- Как проверить электродвигатель — простые советы электрикам
- Подключение асинхронного двигателя к трехфазной сети
- Некоторые электрики не знают про такую проверку электродвигателя.
- Проверка электродвигателя внешним осмотром
- Какие электромоторы можно проверить мультиметром?
- ЭЛЕКТРОлаборатория
- Как проверить изоляцию электродвигателя мегаомметром
- Чаще всего используются два вида электрических двигателей: асинхронные и коллекторные.
- Пошаговая инструкция измерения сопротивления изоляции мегаомметром
- Подготовка к испытаниям
- Подключение прибора к испытуемой линии
- Алгоритм испытаний
- Двухобмоточных трансформаторов
- Ремонт асинхронных двигателей
- Трехфазный мотор
- Двухфазный электрический двигатель
- Проверка коллекторных электромоторов
- Проверка конденсатора
- Измерение коэффициента абсорбции
- Измерение сопротивления изоляции кабеля
- Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность
- Испытание изоляции обмоток
- Правила безопасности при работе с мегаомметром
- Виды устройств для проверки
- Мультиметр
- Проверка обмоток электродвигателя. Неисправности и методы проверок
- Виды обмоток
- Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:
- Принцип работы
- Тестирование обмоток катушки
Как проверить электродвигатель — простые советы электрикам
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными электрическими устройствами, которые значительно облегчают нашу деятельность. Практически все они имеют в своей конструкции двигатель, работающий от электричества, для выполнения определенной работы.
Иногда по разным причинам он выходит из строя. Нам необходимо определить производительность, выявить и устранить поломки.
Как работает электродвигатель
Сразу оговоримся, что не будем прибегать к сложным техническим описаниям и формулам, а постараемся использовать упрощенные формы и терминологию. Также учитываем, что работа с электродвигателями в электроустановках опасна. К ним допускается обученный, обученный персонал.
ВНИМАНИЕ: Самостоятельный ремонт электродвигателя неквалифицированными рабочими может закончиться трагически!
Кинематическая схема
По механической схеме любой электродвигатель можно представить состоящим всего из двух частей:
1 постоянно закрепленный, который называется статором и крепится к корпусу машины, механизма или удерживается в руках, как на дрели, перфораторе и подобных устройствах;
2 подвижный — ротор, совершающий вращательное движение, передаваемое на исполнительный механизм.
Обе эти половины полностью отделены друг от друга, но контактируют через подшипники. Больше нигде и нигде они не вступают в чисто механический контакт. Ротор вставлен в статор и совершенно свободно в нем вращается.
Эта способность вращаться должна в первую очередь оцениваться при анализе работы электрической машины.
Для проверки вращения нужно:
1 полностью снять напряжение с цепи;
2 попробуйте прокрутить ротор вручную.
Первое действие — необходимое требование правил безопасности, а второе — техническое испытание.
Часто трудно оценить вращение из-за подключенного привода. Например, ротор двигателя работающего пылесоса довольно легко раскрутить взмахом руки. Чтобы провернуть вал рабочего поршня, нужно приложить усилие. Прокатить вал двигателя, соединенного через червячный редуктор, совсем не получится из-за конструктивных особенностей этого механизма.
По этим причинам оценку вращения ротора в статоре проводят при выключенном приводе и анализируют качество подшипников. Движению могут помешать:
- износ скользящих колодок;
- отсутствие смазки в подшипниках или неправильное применение. Например, обычная смазка, которой часто заливают шарикоподшипники, на морозе густеет и может стать причиной плохого запуска двигателя;
- попадание грязи или инородных тел между подвижными и неподвижными частями.
Шум при работе двигателя создают неисправные, сломанные подшипники с повышенным люфтом. Чтобы быстро его оценить, достаточно покачать ротор относительно неподвижной части, создать переменные нагрузки в вертикальной плоскости и попытаться вытолкнуть его вдоль оси. На многих моделях небольшая отдача считается приемлемой.
Если ротор свободно вращается и подшипники работают исправно, проверьте наличие неисправности в электромагнитных цепях.
Схема подключения
Для работы двигателя необходимо выполнение двух условий:
1 подать на обмотку (или обмотки для многофазных моделей) номинальное напряжение;
2 электрические и магнитные цепи должны быть в порядке.
Где можно проверить напряжение питания двигателя
Рассмотрим первую позицию на примере конструкции электродрели с коллекторным двигателем.
Если у рабочей дрели вилка вставлена в розетку с поданным напряжением, этого недостаточно для запуска двигателя. Также нужно нажать кнопку питания.
Только тогда электрический ток от вилки по проводу через блок управления симистором и контакты нажатой кнопки попадет на щеточный узел, расположенный на коллекторе, и через него сможет попасть на обмотку.
Подведем итог: сделать вывод о исправности двигателя дрели можно только после проверки напряжения на щетках коллекторного блока, а не на штекерных контактах. Этот пример является частным случаем, но охватывает общие принципы поиска и устранения неисправностей, характерные для большинства электрических устройств. К сожалению, некоторые электрики быстро пренебрегают этим положением.
Виды электрических схем электродвигателей
Электродвигатели предназначены для работы на постоянном или переменном токе. А последние делятся на:
синхронный, когда скорости вращения ротора и электромагнитного поля статора совпадают;
асинхронный — с отстающей частотой.
Они имеют разные конструктивные особенности, но общие принципы работы основаны на воздействии электромагнитного поля вращающегося статора на поле ротора, передающего вращение приводу.
Двигатели постоянного тока
Они предназначены для использования в качестве охладителей компьютерных блоков, стартеров автомобилей, тяжелых дизельных станций, комбайнов, цистерн и других задач. Устройство одной из таких простых моделей показано на фото.
Магнитное поле статора в этой конструкции создается не постоянными магнитами, а двумя электромагнитами, собранными на специальных сердечниках — магнитопроводах, вокруг которых размещены катушки с обмотками.
Магнитное поле ротора создается током, проходящим через щетки коллекторного узла по обмотке, уложенной в пазы якоря.
Асинхронные двигатели переменного тока
В разрезе одной из представленных на фото моделей видно некоторое сходство с ранее рассмотренным устройством. Конструктивные отличия заключаются в выполнении ротора в виде короткозамкнутой обмотки (без подвода к ней постоянного тока от электроустановки), называемой «беличьим колесом» и принципах расположения витков на статоре.
Подключение асинхронного двигателя к трехфазной сети
Остановимся подробнее на подключении двигателя. Как правило, завод-изготовитель маркирует не только клеммы в клеммной коробке, но и концы проводов. На самом деле это либо алюминиевые скобы, либо пластиковые или картонные бирки с номерами проводов. Обмотки в современных двигателях обозначаются как U, V, W. Начало обмоток — цифра «1», а конец — цифра «2». Как вы уже знаете, асинхронный двигатель можно включать как по схеме «звезда», так и по схеме «треугольник». В 90% случаев используется соединение «звезда”.
Итак, обмотки двигателя у нас соединены по схеме «звезда». Куда подаем напряжение, чтобы мотор начал свое вращение?
Оказывается, все просто. Поскольку в трехфазной сети у нас в основном 4 провода (фаза А, фаза В, фаза С, земля), поэтому мы должны использовать все 4 провода.
Также есть небольшой нюанс при подключении асинхронного двигателя к трехфазной сети. Предположим, если мы подключили двигатель по схеме выше, наш вал будет вращаться в одном направлении, скажем, по часовой стрелке.
Но если мы поменяем местами две фазы, двигатель начнет вращаться в противоположном направлении. Этот эффект называется реверсивным включением асинхронного двигателя.
Все то же самое справедливо и при подключении асинхронного двигателя по схеме «треугольник». Помните, что при включении двигателя в этом режиме надо смотреть на шильдике допустимое напряжение, на которое рассчитан этот двигатель по схеме соединения «треугольник». Если по схеме «звезда» мы можем подать на такой двигатель 380 вольт, то по схеме «треугольник» только 220 вольт.
Некоторые электрики не знают про такую проверку электродвигателя.
Я опишу метод проверки, где обычная проверка трехфазного асинхронного двигателя не показала, в чем проблема.
Однажды мне нужно было проверить достаточно мощный электродвигатель, около 15 кВт. При включении начал гудеть и греться. «Нормальная» проверка мультиметром и мегомметром показала, что с мотором все в порядке. Обычно это выглядит достаточно просто, в 2 этапа:
один.
