Как подключить электродвигатель с 380 на 220 без конденсаторов схема. Двигатель на 380 подключить на 220 В через конденсаторы и без конденсаторов.

Электрика
Содержание
  1. Как правило, на асинхронных машинах указывается сразу два параметра, реже только один:
  2. Преимущества схемы тиристорного преобразователя: автор В Соломыков
  3. Двигатель на 380 подключить на 220 В через конденсаторы и без конденсаторов.
  4. Особенности конструкции асинхронных трехфазных моторов
  5. Подключение по схеме «звезда»
  6. Как переделать электродвигатель
  7. Схема
  8. Расчет рабочих емкостей
  9. Пусковой
  10. Трехфазный асинхронный двигатель — на что обратить внимание до его подключения
  11. Механическое состояние статора и ротора, что может мешать работе двигателя
  12. Электрические характеристики статорных обмоток, как проверять схему сборки
  13. Электрические методики проверки схемы и сборки обмоток
  14. Как подобрать конденсаторы
  15. Меры безопасности при подключении трехфазного двигателя напоминание
  16. Схема подключения обмоток «треугольник»
  17. Подключение 3х фазного двигателя на 220 без конденсаторов
  18. Этапы переделки
  19. Соединение обмоток
  20. Расчет конденсаторов
  21. Сборка по схеме
  22. Подключение двигателя с помощью частотного преобразователя
  23. Использование конденсаторов
  24. Что учесть
  25. Подключение без конденсаторов
  26. Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезды
  27. Как поменять направление вращения
  28. Способы и схемы подключения
  29. Без конденсаторов
  30. С конденсаторами
  31. С реверсом
  32. Используя пускатель
  33. Проверка и сборка

Как правило, на асинхронных машинах указывается сразу два параметра, реже только один:

  • 660/380В;
  • 380/220В;
  • 220/127В.

Номинал определяется вместе со схемой соединения обмотки — звезда или треугольник. В первом случае обмотки имеют общую точку, а фазные провода подключаются к остальным трем выводам катушки.

Во втором конец одной обмотки соединяется с началом следующей таким образом, что образуется замкнутый контур. Одни устройства включаются только звездой, другие треугольником, а некоторые могут подключаться самостоятельно одним из способов, обе характеристики указаны на шильдике электродвигателя.

Для треугольника используется меньшее напряжение, а для звезды большее из двух указанных.

Разница в том, что трехфазные двигатели, соединенные звездой, будут иметь плавный пуск, а треугольник сможет выдавать большую мощность.

Физически подключение трехфазного электродвигателя к однофазной сети не даст никакого результата — вал не будет вращаться. Причиной этого является отсутствие переменного электрического поля, оказывающего на ротор знакопеременное воздействие. Поэтому проблему можно решить путем смещения электрического напряжения и тока в фазных обмотках. Для получения нужного результата от фазы можно дополнительно включить в цепь конденсатор, который обеспечит задержку напряжения до -90º.

Однако полное смещение напряжения в обмотках статора не может быть достигнуто. Даже если на электродвигатель подать еще и номинальное напряжение, КПД будет всего 30 — 50 %, что будет определяться схемой соединения обмоток асинхронного электродвигателя.

Не запускайте двигатель без нагрузки. Так как он не рассчитан на этот режим, электромашина быстро выйдет из строя. Максимально сведите к минимуму холостой ход.

Преимущества схемы тиристорного преобразователя: автор В Соломыков

Данная разработка позволяет максимально эффективно экономить ток асинхронного двигателя при его подключении к однофазной сети. Является прототипом современных преобразователей частоты, но выполнен на старой и доступной элементной базе.

Тиристорный преобразователь позволяет сделать формы напряжения на каждой фазе очень похожими на идеальные, гармонические синусоиды, при которых создается асинхронный электродвигатель.

Питание от сети 220 вольт происходит через защиту — автоматический выключатель SF1 и диодный мост на базе Д233В.

Цепи токовых выходов образованы работой тиристорных ключей VS1-VS6.

Сдвиг фаз токов для питания каждой обмотки двигателя своим напряжением создается работой двух микросхем:

Они формируют в регистрах циклы сдвига напряжения сигналов, а их комбинации поступают на входы управления тиристорами VS1÷VS6 через отдельные транзисторы VT1÷VT6 согласно плановой временной диаграмме.

Логическая часть

Микросхема К176ИР2 формирует 2 отдельных 4-битных регистра сдвига с четырьмя выходами Q от любого триггера. Каждый триггер представляет собой двухступенчатый тип D.

Данные в регистр поступают через вход D. Также имеется вход для тактовых импульсов типа C. Они поступают через вход D на 1 триггер, затем сдвигаются вправо на один такт.

Сброс данных на выходе регистра Q происходит при подаче на вход R напряжения логического уровня (асинхронный сброс.

Таблица данных К176ИР2 и состояния регистров

Двигатель на 380 подключить на 220 В через конденсаторы и без конденсаторов.

В статье вы узнаете, как подключить двигатель 380 к 220 В. В бытовой сети напряжение однофазное 220 В. А большинство асинхронных двигателей рассчитано на 380 В и три фазы. А при производстве самодельных дрелей, бетономешалок, наждаков и прочего возникает необходимость использования мощного привода. Например, мотор от болгарки использовать нельзя — оборотов у него много, а мощность маленькая, приходится использовать механические редукторы, что усложняет конструкцию.

Особенности конструкции асинхронных трехфазных моторов

Асинхронные машины переменного тока – просто подарок для любого хозяина. Вот только подключить их к домашней сети проблематично. Но все же можно найти подходящий вариант, где потери мощности будут минимальными.

Перед подключением двигателя 380 на 220 необходимо разобраться в конструкции. Он состоит из следующих элементов:

Подключение по схеме «звезда»

Каждая обмотка имеет начало и конец. Перед подключением 380 к двигателю 220 нужно узнать, где концы обмоток. Для подключения по схеме «звезда» достаточно установить перемычки таким образом, чтобы все концы были закрыты. К началу обмоток необходимо подключить три фазы. При пуске двигателя от трехфазной сети желательно использовать эту специальную схему, так как при работе не индуцируются большие токи.

Но добиться большой мощности вряд ли получится, поэтому на практике используются гибридные схемы. Двигатель запускается при включении обмоток по схеме «звезда», а при выходе на установленный режим переключается на «треугольник».

Как переделать электродвигатель

Схема

Учитывая, что мощность электродвигателя небольшая (а значит, не надо будет его «ломать» при пуске), а питание планируется от сети 220, то «треугольник» оптимален схема. То есть не надо ориентироваться на высокие пусковые токи (их не будет), а потери тока практически сводятся к нулю (можно не учитывать). Все вышеперечисленное наглядно показано на рисунке.

Если схема электродвигателя изначально собрана по «треугольнику», то в ней вообще ничего менять не нужно.

Расчет рабочих емкостей

Так как вместо 3-х фаз теперь будет только одна, то она подается на каждую из обмоток, но с небольшим сдвигом по синусоиде. Фактически включение конденсаторов имитирует питание электродвигателя от источника 380/3ф. Формулы расчета рабочих конденсаторов приведены на рисунках ниже.

Примечание:

  • Емкости для обмоток двигателя выбираются не только по номиналу, но и по рабочему напряжению. Так как речь идет о переделке с 380 на 220, U p должно быть не менее 400 В.
  • Еще одним важным фактором является тип конденсаторов. Во-первых, они должны быть одного типа. Во-вторых, только не электролитический. Оптимальный набор, бумага; например, устаревшие серии КГБ, МБГ (и их модификации) или их современные аналоги. Они просты в установке (есть ручки) и легко выдерживают перепады температуры, электричества и напряжения.

Весь процесс в действии вы можете увидеть на видео ниже:

На практике знающих людей, занимающихся инженерными расчетами, немного. Существуют определенные пропорции, позволяющие достаточно точно подобрать рабочий конденсатор для конкретного электродвигателя.

В чем сложность? Найти контейнер с таким рейтингом вряд ли получится. Есть простое решение — взять несколько конденсаторов и соединить их параллельно. В результате небольших расчетов несложно подобрать нужное их количество при общей мощности требуемой величины. Для тех, кто забыл школу, можно рассказать — при таком способе соединения конденсаторов их емкости увеличиваются.

Пусковой

Эта способность не всегда необходима. Его включают в цепь только в том случае, если на валу двигателя при пуске создается значительная нагрузка. Примеры — мощное вытяжное устройство, циркулярная пила. Но для той же газонокосилки достаточно и рабочих конденсаторов.

Расчет прост — значение Sp должно превышать Cp 2,5 (плюс/минус). Чрезвычайная точность здесь не требуется; значение пусковой мощности определяется ориентировочно. Дальнейший анализ работы электродвигателя в разных режимах подскажет, увеличивать его или уменьшать.

Кстати, это касается и рабочих конденсаторов. Дело в том, что все расчеты априори предполагают, что электродвигатель новый, ни разу не был в эксплуатации. А так как в основном бывшие в употреблении изделия изготавливаются заново, в процессе работы выясняется, что это не нравится пользователю. Вариантов много — плохой запуск, быстрый нагрев корпуса и так далее.

