- Характеристика холостого хода
- Характеристика холостого хода генератора постоянного тока независимого возбуждения
- Характеристика короткого замыкания
- Технические характеристики генератора постоянного тока
- Реакция якоря
- ЭДС
- Мощность
- КПД
- Оценка эффективной работы двигателя
- Классификация
- С параллельным возбуждением
- С независимым возбуждением
- С последовательным возбуждением
- Со смешанным возбуждением
- Характеристический (реактивный) треугольник
- Внешняя характеристика генератора
- Конструкция генератора
- Регулировочная характеристика
- Обеспечение комфортного использования автомобиля
- Нагрузочная характеристика
Характеристика холостого хода
Характеристика холостого хода (hhh) U = f (iv) при I = 0 и n = const определяет зависимость напряжения или электродвижущей силы (ЭДС) якоря Еа от тока возбуждения на холостом ходу (I = 0, Р2 = 0). Характеристика снимается экспериментально по схеме на рис. 1 и при выключенном выключателе.
Рис. 1. Экраны генераторов и двигателей независимого (а), параллельного (б), последовательного (в), смешанного (г) возбуждения (сплошные стрелки — направления тока в генераторном режиме, штриховые стрелки — в моторном режиме)
Начинать характеристику целесообразно с максимального тока возбуждения и максимального напряжения U = (1,15 — 1,25). При уменьшении iv напряжение на нисходящей ветви ab характеристики уменьшается сначала медленно из-за насыщения магнитопровода, а затем более быстро.
При iv = 0 генератор развивает определенное напряжение U00 = On, обычно равное 2 — 3% от Un, за счет остаточной намагниченности полюсов и ярма индуктора. Если затем изменить полярность возбуждения и увеличить iv в обратном направлении, начиная с iv = 0, то напряжение при некотором iv < 0 упадет до нуля, а затем U изменит знак и увеличится по абсолютной величине значение по ветви vg XXX Когда ток iv и напряжение U достигают в точке g того же абсолютного значения, что и в точке а, уменьшаем ток iv до нуля (точка е), меняем полярность и снова увеличиваем, начиная с iv = 0.
При этом U изменяется по ветви дэа ч. ХХ В результате возвращаемся к точке свойства. Хх. X имеет вид узкой петли гистерезиса из-за явления гистерезиса в магнитопроводе индуктора.
Среднее пунктирное x. X. X на рисунке 2 представляет вычисленное значение x. Х х., которая в определенном масштабе повторяет магнитную характеристику генератора, и по ней можно определить коэффициент насыщения машины kμ.
Характеристика холостого хода позволяет судить о насыщении магнитопровода машины при номинальном напряжении, проверить соответствие расчетных данных экспериментальным и является основой для изучения эксплуатационных характеристик машины.
Характеристика холостого хода генератора постоянного тока независимого возбуждения
При снятии характеристики U0= F(IB) генератор работает в холодном режиме. (Iа = 0). Установив номинальную скорость и удерживая ее неизменной, постепенно увеличивают ток в обмотке возбуждения Iв от нуля до + Iв = Оа,
где напряжение хх
U0 = 1,15 Uном. Получите данные для построения кривой 1. Начальная ордината кривой один не равно нулю, что объясняется действием малого магнитного потока остаточного магнетизма, сохранившегося от прежнего намагничивания машины. Уменьшая ток возбуждения до нуля и меняя его направление, постепенно увеличивают ток в цепи возбуждения до -Iв=Ob.
Характеристика короткого замыкания
Характеристика короткого замыкания (hкз) I = f (iv) при U = 0 и n = const снимается при коротком замыкании выходных зажимов цепи якоря генератора. Так как U = 0, то согласно выражению
(уравнение напряжения U на зажимах генератора), Ea = Ia × Ra, а так как Ra мало, то в условиях эксперимента, например, ds Ea также должно быть мало. Поэтому приходится быть осторожным и начинать выносить х кз с минимальных значений iv, чтобы ток якоря не получил недопустимо большого значения. Обычно удаляют х кз до I = (1,25 — 1,5) В. Так как при снятии x kz электродвижущая сила мала и поэтому ток мал и машина не насыщается, то зависимость I = f(iв) практически прямолинейна.
При iv = 0 из-за наличия остаточного магнитного потока ток I не равен 0 и в больших машинах близок к номинальному значению и даже больше его. Поэтому перед снятием х кз такую машину целесообразно размагнитить, подав на обмотку возбуждения на холостом ходу такой обратный ток возбуждения, чтобы U = 0. В размагниченной машине х кз начинается с нуля. Если х кз брать без предварительного размагничивания машины, то ее также целесообразно перемещать параллельно себе к началу координат.
Технические характеристики генератора постоянного тока
Работа генератора характеризуется зависимостями между основными величинами, которые называются его характеристиками. К основным характеристикам относятся:
- зависимости между значениями на холостом ходу;
- свойства внешних параметров;
- значения регулировки.
В разделе «Классификация» мы частично раскрыли некоторые свойства тюнинга и холостые зависимости. Кратко остановимся на внешних характеристиках, соответствующих работе генератора в номинальном режиме. Внешняя характеристика очень важна, так как показывает зависимость напряжения от нагрузки, и снимается при стабильной скорости якоря.
Внешняя характеристика генератора постоянного тока с независимым возбуждением выглядит следующим образом: это кривая, зависимость напряжения от нагрузки (см рис. 5). Как видно из графика, наблюдается падение напряжения, но оно не сильно зависит от тока нагрузки (при этом сохраняется скорость вращения двигателя, вращающего якорь).
Рис. 5. Внешние характеристики ТШП
В генераторах с параллельным возбуждением зависимость напряжения от нагрузки более выражена (см рис. 6). Это связано с падением тока возбуждения в обмотках. Чем выше ток нагрузки, тем быстрее будет падать напряжение на клеммах генератора. В частности, при постепенном снижении сопротивления до уровня короткого замыкания напряжение будет падать до нуля. А вот резкое короткое замыкание в цепи вызывает люфт в генераторе и может быть фатальным для электрической машины такого типа.
Рис. 6. Характеристики ТВД с параллельным возбуждением
Увеличение тока нагрузки при последовательном возбуждении приводит к увеличению ЭДС. (см верхнюю кривую на рис. 7). Однако напряжение (нижняя кривая) отстает от ЭДС, так как часть энергии тратится на электрические потери от присутствующих вихревых токов.
Рис. 7. Внешняя характеристика генератора с последовательным возбуждением
Обратите внимание, что когда оно достигает своего максимума, напряжение при увеличении нагрузки начинает резко падать, хотя кривая ЭДС продолжает иметь восходящий тренд. Такое поведение является недостатком, который ограничивает использование этого типа генератора переменного тока.
В генераторах со смешанным возбуждением предусмотрены встречные соединения обеих катушек — последовательной и параллельной. Результирующая намагничивающая сила при согласном включении равна векторной сумме намагничивающих сил этих обмоток, а при обратном — разности этих сил.
В процессе устойчивого увеличения нагрузки от момента холостого хода до номинального уровня напряжение на зажимах будет практически постоянным (кривая 2 на рис. 8). Увеличение напряжения наблюдается, если число проводников в последовательной обмотке превышает число витков, соответствующее номинальному возбуждению якоря (кривая 1).
Изменение напряжения для случая меньшего числа витков в последовательной обмотке показано кривой 3. Обратное соединение обмоток показано кривой 4.
Рис. 8. Внешние характеристики ГПТ со смешанным возбуждением
Встречно-параллельные генераторы используются, когда необходимо ограничить токи короткого замыкания, например, при подключении сварочных аппаратов.
В нормально возбуждаемых смешанных устройствах ток возбуждения постоянен и практически не зависит от нагрузки.
Реакция якоря
При подключении к генератору внешней нагрузки токи в его обмотке образуют собственное магнитное поле. Возникает магнитное сопротивление полей статора и ротора. Результирующее поле сильнее в точках, где якорь упирается в полюса магнита, и слабее там, где убегает от них. Другими словами, якорь реагирует на магнитное насыщение стали в сердечниках катушек. Интенсивность реакции якоря зависит от насыщения магнитопроводов. Результатом этой реакции являются искры от щеток на пластинах коллектора.
Реакцию якоря можно уменьшить, используя компенсирующие дополнительные магнитные полюса или сместив щетки от центральной линии к геометрической нейтрали.
ЭДС
Среднее значение ЭДС пропорционально магнитному потоку, количеству активных проводников в обмотках и частоте вращения якоря. Увеличивая или уменьшая эти параметры, можно управлять величиной ЭДС, а значит, и напряжением. Самый простой способ добиться желаемого результата — отрегулировать скорость якоря.
Мощность
Различают полную и полезную мощность генератора. При постоянной ЭДС полная мощность пропорциональна току: P = EIa. Полезная мощность, подаваемая в цепь P1 = UI.
КПД
Важной характеристикой генератора переменного тока является его КПД — отношение полезной мощности к полной. Обозначим эту величину символом ηe. Тогда: ηe=P1/P.
На холостом ходу ηe = 0. Максимальный КПД при номинальной нагрузке. КПД мощных генераторов приближается к 90%.
Оценка эффективной работы двигателя
Для оценки КПД двигателя наиболее очевидным критерием является расход топлива, связанный с выполняемой работой. На холостом ходу эффективное рабочее значение равно нулю, а это означает, что на холостом ходу расход топлива является единственной характеристикой двигателя. Мы знаем, что расход топлива и расход воздуха являются тесно связанными величинами. На холостом ходу дроссельная заслонка закрыта и воздух во впускной коллектор подается через регулятор вторичного воздуха.
Параметр давления во впускном коллекторе заслуживает более подробного рассмотрения. Расход воздуха через регулятор вторичного воздуха находится в прямой зависимости от его положения и перепада давления между впускным коллектором и внешней атмосферой. Давление во впускном коллекторе напрямую влияет на количество поступающей в цилиндр новой рабочей смеси.
То есть при работе на холостом ходу двух одинаковых двигателей с абсолютно одинаковой дополнительной нагрузкой указанный КПД будет выше у двигателя с меньшим давлением во впускном коллекторе. Следовательно, пока оба двигателя выполняют одинаковую работу, эффективность выше у того, который потребляет меньше топлива.
Классификация
Существует два типа генераторов постоянного тока:
- с независимым обмоткным возбуждением;
- с самовозбуждением.
Для самовозбуждения генераторов используется электроэнергия, вырабатываемая самим агрегатом. По принципу соединения обмоток якоря генераторы с автовозбуждением делятся на типы:
- устройства с параллельным возбуждением;
- динамо-машины с последовательным возбуждением;
- агрегаты смешанного типа (составные генераторы).
С параллельным возбуждением
Для обеспечения нормальной работы электроприборов необходимо стабильное напряжение на зажимах генераторов, не зависящее от изменения общей нагрузки. Проблема решается регулировкой параметров возбуждения. В динамо-машинах с параллельным намагничиванием выводы катушки подключаются через регулировочный реостат параллельно обмотке якоря.
Реостаты возбуждения могут замыкать обмотку «на себя». Если этого не сделать, в обмотке при разрыве цепи возбуждения резко возрастет ЭДС самоиндукции, что может привести к пробою изоляции. В состоянии короткого замыкания энергия рассеивается в виде тепла, что предотвращает разрушение генератора.
Электрические машины с параллельным намагничиванием не нуждаются во внешнем источнике питания. Из-за наличия остаточного магнетизма, который всегда присутствует в сердечнике электромагнита, происходит самовозбуждение параллельных обмоток. Для увеличения остаточного магнетизма в катушках возбуждения сердечники электромагнитов выполнены из литой стали.
Процесс самовозбуждения продолжается до того момента, пока ток не достигнет своего предельного значения, а ЭДС не достигнет номинальных значений при оптимальных скоростях вращения якоря.
Преимущество: генераторы с параллельным намагничиванием мало подвержены влиянию токов короткого замыкания.
Читайте также: Что такое магнитный двигатель и как его сделать своими руками?
С независимым возбуждением
В качестве источника питания для обмоток возбуждения часто используются батареи или другие внешние устройства. В моделях маломощных машин используются постоянные магниты, обеспечивающие наличие основного магнитного потока.
На валу мощных генераторов расположен намагничивающий генератор, вырабатывающий постоянный ток для возбуждения основных обмоток якоря. Для возбуждения достаточно 1 — 3 % от номинального тока якоря и от него не зависит. Изменение ЭДС осуществляется регулировочным реостатом.
Преимущество независимого намагничивания состоит в том, что на ток намагничивания не влияет напряжение на клеммах. И это придает хорошие внешние свойства динамо.
С последовательным возбуждением
Последовательные обмотки производят ток, равный току генератора. Так как на холостом ходу нагрузка равна нулю, возбуждение равно нулю. Это значит, что характеристику холостого хода убрать нельзя, то есть нет никаких регулировочных характеристик.
В генераторах с последовательным возбуждением ток при вращении ротора на холостом ходу практически отсутствует. Для запуска процесса возбуждения необходимо подключить к клеммам генератора внешнюю нагрузку. Столь ярко выраженная зависимость напряжения от нагрузки является недостатком последовательных обмоток. Такие устройства можно использовать только для привода электроприборов с постоянной нагрузкой.
Со смешанным возбуждением
Полезные черты сочетают в себе конструкции генераторов смешанного возбуждения. Их функции: устройства имеют две катушки — основную, включенную параллельно обмоткам якоря, и дополнительную, включенную последовательно. В цепь параллельной обмотки включен реостат, которым регулируется ток возбуждения.
Процесс самовозбуждения динамо-машины смешанного возбуждения подобен процессу самовозбуждения генератора с параллельными обмотками (из-за отсутствия пускового тока последовательная обмотка в самовозбуждении не участвует). Характеристика холостого хода такая же, как у генератора с параллельной обмоткой. Это позволяет регулировать напряжение на клеммах генератора.
Смешанное возбуждение выравнивает пульсации напряжения при номинальной нагрузке. В этом главное преимущество таких генераторов перед генераторами других типов. Недостатком является сложность конструкции, что приводит к удорожанию этих устройств. Не терпят такие генераторы и короткие замыкания.
Характеристический (реактивный) треугольник
Характеристический (реактивный) треугольник определяет реакцию якоря и падение напряжения в цепи якоря. Он создан для определения реакции якоря по экспериментальным данным, а также используется для построения графика некоторых характеристик машины, если их нельзя измерить экспериментально.
Характеристический треугольник может быть построен из экспериментальных данных с использованием x. X. X и все остальные основные характеристики машины, а также по расчетным данным. Рассмотрим здесь конструкцию с использованием x. X. X dem kz, для чего переходим к рисунку 4, на котором изображены x kz I = f (iv) (прямая 1) и начальная, прямолинейная часть x. XX U = f (iv) (линия 2), проходящая через начало координат.
Построим характеристический треугольник для номинального тока машины Ia = I = In, которому x kz соответствует точка а и точка b на оси абсцисс (рис. 4, а). Построим на прямой ab отрезок bc, равный масштабу прямой 2 падению напряжения в цепи якоря IN × Ra, и соединим точку горизонтальной прямой с точкой d на x. XX Тогда треугольник bvg будет характеристическим треугольником. Горизонтальный катет vg этого треугольника представляет намагничивающую силу реакции якоря в масштабе тока возбуждения, что можно доказать следующим образом.
Участок 0б, а равен току iv, необходимому для получения тока короткого замыкания I = In. При этом в якоре должно индуцироваться е ds Еа = IN × Ra, равное отрезку gd, которому на холостом ходу требуется ток возбуждения 0d = ive. Таким образом, разница 0б — 0д = дб = iva между действительным током iv = 0б при коротком замыкании и током ive = 0д при холостом ходе может быть обусловлена только влиянием тока в якоре и поэтому намагничивающая сила реакции якоря должна выражаться по шкале тока возбуждения iv.
Так как в условиях удаления х кз магнитопровод машины не насыщается, то построенный таким образом характеристический треугольник учитывает только продольную реакцию якоря, вызванную случайным или преднамеренным смещением щеток от геометрической нейтраль и отклонение муфты от прямолинейной.
При установке щеток на геометрическую нейтраль катет треугольника iva = db равен намагничивающей силе реакции переключения якоря (по шкале iv) и характеризует качество переключения. Когда щетки находятся в нейтральном положении и коммутация прямая, iva = db = 0 и треугольник bvg вырождается в вертикальную прямую.
Для построения характеристического треугольника с учетом влияния поперечной реакции якоря можно использовать х. Х. Х и внешние, регулирующие или нагрузочные характеристики. Обычно используют нагрузочную характеристику.
Внешняя характеристика генератора
Внешняя характеристика генератора независимого возбуждения U = f (I) при iв = const и n = const определяет зависимость напряжения генератора от его нагрузки в естественных условиях, когда ток возбуждения не регулируется. При увеличении I напряжение U несколько падает по двум причинам: из-за падения напряжения в цепи якоря I × Ra и уменьшения ie ds Ea из-за уменьшения тока из-за побочной реакции якоря (со щетками на геометрической нейтрали).
При дальнейшем увеличении I напряжение начнет быстрее падать, так как под влиянием реакции якоря уменьшается поток и рабочая точка смещается в более крутопадающий участок кривой намагничивания машины.
Внешнюю характеристику рекомендуется принимать с таким возбуждением (iv = ivn), когда при I = In также U = Un (номинальный режим). При переходе на холостой ход (I = 0) в этом случае напряжение увеличивается на вполне определенную величину ΔUn, которую называют номинальным изменением напряжения генератора. В генераторах независимого возбуждения
Внешняя характеристика (в левом квадранте рис. 6) также может быть построена с помощью x. ХХ (в правом квадранте рис. 6) и характеристический треугольник. Для этого проведем на рис. 6 вертикальную прямую ab, соответствующую заданному току iв = const. Тогда ab = 0v представляет U при I = 0 и определяет начальную точку для внешней характеристики.
Затем поместим на рис. 6 характеристический треугольник где, построенный в подходящем масштабе для I = In, так что вершина r лежит на x х х., а ножку они — на прямой аб. Тогда отрезок ae = xs будет равен U при I = In, что можно доказать следующим образом. Если U = ae, то Ea = U + In × Ra = ae + ed = hell = ig и для создания таких e ds на холостом ходу требуется ток возбуждения ive = 0u. Под нагрузкой ток возбуждения необходимо увеличить на iva = gd = ia, чтобы компенсировать реакцию размагничивания якоря. Требуемый полный ток возбуждения в этом случае iv = ive + iva = 0u + ia = 0a точно соответствует заданному, что и требовалось доказать.
Если принять, что катеты, а значит, и гипотенуза характеристического треугольника изменяются пропорционально I, то для получения других точек внешней характеристики достаточно провести на рис. 6 между х. X. X и отрезки прямой ab косой линии (гипотенузы новых характеристических треугольников) параллельны гипотенузе ge. Тогда нижние точки этих отрезков (на прямой ab) будут определять значение U при токах и так далее.
Переместив эти точки по горизонтали в левый квадрант рисунка 6 для соответствующих значений I и соединив их плавной кривой, получим искомую внешнюю характеристику U = f(I).
![]() |
Рис. 6. Построение внешней характеристики генератора независимого возбуждения с использованием характеристики холостого хода и характеристического треугольника |
На самом деле горизонтальный катет характеристического треугольника не растет пропорционально I при уменьшении U. Поэтому реальная внешняя характеристика несколько отклоняется от построенной в сторону, как показано в левом квадранте рис. 6 штриховой линией.
Внешняя характеристическая точка с U = 0 определяет величину тока короткого замыкания машины при полном возбуждении. Поскольку Ra мал, этот ток в 5–15 раз выше, чем In. Такое короткое замыкание очень опасно, так как возникает разносторонний пожар, а также большие механические усилия и крутящий момент.
Поэтому в условиях эксплуатации генераторы и двигатели средней и большой мощности защищают быстродействующими автоматическими выключателями в цепи якоря, ограничивающими продолжительность короткого замыкания и отключающими машину от сети в течение 0,01 — 0,05 с после возникновения внезапного короткого замыкания. Однако эти выключатели не защищают машину в случае короткого замыкания внутри машины.
Если опытны Х. Х и внешняя характеристика, а если известно Rа, то, строя на рисунке 6 в обратном порядке, можно получить характеристические треугольники с учетом реальных условий насыщения для всех значений U и Eа.
Конструкция генератора
В настоящее время выпускается множество типов индукционных агрегатов, но генераторный агрегат устроен так, что они содержат одни и те же детали:
- Электромагнит или постоянный магнит, создающий магнитное поле.
- Обмотка с переменной ЭДС индукции.
Для получения максимального магнитного потока во всех генераторах используется специальная магнитная конструкция, состоящая из двух стальных сердечников.
В пазах одного из сердечников установлены обмотки, создающие магнитное поле, а в пазах другого — обмотки, наводимые ЭДС. Один из сердечников — внутренний — взаимодействует с обмоткой и вращается вокруг горизонтального или вертикального стержня. Такой стержень называется ротором. Неподвижный сердечник с обмоткой называется якорем (статором).
Регулировочная характеристика
Характеристика управления iv = f (I) при U = const и n = const показывает, как следует регулировать ток возбуждения, чтобы напряжение генератора не менялось при изменении нагрузки. При увеличении I ток iv должен немного увеличиваться, чтобы компенсировать влияние падения напряжения Ia × Ra и реакции якоря.
При переходе с холостого хода при U=Un на номинальную нагрузку I=In увеличение тока намагничивания составляет 15 — 25%.
Построение управляющей характеристики (нижний квадрант рисунка икс. ХХ (верхний квадрант рисунка а характеристический треугольник строится следующим образом. При заданном U = 0a = wb = const значение iw при I = 0 определяется точкой in. Характеристический треугольник, в котором ток метки расположен так, что его вершины r и e находятся соответственно в точке x. X. X и натуральная обезьяна.
Тогда отрезок 0x = п.в определяет значение iw при I = In, что можно доказать так же, как это было сделано путем построения внешней характеристики. Чтобы получить другие точки характеристики, достаточно провести между ними х-кривую. X. X и прямая abe — отрезки, параллельные гипотенузе ge. Тогда нижние концы (точки) этих отрезков будут соответствовать значениям iv для значений I, определяемых отношением длин этих отрезков к гипотенузе r, как и в предыдущем случае.
Перемещая эти точки вертикально вниз, в нижний квадрант, до уровня соответствующих значений I, получаем точки контрольной характеристики. С учетом измененных условий насыщения реальная экспериментальная контрольная характеристика будет иметь форму, показанную в нижнем квадранте штриховой линией
По обратной конструкции, если x задано. X. X и контрольная характеристика, можно получить характеристический треугольник.
Обеспечение комфортного использования автомобиля
Для комфортной эксплуатации автомобиля двигатель должен иметь так называемые «хорошие низы», т.е плавную кривую крутящего момента и плавный холостой ход. Задача газораспределительного механизма — очистить цилиндр от уже выхлопных газов и заполнить его новым зарядом во всем диапазоне работы двигателя.
Если на холостом ходу лучше всего подходят узкие фазы газораспределения без перекрытия фаз, то для достижения максимальной мощности требуются широкие фазы. Это можно объяснить двумя факторами: сокращением времени процесса газообмена и увеличением усилия в работе клапана при постоянном увеличении скорости вращения.
Второе обстоятельство вызывает жесткие ограничения пути движения створок, лучше всего это видно на участках открытия и закрытия створок. Высокие частоты вращения на участках в начале и конце движения клапана особого влияния на процессы газообмена не оказывают, но именно эти участки вызывают неравномерность холостого хода. На практике проблемы с неровностями двигателя могут возникать в результате удлинения выхлопной цепи привода или в результате замены распределительных валов.
В статье предоставлена некоторая информация о спящем режиме и возможных проблемах. Если снять характеристики двигателя на холостом ходу, можно оценить общее техническое состояние при диагностике автомобиля. Стоит отметить, что некоторые современные двигатели не имеют режима холостого хода, что может привести к курьезным случаям при осмотре.
Нагрузочная характеристика
Нагрузочная характеристика U = f (iv) при I = const и n = const равна x виду. ХХ и проходит чуть ниже х. Х. Х за счет падения напряжения в цепи якоря и влияния реакции якоря. Хх. X представляет предельный случай нагрузочной характеристики, когда I = 0. Обычно нагрузочную характеристику снимают при I = In.
Поясним, как характеристики 1 и 2 можно использовать для построения характеристического треугольника. Пусть 0a соответствует значению U, для которого требуется построить треугольник (например, U = Un). Затем проводим горизонтальную линию ab и от точки b на нагрузочной характеристике прибавляем вверх отрезок bc = I×Ra, где I — ток, при котором снята нагрузочная характеристика.
Проведите от точки до горизонтального отрезка прямой линии до пересечения в точке r с x. Х х., получаем горизонтальный катет gv искомого треугольника gvb. Доказательство справедливости такой конструкции может быть построено аналогично свидетельству построения внешней характеристики (см рис. 6).
Если построенный тем или иным образом характеристический треугольник сдвинуть параллельно самому себе так, что вершина r скользит по x. Х х., то его вершина b будет очерчивать нагрузочную характеристику. Эта характеристика будет несколько отклоняться от экспериментальной характеристики 2, так как величина ветви gv будет меняться из-за изменения условий насыщения.
Все характеристики генераторов могут быть представлены как в абсолютных величинах, так и в относительных единицах. В последнем случае характеристики машин одного типа, даже если они имеют разную мощность, построенные в относительных единицах, мало отличаются друг от друга.