- Условные обозначения параметров
- Монтажное исполнение – фланец, лапы, комбинированное
- Чертеж двигателя на лапах
- Чертеж IM2081, IM3081 (лапы-фланец)
- Направление вращения вала
- Правосторонние обороты
- Осуществление реверса
- Как определить мощность?
- По габаритным размерам
- По диаметру вала
- По показанию счетчика
- Расчет мощности по току
- Разнообразие устройств
- Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей
- Терминология вала
- Определение мощности двигателя по диаметру вала. Габаритные размеры АИР и 4АМ
- Как узнать мощность мотор-колеса
- Оценочный расчёт по току холостого хода и напряжению
- Практические измерения
- Если не получилось узнать мощность и обороты
- Предремонтные испытания
- Сравниваем габаритные размеры
- Виды электродвигателей
- Основные требования к детали
- Как определить мощность, частоту вращения, начало и конец обмоток двигателя без бирки.
- Определение мощности электродвигателя без бирки
- Определение мощности двигателя по диаметру вала и длине
- Определяем потребляемый ток:
- Определение по габаритам
- Другие особенности расчета диаметра
- Для чего необходимо знать мощность двигателя
Условные обозначения параметров
Обозначения по ГОСТу габаритные размеры электродвигателей марок АИР, 4АМ:
- h — высота вращения вала или размер электродвигателя. Высота от центра оси оси до земли. Важный соединительный размер AIR при монтаже агрегата и центровке
- l30*h31*d24 — длина, высота, ширина двигателя АИР, размеры по габаритам. Необходимо рассчитать стоимость доставки и необходимое место при транспортировке
- m — вес электродвигателя, масс. Необходимо рассчитать транспортные расходы и сопромат
- d1 – диаметр вала. Суммарный и присоединительный размер АИР, необходимый при агрегатировании с другим оборудованием или при выборе полумуфты
- d20 — ширина, посадочный диаметр фланца.
- d22 – диаметр отверстий во фланце. Габаритные размеры фланцевого двигателя типа АИР для изготовления или подбора ответного фланца
- l10 и b10 — расстояние между крепежными отверстиями на ножках электродвигателя. Важный габаритный и установочный размер, необходимый при монтаже электродвигателя на раму или на платформу
- L1 — длина вала
- b1 — ширина ключа. Размер необходим для изготовления полумуфты
Монтажное исполнение – фланец, лапы, комбинированное
Соединение и габаритный чертеж конструкции крепления двигателя AIR на опорах (IM 1081), опорном фланце (IM 2081), чистом фланце (IM 3081).
Чертеж двигателя на лапах
Чертеж IM2081, IM3081 (лапы-фланец)
Обозначение — маркировка обмоток двигателя
По ГОСТ 26772-85 обмотки трехфазных асинхронных двигателей должны маркироваться буквами:
По словам старого гостя, обозначение было несколько иным:
Еще раньше можно было встретить надписи Н1-К1 (начало-конец обмотки №1), Н2-К2, Н3-К3.
На некоторых двигателях для облегчения распознавания концов обмоток их выводят из разных отверстий то в одну, то в другую сторону. Как на картинке ниже.
Но таким выводам не всегда можно доверять. Поэтому никогда не помешает проверить все вручную.
Если на барно нет символов и букв, и вы не знаете, где у вас начало, а где конец обмотки, читайте инструкцию под спойлером.
2 метода определения начала и конца обмоток двигателя (нажмите на плюсик, чтобы развернуть)
В качестве помощника возьмите мультиметр и установите его в режим измерения сопротивления.
Одним щупом прикасаетесь к одной из шести клемм, а другим поочередно прикасаетесь к оставшимся пяти проводам, тем самым ищете подходящую пару.
На дисплее мультиметра должно появиться число, показывающее определенное сопротивление в омах.
В остальных случаях при других проводах сопротивление будет равно бесконечности (обрыв).
Пометьте эту обмотку бирками и перейдите к остальным проводам. Вот таким простым способом буквально за одну минуту можно «прозвонить» концы всех обмоток.
Однако это еще не все. Основная проблема в том, что вы еще не знаете, какой из двух выводов является началом обмотки, а какой — концом.
Чтобы это узнать, соедините вместе два провода от разных обмоток. То есть условное начало V1 первой обмотки соединяется с условным концом второй обмотки — U2.
При этом у вас пока нет точной информации о начале или конце. Вы пометили их как таковые для себя, чтобы производить последующие измерения.
На другой конец этих двух обмоток (U1 и V2) подается переменное напряжение 220 В или меньше. Это зависит от того, на какое напряжение рассчитан ваш двигатель.
Цель всей этой операции – измерить, какое напряжение появится на концах третьей обмотки W1-W2. Это так называемый метод трансформации.
При наличии значения между W1-W2 (10-15В и более) первые две обмотки включаются согласованно, то есть правильно. Все подписанные концы V1-V2, U1-U2, как вы уже догадались.
Метки менять не нужно.
Если напряжение между W1-W2 очень маленькое или его вообще нет, то получается, что вы включили первые две обмотки в обратном направлении (неправильно). Метки на одной из обмоток необходимо заменить.
Разобравшись с двумя фазами, переходим к третьей. Здесь процедура такая же. Соедините условное начало и конец W1 и U2 и подайте 220В на U1 и W2.
Измерьте между контактами V1 и V2. Если вы угадали, то двигатель может запуститься даже на двух фазах или, по крайней мере, между V1 и V2 будет несколько вольт.
Если нет, просто поменяйте местами теги W1 и W2.
Второй способ определения начала и конца обмоток еще проще.
Сначала найдите три разные обмотки, как указано выше. Соедините их последовательно (условный конец первого с началом второго U2-V1, а конец второго с началом третьего V2-W1).
Подайте 220В на два оставшихся выхода U1-W2. Затем поднесите лампочку поочередно к концам каждой из обмоток (U1-U2, V1-V2, W1-W2).
Если он везде горит с одинаковой яркостью, то со всеми выводами вы угадали правильно.
Если яркость разная, это говорит о том, что эта обмотка перевернута по сравнению с двумя другими.
Метки на нем нужно поменять. На самом деле давно запрещено работать в телевизоре с лампочкой в качестве контрольной, поэтому вместо нее лучше использовать мультиметр с функцией измерения напряжения.
Направление вращения вала
Это значение важно для исключения ошибок при работе вала и предотвращения его оборотов в направлении, противоположном заданному. Как правило, на корпусе двигателя или деталях привода используются стрелки, указывающие направление вращения двигателя.
Схема вращения вала по часовой стрелке
Но если этой информации нет ни на кузове, ни в документах, ее можно определить самостоятельно, сейчас расскажем как. Первое, что нужно учесть перед запуском, это то, что поиск направления производится с той стороны, на которой расположен один конец оси. Если в конструкции задействованы 2 конца, определение крутящего момента нужно начинать со стороны вала большого диаметра.
Ориентируясь на ГОСТ № 2672-85, укажем, что движение вала в правую сторону полностью соответствует вращению детали по часовой стрелке. Если говорить о наиболее популярных двигателях с питанием от трехфазной сети и короткозамкнутым ротором, то вращение их вала вправо будет осуществляться по-разному. Это имеет место, если последовательность фаз передаваемого напряжения на концы обмоток статора соответствует последовательности их маркировки. То есть все должно идти попеременно в алфавитном порядке — U1, V1, W1.
Правосторонние обороты
Если мы имеем дело с однофазными двигателями с короткозамкнутым ротором, то вращение компонента по часовой стрелке будет осуществляться при подаче фазы на конец рабочих обмоток.
Подключение для вращения по часовой стрелке
При возникновении необходимости изменения направления вращения вала в двигателях с трехфазными двигателями действия по изменению основного направления следует выполнять поэтапно.
Алгоритм смены направления движения:
- отключить двигатель от источника питания;
- снятие крышки с распределительной коробки;
- заменить жилы силового кабеля по определенной схеме: жила с черной изоляцией L3 теперь подключена к разъему V1. Коричневый проводник L2 подключается к контактному элементу W1
Повторно подключитесь к левому
Осуществление реверса
Для однофазных электродвигателей эта возможность реализуется за счет подключения фазы к исходным контактам рабочих обмоток. Также можно реализовать возможность переподключения с помощью 3-контактного переключателя.
Вращение вала против часовой стрелки
Как определить мощность?
Существует несколько способов определения мощности электродвигателя: диаметр вала, размер и длина, сила тока и сопротивление, измерение амперметром.
По габаритным размерам
Все электродвигатели отличаются габаритными размерами. Определить мощность двигателя можно, сравнив габаритные размеры с таблицей для определения мощности электродвигателя, перейдя по ссылке габаритные и подключив габариты электродвигателей АИР.
Какие размеры необходимо измерить:
- Длина, ширина, высота тела
- Расстояние от центра шахты до пола
- Длина и диаметр вала
- Установочные размеры для лап (фланец)
По диаметру вала
определение мощности электродвигателя по диаметру вала – частый запрос поисковиков. Но мало точно определить этот параметр — два двигателя одного размера, с одинаковыми валами и частотой вращения могут иметь разную мощность.