Проверяется замыкание обмоток на корпус. Правильнее всего сделать его «лисой», нужно выставить напряжение, один щуп подключается к обмоткам, а другой к корпусу. Измеренное сопротивление нормализовано. Для двигателей на напряжение 0,4 кВ оно должно быть не менее 500 кОм при максимальном испытательном напряжении 500 В.
Тестируемый двигатель прошел ее без проблем, сопротивление по отношению к кузову было почти бесконечным. Такая проверка также проводится мультиметром (в режиме омметра), но она менее показательна, так как имеет очень низкое «измерительное напряжение».
2.
Для следующей проверки обычно уже используют мультиметр. Проверьте сопротивление самих обмоток. Они не должны отклоняться друг от друга на +/-2%. В основном так выявляют межвитковое замыкание или обрыв/оборванную обмотку.
Для мощных двигателей считаю проверку межвиткового замыкания на практически бесполезном сопротивлении, тестер выдаст очень низкие показания: 0 Ом; 0,2 Ом, 0,3 Ом и т.д. И даже если разница в сопротивлении уже превысила 2%, мотор вполне может быть в порядке.
Сопротивление тестируемого мотора было примерно таким же (он тоже мощный). Решил замерить потребляемую мощность по фазам. «Клещи» показывали почти такой же ток,
НО выше пар.
Потребляемый ток выше номинального значения не обязательно свидетельствует о неисправности в обмотках (например, межвитковое замыкание). Это может быть связано с изношенными подшипниками двигателя или неисправной нагрузкой.
Проверка электродвигателя внешним осмотром
Перед проверкой обмотки двигателя мультиметром осмотрите двигатель, отключенный от сети, вместе со шнуром питания на наличие механических повреждений, признаков пробоя изоляции или перегрева. Вал двигателя должен легко вращаться в подшипниках, без заеданий и заеданий. Не должно быть запаха горелой изоляции, разливов масла, зависаний.
При отсутствии видимых повреждений может потребоваться разборка двигателя для осмотра графитовых щеток, контактных ламелей, состояния катушек, их выводов. Замыкание электрической цепи вызывает нагрев, который проявляется в хорошо заметных изменениях окраски вблизи пробоя изоляции.
Какие электромоторы можно проверить мультиметром?
Существуют различные модификации электродвигателей, и список возможных неисправностей достаточно велик. Большинство проблем можно диагностировать с помощью обычного мультиметра, даже если вы не специалист в этой области.
Современные электродвигатели делятся на несколько типов, которые перечислены ниже:
- Асинхронный, трехфазный, с короткозамкнутым ротором. Этот тип электропривода является наиболее популярным благодаря простому устройству, обеспечивающему легкую диагностику.
- Конденсатор асинхронный, с одной или двумя фазами и короткозамкнутым ротором. Такой электростанцией обычно оснащают бытовые приборы, работающие от обычной сети 220В, наиболее распространенной в современных домах.
- Асинхронный, с фазным ротором. Это оборудование имеет более мощный пусковой момент, чем двигатели с короткозамкнутым ротором, в связи с чем его используют в качестве движущей силы в крупных силовых агрегатах (лифты, краны, электростанции).
- Коллектор, постоянный ток. Такие моторы широко используются в автомобилях, где они играют роль приводных вентиляторов и насосов, а также электростеклоподъемников и стеклоочистителей.
- Коллектор переменного тока. Эти двигатели оснащены ручным электроинструментом.
ЭЛЕКТРОлаборатория
Измерение сопротивления изоляции обмоток по отношению к корпусу машины и между обмотками проводят для проверки состояния изоляции и пригодности машины к последующим испытаниям. Рекомендуется измерять:
в практически холодном состоянии испытуемой машины — до начала испытаний по соответствующей программе;
независимо от температуры обмоток — до и после испытания изоляции обмоток на диэлектрическую прочность по отношению к корпусу машины и между обмотками переменным напряжением.
Измерение сопротивления изоляции обмоток следует проводить: при номинальном напряжении на обмотке до 500 В включительно — мегомметром на 500 В; при номинальном напряжении на обмотке свыше 500 В — мегаомметром не менее 1000 В. При измерении сопротивления изоляции обмоток с номинальным напряжением более 6000 В, имеющих значительную емкость по отношению к корпусу, необходимо рекомендуется использовать мегомметр на 2500 В с моторным приводом или со схемой статического выпрямителя переменного напряжения.
Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками следует проводить поочередно для каждой цепи, имеющей отдельные выводы, при этом все остальные цепи электрически связаны с корпусом машины.
Как проверить изоляцию электродвигателя мегаомметром
Электродвигатели используются практически везде: как в автомобилестроении, так и в других отраслях. Однако, как и все устройства, они имеют свой срок службы и должны периодически проверяться. Одним из приборов, позволяющих выявить неисправности, является мегомметр. Как проверить двигатель мегаомметром, мы расскажем ниже.
Чаще всего используются два вида электрических двигателей: асинхронные и коллекторные.
Прозвон асинхронного двигателя мегаомметром
Ими чаще всего оснащают бытовую технику. Измерение сопротивления изоляции электродвигателя мегаомметром проводят следующим образом:
- Измеряем сопротивление между выводами двигателя. Переводим прибор в режим до 100 Ом. После этого подключаем мегаомметр. Между крайним и средним выводами сопротивление должно быть от 30 до 50 Ом, а между вторым и крайним — до 20. Если при прозвонке получаются такие значения, двигатель исправен.
- Для исключения утечки тока на «массу» мегаомметр переводится в положение до 2000 Ом. Каждая клемма соединена щупами с самим корпусом двигателя. Если никаких отклонений не произошло, такой двигатель можно отремонтировать.
Читайте также: Импульсный трансформатор – виды, принцип работы, формулы для расчета
Пошаговая инструкция измерения сопротивления изоляции мегаомметром
Несмотря на то, что пользоваться мегаомметром несложно, при проверке электроустановок необходимо соблюдать правила и определенный алгоритм действий. Для поиска повреждений изоляции создается высокий уровень напряжения, который может быть опасен для жизни человека. Требования безопасности при тестировании будут рассмотрены отдельно, а пока поговорим о подготовительном этапе.
Подготовка к испытаниям
Перед проверкой электрической цепи необходимо отключить ее и снять подключенную нагрузку. Например, при проверке изоляции домашней проводки в квартирном щитке необходимо отключить все АВ, УЗО и рассеиватели. Штепсельные соединения должны быть разомкнуты, то есть электроприборы должны быть отключены от розеток. При испытании линий освещения источники света (лампы) должны быть удалены со всех осветительных приборов).
Следующим этапом подготовительного этапа является установка переносного заземления. Удаляет остаточные заряды в тестируемой цепи. Переносное заземление организовать несложно, для этого понадобится многожильный провод (обязательно медный), сечение которого не менее 2,0 мм2. Оба конца провода освобождаются от изоляции, затем один из них подключается к шине заземления распределительного щита, а другой крепится к изолирующей штанге, при отсутствии последней можно использовать сухую деревянную палочку.
Медный провод должен быть прикреплен к стержню таким образом, чтобы он мог касаться токоведущих линий измеряемой цепи.
Подключение прибора к испытуемой линии
Аналоговые и цифровые мегаомметры снабжены 3-мя щупами, двумя обычными, подключаемыми к контактам «З» и «Л», и одним с двумя наконечниками, к контакту «Е». Применяется при проверке экранированных кабельных линий, которые в быту практически не используются.
Для проверки однофазной бытовой электропроводки подключаем одиночные щупы к соответствующим розеткам («земля» и «линия»). В зависимости от режима тестирования к тестируемым проводам крепятся зажимы типа «крокодил:
- Каждый провод в кабеле тестируется относительно других проводов, соединенных вместе. Испытываемый провод подключается к разъему «L», остальные провода подключаются к разъему «Z». Аналогичная схема подключения показана на рисунке.
Подключение мегомметра
Если показатели соответствуют норме, испытание можно завершить, в противном случае испытание продолжают.
- Каждый из проводов испытывается относительно земли.
- Каждый провод проверяется относительно других проводов.
Алгоритм испытаний
После рассмотрения всех основных этапов можно переходить непосредственно к процедуре:
- Подготовительный этап (полностью описан выше).
- Установка переносного заземления для снятия электрического заряда.
- Уровень напряжения устанавливается на мегаомметре, для бытовой электропроводки — 1000,0 вольт.
- В зависимости от ожидаемого результата выбирается диапазон измерения сопротивления.
- Проверяет обесточивание проверяемого объекта, это можно сделать с помощью индикатора напряжения или мультиметра.
- К линии подключаются специальные щупы-крокодилы измерительных проводов.
- Отключение переносного заземления от испытуемого объекта.
- Подается высокое напряжение. В электронных мегаомметрах для этого достаточно нажать кнопку «Тест», если используется аналоговый прибор, следует вращать ручку генератора с заданной скоростью.
- Читаем показания прибора. При необходимости данные заносятся в протокол измерений.
- Снимаем остаточное напряжение с помощью переносного заземления.
- Выключаем измерительные щупы.
Для измерения состояния других токоведущих проводников описанную выше процедуру повторяют до тех пор, пока не будут проверены все элементы объекта, то есть речь идет об окончании измерений при испытании электрооборудования.
По результатам испытаний принимается решение о возможности эксплуатации электросистемы.
Двухобмоточных трансформаторов
Измерение сопротивления изоляции обмоток трансформатора проводят мегаомметром на напряжение 2500 В с верхним пределом измерения не менее 10000 МОм. Измерение в двухобмоточных трансформаторах проводят поочередно для обмоток высокого и низкого напряжения относительно шкафа при отключенных и заземленных на шкаф остальных обмотках и между обмотками разного напряжения.
На рисунке приведены схемы измерения сопротивления изоляции силовых трансформаторов с двумя обмотками для следующих случаев:
а) между первичной обмоткой и корпусом;
б) между вторичной обмоткой и корпусом;
в) между первичной и вторичной обмотками.
При измерении сопротивления изоляции все имеющиеся провода к испытуемым обмоткам должны быть соединены между собой, а бак трансформатора должен быть надежно заземлен через специальный заземляющий болт.
Номинальное напряжение для обмотки повышенного напряжения, кВ
Величина R60, МОм, при температуре обмотки, 0 С
С помощью мультиметра и нескольких приборов, особо не разбираясь в принципе работы электродвигателей, можно проверить:
Ремонт асинхронных двигателей
Наиболее распространены асинхронные силовые агрегаты на две и три фазы. Порядок их диагностики не совсем одинаков, поэтому следует остановиться на этом подробнее.
Трехфазный мотор
Различают два вида неисправностей электроприборов вне зависимости от их сложности: наличие контакта в неположенном месте или его отсутствие.
Трехфазный двигатель переменного тока состоит из трех катушек, которые могут быть соединены треугольником или звездой. Есть три фактора, которые определяют производительность этой силовой установки:
- Правильная обмотка.
- Качество изоляции.
- Надежность контактов.
Замыкание на корпус обычно проверяют мегаомметром, но если его нет, то можно обойтись и обычным тестером, установив на нем максимальное значение сопротивления — мегаом. В этом случае нельзя говорить о высокой точности измерений, но можно получить приблизительные данные.
Перед измерением сопротивления убедитесь, что двигатель не подключен к сети, иначе мультиметр будет бесполезен. Затем выполните калибровку, установив стрелку на ноль (щупы должны быть закрыты). Необходимо проверять удобство использования тестера и правильность настроек, кратковременно прижимая один щуп к другому каждый раз перед измерением значения сопротивления.
Прикрепите один щуп к корпусу двигателя и проверьте наличие контакта. После этого, сняв показания прибора, прикоснуться вторым щупом к мотору. Если данные в пределах нормы, подключите второй щуп к выходу каждой фазы по очереди. Высокое значение сопротивления (500-1000 и более МОм) свидетельствует о хорошей изоляции.
Как проверить изоляцию обмоток показано в этом видео:
Затем убедитесь, что все три обмотки целы. Проверить это можно, прозвонив концы, идущие в распределительную коробку мотора. При обнаружении обрыва обмотки диагностику следует прекратить до устранения неисправности.
Следующий контрольный момент – определение короткозамкнутых витков. Довольно часто это можно увидеть при визуальном осмотре, но если обмотки внешне выглядят нормально, то определить факт короткого замыкания можно по различному потреблению тока.
Двухфазный электрический двигатель
Диагностика силовых агрегатов этого типа несколько отличается от описанной выше процедуры. При проверке двигателя, оснащенного двумя катушками и питающегося от обычной электрической сети, обмотки необходимо прозвонить омметром. Показатель сопротивления рабочей обмотки должен быть на 50 % меньше пусковой обмотки.
Обязательно измерьте сопротивление корпуса — в норме оно должно быть очень большим, как и в предыдущем случае. Индикатор низкого сопротивления указывает на необходимость перемотки статора. Конечно, для получения точных данных такие измерения лучше проводить мегаомметром, но такая возможность в домашних условиях редко имеется.
Проверка коллекторных электромоторов
Разобравшись с диагностикой асинхронных двигателей, перейдем к вопросу, как прозвонить электродвигатель мультиметром, если блок питания коллекторного типа, и каковы функции таких контролей.
Чтобы правильно проверить работоспособность этих двигателей с помощью мультиметра, действуйте в следующем порядке:
- Включите тестер сопротивления и измерьте сопротивление ребер коллектора попарно. В норме эти данные не должны отличаться.
- Измерьте показатель сопротивления, присоединив один щуп прибора к корпусу приспособления, а другой к коллектору. Этот показатель должен быть очень высоким, стремящимся к бесконечности.
- Проверьте обмотку статора на непрерывность.
- Измерьте сопротивление одним щупом к корпусу статора, а другим к клеммам. Чем выше оценка, тем лучше.
Проверить мотор мультиметром на короткое замыкание не получится. Для этого используется специальное устройство, с помощью которого анкер проверяется.
Подробная проверка двигателей электроинструмента показана в этом видео:
Проверка конденсатора
Фазосдвигающий конденсатор, устанавливаемый в однофазных электродвигателях, предназначен для создания вращающегося магнитного поля.
Проверка работоспособности может осуществляться двумя разными приборами по идентичной схеме.
В обоих случаях требуется предварительная подготовка, суть которой заключается в деактивации и разрядке конденсатора.
Для этого конденсатор отключается от двигателя, для чего достаточно снять одну из клемм, после чего клеммы закорачиваются отверткой или куском провода.
Первый подход реализуется, если мультиметр имеет функцию определения емкости. Измеренное фактическое значение не должно отклоняться от номинального значения, указанного на корпусе конденсатора, более чем на 15-20 % в меньшую сторону.
Точно так же измерения производятся с помощью специального RC-метра, который компании-производители часто упаковывают в виде удобного в использовании пинцета. Пример конструкции такого тестера показан ниже.
Плоскогубцы RC
Измерение коэффициента абсорбции
Параметр характеризует влажность изоляции двигателя. Измеряется только для высоковольтных блоков. Для этого к обмотке статора подключают тестовое напряжение с мегаомметра, держат его в течение минуты, определяют значения через 15 и 60 секунд. Путем деления шестидесятисекундного значения на пятнадцатисекундное значение получается желаемое значение.
Номинальные значения зависят от материала изоляции двигателя. Если он термореактивный, коэффициент должен быть не ниже 1,3. Для слюдяного соединения — ниже 1,2.
Низкий коэффициент поглощения, особенно близкий к единице, свидетельствует о влажной изоляции. Обмотка должна быть высушена.
Измерение сопротивления изоляции кабеля
Часто бывает необходимо измерить сопротивление изоляции кабеля или провода. Если вы умеете пользоваться мегомметром, проверка одножильного кабеля не займет больше минуты, а с многожильным возиться придется дольше. Точное время зависит от количества лет — проверять нужно каждый.
Вы выбираете испытательное напряжение в зависимости от напряжения в сети, с которым должен работать кабель. Если вы планируете использовать его для проводки на 250 или 380 В, вы можете установить его на 1000 В (см таблицу).
Проверка трехжильного кабеля — можно не скручивать, а еще раз измерить все пары
Для проверки сопротивления изоляции одножильного кабеля цепляем один щуп к жиле, другой к броне, подаем напряжение. Если брони нет, присоединяем второй щуп к выводу «земля» и также подаем пробное напряжение. Давайте посмотрим на доказательства. Если стрелка показывает более 0,5 МОм, все в норме, провод можно использовать. Если меньше, изоляция нарушена и ее нельзя использовать.
Можно проверить многожильный кабель. Тестирование проводится для каждого ядра отдельно. При этом все остальные жилы скручиваются в жгут. Если при этом необходимо проверить еще и пробой на «землю», в общий жгут добавляется еще и провод, подключенный к соответствующей шине.
Если кабель имеет экран, металлическую оболочку или броню, они также добавляются в комплект. При формировании жгута важно обеспечить хороший контакт.
Примерно так же проводится измерение сопротивления изоляции групп розеток. Выключить все электроприборы из розеток, отключить питание щитка. Один щуп устанавливается на клемму заземления, другой – на одну из фаз. Испытательное напряжение — 1000 В (по таблице). Включите, проверьте. Если измеренное сопротивление больше 0,5 МОм, провод в порядке. Повторяем с другим сердечником.
Если проводка старомодна – есть только одна фаза и ноль, проверка проводится между двумя проводниками. Параметры те же.
Как проверить электрический двигатель, их обмотки на целостность
С помощью мультиметра и нескольких приборов, особо не разбираясь в принципе работы электродвигателей, можно проверить:
- Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором наиболее прост в испытании, благодаря простой внутренней конструкции, что делает этот тип двигателя наиболее популярным;
- Асинхронный однофазный (двухфазный, конденсаторный) электродвигатель с короткозамкнутым ротором — часто применяется в различных бытовых приборах, подключенных к сети 220 В (стиральные машины, пылесосы, вентиляторы).
- Коллекторный двигатель постоянного тока — широко используется в автомобилях в качестве привода стеклоочистителей (дворников), электростеклоподъемников, насосов, вентиляторов;
- Коллекторный двигатель переменного тока — используется в ручных электроинструментах (дрели, молотки, шлифовальные машины и т д)
- Асинхронный двигатель с фазным ротором — по сравнению с электродвигателем с короткозамкнутым ротором, имеет мощный пусковой момент, поэтому используется в качестве движущей силы энергетического оборудования — талей, лифтов, кранов, станков.
Испытание изоляции обмоток
Независимо от конструкции двигатель необходимо проверить мегомметром на наличие разрывов изоляции между обмотками и корпусом. Одного тестирования мультиметром может быть недостаточно для обнаружения повреждения изоляции, поэтому используется высокое напряжение.
мегомметр для измерения сопротивления изоляции
В паспорте электродвигателя должно быть указано напряжение для проверки изоляции обмоток на диэлектрическую прочность. Для двигателей, подключенных к сети 220 или 380 В, при их проверке используют 500 или 1000 вольт, но при отсутствии источника можно использовать сетевое напряжение.
проход асинхронного двигателя
Изоляция обмоточных проводов низковольтных двигателей не рассчитана на выдерживание таких перенапряжений, поэтому при проверке необходимо сверяться с паспортными данными. Иногда у некоторых электродвигателей вывод обмоток, соединенных звездой, может быть соединен с корпусом, поэтому при проверке следует внимательно изучить соединение отводов.
Правила безопасности при работе с мегаомметром
При испытании электрооборудования к работе с мегаомметрами должен быть допущен электротехнический персонал с группой по электробезопасности не ниже трех. Хотя измерения производятся в домашних условиях, тем, кто собирается пользоваться мегаомметром, следует ознакомиться с основными требованиями ТБ:
- При испытаниях следует использовать диэлектрические перчатки, к сожалению, это требование часто игнорируется, что приводит к частым травмам.
- Перед проведением испытаний необходимо удалить с объекта испытаний посторонних лиц, а также вывесить соответствующие предупредительные плакаты.
- При подключении щупов необходимо прикасаться к их изолированным участкам (ручкам).
- После каждого измерения не забывайте подключать переносное заземление перед отсоединением контрольных кабелей.
- Измерения следует проводить только с сухим утеплителем, если влажность превышает допустимые пределы, испытания переносят.
Виды устройств для проверки
Помимо стандартного набора инструментов (пассатижи, набор отверток и гаечных ключей) вам понадобится электротехническое устройство, выполняющее «прозвонку» двигателя.
Мультиметр
Раньше мультиметр назывался авометром — это был указательный прибор, измерявший сопротивление, напряжение и силу тока. Сегодня манипуляторы почти полностью исчезли с рынка — за исключением миниатюрных, современных версий, найти которые проблематично. Они уступили место цифровым аналогам, позволяющим проверять диоды, конденсаторы, катушки индуктивности и обмотки и даже исправность транзисторов.
То же, что мультиметр, но можно сделать самостоятельно — из любого стрелочного гальванометра. Для выполнения измерений тестер переключается в режим измерения сопротивления (значения в секторе с символами Ом и кОм).
Устройство назвали «звонком» — за режим зуммера: при сопротивлении ниже 200 Ом срабатывает звуковая сигнализация.
Проверка обмоток электродвигателя. Неисправности и методы проверок
В идеале для управления обмотками двигателя необходимо иметь специальные приспособления, предназначенные для этого, которые стоят немалых денег. Наверняка они есть не у всех в доме. Поэтому для таких целей проще научиться пользоваться тестером, имеющим другое название, мультиметр. Такой прибор есть практически у каждого уважающего себя хозяина дома.
Электродвигатели изготавливаются в разных исполнениях и модификациях, неисправности их тоже самые разные. Конечно, не все неисправности можно диагностировать простым мультиметром, но чаще всего таким простым прибором вполне можно проверить обмотки двигателя.
Любой вид ремонта всегда начинается с осмотра устройства: наличие влаги, не сломаны ли детали, наличие запаха гари от изоляции и других явных признаков неисправности. Чаще всего видна сгоревшая обмотка. Тогда не нужны никакие проверки и замеры. Такое оборудование сразу отправляется в ремонт. Но бывают случаи, когда внешних признаков поломки нет, и необходима тщательная проверка обмоток двигателя.
Виды обмоток
Если не вдаваться в подробности, то обмотку двигателя можно представить в виде куска проводника, который определенным образом намотан в корпусе двигателя, и вроде бы в нем ничего не должно сломаться.
Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:
- Материал обмоточных проводов должен быть однородным по всей длине.
- Форма и площадь сечения провода должны иметь определенную точность.
- На провод, предназначенный для намотки в промышленных условиях, обязательно наносится слой изоляции в виде лака, который должен обладать определенными свойствами: прочностью, эластичностью, хорошими диэлектрическими свойствами и так далее
- Обмоточный провод должен иметь прочный контакт при подключении.
При любом нарушении этих требований электрический ток будет проходить в совершенно других условиях, а электродвигатель будет ухудшать свои характеристики, то есть снизится мощность, скорость, а может и вовсе не работать.
Проверка обмоток трехфазного двигателя. Первым делом отключите его от цепи. Большинство существующих электродвигателей имеют обмотки, соединенные по схемам, соответствующим звезде или треугольнику.
Концы этих обмоток обычно соединяют с колодками клемм, имеющими соответствующую маркировку: «К» — конец, «Н» — начало. Соединения внутренние, узлы находятся внутри корпуса двигателя, на выводах используется другая маркировка (номер).
На статоре 3-х фазного электродвигателя применяют обмотки, имеющие одинаковые свойства и характеристики, одинаковое сопротивление. При измерении сопротивления обмоток мультиметром может оказаться, что они имеют разные значения. Это уже позволяет предположить неисправность в электродвигателе.
Принцип работы
Измерительный прибор работает очень просто. На испытуемый участок электрической сети подается напряжение для проверки изоляции кабелей. В зависимости от номинальной нагрузки устройства используется определенная энергия. Перед тестированием выбирается подходящее для сети устройство.
То есть работа мегаомметром ведется по закону Ома. Он подает питание на проводку для проверки изоляции. Индикация того, что происходит утечка, отправляется обратно на прибор. По этим данным делается вывод, нормально ли работает кабель или есть проблемы. Если значение утечки велико, изоляция повреждена. Тогда может произойти короткое замыкание. Стоит отметить, что лучше сразу устранить неисправность, так как возгорание кабеля может произойти в любой момент, если не сработает автоматическое отключение контактов.
Вас может заинтересовать Инструмент для обжима проводов
Принцип работы агрегата
Тестирование обмоток катушки
Это простой тест, используемый для проверки состояния катушки двигателя. Для чего измерять сопротивления обмоток, которые различаются в зависимости от длины, толщины и материала провода. Если сопротивление слишком низкое, это указывает на короткое замыкание изоляции между витками.
Вы можете использовать мультиметр, но лучше проверить его с помощью мегомметра, потому что он использует более высокое напряжение при проверке сопротивления. Это устраняет ложные показания, вызванные индуктивностью катушки двигателя.
Испытание показывает качество изоляции проводов, которое определяется сопротивлением измеряемой части системы. Полученные результаты сравнивают с табличными данными для допустимых сопротивлений изоляции кабелей до 1 кВ, указанными в правилах устройства электроустановок (ПУЭ). По результатам проверки можно спрогнозировать неисправность еще до того, как она действительно произойдет. Это позволяет производственному цеху ремонтировать или заменять оборудование в процессе эксплуатации.