- Управление трансформатором по первичной обмотке
- Способы регулировки выходного тока
- Фазоимпульсный регулятор на полевом транзисторе
- Как избежать 2-х ошибок при зарядке аккумуляторной батареи
- Сборка устройства
- Особенности регуляторов для первички трансформаторов
- Схема и назначение тиристорного регулятора напряжения для трансформатора
- Модели для зарядки аккумуляторов
- Принцип действия тиристорного регулятора
- Разновидности и технические характеристики тиристорного регулятора
- Что представляет собой симистор
- Каким должен быть ток при зарядке
- Виды самодельных зарядных устройств
- Простейшие
- Из блоков питания компьютера
- Трансформаторные ЗУ
- Простой «зарядник» с гасящими конденсаторами
- О деталях
- ЗУ из лампового телевизора
- Зарядное устройство для АКБ с ШИМ-регулировкой тока
Управление трансформатором по первичной обмотке
Скорость зарядки аккумулятора зависит от протекающего через него тока, но слишком быстрая зарядка приводит к перегреву устройства и выходу его из строя. Поэтому для зарядки аккумуляторных батарей используют устройства с регулированием выходных параметров.
Способы регулировки выходного тока
Когда есть необходимость уменьшить выходной ток, это можно реализовать различными способами. Ниже приведены наиболее часто используемые варианты, как ограничить ток заряда аккумулятора:
- Как известно, ток и напряжение подчиняются закону Ома. Таким образом, чтобы уменьшить силу тока, необходимо увеличить сопротивление. Одним из способов сделать это является подключение реостата.
- В некоторых случаях на вход зарядного устройства подключают лампу, которая снижает мощность тока на потребление им электроэнергии.
- Если в зарядном устройстве используется трансформатор, то можно регулировать выходные параметры, уменьшая количество витков вторичной обмотки. Как известно, в выпрямителях переменный ток обычно течет на первичный. Он создает магнитное поле, которое создается через сердечник за счет явления индукции тока заданной величины. Это зависит от количества витков обмотки. Чем меньше ток, тем слабее ток. Далее происходит выпрямление и на выходные клеммы зарядного устройства подается постоянное напряжение.
- Предохранители или уключатели при более высоком предварительном значении размыкают цепь. В некоторых из них предусмотрено автоматическое включение после того, как электрические параметры стали соответствовать нормам. В других для этого может быть установлена кнопка. В этом случае решение о продолжении работы принимает лицо.
- Иногда в самом начале процесса зарядки в первые секунды по цепи может проходить большой ток, который значительно выше обычного. В этом случае для защиты оборудования можно использовать термисторы. Особенность их действия в том, что они меняют свое сопротивление в зависимости от температуры. Пока детали не греются, они существенные в районе обычных рабочих значений. При этом создается надежная защита от пускового тока.
- Активные нагрузки представляют собой схемы с применением транзисторов и диодов. Они сконструированы таким образом, чтобы динамически ограничивать мощность тока, подстраиваясь под его значения в каждый момент времени.
- Для регулирования используются токоограничивающие диоды. Их можно использовать для различных уровней напряжения.
При подборе правильного сопротивления необходимо учитывать то, что имеется на блоке питания и внутри на аккумуляторе. При применении описанных здесь методов вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Они могут иметь разную природу.
Необходимо учитывать разницу между батареями. Часто используются те, что используются для мобильных гаджетов. Через них протекает небольшой ток. Если его превысить, это может производить размерному каргайному программному обеспечению, и в поставках качества и гаджета. При этом важно точно рассчитать величину дополнительной нагрузки.
При работе с автомобильными аккумуляторами часто можно столкнуться с использованием нестандартных зарядных устройств. Кроме того, необходимо учитывать, что их можно заряжать на ходу. Во всех технических часах сила тока может варьироваться в широких пределах.
В частности, при зарядке при работающем двигателе пусковой ток может быть очень значительным в течение нескольких секунд. То есть его страница изменяется динамически, поэтому регулирование должно носить активный характер, зависящий от заданных в данный момент параметров.
Самый простой способ – сделать пассивную нагрузку. Однако в этом случае значение сопротивления будет постоянным и не будет реагировать на изменение силы тока. При неправильном выборе этой характеристики есть риск, что эта деталь просто сгорит от сильного тока.
Также необходимо помнить, что сила тока при зарядке меняется в зависимости от его уровня. Необходимо учитывать применимую нагрузку. Поэтому оптимальным решением является использование схемы обратной связи, подстраивающей сопротивление по текущим значениям электрических параметров.
Также есть важный момент при регулировке вторичной обмотки. Важно помнить, что при работе с переменным током считается рабочее напряжение. Однако, рассчитав необходимое количество витков, мастер может получить в итоге не то, на что рассчитывал. Это связано с тем, что в последнем случае это пиковое значение, примерно в 1,4 раза превышающее текущее. Эту разницу необходимо учитывать при определении точного числа витков вторичной обмотки выпрямителя.
Фазоимпульсный регулятор на полевом транзисторе
Фазоимпульсными негуляторами (ФИР) называются устройства, позволяющие регулировать яркость ламп (диммеры), мощность электронагревателей, скорость вращения электроприборов и так далее. ФИР содержит в своем составе электронный ключ, который включается между источником питания и нагрузкой.
В течение какой-то части периода сетевого напряжения этот ключ замыкается, а затем размыкается. Увеличивая или уменьшая время, в течение которого ключ находится в закрытом состоянии, можно увеличивать или уменьшать мощность, вырабатываемую нагрузкой. Обычно в качестве ключа используется тиристор.
Рассмотрим структурную скему тристорного ФИР, предвестную на рис. 1. Соответствующие временные диаграммы представлены на рисунке. 2.
Рисунок 1.
Рис. 2.
Селектор нуля работает при переходе сетевого напряжения через ноль. Цепь деражки через интервал времени Тз, регулируемый в работе от нуля до 10 мс, программирует формирователь импусов, открывающих тиристор. Далее тиристор остается открытым до тех пор, пока ток через него не станет меньше тока удержания, т.е почти до конца полупериода.
На временной диаграмме Uc — выпрамленное сетевое производство. Un — программы на нагрузку. Моменты времени, когда тиристорный ключ замкнут, выделены зеленым цветом.
При малых и средних Tz тиристорный КИХ работает вполне удовлетворительно, но при больших Tz, близких к длительности полупериода сетевого напряжения, что соответствует питанию нагрузки короткими импульсами малой амплитуды, возникают проблемы из-за Дело в том, что не все виды нагрузки могут нормально работать с таким питанием. Например, лампы накаливания начинают заметно мерцать.
Кроме того при было Тз, нестабильность схемы регулируемой задержки вызывает значительные изменения длительности выходных импульсов. В содем деле — если Тз, наполнитель в ретивном нагреве элементов шкаме, возрастёт с 9 до 9,5 мс, т.е примерно на 5%, то диглость импульсов на нагрузку сокатрится от 1 мс до 0,5 мс, т.е вдвое. Если Тз превышает 10 мс, тиристор откроется в самом начале полупериода, что соответствует максимальной мощности. Это может привести к повреждению нагрузки, если она не рассчитана на полное сетевое напряжение.
Другим недостатком тиристорных КИХ являются помехи, возникающие при замыкании ключа и, в меньшей степени, при его размыкании (имеется КИХ, работающий на активную нагрузку).
Реальные тиристорные КИХ обычно выполняются на симметричном тиристоре (симисторе), поэтому выпрямитель не требуется, но рассмотренные недостатки тоже присутствуют.
Если в качестве ключа использовать не тиристор, а мощный высоковольтный MOSFET-транзистор, то можно значительно уменьшить проблемы, возникающие при необходимости питания нагрузки низким напряжением.
Структурная схема КИХ с ключом на полевом транзисторе представлена на рис. 3. На рисунке представлены временные диаграммы. 4.
Инжир. 3.
Инжир. 4.
Компаратор сравнивает регулируемое напряжение Uop, формируемое источником напряжения сопротивления, с выпрямленным сетевым напряжением. Если напряжение сети меньше опорного, то полевой транзистор открыт, нагрузка подключена к сети. В данном случае компаратор размыкает ключ — ток через нагрузку отсутствует.
Очевидно, что как на восходящей, так и на нисходящей ветвях синусоиды будут участки при закрытом транзисторном ключе, что и отражено на временной диаграмме. Это позволяет передавать требуемую мощность в нагрузку на более длительное время, чем в случае тиристорного КИХ, и, соответственно, снизить пиковые напряжения и токи нагрузки.
Схема электрически принципиальная транзисторного КИХ представлена на рис. 5.
Инжир. 5.
Источник напряжения регулируемого сопротивления собран на элементах R1, C1, VD2 и R4. Напряжение +12В со стабилизатором VD2 также используется для питания микросхемы DA1.1. Конденсатор С2 снижает шумы, возникающие при вращении оси переменного резистора R4.
Операционный успилитель DA1.1, используемый в качестве компаратора, сравнивает опорное напряжение с напряжением сети, подаваемым на инверсный вход делителя из резисторов R2, R3. Полевой транзистор VT1 представляет собой силовой ключ, управляемый сигналом с выхода компаратора. Резистор R8 разгружает выход усилителя DA1.1 от емкости затвор-исток полевого транзистора, и благодаря этому резистору несколько замедляется переключение VT1, что способствует уменьшению шумов.
Первая версия КИХ транзистора содержала только эти элементы. Он был собран на макетной плате и оказался полностью исправным, но форма напряжения нагрузки существенно отличалась от желаемой. Соответствующая осциллограмма представлена на рисунке. 6.
Также читайте:
Инжир. 6.
Левый пик на осциллограмме, соответствующий нисходящей ветви синусоиды, значительно ниже правого пика, соответствующего восходящей ветви. Это происходит из-за задержки, вызванной входным компаратором и ключом. Применение более быстродействующего операционного усилителя и уменьшение резистора R8 позволяет исправить ситуацию, но полностью проблему не устраняет, к тому же автор очень хотел остаться в рамках недорогих и доступных компонентов.
Устранить указанный недостаток позволяет введение в схему второго компаратора DA1.2. Благодаря цепочке задержек на элементах VD3, R9, R10 и С3 DA1.2 работает после DA1.1 с задержкой около 100 мкс. Этой задержки вполне достаточно, чтобы к моменту срабатывания DA1.2 переходные процессы, связанные с переключением DA1.1, завершились.
Напряжение с выхода DA1.2 через резистор R7 суммируется с сигналом, снимаемым с делителя R2,R3. Благодаря этому как на нисходящей, так и на восходящей ветвях синусоиды компаратор DA1.1 срабатывает несколько раньше — компенсируется задержка, выравниваются длительности и амплитуды обоих пиков. Осциллограмма для этого случая представлена на рис. 7.
Рис. 7.
Если КИХ настроен так, что срабатывание DA1.1 происходит вблизи вершины синусоиды (большая мощность на нагрузке), то описанная выше задержка не влияет на работу устройства. Это связано с тем, что вблизи вершины синусоиды скорость изменения сетевого напряжения замедляется и во время задержки не происходит существенного изменения напряжения.
С другой стороны, оказалось, что эта же причина — медленное изменение напряжения сети вблизи вершины синусоиды — приводит к возникновению автоколебаний в цепи двух компараторов DA1.1 и DA1.2, охватываемой Обратная связь. Устранить автоколебания позволяет цепь VD3, R9.
Благодаря ему конденсатор С3 заряжается гораздо быстрее, чем разряжается. Если импульсы на выходе DA1.1 достаточно широки, что соответствует большой амплитуде импульсов на КИХ-нагрузке, то С3 не успевает разрядиться — на нем появляется постоянное напряжение, превышающее напряжение на инверсном вход DA1.2. Компаратор DA1.2 перестает переключаться и автоколебания не оченье. Номинальные резисторы R5, R6, R9 и R10 подобраны так, чтобы блокировка DA1.2 происходила при амплитуде импульсов на КИХ нагрузки около 150 В.
Монтаж устройства производился на макетной плите, фото которой не прилагается, т.к кроме описываемого КИХ, на нем был собран еще один прибор, не имеющий отношения к данной разработке. Нагрузкой ФИР служит нагреватель мощностью 100 ВА с рабочим напряжением 70 В. Полевой транзистор расположен на радиаторе в виде пластины площадью поверхности 10 квадратных сантиметров. В процессе работы почти не греется — судя по всему, радиатор можно уменьшить или совсем отказаться.
При отладке последней оксполнительной продавач следующей отладке озрожность т.к его элементы майней контакт с галактикой сетю.
Наладка представка сводится к подбору резистора R7. ФИР должен быть подключен к сети 220В (через отдельный трансформатор!). В качестве нагрузки можно использовать лампу накаливания 220В мощностью около 100 ВА, паяльник и т.п.
Параллельно с трудом следую включить вход осциллографа. С помощью резистора R4 необходимо установить амплитуду импульсов на нагрузку около 50 В. Резистор R7 следует подобрать таким образом, чтобы амплитуды импульсов на восходящей и нисходящей ветвях синусоиды были равны. При отклонении выходного напряжения от 50В равенство амплитуд импульсов не должно существенно нарушаться. У автора при выходном напряжении 20В амплитуда импульсов отличалась на 2В, при 30В — на 1В, при 100В — на 1В.
В заключение укажем на особенности данного РПИ, определяющие возможную область применения. Его рекомендуется использовать для питания низковольтных устройств, которые по тем или иным причинам необходимо просить от сети 220В. Этому очень способствует стабилизация амплитуды импульсов на выходе транзистора КИХ.
В качестве нагрузки автор успешно использовал паяльник 30ВА, рассчитанный на напряжение 27В, а также лампочку 6В 0,6ВА. Лампа горела без мерцания, ее яркость плавно регулировалась от нуля до видимого мерцания. Средневолновый радиоприемник рядом с этим прибором не реагировал на его включение. Отсюда можно сделать вывод о небольшом уровне высокочастотных помех.
При питании от лампы накаливания КИХ напряжением 220В выяснилось, что при малых степенях диммирования (почти максимальной яркости) происходят самопроизвольные и очень заметные изменения яркости. Анализ этого явления показал, что причиной является существенное отличие формы сетевого напряжения от синусоиды.
Если порог срабатывания компаратора приходится на достаточно протяженный плоский пик, который присутствует в реальном сетевом напряжении, то даже небольшие изменения величины напряжения в сети будут вызывать значительные колебания длительности импульсов, вырабатываемых компаратором компаратор. Это приводит к изменению яркости лампы.
При разработке и испытаниях данного устройства предполагалось, что нагрузка может быть только активной (резистор, нагреватель, лампа накаливания). Возможность использования транзисторного КИХ с реактивной нагрузкой, а также для зарядки любых аккумуляторов, регулирования скорости электродвигателей и т.д. Его не проверяли и не проверяли.
Как избежать 2-х ошибок при зарядке аккумуляторной батареи
Необходимо соблюдать основные правила, чтобы правильно питать аккумулятор автомобиля.
- Напрямую к электросети аккумулятивной плотности прошевно подключен. Для этого предназначены зарядные устройства.
- Даже если устройство изготовлено качественно и из хороших материалов, все равно придется периодически контролировать процесс зарядки, чтобы не возникало проблем.
соблюдение простых правил обеспечит надежную работу самодельной техники. Гораздо проще следить за агрегатом, чем тратиться на комплектующие для ремонта.
Простейшее зарядное устройство для АКБ
Сборка устройства
Конечно, интересно посмотреть готовую самоделку, тогда приступим к сборке устройства. В интернет-магазинах есть много компактных плат по этой схеме. Стоимость деталей для сборки этого стабилизатора напряжения будет стоить менее двухсот рублей. Если купить готовый стабилизатор напряжения, то заплатить придется в несколько раз больше.
Все стандартные двигатели не собираются исписывать, отетим соду основные моменты. Транзистор надо мыть на теплоотвод. Почему? Т.к схема линейная и при больших токах транзистор будет сильно греться. Из чего изготовить радиатор? Его можно сделать из обычного алюминиевого уголка и прикрепить прямо к вентилятору блока питания. И, несмотря на то, что радиатор совсем небольшого размера, благодаря интенсивной вентиляции он прекрасно справляется со своей задачей.
Он прикручен к радиатору через термопастный транзистор, в данной схеме используется полевой, N-канальный IRFZ44 с максимальным током 49 А. Поскольку радиатор изолирован от основной платы и корпуса, транзистор подключается напрямую без изолирующих прокладок.
Пластина стабилизатора крепится к тому же алюминиевому уголку через латунную стойку. Переменный резистор 5 кОм используется для регулирования выходного тока. Провода фиксируются пластиковыми стяжками, чтобы они не болтались.
В итоге должна получиться следующая схема подключения стабилизатора к зарядному устройству.
Блок питания может быть абсолютно любым, как блок питания компьютера, так и обычный трансформатор. Для подключения к розетке используется обычный компьютерный шнур.
Все сделано. Теперь вы можете использовать такой регулируемый стабилизатор напряжения для зарядного устройства. Следует отметить, что схема проста и недорога: одновременно выполняет функции стабилизатора и зарядного устройства.
Читайте также: Установка пожарных извещателей: схема подключения датчиков
Особенности регуляторов для первички трансформаторов
Ток заряда аккумулятора составляет 10% от его емкости. Это означает, что аккумулятор емкостью 60Ач заряжается током не более 6А. Напряжение заряда при работающем автомобиле 14,5В набор неподробнее запас, зарадное продажа добавление к выдаче 10А при напражении 16В.
Резерв напряжения необходим для регулирования и ограничения зарядного тока.
В разных моделях устройств он производится по-разному:
- Дополнительное сопротивление. Включаются после диодного моста. Самая простая конструкция, но самый большой размер.
- Транзисторами. Высокая точность регулирования, но сложнейшая схема, требующая хорошего охлаждения силовых транзисторов.
- Тиристорное управление. Простые схемы. Регулирование осуществляется тиристорным ключом в цепи первичной обмотки или тиристорами, установленными вместо диодов в выпрямительном мосту.
Схема и назначение тиристорного регулятора напряжения для трансформатора
Ток, протекающий при заряде через аккумулятор, определяется внутренним сопротивлением аккумулятора, его ЭДС и напряжением на выходе зарядного устройства. Для его размерницы, за исключением других просмотров, можно регулировать представление изображения по примерной схеме. Самый удобный способ — использование тиристорного регулятора.
Модели для зарядки аккумуляторов
Зарядные устройства делятся на три группы:
- Пусковые. Назначены для программы при разряженном аккумуляторе. Использовать для райчации батрите не регистрироваться — недостаточное напряжение и отсутствие регуляции.
- Заряжено. Назначение для разада аккумуляторов. Имеют ручную или автоматическую регулировку.
- Поско-зарядные. Они могут выполнять обе функции.
Принцип действия тиристорного регулятора
Тиристор имеет два состояния – открытое, в котором через него проходит электрический ток, и закрытое. Этот элемент открывается при протекании тока через управляющий электрод и остается открытым, пока ток протекает через тиристор.
Переменное напряжение в сети имеет синусоидальную форму. Тиристор, включенный в цепь нагрузки, открывается в определенный момент полупериода. Это называется «угол открытия». Вследствие этого ток протекает через электроприбор не все время, а только после перевода элемента в разомкнутое состояние. Это изменяет текущее значение напряжения нагрузки.
Важно! Вольтметр измеряет текущее значение. Для надежной работы допустимое напряжение тиристоров должно соответствовать максимальному напряжению, превышающему его в 1,4 раза. Для бытовой сети это 308В.
Разновидности и технические характеристики тиристорного регулятора
Поскольку тиристор пропускает через себя напряжение только одной полярности, его нельзя использовать для управления трансформатором без дополнительных элементов:
- Подключить тиристор к диодному мосту из 4-х диодов на вывод «+» и «-». Вывода «~» подключаются в чеси или закрытии концессия с ним. Диодный мост выравнивает напряжение и на тиристор подается питание только одной полярности.
- Используются два тристора, включенные встречно-параллельно и для управления через переменный резистор, соединяются управляющие водоводы. Каждый из элементов размыкается со своей полярностью, и оба вместе управляют напряжением нагрузки.
открытие тиристора происходит при пропускании тока большего определенного значения и существует два способа управления углом открытия:
- Переменное сопротивление включено между анодом и управляющим электродом. В течение первой половины полуволны напряжение и ток управления растут и при этом достигают определенного значения, которое зависит от марки элемента. Недостатком данной схемы является ограниченный диапазон регулировки 110-220В, но этого достаточно для управления трансформатором зарядного устройства.
- Управление импульсами, подаваемыми по отдельной схеме на управляющий электрод в определенный момент полуволны синусоиды.
Допустимый ток и напряжение тиристорного регулятора зависят в первую очередь от установленных тиристоров. Наиболее распространены тиристоры серии КУ 202, но в ряде случаев допускается использование и других элементов: - КУ 202Н – 400В, 30А. Крепятся на разве М6. При регулировании первичной обмотки ток меньше 1А, применяются без радиаторов.
- КУ 201л – 300В, 30А, крепени- разва М6. Может использоваться в первичной обмотке.
- КУ 201а – 25В, 30А, крепление – разва М6. Можно использовать только с радиаторами при регулировке после трансформатора.
- КУ 101г – 80В, 1А. Похоже на транзистор. В силовых цепях зарядных устройств они не используются, только в схемах управления.
- КУ 104а – 6В, 3А. Они не используются в силовых цепях.
Что представляет собой симистор
Тиристор имеет недостаток, усложняющий его применение в сети переменного тока – он пропускает через себя только одну полуволну и вместо переменного напряжения на выходе получается постоянное пульсирующее. Поэтому эти устройства используются парами или вместе с диодным мостом. От этого недостатка автоматический выключатель свободен.
Внешне симистор похож на тиристор. Также, как и тиристор, он открывается импульсом тока, протекающим через управляющий электрод, но это устройство пропускает через себя обе полуволны и способно работать в сети переменного тока.
Принципиальная схема регулятора тока выключателя на активную и индуктивную нагрузку
Устройство симисторного регулятора аналогично тиристору. Отличие в том, что симистор управляет обеими полярностями и поэтому нет необходимости использовать диодный мост или встречно-параллельное соединение элементов.
Кроме того, для симистора не имеет значения полярность управляющего напряжения, что позволяет упростить схему импульсного управления.
Совет! Для регулировки выключателя можно использовать диммер от лампы накаливания. Для этого его переключают между анодом и управляющим электродом силового симистора.
Каким должен быть ток при зарядке
Если его использовать очень сильно, это может привести к ухудшению работы зарядного устройства. В тех случаях, когда он слишком мал, зарядка будет медленной. Принято часть что для автомобильных аккумуляторов на электротих оптимальное значение силы тока зависит от емкости, выраженной в ампер-часах. Принято считать, что максимально допустимая сила тока составляет одну десятую от этого значения, а минимальная – двадцать. В качестве примера можно привести емкость 60 А*ч. При этом максимальный зарядный ток будет равен 6 А, а самый низкий — 3 А.
Виды самодельных зарядных устройств
Можно попробовать «заправить» машину от другой машины. Если эти способы не помогают или невозможны, придется использовать зарядное устройство.
Определение уровня заряда аккумулятора автомобиля
Простейшие
Рассмотрим случай, когда необходимо зарядить аккумулятор подручными средствами. Например, ситуация, когда вы оставили машину вечером возле дома, забыв выключить какое-то электрооборудование. Утром аккумулятор разрядился и машина не заводится. В этой части, если у вас автомобиль хорошо заведется (с пол оборота), как батерею прочитывается немного «поттянь».
Во-первых, необходим источник постоянного напряжения в диапазоне от 12 до 25 вольт. Во-вторых, ограничительное сопротивление. Что можно посоветовать? Сейчас практически в каждом доме есть ноутбук. Блок питания ноутбука или нетбука, как правило, имеет выходное напряжение 19 Вольт, ток не менее 2 Ампер. Внешний вид зеха питания – минус, внешний вид – плюс.
Описание и принцип работы соленоидов. Читать далее Формула для расчета сопротивления конденсатора. Читать далее Что такое счетчик Гейгера и как его сделать своими руками. Читать далее
В качестве ограничительного сопротивления, и обязательно!!!, можно использовать салонную лампу автомобиля. Можно, конечно, и мощнее поворотников или еще хуже стопов или манометров, но есть вероятность перегрузить силовой блок. Собирается простая схема: минус блока питания – лампочка – минус АКБ – плюс АКБ – плюс блок питания.
За пару часов аккумулятор зарядится, чтобы можно было запустить двигатель. Если ноутбук отсутствует, можно заранее купить на радиорынке мощный выпрямительный диод с обратным напряжением более 1000 Вольт и током 3 Ампера. Имеет небольшие размеры, можно положить в бардачок на крайний случай. Что делать в экстренной ситуации? Первым делом необходимо снять аккумулятор с автомобиля.
Простейшие ЗУ для авто.
Далее собираем цепь: клемма розетки 220 Вольт – минусовой ивод диода – плюсовой ивод диода – обностительная нагрузка – минусовая клемма АКБ – плюсовая клемма АКБ – вторая клемма 220 Вольт. В качестве ограничивающей нагрузки можно использовать обычные лампы накаливания на 220 Вольт. Например, лампа на 100 Ватт (мощность = планцион Х ток). Таким образом, при использовании 100-ваттной лампы ток заряда будет около 0,5 Ампера. Немного, но за ночь он отдаст 5 Ампер-часов в накопительной емкости. Обычно утром достаточно пару раз прокрутить стартер автомобиля.
Значительная зарада АКБ по напражению.
Если подключить параллельно три 100-ваттные лампы, ток заряда увеличится втрое. Можно за ночь за научить картино паволовину автомобильный аккумулятор. Иногда вместо ламп включают электрические плиты. Но тут уже диод вышел из строя, аккум тоже. Вообще подобные эксперименты с прямой зарядкой аккумулятора от сети переменного тока 220 Вольт крайне опасны. Их следует использовать только в крайних случаях, когда другого выхода нет.
Схема зарядного устройства.
Из блоков питания компьютера
Прежде чем приступить к изготовлению зарядного устройства для автомобильного аккумулятора своими руками, следует оценить свои знания и опыт в области электро- и радиотехники. В соответствии с этим выбирайте уровень сложности устройства. В первую очередь необходимо определиться с элементной базой. Пользователи компьютеров часто оставляют старые системные блоки. Есть силовые блоки. Наряду с представленным питанием +5В в них продается шина +12 Вольт. Как правило, он рассчитан на ток до 2 Ампер. Этого вполне достаточно для слабого зарядного устройства.
Необходимо «разогнать» его до 15. Обновые методом «тыка». Берут сопротивление около 1 кОм и подключают параллельно другим сопротивлениям возле микросхемы с 8 ножками во вторичной цепи блока питания. Таким образом, они изменяют коэффициент передачи цепи обратной связи, соответственно, и выходное напряжение. Сложновато объявление на замечание, но обувление у пользователей это оформация. Подбирая значение сопротивления, можно добиться напряжения на выходе около 13,5 Вольт. Этого достаточно для зарядки автомобильного аккумулятора.
Далее подключаем к выходу цепочку крокодилов. Никакого ограничительного сопротивления не требуется, электроника силового блока все сделает сама. Если блока питания нет под рукой, можно поискать трансформатор со вторичной обмоткой на 12 — 18 Вольт. Их использовали в старых ламповых телевизорах и другой бытовой технике. Сейчас такие трансформаторы можно найти в б/у источниках бесперебойного питания, которые можно купить за копейки на вторичном рынке. Далее приступают к изготовлению трансформаторного зарядного устройства.
Зарядное устройство от силовых блоков.
Трансформаторные ЗУ
Трансформаторные разыдные продавач — самые распространенные и безвредные средства, широко применяемые в автолюбительской практике. Видео — простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора с трансформатором:
Простейшая схема трансформаторного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора содержит: сетевой трансформатор; выпрамительный мост; предельная нагрузка. Через ограничивающую нагрузку протекает большой ток, она сильно нагревается, поэтому в первичной цепи трансформатора часто используют конденсаторы для ограничения зарядного тока.
Таблица заряда аккумулятора по осени.
В принципе, в такой схеме можно обойтись и без трансформатора, если правильно подобрать конденсатор. Но без гальванической развязки с сетью переменного тока такая схема будет опасна с точки зрения поражения электрическим током.
Более практичные схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов с регулированием и ограничением тока заряда.
В качестве мощных выпрямительных диодов можно использовать выпрямительный мост неисправного генератора автомобиля, слегка перекрученный по схеме. Более сложные импульсные зарядные устройства с функциями десульфатации обычно изготавливаются с использованием микросхем, даже микропроцессоров. Они сольны в изображении, требуют специальных навыков в установке и настройке. В этом случае проще приобрести заводское устройство.
Трансформаторные ЗУ для авто.
Простой «зарядник» с гасящими конденсаторами
Это простое устройство позволяет заряжать аккумуляторы емкостью до 100 А·ч произвольным током, регулируемым в интервале 1–10 А с шагом 1 А, что будет достаточно для качественного обслуживания любого автомобиля батарея. В ЗУ встроен понижающий трансформатор Тр1, сетевое напряжение на него подается через блок газовых конденсаторов С1-С4. Каждый из конденсаторов имеет свой ключ, который включает его в цепь питания трансформатора. Емкости конденсаторов расположены таким образом, что ключи S1–S4 имеют веса 1, 2, 4, 8 А соответственно.
Комбинируя положения переключателей, можно выбрать произвольный зарядный ток в диапазоне 1-10 А, с шагом 1 А.
Например, если необходимо вывести ток 6 А, необходимо замкнуть выключатели S3 и S2. Ток в 5 А обеспечит включение выключателей S3 и S1. Пониженное трансформатором напряжение подается на диодный мост, выпрямляется и выходит на выводы Х3 и Х4, к которым подключается аккумуляторная батарея. Зарядный ток измеряется амперметром PA1, а вольтметр PV1 выдает напряжение на клеммах аккумулятора. Схемы защиты от разряда аккумулятора через зарядное устройство при пропадании сетевого напряжения в данной схеме аккумулятора нет, так как их роль выполняет диодный мост.
Плюсы и минусы самодельного зарядного устройства Низкая стоимость Доступность деталей и элементов Простота сборки Необходимые навыки в электронике Необходимость соблюдения техники безопасности Внешний вид самодельного изделия часто уступает готовому изделию
О деталях
Конденсаторы С1–С4 выбирают неполярные типов МБГО, МБГП, МБЧГ, КБГ-МН, МБМ или МБГЧ с рабочим напряжением не менее 300 В для МБГЧ и КБГ-МН и не более 600 В для приборов других типов. Категорические недопустимо использование элетиротических конданцераров, даже если они рассчитаны на соответствующее напряжение. «Электролит» — полярное устройство, работающее только в цепях постоянного тока.
При подключении к сети переменного тока он просто взрывался. Вместо диодов Д242 можно использовать любые другие, выдерживающие ток не менее 10 А и обратное напряжение не ниже 25 В.
Подходят, например, диоды Д214 или германиевые Д305. При онлайн устройстве их нижно ставить на радиаторы.
Трансформатор Тр1 — обычный сетевой с выходным напряжением 24–26 В, способный обеспечить зарядный ток не ниже половинного момента. Приборы PA1 и PV2 — амперметр с предломом диземации 10–15 А и вольтметр на деньги 20 В соответственно. Указанное зарядное устройство можно использовать и для зарядки аккумуляторов с другим напряжением (например, 6-вольтовым), но здесь необходимо учитывать, что «вес» тумблеров S1–S4 будет разным, и будет иметь определять амперметром.
Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками.
ЗУ из лампового телевизора
Первая схема будет, пожалуй, самой простой, и с ней справится практически любой автолюбитель. Для изготовления простейшего зарядного устройства потребуется всего два компонента – трансформатор и выпрямитель. Главное условие, которому должно соответствовать зарядное устройство – сила тока на выходе устройства должна составлять 10% от емкости аккумулятора.
То есть, часто на легковых автомобилях используется аккумулятор на 60 Ач, поэтому на выходе устройства сила тока должна быть на уровне 6 А. При этом напряжении 13,8-14,2 В. Если у кого-то есть старый, ненужный ламповый советский телевизор, лучше найти трансформатор, чем от него. Принципиальная схема зарядного устройства от телевизора имеет следующий вид.
Зачастую на таких телевизорах устанавливался трансформир ТС-180. Его особенностью было наличие двух вторичных обмоток по 6,4 В и током 4,7 А. Первичная обмотка также состоит из двух частей. Первоначально продукты высочник сочественное соединение оботок. Удобство работы с таким трансформатором в том, что каждый из выводов обмотки имеет свое обозначение. Д.
для последовательного включения вторичной обмотки необходимо соединить выводы 9 и 9′. А к выводам 10 и 10′ – припаять два отрезка медного провода. Все провода, которые припаиваются к виводам, должны иметь сечение не менее 2,5 мм кв. Что касается первичной обмотки, то для последовательного соединения необходимо соединить выводы 1 и 1′ между собой’.
Провода с филькой для приветствия в сети недвижимость продают к видам 2 и 2′. На этом с трансформером работы завершены.
Далее нужно сделать диодный мост. Для этого вам понадобится 4 диода, способных работать с током от 10 А и выше. Для этих целей подходят диодные мосты Д242 или аналоги Д246, Д245, Д243. На схеме указано, как следует подключать диоды – к диодному мосту присоединяются провода, идущие от выводов 10 и 10′, а также провода, идущие к АКБ.
Импульсная память для автомобиля.
Зарядное устройство для АКБ с ШИМ-регулировкой тока
Эта схема способна обеспечить зарядный ток до 6 А и отличается малыми габаритами, так как использует широтно-импульсный метод регулирования (ШИМ), а транзистор, контролирующий зарядный ток, работает в ключевом режиме, что значительно уменьшает рассеиваемую на нем мощность. Задающий генератор блока регулировки тока собран на элементах DD1.1, DD1.2, микросхемы К561ЛА7, элементы DD1.3, DD1.4 — буферные.
Частота генератора — 13 кГц, скважность плавно регулируется с мужбой датчика резистора R3. От генератора сигнал поступает на регулирующий элемент — мощный полевой транзистор VT1, работающий в ключевом режиме.
В зависимости от положения двигателя переменного резистора изменяется отношение времени открытия транзистора к его закрытому состоянию, а значит, изменяется и средний зарядный ток аккумулятора, который можно контролировать с помощью амперметра РА1. Питание микросхемы получено от простейшего параметрического стабилизатора, собранного на элементах R1, VD4. Сам стабилизатор подключен к выпрямительному мосту, обеспечивающему зарядное напряжение. Из-за компактности диодный мост собран на полупроводниках Шоттки с незначительным падением напряжения. Лампа EL1 — индикатор.
Таблица зависимости напряжения и степени заряда аккумулятора.
О детали. Вторичная обмотка трансформатора Т1 должна обеспечивать ток 6–7 А при напряжении 16–20 В. Если использовать трансформатор, у которого вторичная обмотка имеет вывод от середины, то выпрямитель можно собрать по схеме, показанной ниже, уменьшив количество выпрямительных диодов вдвое. В мостовом выпрямителе использована диодная сборка VD1.1 VD1.2 и два отдельных диода VD3 и VD4.
Все элементы устанавливаются на общий радиатор 160х45 мм через слюдяные прокладки. При необходимости диоды Шоттки можно заменить обычными выпрямителями, но габариты устройства при этом увеличатся, так как потребуется радиатор большего размера. При замене необходимо учитывать, что диоды должны выдерживать ток 10 А и обратное напряжение не менее 40 В.
Если зарядный ток не превышает 5 А, устанавливать транзистор VT1 на радиатор не нужно. При большем токе понадобится радиатор — медная или алюминиевая пластина размером 50х50х1 мм. В качестве амперометра используется регистрирующий индикатор магнитометра М476/2, включенный параллельно шунту. Шунт представляет собой отрезок медного обмоточной проволоки ПЭВ-2 1,5, намотанной на оправку диаметром 8 мм. Количество витков — 16, сопротивление — около 0,1 Ом.