Трехфазный асинхронный двигатель — на что обратить внимание до его подключения

Новые устройства стоят достаточно дорого, поэтому многие предпочитают покупать их с рук после того, как они поработают. Чаще всего отсутствуют документы, поэтому перед подключением электродвигателя с напряжением 380 В в 1 фазу необходимо проверить состояние. Такая проверка поможет избежать дальнейших проблем, сократить время на переоборудование и предотвратить возможные аварии и травмы.

Механическое состояние статора и ротора, что может мешать работе двигателя

Неподвижный статор состоит из трех компонентов: основной части и двух боковых крышек, соединенных болтами. Перед подключением асинхронного двигателя проверьте зазоры между деталями и затяжку гаек на шпильках.

Все части статора должны максимально плотно прилегать друг к другу. Внутри него установлены подшипники, где вращается вал ротора. Его нужно провернуть вручную, проверить, чтобы в посадочных местах не было стуков. Проверить нет ли посторонних шумов, не касается ли ротор статора. Таким же образом определяется явное заклинивание, в чем не приходится сомневаться.

Такую же проверку необходимо произвести на холостом ходу после того, как двигатель уже подключен к однофазной сети. Для получения наиболее полной картины внутреннего состояния рекомендуется произвести полную разборку статора, промыть и смазать подшипники ротора.

Электрические характеристики статорных обмоток, как проверять схему сборки

Все показатели и основные значения указаны производителем на табличке, прикрепленной к корпусу прибора. Перед включением двигателя в однофазную сеть нужно проверить, по какой схеме подключены обмотки. Иногда бывает, что предыдущий владелец изменил его и он не соответствует данным таблицы.

В некоторых случаях отсутствует сама табличка. В этом случае рекомендуется заглянуть в клеммную колодку и посмотреть, по какой схеме был подключен двигатель. Он содержит шесть концов, подключенных к клеммам, как показано на рисунке. Ручное переключение со звезды на треугольник и наоборот осуществляется сменой перемычек.

Как подключить трехфазный двигатель к 220: Как из 220 сделать 380 вольт

Электрические методики проверки схемы и сборки обмоток

Часто встречаются двигатели, собранные не по комбинированной схеме, а либо «звезда», либо «треугольник». Поэтому в распределительной коробке расположено не 6 концов, а только 4 — 3 фазы и 0. Прежде чем перебирать двигатель, проверьте реальную схему подключения.

Иногда встречаются корпуса, не имеющие заводской маркировки и провода не подключаются к клеммам и просто вынимаются. Поэтому еще до запуска электродвигателя 380 В нужно прозвонить каждый провод, определить его принадлежность и промаркировать. Для этого используйте мультиметр или тестер, установленный в положение омметра. Первый щуп устанавливается на любой вывод, а второй — на один из 5 оставшихся концов. Если устройство показывает короткое замыкание, значит оба конца от одной обмотки. Аналогично проверяются остальные выводы.

Еще до подключения к сети следует установить, где конец и начало каждой обмотки. Эта процедура осуществляется с помощью вольтметра и батарейки. Минус этой батареи подключается к каждому концу, а другой вывод должен касаться плюса. В цепи появляется импульс тока, который наводит ЭДС в двух других обмотках. Наведенное напряжение проверяют вольтметром на полярность. Начало обмотки соответствует положительным показаниям.

При закрытии стрелка движется вправо, а после открытия – влево. После маркировки рекомендуется провести контрольную проверку — подать импульс на следующие обмотки по очереди.

Другой метод проверки: концы двух произвольных обмоток замыкаются параллельно. Затем к ним подключаем вольтметр. На оставшуюся обмотку подается переменное напряжение. Если прибор показывает соответствие между напряжением и ЭДС индукции, то концы имеют одинаковую полярность и относятся к одной обмотке. В случае нулевого измерения меняются концы и выполняется новое измерение.

Перед подключением 380 вольт к 220 проверьте изоляцию обмоток. Для этого используется мегомметр с выходным напряжением 1000 В. Для получения точного результата измерения проводят на всех трех обмотках, а также между корпусом и каждой обмоткой. Если показания больше 0,5 МОм, статор считается исправным. В противном случае может потребоваться ремонт или профилактическая сушка теплым сухим воздухом.

Следует отметить, что этот метод не подходит для определения межвитковых замыканий обмоток. Для этого вам понадобится мультиметр в режиме омметра, чтобы проанализировать и сравнить номинал активных резисторов во всех цепях.

Как подобрать конденсаторы

Конденсаторы используются для подключения устройства от 380В до 220В. Эти элементы должны быть только бумажными или пусковыми, с номинальным напряжением, равным или превышающим напряжение сети. На практике эта прибыль минимум в два раза.

При решении задачи, как подключить конденсатор к электродвигателю, следует максимально точно подобрать емкость. В идеале фактические цифры должны совпадать с рассчитанными. Известно, что подключение конденсатора с такими параметрами позволит наилучшим образом оптимизировать смещение векторов напряжения и тока по отношению друг к другу. В результате пусковой крутящий момент и общий КПД агрегата будут улучшены.

Если найти элемент с расчетной емкостью не удается, можно использовать несколько таких конденсаторов, включенных параллельно. В сумме их мощностей должно быть необходимое значение. В этом случае конденсаторная цепь представляет собой сборно-разборный конденсаторный блок.

Мощность на 3-х фазном двигателе, кВт 0,4 0,6 0,8 1.1 1,5 2.2
Емкость рабочего конденсатора Ср, мкФ, не менее 40 60 80 100 150 230
Емкость пускового конденсатора (Сп), мкФ, не менее 80 120 160 200 250 300

Все элементы, которые должны быть соединены вместе в группу, должны быть одного типа, с одинаковой частотой и номинальным напряжением. Ориентировочные параметры приведены в таблице. Если он не содержит необходимых параметров, их можно определить по формулам:

  • При соединении 3-х фазных приборов звездой — Sраб = (2800 х I)/U
  • При подключении двигателя к сети 220 В треугольником — Sраб = (4800 х I)/U

Здесь I — сила тока, проходящего через обмотки, U — напряжение сети. Емкость конденсатора определяется путем умножения результата на два.

Меры безопасности при подключении трехфазного двигателя напоминание

Существуют общие правила, которые необходимо соблюдать при решении задачи, как из 220 сделать 380 вольт для асинхронного двигателя на 380 В:

  • Все соединения должны выполняться с помощью отдельного автоматического выключателя.
  • Решать проблему на двигателе 380 вольт, как его подключить и проверить должны люди, прошедшие специальное обучение. Всегда помните о мерах предосторожности при работе с электричеством.
  • Для ввода в эксплуатацию под напряжением необходимо использовать разделительный трансформатор.

Использование специально защищенного инструмента позволит не только быстро запустить двигатель, но и полностью обезопасить специалиста.

Схема подключения обмоток «треугольник»

Недостатком использования такой схемы в трехфазной сети является то, что в обмотках и проводах индуцируются большие токи. Это приведет к повреждению электрооборудования. А вот при работе в бытовой сети 220 В таких проблем не наблюдается. А если подумать, как подключить асинхронный двигатель 380 на 220 В, то ответ очевиден – просто по схеме треугольник. Для подключения по этой схеме нужно начало каждой обмотки соединить с концом предыдущей. Ток необходимо подключить к вершинам получившегося треугольника.

Подключение 3х фазного двигателя на 220 без конденсаторов

Как правило, схемы без конденсаторов применяют для пуска трехфазных маломощных двигателей в однофазную сеть — от 0,5 до 2,2 киловатта. Время запуска примерно такое же, как и при работе в трехфазном режиме.

В этих схемах используются симисторы, управляемые импульсами разной полярности. Здесь же стоят симметричные динисторы, подающие управляющие сигналы на ток всех полупериодов, имеющихся в питающем напряжении.

Когда конденсатор достигает уровня напряжения, необходимого для переключения, динистор и симистор активируются, вызывая срабатывание двухстороннего автоматического выключателя.

Второй вариант используется при пуске двигателей, частота вращения которых составляет 3000 об/мин. К этой же категории относятся устройства, устанавливаемые на механизмы, требующие большого момента сопротивления при пуске. В этом случае необходимо обеспечить большой пусковой момент. Для этого в прежнюю схему были внесены изменения, а конденсаторы, необходимые для фазового сдвига, заменены двумя электронными ключами.

Первый ключ включен последовательно с фазной обмоткой, что приводит к индуктивному изменению тока в ней. Подключение ко второму ключу параллельно фазной обмотке, что способствует образованию в ней токопроводящего емкостного смещения тока.

Данная схема подключения учитывает обмотки двигателя, смещенные в пространстве на 120С. При настройке определяют оптимальный угол смещения тока в фазных обмотках, обеспечивающий надежный пуск устройства. При выполнении этого действия вполне можно обойтись без специальных приспособлений.

Этапы переделки

Чтобы преобразовать электродвигатель с 380 вольт на 220, сначала откройте крышку двигателя, чтобы увидеть, сколько концов обмотки статора имеют снаружи. Может быть 6 или 3. Если 6, то можно изменить схему подключения: если было «звезда», можно перейти на «треугольник», и наоборот.

Если концов всего 3, обмотки в коробке уже соединены либо «звездой», либо «треугольником» (всего 6 концов, которые попарно соединены с клеммами, их будет 3, так как есть 2 конца для каждой клеммы). В этом случае необходимо оставить старую расстановку.

Обратите внимание на следующее! Если вы решили изменить схему соединения обмоток статора тремя выводами наружу, то придется своими руками вскрывать корпус двигателя. Это трудоемко, но возможно.

Соединение обмоток

Неважно, какой источник питания, трехфазный или однофазный, соединить обмотки статора можно одним из способов (подробнее о том, как подключать электродвигатели, можно прочитать здесь):

Обмотки обычно соединяют в звезду, если двигатель питается от сети 380 В. Благодаря этому пуск плавный, даже при потере трети тока. Треугольник рекомендуется при питании от сети 220 вольт. Пусковые токи не так высоки по сравнению с теми, которые возникают при трехфазном питании. Но эффект аналогичен соединению «звезда», если двигатель подключить к сети 380 В.

Расчет конденсаторов

При соединении концов обмоток звездой или треугольником образуется 3 места их соединения. Терминалы расположены в этих местах. При питании от 380 вольт на каждый из них подается одна фаза. Но наша задача при тех же 3-х контактах использовать только 1 фазу 220 вольт и ноль. Это можно сделать своими руками, а отсутствие трехфазного питания компенсирует конденсаторами. Стартер будет активен только на время запуска, а рабочий будет постоянным.

Чтобы электродвигатель хорошо запускался и работал, нужно правильно подобрать емкость конденсаторов. Для рабочей станции это зависит от схемы подключения. Если это звездочка, формула работает:

Если треугольник, формула изменит его форму:

Cp – желаемая емкость рабочего запоминающего элемента. U — напряжение в сети (220 вольт). I — сила тока, которая находится по формуле:

P — мощность, U — уже известное нам напряжение, ? — КПД, косинус «фи» — коэффициент мощности. Все эти значения можно найти в техническом паспорте вашего трехфазного двигателя.

Расчет емкости пускового конденсатора (Ср) прост: умножьте Ср на 1,5 или 2. Если Ср = 50 мкФ, то Ср будет от 75 до 100 мкФ. Поочередно вставляйте одну емкость, затем другую и каждый раз запускайте двигатель. Прислушайтесь к звуку хода: если гула нет, все в порядке.

Обратите внимание на следующее! Конденсаторы должны быть бумажными. Для переделки двигателя своими руками хороши МБГП или МБГО. Если вы не нашли накопитель нужной емкости, подключите параллельно несколько штук.

Сборка по схеме

Замена 380в на 220в

На схеме выше показано, как правильно подключить обмотки статора с конденсаторами и проводами к сети 220 В своими руками. К одному из углов треугольника или звезды нужно параллельно между собой подключить накопительные элементы (дать ключ для ручного отключения стартового хода после разгона). Потом их доводят либо до фазы, либо до нуля: неважно. От этого будет зависеть только направление вращения вала.

Подключение двигателя с помощью частотного преобразователя

Этот метод является одновременно самым простым, прогрессивным и дорогостоящим. Даже если вам нужен функционал электростанции, вы не пожалеете потраченных денег. Стоимость простейшего преобразователя частоты около 6000 руб. Но с его помощью не составит труда подключить мотор 380 к 220 В. Но нужно правильно выбрать модель. Во-первых, вам нужно знать, к какой сети разрешено подключаться устройству. Во-вторых, обратите внимание на количество розеток.

Для нормальной работы в домашних условиях необходимо, чтобы преобразователь частоты был подключен к однофазной сети. А на выходе должно быть три фазы. Рекомендуется внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, чтобы не ошибиться с подключением, иначе могут сгореть мощные транзисторы, установленные в устройстве.

Использование конденсаторов

При использовании двигателя мощностью до 1500 Вт можно установить только один конденсатор — рабочий. Для расчета мощности используйте формулу:

I — рабочий ток, U — напряжение, P — мощность двигателя.

Для упрощения расчета можно сделать еще кое-что — на каждые 100 Вт мощности необходимо 7 мкФ емкости. Таким образом, для двигателя мощностью 750 Вт вам потребуется 52-55 мкФ (придется немного поэкспериментировать, чтобы получить правильный фазовый сдвиг).

В случае отсутствия конденсатора нужной емкости необходимо параллельно соединить имеющиеся, при этом по следующей формуле:

Пусковой конденсатор необходим при использовании двигателей мощностью более 1,5 кВт. Пусковой конденсатор работает только в первые секунды после включения, чтобы дать «толчок» ротору. Включается через кнопку параллельно рабочей. Другими словами, с его помощью фаза смещается сильнее. Только так можно подключить двигатель 380 на 220 через конденсаторы.

Суть использования рабочего конденсатора заключается в достижении третьей фазы. Первые два — ноль и фаза, которые уже есть в сети. Проблем с подключением двигателя быть не должно, главное спрятать конденсаторы подальше, желательно в герметичный крепкий ящик. Если элемент выйдет из строя, он может взорваться и причинить вред окружающим. Напряжение конденсаторов должно быть не менее 400 В.

Читайте также: Как измерить напряжение вольтметром

Что учесть

  1. Менять с 380 на 220 имеет смысл, если речь идет об электродвигателе с относительно небольшой мощностью – до 2,5, но не более (это максимум) 3 кВт. В принципе, ограничений на это свойство нет. Но при этом, скорее всего, потребуется провести ряд мероприятий и потратить определенную сумму денег и времени.
  • Переместите кабель питания, плюс вам придется договариваться с поставщиком электроэнергии, когда дело доходит до повышения лимита. Не следует забывать, что для частных домохозяйств существует лимит 1/потребление; обычно 15 кВт. «Влезет» ли в него новая нагрузка в виде мощного электродвигателя? Выдержит ли это оригинальный кабель?
  • Для такого устройства нужно прокладывать отдельную линию от силового щитка и ставить отдельный автомат, как минимум. Просто так подключить его через розетку вряд ли получится; лучше не экспериментировать.
  • Практика изменений показывает, что даже если все сделать правильно, с запуском будет другая проблема. «Пуск» мощного электродвигателя будет затруднен, с длительным раскачиванием, скачком напряжения. Такая перспектива мало кого устроит, особенно если что-то происходит не на дачном участке, а на территории рядом с жилым домом. Пока будет работать самодельная установка на базе этого двигателя, начнутся сбои в работе бытовой техники. Проверено, и не раз.
  1. Последовательность работ по смене зависит от внутренней схемы электродвигателя. В одних моделях к клеммной коробке выведено всего 3 провода, в других – 6.

Вариантов немного — оставить включенным первый переключатель или разобрать мотор и заново подсоединить остальные концы. Если выпадут все шесть, их можно подключать по любой из схем, без ограничений. Главное правильно выбрать тот, который будет оптимален для конкретной ситуации (мощность электродвигателя, особенности его использования). Чем отличается «треугольник» от «звезды» подробно описано на этой странице.

Подключение без конденсаторов

А вот подключить двигатель 380 на 220 можно и без конденсаторов, для этого даже преобразователь частоты покупать не надо. Достаточно порыться в гараже и найти несколько основных комплектующих:

Также понадобятся конденсаторы, резисторы (постоянный и один переменный), стабилитрон. Вся конструкция заключена в корпус, способный защитить от поражения электрическим током. Элементы, используемые в конструкции, должны работать при напряжении до 300 В и токе до 10 А.

Возможна как навесная сборка, так и печатная. Во втором случае нужен фольгированный материал и умение с ним работать. Обратите внимание, что бытовые тиристоры типа КУ202Н сильно греются, особенно если мощность привода выше 0,75 кВт. Поэтому устанавливайте элементы на алюминиевые радиаторы, при необходимости используйте дополнительный приток воздуха.

Теперь вы знаете, как самостоятельно подключить мотор 380 на 220 (в бытовую сеть). Ничего сложного в этом нет, вариантов много, поэтому можно выбрать тот, который наиболее подходит для конкретной цели. Но лучше один раз потратиться и купить преобразователь частоты, он многократно увеличивает количество приводных функций.

Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезды

Начну с предупреждения: даже опытные электрики допускают ошибки при работе, что называется «человеческий фактор». Что уж говорить о домашних умельцах…

Поэтому рекомендую в обязательном порядке подавать напряжение на составную цепь только через отдельный выключатель СФ, правильно подобранный под нагрузку. Это спасет жизнь и здоровье.

Схема соединения звездой показана на картинке.

Схема звездного соединения

Концы обмоток соединяются в одной точке горизонтальными перемычками внутри распределительной коробки. Никакие внешние провода к нему не подключены.

Фазный (через автоматический выключатель) и нулевой бытовой провода подводятся к двум разным клеммам в начале обмоток. К свободному выводу (на рис. Н2) подключается параллельная цепочка из двух конденсаторов: Ср — рабочий, Ср — пусковой.

Рабочий конденсатор соединен второй пластиной жестко с фазным проводом, а пусковой — через дополнительный выключатель СА.

При пуске электродвигателя ротор должен вращаться из состояния покоя. Он преодолевает силы трения подшипников, противодействие окружающей среды. На этот период необходимо увеличить величину магнитного потока статора.

Это делается за счет увеличения тока через дополнительную цепь пускового конденсатора. После выхода ротора на рабочий режим его необходимо выключить. В противном случае пусковой ток вызовет перегрев обмотки двигателя.

отключение пусковой цепи простым выключателем не всегда практично. Для автоматизации этого процесса применяют схемы с реле или пускателями, срабатывающими по времени.

Среди мастеров рукоделия популярна пусковая кнопка от советских стиральных машин активаторного типа. Имеет два встроенных контакта, один из которых после включения автоматически отключается с задержкой: то, что нужно в нашем случае.

Если вы внимательно посмотрите на принцип подачи однофазного напряжения, то увидите, что 220 вольт подается на две обмотки, соединенные последовательно. Их общее электрическое сопротивление увеличивается, ослабляя величину протекающего тока.

подключение трехфазного двигателя к однофазной сети по схеме звезда применяется для маломощных устройств, характеризуется повышенными потерями энергии до 50% от трехфазной системы питания.

Как поменять направление вращения

Если вам нужно изменить направление только один раз, это можно сделать на этапе доработки. Для этого достаточно поменять две обмотки статора. Та же цель достигается перекидыванием ветки конденсаторов с нуля на фазу или наоборот. Но если вам часто нужно реверсировать трехфазный переделанный двигатель, необходим переключатель. Собрав электродвигатель по приведенной ниже схеме, вы освободите себя от смены обмоток каждый раз, когда вам нужно установить противоположное направление вращения вала.

Замена 380в на 220в

Переделать трехфазный электродвигатель в однофазный сетевой своими руками несложно. Основная трудность будет заключаться только в расчете емкости рабочего конденсатора и экспериментальном подборе емкости из расчетного диапазона для пускового прогона. Но и это становится легко, если вы не потеряли техпаспорт и имеете под рукой калькулятор.

С такой проблемой приходится сталкиваться многим нетерпеливым владельцам, привыкшим все делать по максимуму своими руками. Включайте и собирайте различную технику для хозяйственных нужд; например циркулярная пила на участке, эл/наждак, небольшой подъемник в гараже и тому подобное.

Учитывая, сколько стоит электродвигатель, лучше имеющийся под рукой 3-х фазный образец приспособить к работе от 1ф, приспособив таким образом его к домашней сети, чем покупать новый. Нужно просто понять, как и какой электродвигатель лучше переделать с 380 вольт на 220, чтобы не тратить лишних денег, и разобраться в существующих схемах их включения.

Способы и схемы подключения

В зависимости от вида нагрузки, прикладываемой к электродвигателю, его конструктивных особенностей и характеристик, желаемого результата, могут применяться разные схемы подключения. Чаще всего конденсаторы используют для подключения трехфазного прибора в качестве однофазной нагрузки в домашнем хозяйстве, но количество и способ ввода в эксплуатацию зависит от многих параметров. Поэтому далее рассмотрим различные варианты подключения электродвигателей.

Без конденсаторов

Для подключения асинхронного электродвигателя к сети 220В совсем не обязательно использовать емкостной элемент. Благодаря развитию полупроводниковых переключателей и схем, в которых они используются, можно избежать ненужных потерь мощности. Для этого используется транзисторный или динисторный ключ.


Схема безконденсаторного пускового треугольника

Вышеприведенная схема предназначена для пуска электродвигателей с малыми оборотами до 1500 об/мин и относительно малой мощностью.

Схема работает следующим образом:

Если подключение электроблока обеспечивает большую пусковую нагрузку и требует работы на высоких оборотах — до 3000 об/мин, необходимо использовать аналогичную схему электронного ключа с двумя симисторами и отдельными элементами времени для каждого из них. А вот обмотки электрической машины будут соединены по схеме разомкнутой звезды. Работа схемы аналогична предыдущей:


Схема с безконденсаторным пуском звездой

С конденсаторами

использование емкостных элементов для подключения электродвигателя является наиболее распространенным способом. Для этого используются два конденсатора, один из которых пусковой, а другой рабочий. Триггер вводится за короткое время, дополнительная емкость позволяет увеличить изменение напряжения в соответствующей обмотке и создать большую мощность.


Схема переключателя с конденсаторами

Как видно из рисунка выше, на электродвигатель между точками L и N подается однофазное напряжение. К ним двумя обмотками подключается асинхронный двигатель ВР, а к третьей через контакты подключается эта же фаза кнопочного выключателя SA1 и SA2, подключив конденсаторы С1 и С2 параллельно.

Включение асинхронного электродвигателя происходит по такому принципу:

Но при таком подключении асинхронного двигателя к сети 220В будет обеспечено вращение ротора только в одну сторону. Поэтому для выполнения обратных движений нужно полностью пройти места соединения или использовать другой метод.

С реверсом

Для некоторых технологических операций необходимо выполнять прямое и обратное вращение вала двигателя, поэтому соединение должно изменять последовательность переменного напряжения на обмотках. Конечно, выполнять такие операции вручную нецелесообразно, особенно когда направление меняется несколько раз в час.

Поэтому реализацию тыльной части электродвигателя гораздо эффективнее сделать через выключатель с двумя парами контактов, имеющих противоположную логику. Это может быть тумблер или поворотный переключатель, включенный в схему вместо обычной кнопки:


Включает трехфазный двигатель с реверсом

Как видно на рисунке, принцип подключения ничем не отличается от рассмотренной схемы с конденсатором, с той лишь разницей, что переключатель SA имеет два устойчивых положения. В одном случае он подает напряжение на конденсаторы от фазы, в другом от нулевого проводника. Поэтому переключение обмоток реверсируется простой сменой кулисного переключателя.

Используя пускатель

Если электродвигатель в работе создает большую пусковую и рабочую нагрузку, его лучше подключать через магнитный пускатель или контактор. Что обеспечит надежную коммутацию и последующую защиту электрической машины от аварийных ситуаций.


Схема коммутации через магнитный пускатель

Как видно на схеме, включение производится нажатием кнопки «Пуск», которая замыкает цепь управления пусковой катушкой и подает напряжение на пусковой конденсатор «Спуск». При протекании тока через пусковую катушку К1 контакты К1.1 и К1.2 замкнуты. Первые предназначены для замыкания питающей магистрали к электродвигателю. Последний шунтирует кнопку «Пуск», которая возвращается в выключенное состояние и размыкает цепь питания пускового конденсатора.

Проверка и сборка

Затем собирают двигатель, предварительно «прозвонив» основные болты, и проверяют токи в каждой фазе. С помощью токоизмерительных клещей контролируют токи в обмотках каждой из фаз через нагрузку и автоматический выключатель. Они должны быть одинаковыми. Затем установите двигатель, затянув все болты и убедившись, что он вращается и работает на холостом ходу.

Если все работает хорошо, механизм снова разбирают, чтобы покрыть обмотки статора лаком. Статор покрыт лаком для пропитки обмоток и заполнения пустот. Затем его приподнимают, дают стечь лаку и сушат на открытом воздухе или в специальной сушилке. Для ускорения сушки применяют лампу накаливания мощностью 0,5-1 кВт, вставляемую в статор и подключаемую к сети.

После сушки мотора его полностью собирают, еще раз проверяют сопротивление изоляции. Проведите проверку двигателя на холостом ходу. Для этой цели лучше использовать понижающий трансформатор и автоматический выключатель (желательно УЗО). Только после проверки двигатель можно использовать при полном напряжении.

Следующие советы от специалистов помогут правильно перемотать:

При проведении всех работ необходимо использовать исправные инструменты, а также заведомо исправные измерительные приборы и тестеры

Особое внимание следует обратить на исправность защиты аккумуляторов, качество изоляции и влажность материалов, используемых при ремонте

Однофазный асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором должен иметь пусковую и рабочую обмотки. Их расчет производится так же, как и расчет обмоток трехфазных асинхронных двигателей.

Число проводников в пазу рабочей обмотки (укладывается в 2/3 пазов статора) N п = (0,5 ÷ 0,7) х Н х U с /U, где N — число проводников в пазу трехфазный электродвигатель; U с — напряжение однофазной сети, В; U — номинальное фазное напряжение трехфазного двигателя, В.

Меньшие значения коэффициента принимаются для двигателей большей мощности (около 1 кВт) с кратковременным и повторно-кратковременным режимами работы.

Диаметр (мм) медного провода рабочей обмотки, где d — диаметр медного провода трехфазного двигателя, мм.

Пусковая обмотка помещается в 1/3 пазов.

Наиболее распространены два варианта пусковых обмоток: с бифилярными катушками и с дополнительным внешним сопротивлением.

Обмотка с бифилярными витками намотана из двух параллельных проводников с разным направлением тока (индуктивное сопротивление рассеяния бифилярных обмоток близко к нулю).

Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы