накидного ключа отмерить 1 метр, и приложить к этой точке динамометр, можно с высокой степенью точности измерить момент затяжки гайки.

Этот способ далеко не нов: владельцы автомобилей ВАЗ и УАЗ при ремонте редуктора заднего моста использовали мануал, разработанный еще в СССР.

Гайка вала, сжимающая кольца конических подшипников, затягивалась со строго размеренным усилием. Момент проверяли с помощью домашнего динамометра, а за его отсутствием изготавливали «точный» измерительный прибор из сталелитейного завода.

самодельный динамометрический ключ от безмена
По сути, это прототип самодельного динамометрического ключа. В качестве рычага используется только фланец полуоси.

Читайте также: Как правильно развести пилу по дереву. Как развести зубья у ножовки по дереву

Предельные усилия для затяжки болтов

Автомобиль не видит смарт-ключ

Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен знать, какие пределы усилия зависят от длины, диаметров элементов и качества стали, из которой они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.

Резьба/шаг и т д Класс прочности 4.6 Класс прочности 5.8 Класс прочности 8.8 Класс прочности 10.9 Класс прочности 12.9
5/0,8 2.1 3,5 5,5 7,8 9.3
6/1.0 3,6 5,9 9.4 13,4 16,3
8/1,25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10/1,5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12/1,75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14/2.0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16/2.0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18/2,5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20/2,5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22/2,5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24/3.0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27/3.0 345,6 576,0 922,6 1296.0 1555,2
30/3,5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33/3,5 636,5 1056.0 1699,2 2380,8 2860,8
36/4.0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39/4.0 1056.0 1756,8 3955,2 4742,4

Как правило, шкала инструмента градуирована в Нм, но иногда на ней можно увидеть показатели усилия в килограммах.

Динамометрический ключ в комплекте с насадками

Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?

Устройства этого типа были придуманы для точной работы. Даже советский динамометрический ключ в старину проходил периодическую обязательную поверку. Эти работы лучше проводить в специализированных мастерских на документально сертифицированном оборудовании. Если стоит задача провести проверку в домашних условиях, то проводим ее с помощью относительно точного бытового галопа.

Тест динамометрического ключа в домашних условиях:

  1. Момент затяжки выставляем на необходимое значение на ключе.
  2. Закручиваем болт или гайку до щелчка.
  3. Выставляем ручку ключа вертикально.
  4. Зацепляем крюк кантера сверху за ключ, удерживая устройство под прямым углом.
  5. Тянем галоп рукой в ​​сторону затяжки до щелчка и визуально проверяем показания.
  6. Измеряем длину рукоятки инструмента сантиметровой лентой, чтобы определить плечо силы.
  7. Рассчитываем величину момента по формуле (М=F*r). Например, при показателе галопа 8,5 кг и длине ключа 32 см получаем следующие данные: (8,5х9,81)х0,32=26,7 Нм.

Советы профессионалов при изготовлении ключа

В первый раз инструмент может выйти из строя и измерение будет неверным. Однако любой опытный мастер может дать несколько подробных советов, после которых каждый новичок добьется желаемого результата.

При отсутствии рычага или материалов для него можно использовать обычный ключ с рожковым ключом с одной стороны и накидным ключом с противоположной стороны. Но здесь соотношение между длиной и крутящим моментом следует рассчитывать более тщательно, так как размер плеча, скорее всего, будет дробным числом.

Для лучшей фиксации стального двора к рычагу следует особенно тщательно продумать место установки. Оптимальный вариант – тщательно просверлить сквозное отверстие именно там, где прикладывается нагрузка, и устройство никогда не соскользнет с рукоятки.

Как проверить динамометрический ключ самостоятельно
Работа самодельным динамометрическим ключом

В зависимости от требуемого натяжения мастер может иметь одновременно несколько металлоконструкций с разными пределами взвешивания, каждая из которых должна иметь свою таблицу зависимости нагрузки от плеча и крутящего момента.

Так как все усилия по определению степени затяжки прилагаются только к весу, необходимо обеспечить удобный хват за ручку, так как 20-30 кг при плохом хвате не позволят комфортно работать с устройством.

Динамометрический ключ без шкалы: чем заменить

Чтобы ключ был удобным в использовании и нормально работал, пользователь должен знать простую формулу из курса физики в школе, а именно, что момент 10 Н*м есть произведение веса 1 кг, приложенного на расстоянии одного метра с точки. Таким образом, нетрудно догадаться, что рычаг 0,5 м достигает этого значения с усилием 2 кг, 0,2 м — 5 кг и т д

На основании этих расчетов мастер должен приобрести или найти следующие детали для создания инструмента:

  • Ручка, имеющая квадратные кончики, и длина изделия должны соответствовать приведенным выше расчетам для достижения более точного результата.
  • Если нет возможности обрезать рычаг, его всегда можно пометить маркером или просто надеть плотный хомут, который будет отправной точкой для приложения нагрузки к крепежным элементам.
  • Вместо динамометра можно взять обычные высокоточные стальные — весы, которые показывают нагрузку в граммах в зависимости от натяжения. Специалисты рекомендуют покупать это устройство с ценой акции не менее 100 граммов и ограничением по весу до 50 килограммов.

Как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового и иного типа

Чтобы правильно пользоваться инструментом, от автомобилиста не требуется особых навыков, достаточно 2-3 раза затянуть или открутить гайку. К каждому изделию надлежащего качества имеется инструкция по использованию устройства, согласно которой необходимо выполнить следующие действия:

  • Выберите подходящую насадку, соответствующую размеру гайки.
  • На рукоятку строится необходимое максимальное усилие, которое требуется для применения приспособления.
  • После регулировки шкалы необходимо закрепить винт, который определит это усилие и не даст мастеру сломать гайку.
  • Рабочий орган ключа набрасывается на гайку и затягивается. Автолюбитель может не переживать, что крепеж будет сорван, так как при достижении заданной мощности агрегат начнет трещать и валяться на холостом ходу.

Функции и назначение динамометрического ключа

Это вполне нормальный тип гаечного ключа с небольшим отличием — в нем есть встроенный динамометр. Такой ключ предназначен для решения нескольких задач – для стягивания резьбовых соединений или использования его при проектировании строительных объектов, конструкций, промышленного оборудования или другого оборудования, предполагающего сборку или разборку.

Цена динамометрического ключа зависит от нескольких параметров и характеристик. Но перед покупкой необходимо сначала ознакомиться с рекомендациями и правилами выбора динамометрического ключа. Только тогда вы точно сделаете правильную покупку.

Рекомендации по использованию

Поняв, как устроены инструменты и как они работают, вы сможете сразу же начать использовать функциональные возможности динамометрического ключа.

Важно понимать, что такие инструменты для контролируемой затяжки муфт ничем не отличаются от обычного ключа с точки зрения использования. Разница лишь в том, что динамометрический прибор имеет повышенную точность при создании усилий.

Перед началом работы убедитесь, что инструмент исправен и правильно настроен. Каждое устройство проходит специальную проверку на точность измерений. Продаются только проверенные инструменты. Но на этом проверка точности не заканчивается. Во время работы агрегат необходимо регулярно проверять. Разбираться, как проверить динамометрический ключ самостоятельно, смысла нет. Его проверили специалисты на соответствующем высокоточном оборудовании. И профилактическое тестирование также проводится в специализированных лабораториях.

Калибровать или нет – выбор каждого владельца такого инструмента. Но без профилактической проверки погрешность постепенно увеличивается, прибор перестает работать максимально точно. Поэтому приложенное усилие на измерительной шкале просто не будет соответствовать реальным значениям. Если речь идет о высокоточных соединениях, где требуется строго дозированное усилие, в дальнейшем могут возникнуть проблемы из-за того, что вы не правильно затянули гайку или болт.

Каждый тип динамометрического ключа имеет свои рекомендации по использованию. При этом существует несколько важных правил, одинаково применимых ко всем видам инструментов:

  1. Хранилище. Когда вы закончите с динамометрическим ключом и поместите его в ящик для инструментов, не забудьте установить устройство в положение нулевого крутящего момента. Шкала должна быть нулевой. Таким образом, вы расшатываете механизм, а это не позволит настройкам быстро сбиться.
  2. Диапазон силы. Каждая клавиша имеет свой определенный диапазон, в котором может работать инструмент. Никогда не пытайтесь вводить значения, выходящие за пределы доступного диапазона. И здесь еще раз стоит вспомнить о необходимости грамотного выбора ключа, который будет соответствовать запланированной работе.
  3. Уборка. Динамометрические ключи не выдерживают грубой очистки. Не забудьте очень тщательно очистить любое новое загрязнение. В механизме есть заводская смазка, которая должна оставаться на месте. Не пытайтесь удалить его, иначе вы нарушите работу всего устройства. Оптимально лишь периодически после окончания работы протирать устройство сухой тряпкой.
  4. Стопорная гайка. Динамометрические устройства имеют специальную стопорную гайку. Если он затянут, рукоятка ключа не может вращаться. В противном случае вы просто уничтожите довольно дорогой инструмент.
  5. Будьте предельно осторожны и внимательны при работе с крепежом, требующим небольших усилий. Здесь легко ошибиться и перетянуть гайку или болт, что приведет к поломке всего узла.
  6. Длительное хранение. Динамометрический ключ — очень полезный инструмент, но на самом деле он редко используется. После длительного хранения без эксплуатации ключ не может быть сразу задействован с максимальными значениями усилия. Сначала попробуйте повернуть устройство на малых оборотах, а затем сильно потяните. Необходимо разработать морально устаревший механизм, чтобы не спровоцировать поломку.
  7. Повышение крутящего момента. Если вам нужно усилить воздействие на ручку, не пытайтесь сделать это с помощью куска трубы. Ничего хорошего из такого предприятия не выйдет. Используйте только обычные и предназначенные для таких операций инструменты.
  8. Иметь дело. Динамометрический ключ имеет свое особое назначение. И использовать инструмент следует исключительно в рамках своих функций. Поэтому ни в коем случае нельзя заменять молоток, рычаг или другое приспособление ключом. В противном случае вы просто сломаете устройство стоимостью в несколько тысяч рублей. Гораздо проще найти молоток.

Как затянуть болты гбц без динамометрического ключа

В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей часто можно встретить таблицы с указанием момента затяжки крепежных элементов.

Особенно важно соблюдать номинал таких деталей, как впускной коллектор, головки цилиндров, рычаги подвески. Мастера АЗС используют специальные приспособления: динамометрические ключи.

Это дорогостоящий предмет: если использовать его изредка, его приобретение нецелесообразно. Поэтому многие автомобилисты, самостоятельно обслуживающие автомобили, изготавливают динамометрический ключ своими руками.

Сделать инструмент абсолютно бесплатным не получится: нужен как минимум заводской ключ, а также приспособление, фиксирующее крутящий момент.

Как обойтись без динамометрического ключа?

В полевых условиях сложно найти точно откалиброванный инструмент. Оригинальный способ замены динамометрического ключа, если нужно быстро затянуть гайки. Выполнить работу с помощью кухонных весов можно по следующей технологии:

  1. Требуется надежный ключ и относительно точный галоп пружины.
  2. В идеале момент затяжки должен быть эквивалентен усилию, приложенному к рычагу длиной 1 м.
  3. Для упрощения расчетов в качестве силового плеча можно использовать метровую длину трубы.
  4. Если ключ работает без удлинителя, измеряем длину. При длине 25 см делим 1/0,25=4. Например, необходимо применить усилие 2 кгс*м. Затем полученное значение умножаем на необходимое усилие: 4х2 кгс*м = 8 кг.
  5. Это значит, что при коротком плече 25 см нужно получить на весах значение 8 кг, а при длинном плече 1 м – показание 1 кг.
  6. Устанавливаем наш ключ на крепления вертикально, а сверху на ручку прикрепляем крючок галопа.
  7. Тянем весовое кольцо с другого конца до достижения нужного показателя веса.

В этой статье автор расскажет о том, как он ремонтировал и калибровал динамометрический ключ, который перестал работать.

Однажды автор обнаружил, что его динамометрический ключ больше не «щелкает». Бары лопнули. Он срезал болт. Поскольку в магазине автозапчастей ключ стоил довольно дешево, отдавать его на «гарантийное обслуживание» не было смысла. Поэтому мастер решил разобрать его, посмотреть на внутреннее устройство и узнать, как он работает, и попытаться его отремонтировать. Ремонт оказался даже проще, чем он ожидал, и теперь его ключ снова полностью функционален.

Шаг 1: Гаечный ключ

Как видите, это динамометрический ключ. Просто поверните ручку, чтобы установить желаемое усилие, которое выгравировано на ручке. Чтобы случайно не отключить регулятор во время затягивания чего-либо, на конце есть ручка, которая завинчивается, чтобы зафиксировать регулятор.

С переключателем храповик движется назад, как обычный трещоточный ключ, но щелчок работает только в направлении затяжки.

Этот ключ должен работать следующим образом: установите желаемое усилие, поворачивая ручку до тех пор, пока гравировка на ручке не будет соответствовать вашим потребностям. Поверните ручку на конце, чтобы зафиксировать эту регулировку. Затем поместите головку на гайку и затяните болт/гайку до щелчка ключа.

Значения усилий затяжки для ленточного хомута с червячным зажимом

В таблице ниже приведены различные данные по первоначальной установке ленточных хомутов на новый шланг, а также по повторной затяжке уже декорированных шлангов.

Размер зажима Нм Фунты/дюймы
16 мм — 0,625 7,5±0,5 65±5
13,5 мм — 0,531 4,5±0,5 40±5
8 мм — 0,312 дюйма 0,9±0,2 8±2
Момент затяжки для повторной стяжки
16 мм 4,5±0,5 40±5
13,5 мм 3,0±0,5 25±5
8 мм 0,7±0,2 6±2

Как осуществляется измерение затяжки

Чтобы правильно измерить натяжение самодельным прибором, нужно соблюдать несколько простых правил:

  • Соберите прибор и приведите его в рабочее состояние — прикрепите стальной рей к рукоятке, установите его на ноль, по возможности — установите предел взвешивания с сигнализацией, а в конце — наденьте на рабочий орган прибора необходимую насадку или Сначала выберите рожковый ключ подходящего размера.
  • Поместите гаечный ключ на гайку или болт. Прибор покажет точное значение только в том случае, если сопряжение с креплением происходит напрямую через рычаг, а при участии одного или нескольких переходников и удлинителей возможна погрешность до 5-8% при публикации результата %.
  • Аккуратно потяните стальную рейку так, чтобы ее положение было строго перпендикулярно оси рычага, а указатель нагрузки не искажался и не разлагался на векторы.
  • Если будет достигнуто нормальное усилие, прибор подтвердит это результатом измерения, и гайка не сдвинется с места. Если затяжка была недостаточной, крепеж будет вращаться вокруг своей оси до тех пор, пока не будет достигнут необходимый крутящий момент.

Основные ошибки при изготовлении ключа

Любой высокоточный инструмент не может быть изготовлен полностью без ошибок, так как у мастера нет под рукой ни точных конструкций, ни чертежей, а все это может привести к неверным измерениям и поломке деталей автомобиля впоследствии. Однако многие профессионалы имеют ответы на эту тему и предлагают автолюбителям ряд рекомендаций по минимизации ошибок и неточностей, в частности:

  • В качестве рычага не следует брать мягкий металл, который легко может прогибаться при нажатии, потому что усилие, приложенное к стальному рею, без соблюдения ортогональности, не даст нужного результата, и назначение приспособления будет полностью потеряно.
  • Не стоит выбирать дешевую стальную ферму, потому что точность измерений весьма сомнительна, а пружина быстро растягивается и выходит из строя. Так, с декабря 2021 года стоимость весов должна быть в пределах 400-500,0 руб. Это немного по сравнению с ценой самого динамометрического ключа — около 3-4 тысяч рублей, и некачественный компонент лучше сразу менять.
  • При креплении насадки к гайке необходимо учитывать, что она должна быть перпендикулярна оси рычага, иначе измерение не получится.
  • Большинство металлоконструкций несут только информационную функцию и никоим образом не ограничивают действия мастера, который легко может отвлечься и дернуть болт, не обращая внимания на показания шкалы.

Таким образом, при использовании самодельного изделия на мастере лежит гораздо большая ответственность, ведь устройство не может иметь функций автоматического ослабления мощности, как покупной аналог.

Как проверить динамометрический ключ самостоятельно
Заправка

Самодельное устройство лучше всего использовать для проверки натяжения болтов в случае сомнений. При необходимости проверки затяжки сложного узла автолюбителю следует все же обратиться на АЗС для диагностики и ремонта, а не производить замену важных узлов в своем гараже, ведь несанкционированное вмешательство может стоить намного дороже, чем сэкономленные на ключе деньги.

Затягивание свечей динамометрическим прибором щелчкового типа

Неправильная затяжка свечей зажигания может привести к достаточно серьезным последствиям для автомобиля. При несоблюдении момента затяжки важнейшие элементы системы зажигания машины будут перегреваться.

Затяните свечи зажигания динамометрическим ключом

Процедура следующая:

  1. Очистите гнездо, резьбовое соединение в ГБЦ, подготовьте к установке комплект свечей;
  2. Используя стандартную насадку для свечей зажигания, затяните резьбу свечи зажигания. Действовать необходимо аккуратно и следить за тем, чтобы резьбовое соединение было затянуто правильно, без перекосов;
  3. Затяните вручную, не прилагая больших усилий;
  4. Установите значение предельного диапазона усилия (для свечи Бош, например, это 28 Нм);
  5. Затяните свечу зажигания до характерного щелчка ключа при достижении заданного момента затяжки. Скручивание новых и старых фар отличается.

Затягивание ступичного подшипника. Используем ключ со стрелкой

Гайка ступицы и резьба на ведущем валу колеса или полуоси – ответственное резьбовое соединение. Рекомендуется затягивать гайку с правильным крутящим моментом для данного ступичного подшипника и резьбы.

  1. Подготовить динамометрический стрелочный измерительный прибор;
  2. Убедитесь, что длина рычага составляет не менее 1 метра;
  3. Затяните гайку, обеспечив достижение усилия в Н·м (для каждой марки автомобиля этот показатель индивидуален);
  4. При необходимости дополнительно поверните гайку на определенный угол для ее фиксации (согласно инструкции по эксплуатации).

Специалисты рекомендуют проверять момент затяжки ступиц колес на автомобиле каждые 15-20 тыс км пробега.

Принцип работы и устройство

Необходимо понимать принцип работы динамометрического ключа, ведь без этого вы не сможете правильно использовать возможности этого инструмента.

Устройство напоминает обычную трещотку. Но ключевым отличием здесь является наличие специальной шкалы. Показана сила, которую пользователь прикладывает к креплению.

В основе инструмента лежит рукоятка, которая может вращаться в двух направлениях. Основная шкала нанесена на корпус, а на ручке есть дополнительная шкала. Основная шкала предназначена для отображения диапазона усилий, соответствующих каждому конкретному динамометрическому ключу.

На самом деле узнать, как работает специальный динамометрический ключ для автомобиля, несложно. Несмотря на разные типы, устройства устроены примерно одинаково. Конструкция динамометрического ключа зависит от его типа. Конкретнее разберем функции работы со стрелкой, кликом и электронным устройством.

Многие автомобилисты, самостоятельно работающие со своим автомобилем, знают, что такое динамометрический ключ. Он позволяет с максимальной точностью прикладывать нужное усилие при затяжке резьбовых соединений. Вот для чего нужен динамометрический ключ. Это приспособление для затягивания гаек и болтов с заданным и измеряемым усилием. Важно знать, как он измеряется. Тогда будет легче понять, как правильно рассчитать затяжку и настроить предварительный инструмент. Эта сила измеряется в ньютон-метрах (Нм).

Мастера, работающие на АЗС, вряд ли могут представить набор инструментов для обслуживания автомобилей клиентов, в который не входит динамометрический ключ. Он измеряет точную мощность. Эти измерения позволяют предотвратить протечки, сброс давления, а также поломку узлов и механизмов автомобиля.

Ключи имеют разные насадки, приспособленные для выполнения конкретных задач. Потому что это универсальное устройство с широким функционалом. Для использования любой насадки используется выходной угольник. На него пользователь монтирует насадку с открытым концом, колпачком или гайкой. Не забудьте гаечные ключи, которые пригодятся при работе с электроникой и очень хрупкими механизмами автомобиля.

Различия между ключами разных типов незначительны. Все они должны включать в конструкцию:

  • справиться;
  • зажим для установки момента;
  • измерительный компонент или установочная шкала;
  • съемная насадка (трещотка);
  • гнезда для насадок;
  • корпус с пружинным механизмом.

Прежде чем купить динамометрический ключ, обязательно подумайте, для каких именно задач он будет использоваться. Основную роль играет размер креплений и их расположение. Для труднодоступных мест удобнее использовать кнопочные и клаксонные устройства. А инструментом с максимальной точностью является динамометрический ключ электронного типа. Хотя такие устройства в основном используются в автосервисах, для личного пользования они не особо нужны.

Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях? — Станки, сварка, металлообработка

Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?

В инструкциях по техническому обслуживанию автомобилей часто можно встретить таблицы с указанием момента затяжки крепежных элементов.

Особенно важно соблюдать номинал таких деталей, как впускной коллектор, головки цилиндров, рычаги подвески. Мастера АЗС используют специальные приспособления: динамометрические ключи.

Классификация по методу индикации

Эксплуатацию динамометрических ключей следует проводить с учетом следующих функций:

Динамометрический ключ — это инструмент со встроенным динамометром. Он используется для измерения момента затяжки резьбовых соединений. Такой инструмент востребован при строительных работах, ремонте автомобилей, сборке техники. Он может различаться по конструктивным особенностям, рабочему диапазону, дополнительным функциям и т д. Купить динамометрический ключ можно в нашем интернет-магазине ShopTool по доступным ценам.

Среди всех насадок самой эффективной является трещотка, которая значительно увеличивает эффективность инструмента. Возможно использование мультипликаторов, с помощью которых можно увеличить усилие затяжки.

Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля

Перед затяжкой гаек концевыми ключами с защелкой необходимо установить необходимый крутящий момент, вращая подвижный барабан вокруг выгравированного вала. На фиксированной шкале значения на порядок выше отметок на точной подвижной шкале.

К сожалению, среди автомобилистов до сих пор в ходу метод «лучше перетянуть, чем перетянуть». Болты, свечи и прочие «проблемы», вырванные вместе с резьбой, превращаются в сверхкропотливую работу по их устранению. И все, что вам нужно было сделать, это использовать динамометрический ключ для автомобиля.

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы