Куда идет провод возбуждения от генератора?

Электрика
Содержание
  1. Схемы генераторов с дополнительными диодами
  2. Диагностика
  3. Неисправность №1
  4. Неисправность №2
  5. Неисправность №3
  6. Неисправность№4
  7. Питание ротора постоянным током: особенности процесса
  8. Возбуждение генератора: знакомство с определением
  9. Обмотка возбуждения генератора: знакомство с определением
  10. Для чего служит обмотка возбуждения генератора
  11. Устройство
  12. Как проверить генератор мультиметром или вольтметром?
  13. Технические параметры
  14. Основное про эффект возбуждения
  15. Проверка тока возбуждения генератора
  16. Как возбудить ген
  17. Что такое СВ и АРВ
  18. Как проверить генератор своими руками
  19. Устройство генератора
  20. Принцип работы генератора авто
  21. Как он работает
  22. Схема подключения генератора ВАЗ-2108
  23. Неисправности генераторов переменного тока
  24. Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора
  25. Обрыв обмотки возбуждения
  26. Межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения
  27. Замыкание обмотки возбуждения на корпус рото­ра
  28. Замыкание обмотки статора на корпус
  29. Замыкание зажима «плюс» генератора на корпус
  30. Межвитковое замыкание в катушках обмотки ста­тора
  31. Пробой диодов выпрямителя
  32. Проверка диодного моста генератора
  33. Нет зарядки от генератора на ВАЗ 2110, что делать?
  34. Меры предосторожности

Схемы генераторов с дополнительными диодами

Цепь возбуждения генератора можно сделать короче и надежнее. Ток возбуждения проходит только внутри генератора и не выходит во внешнюю цепь через замок зажигания. Для этого ток возбуждения берется с обмоток генератора, выпрямляется отдельным небольшим выпрямителем и направляется непосредственно на обмотку возбуждения.

Схема с дополнительными диодами позволяет защитить аккумулятор от случайного разряда через обмотку возбуждения. В такой схеме обмотка возбуждения напрямую не связана с выходом генератора и аккумулятора. Ток возбуждения протекает не с выхода диодного моста, подключенного к аккумулятору, а напрямую с витков обмотки возбуждения, через дополнительный выпрямитель.

Для начального возбуждения необходимо использовать аккумулятор. Первый ток возбуждения при включении зажигания поступает в обмотку возбуждения через лампочку. Лампочка имеет большое сопротивление, поэтому ток в цепи возбуждения протекает мало (лампочка загорается), этого тока вполне достаточно для намагничивания ротора.

Как только ротор намагничивается, генератор начинает вырабатывать напряжение и в обмотках появляется ток, этот ток проходит через дополнительные диоды на обмотку возбуждения и намагниченность ротора увеличивается, так что генератор возбуждается практически сразу после получения начальный толчок с небольшим током через лампочку. Кроме того, генератор работает автономно и потребляет необходимый ток возбуждения через дополнительные диоды.

Внешняя цепь намагничивания остается подключенной и снова используется при следующем запуске двигателя. Лампочка фактически разделяет первую цепь возбуждения генератора и рабочую цепь возбуждения. Ток обмотки возбуждения может достигать 5 Ампер, но чтобы обмотка возбуждения не могла потреблять такой ток от аккумулятора, в цепи начального возбуждения имеется лампа, ограничивающая этот ток. На первый взгляд проблема осталась — если ротор генератора не крутится и включено зажигание, аккумулятор разряжен, но лопается очень малым током через лампочку (свет горит)

Ток лампочки может гореть несколько дней и это не приведет к полной разрядке нормального аккумулятора.
Очень важным преимуществом такой схемы является то, что лампочка не только ограничивает ток разряда аккумулятора через обмотку возбуждения, но и становится очень полезным индикатором состояния системы генератор-аккумулятор и позволяет контролировать заряд аккумулятора процесс и неисправности генератора услуг

Схема генератора с дополнительными диодами и стабилизатором напряжения типа L (D+)

Диагностика

В связи с тем, что цена нового генератора «кусается», а ремонтопригодность довольно высока, многие автолюбители проводят диагностику генератора на ВАЗ 2110 самостоятельно, что я и предлагаю вам сделать, воспользовавшись данной инструкцией:

Неисправность №1

В случае, когда контрольная лампа на панели приборов показывает разрядку аккумуляторной батареи, а при проверке тестером в электроцепи автомобиля напряжение не поднимается выше 13,2 вольта, необходимо проверить:


Проверить напряжение в сети на борту

  1. Натяжение ремня привода генератора ВАЗ — при необходимости подтянуть;
  2. При повреждении клапанов выпрямительного блока — замена всего выпрямительного блока;
  3. Диоды, питающие обмотку возбуждения ротора — замена диодов или всего выпрямительного блока;
  4. Провода обмотки возбуждения, идущие от контактных колец под пайку — перепаять провода/заменить ротор или весь генератор в сборе.

Также возможно короткое замыкание обмотки статора, его обрыв или замыкание «на массу» (в этом случае на ВАЗ 2110 появляется шум от генератора, генератор «воет»). Эти предпосылки проверяются омметром, при обнаружении неисправности статор или весь генератор подлежат замене.

Неисправность №2

Контрольная лампа в панели приборов также сигнализирует о низком заряде аккумулятора, а тестер выдает значение напряжения в цепи автомобиля не менее 14,7 вольт:

Однозначно вышел из строя регулятор напряжения (контакты выхода «DF» замкнулись на «землю») — замена регулятора.

Неисправность №3

В ВАЗ 2110 отчетливо слышен шум от генератора:

  • Если слышны звуки, похожие на вой и вой. При отсоединении провода остаются, а при снятии приводного ремня исчезают, значит, вышли из строя подшипники — заменить подшипники (передний меняется в сборе с крышкой);
  • Если шум исчезает при отсоединении проводов, это свидетельствует о коротком замыкании обмоток статора, замыкание их на массу — заменить статор/генератор.

Также в этом случае может быть закрыт один из клапанов, что грозит заменой выпрямительного блока.

Неисправность№4

Контрольные лампы на панели приборов не загораются при повороте ключа зажигания:

  • Проверить предохранитель «F19» в монтажном блоке — замена (рекомендуется выяснить причину выхода из строя предохранителя);
  • обрыв цепи в комбинации приборов «замок зажигания» — проверьте целостность синего провода с красной полосой, идущего от монтажного блока замка зажигания, а также оранжевого провода, идущего от панели приборов к монтажному блоку;
  • Выход из строя контактной группы замка зажигания — проверьте наличие контакта тестером, при необходимости замените контактную группу или весь замок зажигания.

Питание ротора постоянным током: особенности процесса

Чтобы магнитное поле в роторе не меняло направления, катушку необходимо питать постоянным током одной полярности. Ток подается на вращающуюся катушку через угольные щетки и контактные кольца.

Для питания обмотки ротора постоянным током применяют два способа: самовозбуждение и возбуждение от внешнего источника (обычно от аккумулятора).

Что такое система возбуждения в динамо-машине?

Рис. 3.14. Зубчатый ротор генератора.

Возбуждение генератора: знакомство с определением

Возбуждение генератора представляет собой процесс, происходящий на основе магнитодвижущей силы. Он выполняет процесс индукции магнитного поля, которое, в свою очередь, производит процесс выработки электроэнергии. Для возбуждения генераторов первого поколения использовались специальные вращатели постоянного тока, которые также часто называют возбудителями. Их обмотка получала постоянный ток от другого генератора, ее обычно называют субвозбудителем. Все узлы расположены на одном валу, и их вращение происходит синхронно.

Обмотка возбуждения генератора: знакомство с определением

Обмотка возбуждения генератора является одним из важнейших конструктивных элементов синхронного генератора. Он питается от источника, который обеспечивает постоянный ток. Чаще всего функцию источника выполняет электронный генератор напряжения. Такие регуляторы используются в новых моделях на основе автовозбуждения.

А самовозбуждение, в свою очередь, основано на том, что первое возбуждение происходит с помощью остаточного магнетизма магнитопровода синхронного генератора (СГ). Важно понимать, что энергия переменного тока поступает от обмотки статора ПГ и преобразует ее в энергию постоянного тока.

Для чего служит обмотка возбуждения генератора

Обмотка ротора возбуждается источником постоянного тока. Ротор вращается с помощью приводного двигателя, поэтому магнитное поле, создаваемое в роторе, также вращается вместе с ним с той же скоростью. Линии магнитного поля теперь пересекают обмотку статора вокруг ротора. В результате в обмотке образуется переменная электродвижущая сила (ЭДС).

Устройство

Прежде чем искать неисправность генератора на своем ВАЗ 2110, необходимо знать, что основная конструкция и принцип работы одинаковы для всех типов автомобилей. Отличаться они могут только размерами, дизайном и расположением кронштейнов крепления. Поэтому для расширения кругозора можно прислушаться к советам владельцев всех марок автомобилей, так как некоторые запчасти для генераторов взаимозаменяемы.


Замена в генераторе ВАЗ 2110

На картинке показаны основные компоненты генератора:

  • Шкив генератора (надеюсь, его назначение объяснять не надо);
  • Корпус, состоящий из передней половины, расположенной со стороны шкива, и задней половины, установленной со стороны контактных колец. Кроме того, в задней части корпуса расположены щеточный узел, выпрямитель, регулятор напряжения, а также провода для подключения к электрической цепи автомобиля.

В корпусе установлен статор, а также расположены опорные подшипники ротора, на нем же имеются крепления для установки генератора на двигатель автомобиля.

  • Ротор с обмотками возбуждения, выводы которых соединены с цилиндрическими контактными кольцами из меди;
  • Сердцем генератора является статор. Именно в пазах между стальными пластинами находится трехфазная обмотка и вырабатывается необходимый для автомобиля электрический ток;
  • Установка выпрямительных диодов (без комментариев);
  • Регулятор напряжения необходим для поддержания напряжения в электроцепи автомобиля в пределах заданных параметров при изменении нагрузок, частоты вращения генератора и температуры окружающей среды;
  • Щеточный узел, где подпружиненные щетки контактируют с контактными кольцами ротора;
  • Пластиковая крышка, защищающая диодный модуль.

Как проверить генератор мультиметром или вольтметром?

Как проверить провод возбуждения генератора

Технические параметры

Если старый генератор выходит из строя, многие автолюбители задаются вопросом, каким генератором заменить старый.

Здесь не нужно ничего изобретать. Самое правильное решение – установить такой же генератор, как был раньше, или более мощный.

Сегодня на ВАЗ 2110 предусмотрено использование трех типов блоков питания:

  1. Катэк 5102.3771. Генератор выдает ток в 80 ампер, а напряжение примерно 14В.
  2. Катэк 94.3701. Это устройство с такими же параметрами. Ничего серьезно не отличается.
  3. Катек 120 ампер. Генератор, более приспособленный к современным реалиям, когда автолюбители помимо стандартного электрооборудования устанавливают множество дополнительных устройств.

При наличии в автомобиле мощной аудиосистемы, использовании электронасоса с питанием от автомобиля, а также ряда других дополнительных потребителей рекомендуется вместо стандартного 80-амперного генератора установить 120-амперный.

Если учитывать размеры устройств, то можно выделить обычные и компактные. У них явная разница в дизайне

Если быть точным, то отличия заключаются в следующих компонентах:

  • Скобка;
  • Якорь;
  • Провод возбуждения;
  • Ведущий шкив;
  • Количество болтов крепления.

Но на самом деле это не имеет большого значения. Ведь конструкция всех генераторов, применяемых на ВАЗ 2110, одинакова. Итак, давайте рассмотрим схему и устройство этого устройства.

Основное про эффект возбуждения

Ток поддерживается при постоянном напряжении — 13,8-14,2 В

Как известно, напряжение, вырабатываемое геном при разных оборотах двигателя, регулируется с помощью обмоток возбуждения. Ток поддерживается при постоянном напряжении — 13,8-14,2 В.

Для снабжения системы автомобиля (нескольких потребителей) электроэнергией поставляется регулятор или РН. Бывает на отечественных автомобилях, а на некоторых иномарках генератор обычно встроен. В обиходе такой регулятор называют плиткой шоколада, таблеткой и так далее

Гена подключена к положительному полюсу батареи через вывод «30». Его также называют плюсом, «В» или «ВАТ». Что касается отрицательного вывода, то его обозначают как «31» или минус. Также в быту встречаются и другие его обозначения: «Д», «В-» и т д. Таблеточная клемма, используемая для подачи питания от автомобильной сети при включенном зажигании, имеет вывод «15» или «S». Наконец, клемма, предназначенная для подачи питания на лампу для проверки заряда, обозначается как «61» или «D+».

Регулятор напряжения или плитка шоколада

Если зарядка аккумулятора прекращается, в большинстве случаев это свидетельствует о повреждении плитки шоколада. Однако и здесь не стоит отчаиваться, ведь достаточно будет подать напряжение на обмотки, то есть возбудить генератор, чтобы добраться до магазина или ближайшей заправки.

Итак, чтобы попасть в нужное место, не подвергая аккумулятор глубокой разрядке, нужно убрать плитку шоколада и возбудить ген.

Проверка тока возбуждения генератора

  1. Для проверки тока возбуждения генератора запустите двигатель и дайте ему высокие обороты.
  2. Поместите измерительный щуп вокруг провода, подсоединенного к выводу 67 («Д+»), показания на приборе будут соответствовать величине тока возбуждения, на работающем генераторе он будет равен 3-7 А.

Для проверки обмотки возбуждения снимите щеткодержатель и регулятор напряжения. Возможно, потребуется почистить контактные кольца, а также проверить наличие обрывов обмотки или короткого замыкания на массу».

  1. Для этого теста используется омметр, щупы необходимо приложить к токосъемным кольцам, значение сопротивления должно быть в пределах 5-10 Ом.
  2. Затем подключите один щуп омметра к любому контактному кольцу, другой щуп к статору. На работающем генераторе мультиметр покажет бесконечно большое сопротивление, иначе обмотка возбуждения приближается к земле».

Как возбудить ген

Итак, что нужно сделать, чтобы возбудить генератор? Как было сказано выше, планшет следует разобрать с генератора, так как в нем возникла ошибка. Затем соедините положительные клеммы обоих устройств, а отрицательную клемму разрежьте на плитку шоколада. В процессе сборки соедините его множеством кистей.

От клеммы «30» гена изолировать провод, к выходной цепи «15» подключить индикатор, мощностью не более 15 Вт. Это относится к генам серии G222. Если приборы других моделей, необходимо возбудить, подключив индикатор к выводу «Б».

Таким образом можно представить себе самовозбуждение генератора.

Крайние левые стрелки отмечают диоды. Они устанавливаются только в генераторах современных моделей, в более старых агрегатах их нет. Точнее схема без представленных диодов считается классической, а с ними — модернизированной, современной.

В некоторых моделях генов якоря подразумевают наличие щеток. Их тоже удаляют, высверливают таблетку. Один контакт идет напрямую на якорь через диоды на плюс, как показано на схеме, другой контакт идет на минус (нижняя стрелка).

Соответственно на схеме показано: плюс и минус.

Ток не начнет течь сразу, то есть не с малых скоростей. Где-то, если посмотреть на тахометр, напряжение начнет генерировать после 4000 об/мин. Другими словами, разгоняемся до 4 тысяч оборотов, появляется ток. Если опускаемся до 1 тысячи оборотов в минуту и ​​меньше, то напряжение пропадает, приходится снова разгоняться. Примерно таков принцип нынешнего поколения при самовозбуждении.

Некоторые автомобили имеют тихоходный двигатель. В этом случае нужно что-то делать со шкивами, чтобы увеличить начальную скорость вращения. Для нормального двигателя все должно быть нормально.

Система возбуждения в генераторе

Двигаться дальше. На выходе не 12 вольт, это надо знать в первую очередь. Без регулятора гена выдаст все что может, вплоть до 20-30 вольт. Например, во время старта оно достигает 36 вольт. Это можно контролировать с помощью лампочки с этим напряжением, подключенным к выходам. Потом падает до 20 вольт.

Аранжировку, конечно, можно улучшить. Например, вставьте конденсатор в плюсовой провод, идущий к якорю. Это сделано для предотвращения падения напряжения при снижении оборотов двигателя. На выходе можно поставить и хороший конденсатор для сглаживания начального всплеска напряжения и регулирования, сглаживания падений.

При реализации этой схемы важно помнить о выходе большого напряжения. Это не 12 вольт, можно запросто спалить лампочки, ЭБУ и всю электронику автомобиля в принципе

Предупреждение. В режиме самовозбуждения ген будет отдавать все, что может, без каких-либо ограничений, что для самого себя является полным перегревом. Еще немного груза и напишем надгробную речь генератору. Поэтому этот способ применим только как вынужденная мера, опять же, если вы еще в пути и вам нужно добраться до ближайшей заправки.

Что такое СВ и АРВ

Система генного возбуждения представляет собой комплекс различных блоков, в том числе: возбудитель, АРВ, СГП, УБЭФ, блок девозбуждения, а также дополнительные тест-метры.

АРВ не более чем регулятор, который полностью работает на машине. SGP — это инструмент, который гасит магнитное поле. УБФВ представляет собой устройство, за счет которого осуществляется быстрая форсировка возбуждения.

Сам возбудитель является источником тока (ИП) на обмотку с постоянным напряжением. При этом ИП может быть сам ген вместе с полупроводниками и блоком выпрямления (диодным мостом).

АРВ-препараты используются в синхронном гене. Здесь они выполняют функцию повышения физической устойчивости генераторного агрегата. Общепринято классифицировать АРВ на единицы пропорционального тона и сильного тона. Одни способны изменять энергию тока по несоответствию напряжения статора, а вторые реагируют в более широком смысле этого слова.

При уменьшении тока, например при коротком замыкании, подается питание. Он включает в себя быстрое увеличение возбуждения, которое влияет на остановку перепадов напряжения и поддерживает стабильность.

Коррекция и ускорение значительно повышают надежность реле.

При отключении генератора, что также может быть вызвано внутренними короткими замыканиями, блок должен быть обесточен. Для этого достаточно погасить магнитное поле, что позволит уменьшить повреждение обмотки статора.

гашение магнитного поля означает быстрое снижение магнитного потока возбуждения гена до значения, близкого к 0. При этом уменьшается ЭДС прибора.

00da-kak-pogasit-magnitnoe-pole.png

Гашение магнитного поля осуществляется с помощью АГП — специальных автоматических устройств, работающих от реле. Именно они помогают активировать сопротивление.

Читайте также: Сделать самодельный цифровой вольтметр в домашних условиях

При генерирующих устройствах, работающих на принципе тиристорного возбуждения, уменьшение магнитного поля осуществляется переключением главных вентилей преобразовательной последовательности. Таким образом, сэкономленная в обмотке энергия будет передаваться на намагничивание или диодный мост.

Характеризуется номинальным напряжением выключателя (НТ), но может быть и другим.

  • 100 или 600 В, если речь идет о возбуждении на зажимах обмотки.
  • 100 или 8000 А, если речь идет о ЛТ, размещенном непосредственно в обмотке, и соответствует нормальной, штатной работе генератора.

Вы должны знать, что LT возбудителя должен составлять доли процента от LT генератора. Как правило, рассматриваются значения 0,2-0,6 процента от номинальной мощности гена.

Что касается скорости возбудителя, то она зависит от скорости нарастания силы тока обмотки индуктора (ротора).

СВ (систему возбуждения) необходимо рассчитывать в зависимости от работы АРВ. Другими словами, работа без АРВ разрешена, но только на время, необходимое для ремонта или замены. В других случаях применение АРВ обязательно.

Примечание. Если ЦБ продолжает работать без АРВ, необходимо предусмотреть дополнительную систему защиты. Это РДУ и другие средства, способные обеспечить девозбуждение и автогашение поля генератора.

ЦБ обязан обеспечивать ток в длительном режиме, превышающий ЛТ генератора не менее чем на 10 процентов.

зооскопия-cuc.png

SW также является полупроводником. В этом случае он должен иметь PBC (режим внутреннего сохранения).

Важно, чтобы защитные устройства, обеспечивающие устойчивость при перенапряжениях, можно было использовать повторно.

выпрямительный трансформатор начальное возбуждение
трансформатор серии ракеты-носителя на холостом ходу
тиристорный преобразователь (ТВ 8-2000/) 050-1У4) включение в сеть методом точной синхронизации в штатных режимах и самосинхронизации в аварийном режиме
система охлаждения преобразователя работа ГГ в энергосистеме с нагрузками от холостого хода до номинального и с перегрузкой
блок начального возбуждения (АН В-2) недовозбуждение при устойчивой работе генератора
автоматический регулятор возбуждения (АУ1Г типа АРВ-СД) принудительное возбуждение тока и напряжения
панель гашения поля эффективное затухание поля
релейные панели снятие возбуждения при штатных остановках агрегата

Как проверить генератор своими руками

Как проверить генератор ВАЗ на примере модели 2109. Генератор типа 94.3701, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, вращение по часовой стрелке.
Схема подключения генератора в автомобилях ВАЗ

Схема подключения генератора. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подается на клемму «D+» регулятора (клемма «D» генератора) через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Работа генератора контролируется сигнальной лампой на комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после запуска двигателя гаснуть, если генератор работает. Сильное горение лампы или ее свечение в тлеющем полу свидетельствует о неисправности.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен быть соединен с землей, а «плюс» — с клеммой «В+» генератора. Неправильное обратное подключение аккумулятора сразу вызовет повышенный ток через вентили генератора и они выйдут из строя.

Генератор нельзя использовать с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет кратковременные скачки напряжения на клемме B+ генератора, которые могут повредить регулятор напряжения генератора и электронные устройства в электрической системе автомобиля.

Запрещается проверять работоспособность генератора «на искру», даже кратковременно соединяя клемму «В+» генератора с массой. В этом случае через клапаны протекает значительный ток и они повреждаются.

Устройство генератора

Устройство автомобильного генератора подразумевает наличие собственного выпрямителя и схемы управления. Генерирующая часть генератора с помощью неподвижной обмотки (статора) вырабатывает трехфазный переменный ток, который затем выпрямляется с помощью ряда из шести больших диодов, и постоянный ток заряжает батарею. Переменный ток индуцируется вращающимся магнитным полем обмотки (вокруг обмотки возбуждения или ротора). Затем ток проходит через щетки и токосъемные кольца в электронную схему.

Блок генератора: 1. Гайка. 2. Диск. 3. Шкив. 4. Передняя крышка. 5. Распорное кольцо. 6. Ротор. 7. Статор. 8. Задняя крышка. 9. Корпус. 10. Упаковка. 11. Защитный рукав. 12. Выпрямительный блок с конденсатором. 13. Щелкодержатель с регулятором напряжения.

Генератор размещается перед двигателем автомобиля и запускается с помощью коленчатого вала. Схема подключения и принцип работы автомобильного генератора одинаковы для любого автомобиля. Конечно, есть некоторые отличия, но они, как правило, связаны с качеством выпускаемого товара, мощностью и конструкцией узлов двигателя.

Во всех современных автомобилях устанавливаются генераторные установки переменного тока, в состав которых входит не только сам генератор, но и регулятор напряжения. Регулятор равномерно распределяет силу тока в обмотке возбуждения, именно из-за этого мощность самой генераторной установки колеблется в тот момент, когда напряжение на выходных силовых клеммах остается неизменным.

Принцип работы генератора авто

Схема подключения генератора ВАЗ 2110-2115

Схема подключения генератора включает в себя следующие компоненты:

  1. Батарея.
  2. Генератор.
  3. Блок предохранителей.
  4. Зажигание.
  5. Приборная доска.
  6. Блок выпрямителя и дополнительные диоды.

Принцип работы довольно прост, при включении зажигания плюс через замок, зажигание идет через блок предохранителей, лампочку, диодный мост и через резистор идет к минусу. Когда загорается лампочка на приборной доске, плюс идет на генератор (на обмотку возбуждения), далее в процессе пуска двигателя начинает вращаться шкив, также вращается якорь, за счет электромагнитной индукции возникает электродвижущая сила генерируется и появляется переменный ток.

При этом плюс диода переходит в блок выпрямителя по синусоиде в левое плечо, а минус в правое плечо. Дополнительные диоды на лампочке отсекают минусы и получаются только плюсы, потом идет на узел приборной панели, а диод который там только минус пропускает, в итоге свет гаснет а плюс потом идет через резистор и уходит в минус.

Принцип работы автомобильного генератора постоянного тока можно объяснить так: через обмотку возбуждения начинает протекать небольшой постоянный ток, который регулируется блоком управления и поддерживается на уровне чуть выше 14 В.

Большинство генераторов в автомобиле являются мощностью не менее 45 ампер. Динамо работает при 3000 об/мин и выше — если вы посмотрите на соотношение между ремнями вентилятора и шкивами, оно будет два или три к одному по отношению к частоте двигателя.

Во избежание этого пластины и другие части выпрямителя генератора частично или полностью покрыты изолирующим слоем. В монолитной конструкции выпрямительного блока радиатор в основном совмещен с монтажными пластинами из изоляционного материала, усиленными шатунами.

Далее рассмотрим схему подключения автомобильного генератора на примере автомобиля ВАЗ-2107.

Как он работает

Для начала разберемся, как работает это устройство. Его рабочий процесс выглядит следующим образом:

  • Ключ вставляется в замок зажигания;
  • Ток идет на провода возбуждения;
  • Магнитное поле, создаваемое якорем, проходит по обмоткам статора, на клеммах появляется напряжение;
  • Когда скорость якоря становится достаточно высокой, включается режим самовозбуждения;
  • Предусмотренный конструкцией автоматический выпрямительный блок преобразует переменный ток в постоянный;
  • Регулятор напряжения начинает работать при изменении частоты вращения коленчатого вала, регулируется время, на которое включается провод возбуждения.

Представленное видео позволяет наглядно ознакомиться с принципом работы генератора.

Новичков очень интересует самый главный вопрос, без которого нет смысла пытаться что-то починить самостоятельно — для чего нужен генератор.

Прежде всего, задача генератора – обеспечить энергией все электрически зависимое оборудование.

Ошибка многих в том, что техника питается от аккумулятора. Аккумулятор необходим для поддержания работы устройств при выключенном двигателе. Из-за этого звуковая система, сигнализация и т.

Когда двигатель заводится от аккумулятора, все бразды правления переходят к генератору. Теперь он отвечает за работу аудиосистемы, кондиционера, электрических стеклоподъемников и т д.

Второй, но не менее важной задачей аккумулятора является зарядка аккумулятора. Это происходит при работающем двигателе. Если бы не генератор, аккумулятор не смог бы обеспечить питанием всех потребителей в течение длительного времени, его пришлось бы регулярно заряжать в гараже.

Схема подключения генератора ВАЗ-2108

2109-2108-генератор.jpg

Генератор ВАЗ-2108 имеет достаточно массивную обмотку статора, так как в нем используется провод с большим сечением.

Именно с его помощью вырабатывается электричество. Провод наматывается равномерно по всей внутренней поверхности статора в специально устроенных для этого углублениях в магнитопроводе. Отдельно стоит поговорить о последнем. Средняя часть, статор генератора, состоит из набора тонких металлических пластин, плотно прижатых друг к другу. Их часто готовят снаружи, чтобы не произошло расслаивания.

Неисправности генераторов переменного тока

куда идет провод возбуждения от генератора

В генераторах могут возникать следующие основные неисправности:

  • плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора
  • пауза обмотки возбуждения
  • короткое замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора
  • межвитковое замыкание в катушке возбуждения
  • обрыв в цепи фазной обмотки статора
  • межвитковое замыкание в витках обмотки статора
  • короткое замыкание обмотки статора на корпус
  • замыкание положительного зажима на корпус
  • пробой выпрямительного диода
  • механические неисправности

Плохой контакт между щетками и контактными кольцами ротора

Плохой контакт между щетками и контактными кольцами на роторе возникает при загрязнении и замасливании контактных колец, износе щеток, снижении давления пружин на щетки и зависании щеток в щеткодержателях. При таких дефектах сопротивление в цепи возбуждения увеличивается (или даже цепь возбуждения разрывается), что вызывает уменьшение тока возбуждения, и мощность генератора снижается.

Для устранения неисправности снимите щеткодержатель и проверьте его состояние. При необходимости протрите щеткодержатель и щетки тряпкой, смоченной бензином. Щетки должны свободно двигаться в щеткодержателях. При износе щеток до высоты 8 мм производится их замена с последующей проверкой давления пружины на каждой щетке в отдельности.

Загрязненные контактные кольца на роторе протирают ветошью, смоченной бензином. Окислившуюся рабочую поверхность колец зачищают стеклянной шкуркой.

Обрыв обмотки возбуждения

Обрыв обмотки возбуждения чаще всего происходит в местах припайки концов обмотки к контактным кольцам.

При обрыве обмотки возбуждения в обмотке статора индуцируется ЭДС не более 5 В, обусловленная остаточным магнетизмом стали ротора. При такой неисправности батарея не будет заряжаться. Для определения обрыва необходимо отсоединить конец обмотки возбуждения от щетки, а затем к этому концу и к выводу Ш генератора подключить провода от аккумулятора через лампу или вольтметр.

В случае обрыва обмотки лампа не загорится, а стрелка вольтметра не отклонится. Чтобы найти катушку с оборванной обмоткой, подсоедините провода от клемм аккумулятора к концам каждой катушки. После этого тщательно проверяются места пайки соединений и выходные концы катушек возбуждения. Обнаруженное место обрыва устраняют бескислотной пайкой с применением мягких припоев. При обрыве внутри катушки ее заменяют или перематывают.

Межвитковое замыкание в катушках обмотки возбуждения

Межвитковое замыкание в витках обмотки возбуждения происходит из-за разрушения изоляции провода обмотки при перегреве или механическом повреждении, что вызывает увеличение тока возбуждения и повышение температуры обмотки.

Для определения схемы включения в катушках измеряют их сопротивление омметром и сравнивают с сопротивлением исправной катушки.

Замыкание обмотки возбуждения на корпус рото­ра

При замыкании на корпус часть или вся обмотка возбуждения замыкается, в результате чего генератор не возбуждается. Чаще всего обмотка замыкается на корпус в местах выхода концов на контактные кольца ротора. Замыкание обмотки на корпус вызывает увеличение тока в цепи регулятора напряжения.

Этот вид повреждения определяется контрольной лампой с напряжением 220 В. Один провод подключается к любому контактному кольцу, а другой к сердечнику или валу ротора. Лампа загорится при замыкании обмотки на шкаф. Если изолировать обмотку от корпуса невозможно, ее заменяют.

Замыкание обмотки статора на корпус

Замыкание обмотки статора на корпус происходит из-за механического или термического повреждения изоляции обмотки. При такой поломке мощность генератора значительно снижается. Генератор перегревается. Аккумулятор заряжается только при повышенных оборотах двигателя.

Этот вид повреждения определяют контрольной лампой напряжением 220 В, подключив один щуп к сердечнику, а другой к любому выводу обмотки. Лампа загорается только при замыкании обмотки на корпус. Замените неисправные катушки.

Замыкание зажима «плюс» генератора на корпус

Замыкание «плюсовой» клеммы генератора на корпус происходит из-за разрушения изоляции клеммы или изоляции провода, подсоединенного к этой клемме.

При такой неисправности в генераторе резко возрастает сила тока в обмотке статора и в диодах выпрямительного блока, что приводит к тепловому разрушению изоляции обмоток и пробою диодов выпрямительного блока.

После пробоя диодов происходит короткое замыкание аккумулятора, в результате чего происходит глубокий разряд аккумулятора и разрушается изоляция соединительных проводов, а также выходит из строя амперметр.

Дефектная клеммная изоляция ремонтируется. Поврежденные обмотки статора и диодный блок выпрямителя заменяют на исправные в условиях мастерской.

Межвитковое замыкание в катушках обмотки ста­тора

Межвитковое замыкание в витках обмотки статора происходит при перегреве вследствие разрушения изоляции обмотки. В короткозамкнутых катушках протекает большой ток, это приводит к перегреву катушки и вызывает дальнейшее разрушение изоляции обмотки.

При такой неисправности мощность генератора значительно снижается, а аккумулятор заряжается только при высоких оборотах двигателя.

Пробой диодов выпрямителя

Пробой диодов выпрямителя происходит при перегреве тока большим током, повышении напряжения генератора выше нормы, а также при механических повреждениях.

В пробитых диодах сопротивление практически равно нулю в обоих направлениях, что вызывает короткое замыкание фаз обмотки статора и выход из строя генератора.

При пробое диодов батарея начинает разряжаться через обмотку статора, вызывая разрушение изоляции обмотки и быстрый разряд батареи.

Проверка диодного моста генератора

  1. Включите вольтметр в режиме измерения переменного тока и подключите его к «массе» и выводу «30» («В+»). Напряжение не должно быть более 0,5 В, иначе есть вероятность выхода из строя диода.
  2. Для проверки пробоя на «массу» необходимо отключить аккумуляторную батарею, а также снять провод генератора, идущий на клемму «30» («В+»).
  3. Затем подключите блок между клеммой «30» («В+») и отключенным проводом генератора. Если ток разряда на приборе превышает -0,5 мА, можно предположить пробой диодов или изоляции диодных обмоток генератора.
  4. Силу тока отдачи проверяют с помощью специального щупа, являющегося дополнением к мультиметру. Это что-то вроде зажима или плоскогубцев, которыми обхватывают провода, измеряя таким образом силу тока, проходящего по проводу.

Нет зарядки от генератора на ВАЗ 2110, что делать?

Если генератор перестал заряжаться, в этом нет ничего хорошего. Необходимо немедленно приступить к поиску причины такой ошибки. В противном случае все ваше электрооборудование будет обесточено, а аккумулятор скоро полностью сядет.

Если генератор работает исправно, аккумулятор не нуждается в подзарядке специальными устройствами в течение многих месяцев, а иногда и лет. Аккумулятор будет стабильно сохранять не менее 60% своего заряда. Таким образом, аккумуляторы постоянно пополняют запас заряда за счет работы генератора.

Внешний вид устройства

Меры предосторожности

Напряжение, необходимое для включения генератора при включенном зажигании, подается на его плюсовую клемму, предварительно подключив к контрольному индикатору. После полного запуска двигателя обмотка получает ток от трех диодов выпрямителя.

  1. Положительный вывод аккумулятора должен соприкасаться с положительным выводом генератора, а от отрицательного вывода провод должен быть соединен с массой. Ни в коем случае нельзя ошибаться, потому что это вызовет резкое увеличение тока, что приведет к выходу из строя вентилей генератора.
  2. Не включайте генератор с отсоединенной аккумуляторной батареей. Кратковременные скачки напряжения повредят реле генератора и электрооборудование автомобиля.
  3. Не допускается проверка генератора электронными измерительными приборами с напряжением выше 12В. Иногда при таких приборах необходимо проверять обмотки статора. Это можно сделать только при отключенном генераторе.
  4. При проведении сварочных работ на кузове все провода и разъемы к генератору должны быть отсоединены
Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы