- Конструктивное исполнение тепловых реле
- Понижение напряжения и пропадание фазы
- Нюансы при установке прибора
- Итак, начнем с самого сложного. Что делать, если паспортные данные двигателя не известны?
- Выбор теплового реле по мощности двигателя
- Принцип работы приспособления
- Как подобрать тепловое реле или правильная защита электродвигателя от перегрузки?
- Таблица для подбора тепловых реле
- 8.6. Расчёт и выбор тепловых реле
- Тепловое реле электродвигателя. Характеристики и выбор – блог СамЭлектрик.ру
- Выбор теплового реле по мощности двигателя
- Области использования прибора
- Схема установки
- Виды и конструкции тепловых реле, расчет и выбор теплового реле для защиты двигателя
- Существующие типы устройств
- Как устроен защитный автомат
- Как подключить тепловое реле
- Характеристики автоматических выключателей на примере TEXENERGO
- Тепловое реле LR2 D1314. Назначение, устройство, схема подключения
- Назначение теплового реле
- Технические характеристики теплового реле LR2 D1314
- 8.6.1. Основные сведения
Конструктивное исполнение тепловых реле
Аналогичное устройство имеют тепловые реле всех типов. Важнейшим элементом в некоторых из них является чувствительная биметаллическая пластина.
На величину тока отключения влияют температурные показатели среды, в которой работает реле. Повышение температуры сокращает время отклика.
Чтобы минимизировать это влияние, разработчики устройств выбирают максимально возможную температуру биметалла. С этой же целью некоторые реле снабжены дополнительной компенсационной пластиной.
Устройство состоит из корпуса, нихромового нагревателя, биметаллической пластины, замка, винта, рычага, подвижного контакта и кнопки возврата (+)
Если в конструкцию реле входят нихромовые нагреватели, то они включаются в параллельную, последовательную или параллельно-последовательную схему с пластиной.
Величина тока в биметалле регулируется с помощью шунтов. Все детали встроены в корпус. Биметаллический П-образный элемент закреплен на оси.
Спиральная пружина упирается в один конец пластины. На другом конце он опирается на уравновешенный изолирующий блок, вращается вокруг оси и является опорой для контактной перемычки, оснащенной серебряными контактами.
Для согласования тока установки биметаллическая пластина своим левым концом соединена с его механизмом. Регулировка происходит за счет воздействия на первичную деформацию пластины.
Если величина токов перегрузки становится равной или большей, чем уставки, изолирующий блок проворачивается под действием пластины. При падении размыкающий контакт устройства отключается.
Тепловое реле ТРТ в среднем. Вот основные элементы: корпус (1), механизм регулировки (2), кнопка (3), вал (4), серебряные контакты (5), контактная перемычка (6), блок изолирующий (7), пружина (8), пластина биметаллическая (9), ось (10)
Реле автоматически возвращается в исходное положение. Процесс самостоятельного возврата занимает не более 3 минут с момента включения защиты. Возможен и ручной сброс, для чего поставляется специальный ключ сброса.
При его использовании устройство принимает исходное положение за 1 минуту. Чтобы активировать кнопку, поверните ее против часовой стрелки, пока она не поднимется над корпусом. Установочный ток обычно указывается на этикетке.
Это интересно: Как проверить электросчетчик в домашних условиях на исправность — что нужно знать
Понижение напряжения и пропадание фазы
Полностью нагруженный асинхронный двигатель, работающий при пониженном напряжении, быстро нагревается. Если в нем есть встроенный термодатчик, сработает тепловая защита. В противном случае требуется защита от пониженного напряжения. Для этих целей используются реле, срабатывающие при падении напряжения и подающие сигнал на отключение двигателя. На диаграмме ниже это RN .
Восстановление исходного состояния защиты обычно выполняется вручную или автоматически, но с выдержкой времени для каждого двигателя в своей группе. В противном случае одновременный групповой пуск после восстановления может снова привести к повторному падению напряжения в сети и новому отключению.
Специальную защиту от пропадания фазы, то есть от работы только в двух фазах, ПУЭ обеспечивает только на таких станциях, где возможны неприемлемые по своей тяжести последствия. Экономически целесообразно не изготовление и установку такой защиты, а устранение причин, приводящих к такому режиму работы.
Последними техническими решениями в построении защиты электродвигателей являются автоматические выключатели с воздушным гашением дуги. Некоторые модели сочетают в себе характеристики рубильника, контактора, максимального и теплового реле и выполняют соответствующие функции защиты. В такой машине контакты размыкаются мощной натяжной пружиной. Расцепление происходит в зависимости от типа элемента активации — электромагнитного или теплового.
Нюансы при установке прибора
На скорость срабатывания термомодуля могут влиять не только токовые перегрузки, но и внешние температурные показатели. Защита сработает даже при отсутствии перегрузки.
Бывает и так, что под воздействием принудительной вентиляции двигатель подвергается тепловой перегрузке, но защита не срабатывает.
Чтобы избежать таких явлений, необходимо соблюдать рекомендации специалистов:
- При выборе реле ориентируйтесь на максимально допустимую температуру срабатывания.
- Устанавливайте защиту в том же помещении, что и защищаемый объект.
- Для установки выберите место, где нет источников тепла или вентиляционных устройств.
- Необходимо настроить термомодуль, ориентируясь на реальную температуру окружающей среды.
- Оптимальный вариант – наличие встроенной термокомпенсации в конструкции реле.
Дополнительной опцией теплового реле является защита при выпадении фазы или переполнении питающей сети. Для трехфазных двигателей этот момент особенно актуален.
Ток в тепловом реле проходит последовательно через нагревательный модуль к двигателю. Устройство подключается к пусковой обмотке дополнительными контактами (+)
Если одна фаза выходит из строя, две другие берут на себя больший ток. В результате происходит быстрый перегрев, а затем и отключение. Если реле неэффективно, двигатель и проводка могут выйти из строя.
Итак, начнем с самого сложного. Что делать, если паспортные данные двигателя не известны?
Для этого случая мы рекомендуем силовые клещи или мультиметр C266, в конструкцию которых также входят силовые клещи. С помощью этих приборов нужно определить ток двигателя в работе, измеряя его по фазам.
В случае, когда данные частично считываются в таблице, размещаем таблицу паспортных данных на широко используемые в народном хозяйстве асинхронные двигатели (типа АИР). С его помощью можно определить В.
Читаем, каков номинальный ток двигателя при подключении его к сети 380 вольт (В). Этот ток, который мы видим на шильдике мотора, составляет 1,94 ампера
Выбор теплового реле по мощности двигателя
Тепловое реле имеет один основной параметр, который указывает ток, при котором реле отключит двигатель. Ниже представлена таблица выбора теплового реле для электродвигателей.
Номинальный пусковой ток, А |
Тип реле | Максимальный диапазон регулирования тока, А | Сила электродвигатель, кВт |
РТЛ-1004 | 0,38… 0,65 | – | |
РТЛ-1005 | 0,6… 1 | – | |
РТЛ-1006 | 0,9… 1,6 | 0,4 | |
РТЛ-1007 | 1,5… 2,6 | 0,75 | |
РТЛ-1008 | 2,4…4 | 1,5 | |
РТЛ-1010 | 3,8… 6 | 2.2 | |
РТЛ-1012 | 5,5…8 | ||
РТЛ-1014 | 7…10 | ||
РТЛ-1016 | 9,5… 14 | 5,5 | |
РТЛ-1021 | 13 … 19 | 7,5 | |
РТЛ-1022 | 18 … 25 | ||
РТЛ-2053 | 23…32 | ||
РТЛ-2055 | 30 … 41 | 18,5 | |
РТЛ-2057 | 38… 52 | ||
РТЛ-2059 | 47… 64 | ||
РТЛ-2061 | 54 … 74 |
Распространенными марками тепловых реле являются РТЛ и РТИ, которые идентичны по параметрам и отличаются в основном сборкой и конструкцией.
В интернете есть табличка выбора теплового реле двигателя по мощности, где подробно указаны параметры тепловых реле серии РТЛ. Стоит отметить ошибку — во второй строке внизу вместо «РТЛ-ЮООМ» следует читать «РТЛ-1000М». Кто-то бездумно узнал.
• Выбор теплового реле / Выбор электротеплового реле — таблица параметров, pdf, 34,01 кБ, скачано: 6165 раз./
Такое тепловое реле находится на пускателе ПМЭ.
Подробно принципиальная схема теплового реле и принципиальная схема пускателя трехфазного двигателя описаны в другой моей статье. Я рекомендую.
Принцип работы приспособления
Выполняя защитную функцию, автоматический выключатель отключается от цепей электропитания. Тепловое реле отличается от него тем, что при превышении нагрузки оно только подает управляющий сигнал. При такой защите в цепь управления включаются малые токи.
В цепи перед тепловым реле стоит магнитный пускатель. При аварийном размыкании цепей нет необходимости дублировать работу контактора. Поэтому на производство силовых контактных групп не расходуется материал.
Наиболее популярны устройства, оснащенные биметаллическими пластинами. Сама пластина состоит из двух одинаковых элементов.
Один из них имеет значительный температурный коэффициент, а другой — несколько меньший. Эти два компонента тесно связаны друг с другом.
Поскольку компоненты биметаллической пластины изготовлены из пары разных металлов с разными коэффициентами расширения, нагрев вызывает их изгиб и взаимодействие с контактами
Такое жесткое крепление обеспечивается сваркой или горячей прокаткой. Благодаря тому, что пластина закреплена неподвижно, при нагреве она прогибается в сторону элемента с меньшим температурным коэффициентом. Этот принцип взят за основу при изготовлении тепловых реле.
В их производстве используются хромоникелевые стали и немагнитные стали, которые имеют большое значение температурного коэффициента. В качестве материала с низким значением этого параметра используется инвар – соединение никеля с железом.
По этой схеме работает тепловое реле. Свободный конец биметаллической пластины при отклонении воздействует на контакты теплового реле (+)
Биметаллическая пластина нагревается токами нагрузки. Обычно они протекают через специальный нагреватель. Существует и комбинированный нагрев, где биметалл кроме тепла, отдаваемого нагревателем, нагревает еще и проходящий через него ток.
Как подобрать тепловое реле или правильная защита электродвигателя от перегрузки?
правильный выбор теплового реле – одно из важнейших условий защиты электродвигателя от перегрузок.
Напомню, что «защиту электродвигателя от перегрузки следует устанавливать в случаях, когда возможна перегрузка механизма по технологическим причинам, а также при сложных условиях пуска и для ограничения продолжительности пуска при пониженном напряжении.
Защита должна осуществляться с выдержкой времени и может осуществляться тепловыми реле. (из Инструкции по установке и пуску электродвигателей)
Важный
Для выбора теплового реле сначала определяем номинальный ток двигателя In. Этот ток указан на паспортной табличке двигателя (см рисунок ниже). В нашем случае это ток в = 14 ампер
Затем исходя из номинального тока двигателя подбираем тепловое реле и соответствующий пускатель нужной типоразмера. Реле имеет шкалу, откалиброванную в амперах. Обычно шкала соответствует установленному значению тока (току неисправности реле).
Срабатывание реле происходит в пределах 5-20% превышения установленного тока потребляемого тока электродвигателя. То есть при перегрузке электродвигателя на 5-20% (1,05*In — 1,2*In) срабатывает тепловое реле по его токовая-временная характеристика.
Поэтому реле выбираем таким образом, чтобы ток замыкания теплового реле был на 5-10 % выше номинального тока защищаемого двигателя (см таблицу ниже).
Таблица для подбора тепловых реле
Мощность электродвигателя Вт Реле РТЛ (для ПМЛ) Регулировка тока А Реле РТ (для ПМК) Регулировка тока А
0,37 | РТЛ-1005 | 0,6…1 | РТ 1305 | 0,6…1 |
0,55 | РТЛ-1006 | 0,95…1,6 | РТ 1306 | 1…1,6 |
0,75 | РТЛ-1007 | 1,5…2,6 | РТ 1307 | 1,6…2,5 |
1,5 | РТЛ-1008 | 2,4…4 | РТ 1308 | 2,5…4 |
2.2 | РТЛ-1010 | 3,8…6 | РТ 1310 | 4…6 |
3 | РТЛ-1012 | 5,5…8 | РТ 1312 | 5,5…8 |
четыре | РТЛ-1014 | 7…10 | РТ 1314 | 7…10 |
5,5 | РТЛ-1016 | 9,5…14 | РТ 1316 | 9…13 |
7,5 | РТЛ-1021 | 13…19 | РТ 1321 | 12…18 |
одиннадцать | РТЛ-1022 | 18…25 | РТ 1322 | 17…25 |
пятнадцать | РТЛ-2053 | 23…32 | РТ 2353 | 23…32 |
18,5 | РТЛ-2055 | 30…41 | РТ 2355 | 28…36 |
22 | РТЛ-2057 | 38…52 | РТ 3357 | 37…50 |
25 | РТЛ-2059 | 47…64 | ||
тридцать | РТЛ-2061 | 54…74 |
После выбора теплового реле и соответствующего ему магнитного пускателя устанавливаем тепловое реле на нужный нам ток срабатывания (см рисунок).
8.6. Расчёт и выбор тепловых реле
Тепловое реле электродвигателя. Характеристики и выбор – блог СамЭлектрик.ру
Тепловое реле РТЛ для электродвигателя
Тепловое реле служит для тепловой защиты электродвигателя. Реле защищает двигатель от перекоса или обрыва фазы, от механической перегрузки и заклинивания ротора.
Тепловое реле двигателя, как и автоматический выключатель, имеют времятоковую характеристику, которая показывает, что тепловое реле не может срабатывать при мгновенном превышении установленного тока.
Важно, что тепловое реле не может спасти от короткого замыкания — оно просто не успевает. Поэтому всегда устанавливайте перед пускателем в цепи тока двигателя автоматический выключатель, защищающий от коротких замыканий.
Во всех современных «автомобилях» есть одна пара нормально разомкнутых (НО, НО) контактов и одна пара нормально замкнутых (НЗ, НЗ). Обычно схема питания контактора построена таким образом, что при срабатывании теплового реле контакты НЗ разрывают цепь подачи питания на катушку контактора, а контакты НР замыкаются и включают цепь индикации аварийной сигнализации.
Тепловая защита электродвигателя заключается в том, что при прохождении тока двигателя через токовые контакты теплового реле происходит нагрев специальной биметаллической пластины, приводящей в действие сигнальные контакты. Контакты слаботочные, включены в цепь управления пускателем.
При срабатывании реле необходимо устранить причину аварии, а затем привести реле в исходное состояние. Для этого на корпусе есть красная кнопка сброса, на которой напечатана буква R (Reset). Некоторые модели возвращаются автоматически.
Тепловое реле РТЛ. Контакты для механической и электрической фиксации в пускателе
Как правило, тепловое реле крепится непосредственно к выходным контактам пускателя. И без стартера не используется. Соответственно, тепловое реле подключается последовательно с двигателем.
Для разных вариантов пускателей необходимо сдвинуть выводы (контакты) теплового реле для правильной фиксации.
На картинке (слева) показано, как рекомендуется двигать ноги для разных стартеров.
Фиксация также обеспечивается специальным крючком, который зацепляется за стартер.
Такие тепловые реле можно использовать только для контакторов типа ПМЛ советской разработки; Тепловые реле RTL могут не подходить для других производителей.
Выбор теплового реле по мощности двигателя
Тепловое реле имеет один основной параметр, который указывает ток, при котором реле отключит двигатель. Ниже представлена таблица выбора теплового реле для электродвигателей.
Пусковой номинальный ток, А | Тип реле | Максимальный диапазон регулирования тока, А | Мощность двигателя, кВт |
10 | РТЛ-1004 | 0,38… 0,65 |
– РТЛ-1005 0,6 … 1 – РТЛ-1006 0,9 … 1,6 0,4 РТЛ-1007 1,5 … 2,6 0,75 РТЛ-1008 2,4 … 4 1,5 25 РТЛ- 1010 3,8 … 5 … 102 РТЛ0 – 3,8 … 5 … 102 R 4 40 РТЛ- 1016 9,5…14 5,5 РТЛ-1021 13…19 7,5 63 РТЛ-1022 18…25 11 РТЛ-2053 23…32 15 РТЛ-2055 30…41 TL-…5 TL 20…5 64 25 РТЛ-2061 54…74 30
Распространенными марками тепловых реле являются РТЛ и РТИ, которые идентичны по параметрам и отличаются в основном сборкой и конструкцией.
В интернете есть табличка выбора теплового реле двигателя по мощности, где подробно указаны параметры тепловых реле серии РТЛ. Стоит отметить ошибку — во второй строке внизу вместо «РТЛ-ЮООМ» следует читать «РТЛ-1000М». Кто-то бездумно узнал.
Выбор теплового реле (5998 загрузок)
И еще фото старой машины, фотки новых легко найти в интернете.
Такое тепловое реле находится на пускателе ПМЭ.
Области использования прибора
Электротепловые реле предназначены для предотвращения выхода из строя электродвигателей от перегрузок по рабочему току, в результате чего рабочая температура последних превышает нормативные значения. Любой электродвигатель имеет номинальный рабочий ток. Критическое превышение этой технической характеристики в течение длительного времени приведет к перегреву обмоток силовой установки, разрушению изоляционного слоя и выходу из строя двигателя в целом.
Устройство электротермической защиты отключит электродвигатель и предотвратит аварию и отказ электродвигателя. Тепловые реле защиты от перегрузок применяются и в других областях народного хозяйства, быта и производства, но основное их назначение – защита электростанций от повышения тока нагрузки до критических значений. Без этого устройства невозможна безопасная эксплуатация электродвигателей!
Схема установки
При устройстве теплых полов рекомендуется устанавливать тепловое реле в непосредственной близости от розеток на расстоянии от пола 0,6-1,0 м. Перед началом работ домашнюю электрическую сеть следует отключить.
Принципиальная схема подключения теплового реле при прокладке системы теплого пола
Установку терморегулятора следует начинать с подключения силовых кабелей к монтажной коробке. Затем между реле и ТЭНом нужно установить и подключить датчик температуры, который вставляется в гофротрубу.
Совет №2: Подключение проводов к терморегулятору необходимо производить по схеме выше. Нулевая и фазная жилы подключаются к соответствующим контактам, а кабель от датчика подключается к контактам с пометкой «Датчик».
Само реле находится в монтажной коробке. Если есть нарушения в виде гофр, их следует устранить. Терморегулятор должен располагаться строго горизонтально и ровно. Панель управления устанавливается на место и фиксируется винтами.
Существует множество моделей терморегуляторов для теплого пола. Некоторые из самых популярных моделей представлены в таблице.
Читайте также: Поделки клеевым пистолетом- простые мастер-классы для начинающих и детей
Модель | Режиссер | Характеристики | Ориентировочная стоимость, руб. |
721 т.р | «Специальные системы и технологии»
Россия |
Максимальный ток нагрузки 16 А Потребляемая мощность 450 мВт | 4800 |
AT10F | Привет
Польша |
Диапазон температур 30-90
Точность настройки 1 Напряжение 230 В переменного тока 10(5) А |
1750 |
БМТ-1 | Мяч | Диапазон температур
10 — 30 °С Максимальный ток 16 А |
1150 |
Виды и конструкции тепловых реле, расчет и выбор теплового реле для защиты двигателя
Тепловое реле выполняет функцию защиты от длительных перегрузок, их работа аналогична работе теплового разъединителя в автоматических выключателях. В зависимости от величины перегрузки (отклонения от номинального режима — I/IN) оно срабатывает через соответствующий промежуток времени, который можно рассчитать по времятоковой характеристике теплового реле. Давайте подробнее рассмотрим, что такое тепловое реле и как правильно его выбрать.
Назначение и принцип действия
При перегрузке электродвигателей потребляемый ток увеличивается, соответственно увеличивается и нагрев. При перегреве двигателя нарушается целостность изоляции обмоток, быстрее изнашиваются подшипники, они могут заклинить. В этом случае тепловое отключение машины может не защитить оборудование. Для этого нужно тепловое реле.
Перегрузки могут возникать из-за перекоса фаз, затрудненного движения ротора, как из-за повышенной механической нагрузки, так и из-за проблем с подшипниками, при полном заклинивании вала двигателя и исполнительных механизмов.
Тепловое реле реагирует на повышенный ток и, в зависимости от значения, через некоторое время разрывает цепь тока, тем самым сохраняя обмотки двигателя неповрежденными. После последующего устранения неисправности при условии исправности статора двигатель может продолжать работу.
Если реле сработало по неизвестным причинам, а проверка показала, что все в порядке, можно вернуть контакты реле в исходное состояние, для этого на нем есть кнопка.
Реле может функционировать и при длительном пуске электродвигателя. При этом в обмотках протекают повышенные значения токов. Медленный пуск – это процесс, когда двигатель долго достигает номинальных оборотов. Это может произойти из-за перегрузки на оси, либо из-за низкого напряжения в сети.
Время, через которое сработает реле, определяется времятоковой характеристикой конкретного реле, в общем случае она выглядит так:
Вертикальная ось показывает время в секундах после того, как контакты разорвут цепь, а горизонтальная ось показывает, во сколько раз фактический ток превышает номинальный. Здесь мы видим, что при номинальном токе реле время срабатывания реле стремится к бесконечности, при перегрузке уже в 1,2 раза оно разомкнется примерно через 5000 секунд, при перегрузке по току в 2 раза — через 500 секунд, при при перегрузке в 5-8 раз реле сработает через 10 секунд.
Такая защита исключает постоянные остановки двигателя при кратковременных перегрузках и толчках, но сохраняет оборудование при длительном перерегулировании.
Принцип действия
Реле имеет пару биметаллических пластин с разными коэффициентами теплового расширения. Пластины жестко соединены друг с другом, при нагреве конструкция будет прогибаться в сторону участка с меньшим коэффициентом теплового расширения.
Пластины нагреваются за счет протекания тока нагрузки или от нагревателя, через который проходит ток нагрузки, схема представлена в виде нескольких витков вокруг биметалла. Протекающий ток нагревает пластину до определенного предела. Чем выше ток, тем быстрее нагрев.
Следует помнить, что если реле находится в теплом помещении, то ток срабатывания нужно устанавливать с большим запасом, т.к происходит дополнительный нагрев от окружающей среды. Кроме того, если реле только что сработало, контактам нужно некоторое время, чтобы остыть. В противном случае возможны повторные ложные срабатывания.
Давайте рассмотрим конкретный пример. Сверху вы видите блок реле ТРН. Он двухфазный. Состоит из трех ячеек, в крайних нагревательных элементах, посередине компенсатор температуры, триггерный регулятор тока, курок, размыкающий контакт, возвратный рычаг.
При протекании тока через нагревательный элемент (1) температура повышается, при достижении током установленного тока перегрузки биметаллическая пластина (2) деформируется. Толкатель (10) перемещается вправо и толкает пластину температурного компенсатора (3). При достижении тока перегрузки он изгибается вправо и освобождает защелку (7). Размыкающий стержень (6) перемещается вверх, и контакты (8) размыкаются.
Типы тепловых реле
Тепловые реле могут быть подключены ко всем трем фазам или к двум из трех, в зависимости от конструкции. Большинство реле конструктивно рассчитаны на соответствие определенным магнитным пускателям, это необходимо для простой и точной установки. Рассмотрим некоторые из них.
RTL — подходит для использования с пускателями типа PML. С набором клемм КРЛ используется как самостоятельное устройство защиты.
PTT — подходит для монтажа с пускателями PME и PMA. Также его можно использовать как отдельно стоящее, если закрепить на специальной панели.
РТИ — тепловые реле для пускателей КМИ и КМТ. На лицевой стороне можно увидеть пару дополнительных контактов блока для реализации схем индикации и прочего.
ТРН — двухфазное тепловое реле. Он устанавливается в трехфазных двигателях, при этом подключается к разрыву двух фаз. Температура окружающей среды не влияет на работу. На текущем регуляторе 10 делений 5 на уменьшение, 5 на увеличение, цена деления 5%.
На самом деле тепловых реле великое множество, но все они выполняют одну и ту же функцию.
Реле часто монтируют в специальную железную коробку. На картинке пускатель ПМА четвертого номинала на 63 Ампера, с трехфазным тепловым реле.
Тепловое реле подключается к современным пускателям так, как показано на рисунке ниже, достигается цельная конструкция.
Красная кнопка «тест» необходима для пробного отключения реле, и проверки возможности размыкания контактов.
Этот метод соединения экономит место на вашей рейке.
Схема подключения
Как уже было сказано, тепловое реле защищает электрооборудование от длительных перегрузок. Монтируется между источником питания и потребителем.
Управляемый ток протекает через нагревательные элементы (1), они подгибают контакты (2) теплового реле, в этой схеме используется 2-х фазное тепловое реле. Контакты размыкают цепь катушки контактора или магнитного пускателя, как если бы вы нажали кнопку «СТОП». В общем виде эта схема выглядит так:
На переднем плане видно, как две крайние фазы подключаются от выходных контактов пускателя. На заднем плане видно, что клемма от контактов ТПН подключена к катушке реле.
Если использовать обратную схему магнитных пускателей, то подключение практически такое же, это наглядно показано ниже. Контакты с маркировкой «10» и «12» подключаются к разрыву катушек пускателей КМ1 и КМ2.
Здесь видно, что есть нормально замкнутая пара и нормально разомкнутый контакт. Это необходимо, например, для индикации срабатывания тепловой защиты, т.е к ней можно подключить сигнальную лампу или подать сигнал на диспетчерский пульт или систему автоматического управления.
На реле РТИ эти контакты расположены на передней панели:
- NO — нормально открытый — для индикации;
- NC — нормально замкнутый — к пускателю.
Кнопка STOP принудительно переключает контакты. При срабатывании такое реле должно остыть и снова включится. Хотя в конкретном примере возможен как ручной, так и автоматический перезапуск. Для этого с правой стороны передней панели предусмотрена синяя кнопка с крестообразным пазом; когда крышка закрыта, она заблокирована.
Допустим, у нас есть двигатель АИР71В4У2. Мощность 0,75 кВт. У нас трехфазная сеть с линейным напряжением 380В. Двигатель рассчитан на 220В, если обмотки соединены треугольником и 380В, если звездой. Номинальный ток такого двигателя с обмотками, соединенными по схеме звезда, равен 1,94А. Полную информацию можно найти на шильдике, который вы можете видеть на картинке ниже.
Отсюда следует, что мы должны подобрать тепловое реле для двигателя с током 1,94 А. Рабочий ток теплового реле должен превышать номинальный ток двигателя в 1,2 — 1,3 раза. Это:
Iреле=ВХ*1,2…1,3
Допускать работу двигателя в составе механизма, где допускаются кратковременные, но значительные перегрузки, например, для подъема небольших грузов. Далее выбираем ток уставки в 1,3 раза больше номинального тока асинхронного двигателя.
Iреле=1,94*1,3=2,522
Это значит, что реле должно срабатывать при токе 2,5-2,6А. Нам подходят следующие реле:
- РТЛ-1007, с диапазоном тока 1,5-2,6 А;
- РТЛ-1008, диапазон тока 2,4-4 А;
- РТИ-1307, диапазон тока 1,6…2,5 А;
- РТИ-1308, диапазон тока 2,5…4 А;
- ТРН-25 3,2А (с помощью регулятора можно понизить или увеличить ток на 25%).
Способы регулировки реле
Первый шаг – определить настройку теплового реле:
N1 = (In — Ine) / cIne
где In — номинальный ток нагрузки электродвигателя, Ine — номинальный ток нагревательного элемента теплового реле, c — масштабный коэффициент (например, c = 0,05).
Второй шаг – введение поправки на температуру окружающей среды:
Н2 = (Т — 30) / 10
где Т – температура окружающей среды, °С.
Шаг третий:
Н = Н1 + Н2
Шаг четвертый – установите регулятор на нужное количество делений N.
Поправка на температуру вводится, если температура окружающей среды слишком высокая или слишком низкая. Если на температуру в помещении, где установлено реле, существенное влияние оказывает температура снаружи, коррекцию следует производить зимой и летом.
Обследование
Рассмотрим на примере реле типа ТРН. Чтобы убедиться, что реле работает:
1. Проверить состояние коробки на наличие трещин и сколов.
2. Проверьте с подключенной нагрузкой с номинальным током.
3. Разобрать реле и проверить целостность контактов, отсутствие на них нагара,
4. Проверьте, не погнуты ли нагреватели.
5. Проверьте расстояние между биметаллом и нагревательными элементами. Оно должно быть таким же, если нет, отрегулируйте с помощью установочных винтов.
6. Подайте номинальный ток через один из нагревателей, установите настройку в 1,5 раза больше номинального тока. В таком состоянии реле работает 145 с, затем плавно поворачивают регулировочный эксцентрик в положение «-5» до срабатывания реле.
7. После активного охлаждения в течение 15 минут таким же образом проверьте другой нагревательный элемент.
Схема испытательного стенда:
Краткое содержание
Тепловые реле являются важным элементом защиты электрооборудования. С ним вы защитите свое устройство от перегрузок, а его свойства позволят выдерживать кратковременные скачки напряжения без ложных срабатываний, чего не может обеспечить автоматический выключатель.
Реле могут применяться как вместе с магнитными пускателями, подключаясь непосредственно к выводным клеммам, образуя таким образом единую конструкцию, так и как самостоятельные устройства защиты, размещаемые в щитке на din-рейке и в электрошкафах.
Продолжительная работа электроприборов и механизмов на пределе их возможностей может привести к повреждению изоляции и перегреву обмоток двигателя. Такие неисправности грозят длительным и зачастую дорогостоящим ремонтом. Во избежание проблем в цепь следует установить тепловое реле, которое следит за значениями тока и отключает ток при превышении установленных критических параметров. Читайте также статью ⇒ Подключение теплового реле.
Существующие типы устройств
Класс тепловых реле включает несколько типов: ТРН, РТЛ, ТРП, РТИ, РТТ. Применение каждого обусловлено конструктивными особенностями.
Реле двухфазного тока (ТРН) применяется в основном для электрической защиты асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Как правило, они работают от сети с номиналом до 500 В, частотой 50 Гц.
Реле оснащено ручным контактным механизмом управления. Размеры ТРУ позволяют интегрировать их в комплектные блоки как закрытых, так и открытых станций, координирующих работу станций. Они не выполняют функцию защиты от КЗ и сами в ней нуждаются.
Реле ТРП имеют виброустойчивый механизм и ударопрочный корпус. Предназначены для защиты асинхронных трехфазных двигателей, работающих при больших механических нагрузках.
Они рассчитаны на максимальный ток 600 А и максимальное напряжение 500 В, а в цепях с постоянным током — 440 В. Автоматика нечувствительна к внешней температуре и срабатывает при превышении показателя 200°С.
Агрегаты RTL трехфазные, помимо защиты двигателя от перегрузки, они предохраняют ротор от заклинивания. Они страхуют его от пробоя при перекосе фаз, при длительном пуске.
Работают автономно с клеммниками КРЛ и в модификации с магнитными пускателями ПМЛ. Ток рабочего зазора от 0,10 до 86 А.
Контактор в паре с тепловым реле. При срабатывании устройства нормально замкнутый и нормально разомкнутый контакты синхронно меняют положение
PTT — устройство защищает асинхронные двигатели от скачков напряжения, перекоса фаз, заклинивания и других нештатных ситуаций. Применяется как самостоятельное устройство, так и встраиваемое в пускатели ПМА, ПМЭ.
Трехфазное изделие РТИ оснащено теми же функциями, что и предыдущее, но используется в модификации со пускателями КТМ и КМИ.
Как устроен защитный автомат
В предыдущей статье мы выяснили характеристики автоматических выключателей, а теперь углубимся. Я…
Как подключить тепловое реле
Замкнутый контакт (нормально соединенный), которым термомодуль подключается к магнитному пускателю, обозначается NC или NC, что расшифровывается как нормально замкнутый. Буквенное сочетание NO указывает на нормально разомкнутый контакт.
В простой схеме он используется для подачи сигнала о том, что защита двигателя сработала из-за превышения пороговой температуры.
При внедрении в сложные системы управления способен формировать аварийный сигнал для вывода конвейера из рабочего состояния.
Тепловое реле расположено за контакторами, но перед двигателем. Подключение контакта нормального подключения к кнопке «Стоп» на пульте управления осуществляется по последовательной схеме (+)
Обозначение выводов контактора продиктовано ГОСТ: нормально замкнутый — 95-96, нормально разомкнутый — 97-98. К первой паре подключается пускатель, вторая используется для цепей сигнализации. Поскольку двигатель и тепловое реле должны быть защищены от короткого замыкания, цепь должна содержать автоматический выключатель.
Компоновка устройства включает кнопки «Тест» и «Стоп» или «Сброс». С помощью первого проверяют работоспособность, а второго — отключают защиту вручную.
С помощью поворотного выключателя после включения защиты производится повторный пуск электродвигателя. Стеклянная крышка изделия маркируется и опломбируется.
По типу подключения можно выделить две большие группы тепловых реле:
- первая группа — устройства, монтируемые за магнитным пускателем и подключаемые с помощью перемычек;
- вторая группа — устройства, устанавливаемые непосредственно на контактор пускателя.
В последнем случае при пуске основная нагрузка ложится на контактор. Здесь термомодуль оснащен медными контактами, подключенными непосредственно к пусковым входам.
Схема теплового реле. На него нанесены обозначения элементов управления и выводов. Для разных моделей эти обозначения могут различаться (+)
Провода от мотора подключаются к ТР. Само реле в такой схеме представляет собой промежуточный узел, анализирующий ток, протекающий в пути к двигателю от магнитного пускателя.
Характеристики автоматических выключателей на примере TEXENERGO
Несколько лет назад я публиковал в блоге статьи о выборе автоматических выключателей и почему получается…
Тепловое реле LR2 D1314. Назначение, устройство, схема подключения
Здравствуйте, уважаемые посетители и гости сайта «Записки электрика».
В этой статье я расскажу вам о назначении, устройстве, принципиальной схеме теплового реле на примере LR2 D1314 от . Тепловая составляющая рассматриваемого реле имеет номинальный ток 10 (А) и диапазон ее уставки тока от 7 до 10 (А). О других технических характеристиках мы поговорим чуть позже. А теперь перейдем к определению и назначению теплового реле.
Как вы уже знаете, тепловое реле, или другими словами реле перегрузки, устанавливается в схемы магнитных пускателей, как нереверсивных, так и реверсивных.
Назначение теплового реле
Тепловое реле — электрическое коммутационное устройство, предназначенное для защиты трехфазных двигателей от перегрузки по току недопустимой продолжительности (например, при заклинивании или механической перегрузке ротора), а также от обрыва какой-либо из фаз питающей сети напряжения (аналогично по функциям реле контроля фаз).
Вот перечень наиболее распространенных (известных) серий тепловых реле: ТРП, ТРН, РТТ, РТИ (аналог ЛР2 Д13), РТЛ.
О каждой серии тепловых реле постараюсь написать отдельную статью, подписывайтесь на рассылку сайта «Записки электрика».
Обратите внимание, что тепловое реле не защищает двигатель от короткого замыкания в связи с тем, что срабатывает с задержкой по времени, т.е не сразу — это хорошо видно из графика (кривой) работы теплового реле. Для защиты двигателя от коротких замыканий в цепь перед магнитным пускателем устанавливают автоматические выключатели или предохранители.
Технические характеристики теплового реле LR2 D1314
Вот внешний вид:
Вид страницы:
Я уже говорил выше, что тепловое реле LR2 D1314 имеет конструкцию один к одному, как и тепловое реле РТИ.
Ниже я приведу основные технические характеристики рассматриваемого в данной статье теплового реле LR2 D1314 от :
- номинальный ток тепловой составляющей — 10 (А)
- предел регулирования тока уставки теплового расцепителя — 7-10 (А)
- напряжение в силовой цепи (основной) — 220 (В), 380 (В) и 660 (В)
- два вспомогательных контакта — нормально замкнутый НЗ (95-96) и нормально разомкнутый НО (97-98)
- коммутационная мощность для вспомогательных контактов — около 600 (ВА)
- порог срабатывания — 1,14±0,06 номинального тока
- чувствительность к асимметрии фаз — срабатывает при 30% номинального тока в одной фазе, при условии протекания номинального тока в других фазах
- класс срабатывания — 20 (см график работы теплового реле)
Кривая срабатывания теплового реле с классом срабатывания 20 показывает среднее время срабатывания реле в зависимости от кратного тока уставки:
8.6.1. Основные сведения
Тепловые реле предназначены для защиты электродвигателей от токов перегрузки.
Тепловые реле нельзя использовать для защиты от токов короткого замыкания, так как эти реле срабатывают с выдержкой времени, необходимой для нагрева биметаллической пластины.
Для защиты от токов короткого замыкания применяют устройства защиты мгновенного действия — автоматические выключатели, предохранители и электромагнитные реле с максимальным током.