Таблица зависимости диаметра вала от мощности и числа оборотов для двигателей AIR и 4AM.
Мощность электродвигателя Р, кВт | Диаметр вала, мм | |||
3000 об/мин | 1500 об/мин | 1000 об/мин | 750 об/мин | |
1,5 | 22 | 22 | 24 | 28 |
2.2 | 24 | 28 | 32 | |
3 | 24 | 32 | ||
четыре | 28 | 28 | 38 | |
5,5 | 32 | 38 | ||
7,5 | 32 | 38 | 48 | |
одиннадцать | 38 | 48 | ||
пятнадцать | 42 | 48 | 55 | |
18,5 | 55 | 60 | ||
22 | 48 | 55 | 60 | |
тридцать | 65 | |||
37 | 55 | 60 | 65 | 75 |
45 | 75 | 75 | ||
55 | 65 | 80 | ||
75 | 65 | 75 | 80 | |
90 | 90 | |||
110 | 70 | 80 | 90 | |
132 | 100 | |||
160 | 75 | 90 | 100 | |
200 | ||||
250 | 85 | 100 | ||
315 | — |
По показанию счетчика
Обычно показания счетчика отображаются в киловаттах (далее – кВт). Для точности измерения выключите все электроприборы или используйте переносной счетчик. Мощность электродвигателя составляет 2,2 кВт, а это значит, что он потребляет 2,2 кВт электроэнергии в час.
Для измерения мощности по показаниям счетчика необходимо:
- Подключите двигатель и дайте ему поработать 6 минут.
- Умножаем показания счетчика на 10 – получаем точную мощность электродвигателя.
Расчет мощности по току
Сначала нужно подключить двигатель к сети и измерить напряжение. Замеряем ток потребления на каждой из фазных обмоток с помощью амперметра или мультиметра. Затем находим сумму токов трех фаз и умножаем на ранее измеренные показатели напряжения, четко в формуле расчета мощности двигателя по току.
- Р – мощность электродвигателя;
- U — напряжение;
- Iа — ток 1 фазы;
- Iб — 2 фазы;
- IC — 3 фазы.
Разнообразие устройств
Вал, несмотря на свою универсальную конструкцию, может быть выполнен разных типоразмеров, каждый из которых отличается технологическими параметрами, габаритами, назначением и другими характеристиками.
Исходя из области применения электродвигателя, валы бывают следующих двух типов:
- конический. Их устанавливают на двигатели, управляемые работой экскаваторов, кранов, лебедок;
- цилиндрический. Они более распространены, находят свое применение в узлах оборудования практически всех назначений.
Еще одна популярная классификация – по функциональности и назначению двигателя. Элемент вала может иметь один или два конца. В последнем случае все «хвосты» могут иметь одинаковый диаметр, либо показатель может различаться. Валы часто встраиваются в конструкции трехфазных электродвигателей специального и общепромышленного назначения.
Также довольно часто встречаются установки, у которых один конец конический, а другой цилиндрический. Этот вариант характерен для крановых двигателей, для которых характерна многозадачность. К таким ситуациям относятся, например, подъем и опускание груза, т.е задачи, имеющие разнонаправленные действия.
Конструкция предполагает постоянное прикрытие другого конца заглушкой, поэтому реализация модели с двумя выходными валами носит индивидуальный характер.
В процессе передачи усилий на валу также задается необходимая скорость машин для выполнения определенных задач. В дополнение к этому также используются муфты, шкивы, шпонки. Это особенно часто встречается в машинах с прямым подключением двигателя, таких как автоматические стиральные машины.
Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей
Маркировка имеет несколько основных позиций:
- марка (тип) электродвигателей;
- вариант исполнения;
- рабочая длина оси вращения;
- монтажные размеры сборки;
- длина ядра;
- количество пар стержней;
- модификации дизайна;
- климатические представления.
Ниже представлена расшифровка обозначений современных двигателей.
Ниже вы видите пример полной маркировки асинхронных двигателей и ее расшифровку.
Также указывается степень защиты электродвигателя от пыли и влаги по классу IP, цифрами от 0 до 8. Здесь первая цифра — защита от пыли, а вторая — защита от влаги.
В этом случае обозначение указывает на вариант установки. В соответствии с нормами конструкции крепления вы можете решить, как монтировать двигатели — на лапах или с помощью фланца. Например, в IM 1081 говорится о монтаже на лапах и о том, что его можно устанавливать валом вверх, вниз или горизонтально.
Для взрывозащищенного электропривода в пакете сопроводительных документов должен быть сертификат, в котором указывается маркировка по степени взрывозащиты, по ее типу и области применения. Также в маркировке двигателя, если в начале указана буква В, он взрывозащищенный, например ВА07А(М)-450-710.
В этом случае обозначение двигателей постоянного тока отличается от двигателей переменного тока и имеет вид, как показано на рисунке.
На рисунке ниже представлена информация о тяговых двигателях, установленных на кранах.
Аналогичные данные размещены на шильдиках электродвигателей.
Информация на табличке гласит:
- АИР — тип асинхронной машины;
- 80 — длина вала;
- А — установочный размер;
- 4-количество баров;
- У – предназначен для работы в условиях умеренного климата;
- 3-установлен в помещении.
Мощность 1,1 кВт, скорость вращения 1420 об/мин. Может работать от переменного тока напряжением 220 или 380 вольт при соединении обмоток треугольником или звездой.
Потребляемая мощность составит 4,9/2,8А соответственно. Степень защиты IP54. Производится в Республике Беларусь.
Терминология вала
Работа этого элемента статора характеризуется несколькими понятиями, которые также используются при расчете диаметров.
Пусковой момент — механический термин, характеризующий вращение, которое двигатель развивает на статоре при пуске. Возникает, когда ток протекает через устройство в условиях полного напряжения. Сам вал должен быть заблокирован.
Минимальный крутящий момент (M мин.) — указывает нижнюю точку на кривых крутящего момента и частоты двигателя. Нагрузку на привод постепенно увеличивают до максимальных частот вращения.
Блокирующий момент, также известный как предельная перегрузка. Он выполнен из блока управления переменного тока, куда подается номинальное напряжение с нормальной частотой. В этом случае скачка скорости вращения не происходит.
Определение мощности двигателя по диаметру вала. Габаритные размеры АИР и 4АМ
Здесь Вы найдете наиболее полные технические данные о габаритных и установочных размерах общепромышленных асинхронных электродвигателей АИР. Варианты монтажа, размеры, монтажные размеры для ножек, диаметр вала и фланца, ширина шпоночного и шпоночного паза. Сводные таблицы габаритных и присоединительных размеров для трехфазных асинхронных двигателей серии АИР 63-355 с размерами 4АМ и 100-355 мм.
Табличные данные позволяют быстро рассчитать мощность двигателя по диаметру вала. Зная присоединительные размеры, можно заказать муфту при комплектации электродвигателя другим оборудованием (насос, вентилятор, редуктор).
Если у вас возникнут вопросы, смело звоните менеджерам Слобожанского завода по указанным номерам. Мы проконсультируем по техническим характеристикам и производителям электродвигателей АИР, подберем необходимое оборудование и доставим в ваш город в короткие сроки.
Благодаря практичной навигации можно сразу перейти к нужному столу.
- ЭЙР 63
- ВОЗДУХ 80
- ВОЗДУХ 90
- ВОЗДУХ 100
- ЭЙР 112
- ЭЙР 132
- АИР 160
- АИР 180
- ВОЗДУХ 200
- ВОЗДУХ 250
- ВОЗДУХ 280
- ЭЙР 315
- ЭЙР 355
Читайте также: Назначение расцепителя максимального тока
Как узнать мощность мотор-колеса
Для выполнения примерного расчета мощности мотор-колеса необходимо:
- Измерьте силу тока амперметром, включенным последовательно в цепь. В этом случае амперметр подключается к разомкнутой цепи между аккумулятором и контроллером.
- Измерьте напряжение батареи. Вольтметр подключают параллельно исследуемому участку цепи.
- Рассчитайте произведение измеренных значений тока и напряжения, т.е потребляемую мощность.
- Умножаем полученное значение на КПД электродвигателя — получаем значение мощности на валу МК. КПД электродвигателя указывается производителем в документации и составляет в среднем 80-90% (при умножении коэффициент равен 0,8-0,9).
Ток и напряжение необходимо измерять под нагрузкой. При отсутствии динамометра должна быть альтернатива этому. Велокомпьютер подходит для определения скорости. Его показания основаны на расчете оборотов колеса и достаточно точны, если в настройках указан правильный диаметр.
Далее нужно создать нагрузку для электродвигателя. Вы можете сделать это несколькими способами:
- Измерьте время разгона до максимальной скорости на ровном и сухом участке асфальтированной дороги. Используя предыдущую формулу (P=IU), рассчитайте мощность, развиваемую электродвигателем при максимальном ускорении.
- Проведите электровелосипед или другое испытательное транспортное средство по ровной местности. Обратите внимание на показания амперметра и вольтметра. Для расчета мощности, развиваемой при таком увеличении, используется формула Р = МЕ · КПД (в среднем принимается 0,8). На склонах разной крутизны можно рассчитывать мощность определенного электротранспорта, развиваемую им в разных условиях. Номинальная – это максимальная мощность, развиваемая электродвигателем без ущерба для его работоспособности.
- Определите высоту подъема (можно использовать GPS-навигатор) и бегите по ней. Рассчитайте мощность по формуле P=mgh/h, где m – общая масса автомобиля и водителя в кг, g=9,81, h – высота подъема, t – время прибытия, P – мощность в ваттах.
Определение количества оборотов двигателя с помощью диктофона на смартфоне
Для этого вам понадобится современный смартфон с установленной на нем программой для записи голоса.
При этом запись должна быть сохранена и отображена в графическом виде. Например, это может сделать программа TapeMachine.
Если у вас его нет, запишите файл в формате mp3, а затем откройте его на своем компьютере в программе для редактирования аудио. Чтобы ничего не скачивать, пользуйтесь популярными онлайн-сервисами.
Поместите смартфон рядом с двигателем и запустите двигатель на холостом ходу. Затем приложите кончик отвертки к валу, где должна быть шпонка.
Диктофон должен в этот момент зафиксировать и записать исходящие звуки удара отвертки о ребра прорези для ключа. Если у вас на вал установлен валик, то на конец вала можно намотать медную проволоку, а вместо отвертки взять кусок плотного картона (наждачной бумаги).
Удары в этом случае будут передаваться с проволоки на картон. После работы в течение десяти секунд двигатель можно выключить.
Затем приступайте к анализу графической записи. Тонкая полоска – это звук вала.
Большие пики – это моменты ударов отвертки. Выберите самый удачный сегмент из всей записи и подсчитайте количество пиков за первую секунду.
Допустим, их 25. Это дает 25*60=1500 оборотов в минуту.
Это скорость вашего синхронного вала.
Оценочный расчёт по току холостого хода и напряжению
Также можно определить мощность электродвигателя по току или, как говорят любители, «по силе тока». Но неправильно измерять ток, когда машина находится под нагрузкой, чтобы узнать ее номинальную мощность, потому что нет возможности узнать, работает ли она под номинальной нагрузкой, в перегрузке или наоборот под нагрузкой. Ток статора зависит от нагрузки. Это означает, что вы будете измерять не номинальный ток, а ток потребления в этот момент.
Итак, вам нужно измерить ток холостого хода, то есть когда двигатель работает без нагрузки. Прежде чем что-либо измерять, для получения корректных данных нужно дать ему поработать некоторое время, а именно 0,5-1 час для двигателей до 100кВт и 1-2 часа — свыше 100кВт. После измерения по таблице узнайте характерные отклонения Iхх от Iном в процентах и рассчитайте расчетный Iном.
Приведем пример, допустим, вы измерили ток, он оказался 5 ампер. Оцениваем мощность двигателя «на глаз», допустим, что она довольно большая, а вы предполагаете, что она больше 5 кВт. При этом он «трехтысячник», то есть вал вращается с частотой 3000 об/мин. Тогда измеренный ток холостого хода составляет 40% (или 0,4) от номинального. Чтобы узнать номинальный ток, нужно разделить Iхх на проценты из таблицы:
Тогда полную и активную мощность можно определить по формулам:
S=UI*1,73=380*12,5*1,73=8217 Вт=8,2 кВт.
Примем, что cosФ двигателя равен 0,85, а его КПД равен 0,8, тогда активный P1 равен:
P = Iср * Uср * 1,73 * cosf * КПД = 12,5 * 380 * 1,73 * 0,85 * 0,8 = 5,5 кВт
Правда стандартных трехфазных асинхронных двигателей с такими параметрами не существует, цифры взяты только для примера, но по вышеописанной методике можно узнать мощность двигателя, узнать ток и напряжение.
Практические измерения
Самый доступный способ – проверить показания бытового электросчетчика. Во-первых, следует выключить абсолютно все бытовые приборы и выключить свет во всех комнатах, так как даже лампочка на 40 Вт будет искажать показания. Убедитесь, что счетчик не вращается или что индикатор не мигает (в зависимости от модели). Вам повезло, если у вас есть ртутный манометр — он показывает нагрузку в кВт, так что вам нужно просто запустить двигатель на 5 минут на полную мощность и проверить показания.
Индукционные счетчики регистрируют в кВт/ч. Запишите показания перед включением двигателя, дайте ему поработать ровно 10 минут (лучше использовать секундомер). Возьмите еще одно показание счетчика и найдите разницу путем вычитания. Умножьте это число на 6. Результатом будет мощность двигателя в кВт.
Если мотор небольшой, рассчитать параметры будет несколько сложнее. Узнайте, сколько оборотов (или импульсов) соответствует 1кВт/ч — информацию вы найдете на счетчике. Допустим, это 1600 об/мин (или мигает индикатор). Если счетчик делает 20 оборотов в минуту при работающем двигателе, умножьте это число на 60 (количество минут в часе). Получается 1200 оборотов в час. Разделите 1600 на 1200 (1,3) — это мощность двигателя. Результат тем точнее, чем дольше вы измеряете показания, но небольшая погрешность все же присутствует.
Если не получилось узнать мощность и обороты
Если не удалось определить мощность и скорость электродвигателей, или вы не уверены в измерениях, обратитесь к специалистам Системы качества. Наши специалисты помогут выбрать подходящий двигатель или отремонтируют сломанный двигатель AIR.
В таблице приведены сведения о диаметре вала двигателя и его размерах в зависимости от мощности и частоты вращения вала.
Присоединительные размеры электродвигателей приведены по ГОСТ 2479-79 («по ГОСТу»). На отечественном рынке представлены электродвигатели с присоединительными размерами по стандарту DIN. В нашей практике такие электродвигатели чаще всего встречаются в составе импортного оборудования.
Присоединительные размеры по ГОСТ и по DIN отличаются незначительно. Об этих различиях я писал здесь.
И еще: в таблице указаны присоединительные размеры для «стандартного» фланца (IM 2081). Некоторые электродвигатели могут быть оснащены уменьшенным фланцем (IM2181, наши клиенты называют его «малый фланец»). Свяжитесь с нами для уточнения размеров «малого» фланцевого соединения.
Предремонтные испытания
Для электродвигателей, поступающих в ремонт, по возможности должны проводиться предремонтные испытания.
Объем испытаний устанавливается в каждом отдельном случае в зависимости от вида ремонта, результатов анализа карт осмотра и внешнего состояния электродвигателя. Работа с материальным выявлением неисправностей машин называется дефектовкой. Перед испытаниями электродвигатель подготавливают к работе в соответствии со всеми требованиями правил технической документации; измерить размеры подшипниковых зазоров и воздушных зазоров, осмотреть имеющиеся узлы и детали и оценить возможность использования при испытаниях. Негодные детали, по возможности, заменяются деталями, которые можно отремонтировать (без разборки).
В асинхронных двигателях на холостом ходу измеряют ток холостого хода, контролируют его симметричность, оценивают визуально или с помощью приборов все параметры, подлежащие контролю в процессе работы.
В электродвигателях с фазным ротором и двигателях постоянного тока оценивают работу контактных колец, токосъемников и щеточных устройств. Нагрузить электродвигатель до допустимой степени, рассмотреть влияние нагрузки на работу основных узлов, проверить равномерность нагрева доступных частей, вибрацию, определить неисправности и установить их возможные причины.
Сравниваем габаритные размеры
Если таблички нет или на ней трудно что-то прочесть, определить мощность асинхронного электродвигателя можно без паспорта по габаритам, а именно по диаметру вала.
Этот способ определения используется на практике чаще других, так как нужно только измерить вал штангенциркулем и не нужно подключение к сети. После измерения диаметра полученные значения сравнивают с таблицей и определяют примерную мощность. Этот метод позволяет получить достаточно точные свойства без тега. Таблица для этого показана ниже.
Этот способ определения мощности электродвигателя по габаритам (на роторе) подходит как для трехфазных, так и для однофазных асинхронных двигателей. Обратите внимание, что «P» указывается в кВт (киловаттах), как это принято в электротехнике, а не как в физике — в ваттах.
Если по каким-то причинам данные из этой таблицы вас не устраивают, то есть еще один способ узнать мощность электродвигателя по габаритным размерам, нужно измерить:
- диаметр вала;
- частота его вращения (количество пар полюсов);
- монтажные размеры;
- диаметр фланца или ширина монтажных ножек;
- высота до центра вала;
- длина двигателя (без выступающей части вала).
И сравните эти данные с габаритами электрических машин одной серии 4А, АИР, А, АО. Их можно найти в различных каталогах или каталогах компаний, которые их производят.
Для определения мощности двигателя обычной серии AIR по монтажным отверстиям на ножках воспользуйтесь этой таблицей.
Для определения мощности двигателя по диаметру фланца (D20) и диаметру монтажных отверстий фланца (D22) используйте следующие данные:
Со временем и практикой вы научитесь приблизительно определять мощность двигателя по внешнему виду, мысленно сравнивать ее с теми, что встречались вам ранее, но для этого вам необходимо знать ряд нормативных значений для электродвигателей: 0,25; 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3,0; 4,0; 5,5; 7,5; одиннадцать; пятнадцать; 18,5; 22; тридцать; 37; 45; 55; 75 кВт.
Виды электродвигателей
Наиболее распространен трехфазный асинхронный электродвигатель. Редко используются двигатели постоянного тока и синхронные двигатели.
Большинству электрифицированных машин нужен привод мощностью от 0,1 до 10 кВт, значительно меньшей части — привод мощностью несколько десятков кВт. Как правило, для привода рабочих машин применяют короткозамкнутые трехфазные электродвигатели. По сравнению с фазным двигателем такой электродвигатель имеет более простую конструкцию, меньшую стоимость, большую надежность и простоту обслуживания, несколько более высокие эксплуатационные показатели (коэффициент мощности и КПД), требует простого оборудования для автоматического управления.
Недостатком двигателей с короткозамкнутым ротором является относительно большой пусковой ток. При сравнимости мощностей подстанции и электродвигателя пуск сопровождается заметным снижением сетевого напряжения, что усложняет как пуск самого двигателя, так и работу находящихся рядом токоприемников.
Наряду с трехфазными асинхронными короткозамкнутыми двигателями основной конструкции применяют и отдельные модификации этих двигателей: с повышенным скольжением, многоскоростные, с фазным ротором, с массивным ротором и т д с короткозамкнутым ротором.
Механические свойства асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором во многом зависят от формы и размеров пазов ротора, а также от способа изготовления обмотки ротора. По этим показаниям
Электродвигатели отличаются обычным ротором (обычно короткозамкнутым), с глубокой канавкой и с двумя обоймами на роторе. Конструкция ротора асинхронных электродвигателей общего назначения с белками мощностью более 500 Вт предопределяет явление смещения тока в обмотке, что соответствует увеличению ее активного сопротивления.
Поэтому, а также из-за насыщения магнитных путей потоками рассеяния такие электродвигатели (прежде всего обмотки ротора) имеют переменные параметры и усложняются аналитические выражения для их механических свойств. Увеличение активного сопротивления ротора в пусковой период вызывает увеличение начального пускового момента при небольшом уменьшении силы начального пускового тока.
Основные требования к детали
Исходя из того, что при работе электродвигателя именно ось принимает на себя наибольшую нагрузку, параметры задаются с повышенными требованиями к ней. От уровней жесткости и силы до плавности хода — все тщательно контролируется. Полное соответствие параметрам напрямую определяет качество работы как отдельного двигателя, так и целых агрегатов и производственных систем.
Ориентируясь на характер использования оси, производители реализуют вышеуказанные характеристики на определенном уровне. Например, ресурс двигателя, установленного на экскаваторе, должен быть на порядок выше, чем у вала двигателя гидронасоса.
Основные условия полного соответствия техническим требованиям:
- плавные переходы диаметров деталей. Выполняется для минимизации возможных напряжений;
- выполнение шпоночных пазов для валов большого диаметра. Для более надежного крепления сердечника;
- изготовление деталей из прочной углеродистой стали (марка 45) или из легированной стали. Ключевой особенностью последнего материала является наличие примесей других металлов: никеля, хрома. Это делается для обеспечения максимально возможной прочности и устойчивости, при разных видах нагрузок;
- провести термическую обработку стальных блоков для нормализации параметров;
- определение класса точности 2 для всех ступеней, предназначенных для подшипников.
Полное соответствие детали всем вышеперечисленным требованиям позволяет купить электродвигатель с длительным сроком службы, который подойдет для привода машин разных размеров и даже производственных линий.
Как определить мощность, частоту вращения, начало и конец обмоток двигателя без бирки.
Что делать, если вы приобрели или каким-то образом получили электродвигатель, на котором нет марки или шильдика с указанием мощности, скорости и т.д.?
Либо на старом движке эти данные стерлись и стали нечитаемыми.
При этом у вас нет на руках паспорта или другой технической документации. Можно ли в таком случае узнать параметры самого мотора?
Конечно, да, и не одним, а несколькими способами. Давайте рассмотрим самые популярные из них.
Для начала, чтобы точно определить мощность, нужно узнать синхронную скорость вала, а перед этим выяснить, где у нас начало каждой обмотки и где она заканчивается.
По ГОСТ 26772-85 обмотки трехфазных асинхронных двигателей должны маркироваться буквами:
По словам старого гостя, обозначение было несколько иным:
Еще раньше можно было встретить надписи Н1-К1 (начало-конец обмотки №1), Н2-К2, Н3-К3.
На некоторых двигателях для облегчения распознавания концов обмоток их выводят из разных отверстий то в одну, то в другую сторону. Как на картинке ниже.
Но таким выводам не всегда можно доверять. Поэтому никогда не помешает проверить все вручную.
Если на барно нет символов и букв, и вы не знаете, где у вас начало, а где конец обмотки, читайте инструкцию под спойлером.
Определение мощности электродвигателя без бирки
При отсутствии техпаспорта или клейма на электродвигателе возникает вопрос: как узнать мощность электродвигателя без таблички или технической документации? Самые распространенные и быстрые способы, о которых мы расскажем в статье:
- Диаметр и длина вала
- По габаритам и присоединительным размерам
- При сопротивлении обмотки
- При токе холостого хода
- В случае наличия питания в распределительной коробке
- С помощью измерителя индуктивности (для бытовых электродвигателей)
Определение мощности двигателя по диаметру вала и длине
Самые простые способы определить мощность и марку мотора — это общие размеры — вал или посадочное отверстие. В таблице указаны длины и диаметры валов (D1) и длина (L1) для каждой модели асинхронного промышленного трехфазного двигателя. Перейти к подробным размерам для двигателей AIR
При замене сломанного советского электродвигателя на новый часто оказывается, что на нем нет шильдика. Нам часто задают вопрос: как узнать мощность электродвигателя? Как определить скорость двигателя? В этой статье мы рассмотрим, как определить параметры электродвигателя без марки — по диаметру вала, габаритам, току. Заказать новый электродвигатель по телефону
Определяем потребляемый ток:
Для тех, кому необходимо знать не только мощность, но и количество потребляемой мощности, также есть несколько способов получения таких данных. Для каждого из них важным критерием в процессе определения является количество фаз. Если у вас однофазная сеть, разделите показатель мощности на значение напряжения.
Если двигатель 3-х фазный, схема расчета еще проще: удвоить значение мощности — это и будет цифра в амперах. Как вы убедились, узнать мощность двигателя и потребляемый ток достаточно просто, даже если эти данные утеряны. Выбирайте самый простой для вас способ решения проблемы и пусть ваша техника всегда работает исправно и имеет высокий КПД!
Все электродвигатели имеют табличку на корпусе, где указаны его электрические характеристики. Именно об основных параметрах электродвигателей мы и поговорим в этой статье.
Определение по габаритам
Другой способ – измерить и рассчитать. Многие из тех, кто интересуется, как узнать мощность трехфазного двигателя, отдают предпочтение именно ему. Вам нужны следующие данные:
- Диаметр сердцевины в сантиметрах (D). Измеряется внутри статора. Длина сердечника также необходима с учетом вентиляционных отверстий.
- Полная частота вращения (n) и частота сети (f).
Через них рассчитайте индекс деления полюсов. D умножить на n умножить на пи — назовем это А. 120 умножить на f — это В. Разделите А на В.
Как видите, для расчета значения достаточно вспомнить школьный курс математики.
Другие особенности расчета диаметра
Довольно часто в современных электродвигателях используются полые валы. Связанные нагрузки оказывают скручивающее воздействие на деталь, вызывая деформацию поверхности, в том числе и внутренней. Это позволяет использовать механизмы с полым валом для вертикальных двигателей.
определение диаметра вала такого силового агрегата также требует определенных усилий. Два показателя диаметров: внутренний и внешний относятся к ненормируемым категориям. Эта функция не позволяет упростить процедуру расчета за счет использования математических соотношений.
Другой метод, также используемый некоторыми инженерами, заключается в установлении ограничений на величину скручивания, которая может возникнуть при работе компонента. Крутильные отклонения нагрузок прямо пропорциональны размерам вала, то есть чем шире диаметр, тем выше показатель сопротивления.
Главное, чтобы вращаемый компонент не был большим, чтобы не было отклонений по длине более 10 градусов, диаметру в 15-20 раз.
Для чего необходимо знать мощность двигателя
Из всех технических характеристик электродвигателя (КПД, номинальный рабочий ток, частота вращения и т д.) наиболее важной является мощность. Зная основные данные, вы сможете:
- Подберите тепловое реле и автомат, подходящие по классам.
- Определите мощность и сечение электрических кабелей для подключения устройства.
- Запускайте двигатель по его параметрам, избегайте перегрузок.
Мы описали, как измерить мощность электродвигателя разными способами. Используйте тот, который лучше всего подходит для вас. Воспользовавшись одним из способов, вы подберете устройство, максимально отвечающее вашим требованиям. Но самый действенный вариант, который экономит ваше время и избавляет от необходимости искать информацию и производить замеры и расчеты – хранить технический паспорт в надежном месте и следить за тем, чтобы именной бейджик с данными не потерялся.