Десульфатация аккумулятора своими руками: способы десульфатации

Электрика
Содержание
  1. Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора
  2. Вспомогательные методы выполнения десульфатации
  3. Физическая чистка
  4. Использование специального средства
  5. Десульфатация с помощью соды
  6. Механизм сульфатации, ее опасность.
  7. Процесс десульфатации аккумуляторной батареи зарядным устройством
  8. Десульфатация АКБ в домашних условиях
  9. Как устранить сульфатацию пластин
  10. Химические присадки
  11. Электрохимический способ
  12. Физические и химические методы десульфатации
  13. Физическая чистка
  14. Использование специальных средств
  15. Десульфатация с помощью соды
  16. Явные признаки, что батарее нужна помощь
  17. Причины возникновения глубокой сульфатации
  18. 1. Зарядка большим током
  19. 2. Глубокая разрядка
  20. 3. Долгая стоянка
  21. 4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии
  22. 5. Проблемы с электролитом
  23. 6. Резкие перепады температуры
  24. Доступные способы восстановления аккумулятора автомобиля
  25. К чему приводит сульфатация
  26. Заводские устройства для десульфатации АКБ
  27. Как самому сделать десульфататор
  28. Всегда ли имеется возможность восстановить АКБ
  29. Десульфатация своими руками
  30. Как сделать мультизарядку
  31. Обратная зарядка
  32. Применение Трилона Б
  33. Осыпание намазок
  34. Возможные затруднения

Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора

Перед покупкой или изготовлением самодельного устройства владелец должен понимать, что такое обессеривание и какие аккумуляторы поддерживают процедуру очистки пластин. Устройство обеспечивает разрушение пластины сульфата свинца за счет чередования зарядки и разрядки. Оборудование поддерживает регенерацию низкосульфатных аккумуляторов, залитых жидким электролитом.

Зарядка АИДА-11
Зарядное устройство AIDA-11 помимо основных функций выполняет десульфурацию.

Преимущества специального зарядного оборудования:

  • процесс восстановления не оказывает дополнительного негативного воздействия на источник тока;
  • увеличение емкости и времени автономной работы;
  • высокоэффективные зарядные устройства ускоряют процесс и снижают энергопотребление;
  • процедура очистки автоматическая;
  • в конструкцию устройства входит блок управления, показывающий степень восстановления аккумулятора;
  • зарядное устройство оснащено переключателем, позволяющим использовать устройство для стандартной зарядки;
  • некоторые зарядные устройства могут заряжать щелочные или литиевые батареи.

Недостатки устройств:

  • более высокая стоимость;
  • длительное время восстановления батареи (до 3-5 дней);
  • отсутствие поддержки восстановления после глубокой разрядки и хранения как таковой;
  • если устройство не оснащено выключателем, не рекомендуется использовать его для стандартной зарядки;
  • утилизация кальциевых аккумуляторов не поддерживается;
  • трудности восстановления рабочих параметров источников питания с концентрированным электролитом.

Десульфурация свинцовых аккумуляторов
Десульфурация свинцово-кислотного аккумулятора может занять несколько дней.

Вспомогательные методы выполнения десульфатации

Прежде чем рассматривать возможность очистки пластин с помощью специальных выпрямителей, можно попробовать провести десульфурацию «народными» методами. Однако подходят они далеко не всем, поэтому пусть каждый автовладелец сам решает, хочет ли он их использовать.

Физическая чистка

Можно даже выполнить десульфурацию, физически очистив свинцовые пластины в аккумуляторе. В Интернете иногда можно встретить рассказы о «умельцах», которые вскрывают верхнюю часть корпуса аккумулятора, затем снимают блоки пластин, после чего последние разбираются и физически очищаются от отложений сульфата свинца. После чистки все убирается обратно в коробку.

На самом деле это очень трудоемкий и рискованный процесс, так как всегда есть риск критического повреждения не только корпуса аккумулятора, но и свинцовых пластин. Кроме того, электролит/кислота вредны для кожи и дыхательных путей человека, поэтому эта процедура также опасна.

Использование специального средства

Речь идет об известном продукте Трилон Б. Это диатомовая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты. Продается в виде белого порошка, его необходимо растворить при комнатной температуре из расчета 100 грамм продукта на литр воды. Его основная функция заключается в растворении нерастворимых солей металлов и превращении их в жидкость. Растворенный Трилон Б нельзя хранить в металлических емкостях, так как он вступает с ними в химическую реакцию и вызывает их коррозию! Этот состав часто используется в качестве промывочной жидкости для системы охлаждения автомобиля.

На самом деле отзывы, оставленные в интернете разными автовладельцами, использовавшими Трилон Б, достаточно противоречивы. Некоторые из них точно помогли с собственной десульфурацией, а другие просто «допилили» батарею. Поэтому решение об использовании этого продукта полностью зависит от владельца транспортного средства.

Стоит понимать, что такое чистящее средство поможет относительно молодому аккумулятору, который к тому же имеет низкую степень сульфатации. Если аккумулятор старый и степень сульфатации значительна, лучше не рисковать и использовать для обновления аккумулятора специальные зарядные устройства.

Если вы решили использовать очиститель Трилон Б, алгоритм его применения будет следующим:

  • Заранее приготовьте раствор трилона Б в указанном выше соотношении.
  • Удалите весь старый электролит из всех батарейных отсеков.
  • Пока внутренняя поверхность банок не высохнет, залить вышеуказанный раствор во все банки. Банки закрыть крышками.
  • Оставьте батарею на 45-60 минут. Это растворяет кристаллы сульфата свинца. Часто этот процесс сопровождается кипением с выделением пара.
  • По истечении указанного времени слейте раствор из кувшинов аккумуляторов и промойте водой внутренние поверхности. По возможности несколько раз для закрепления результата.
  • Залейте в контейнеры аккумулятора электролит плотностью 1,27 г/см.

После этих процедур (если повезет) работоспособность и емкость аккумулятора восстановятся. Однако, если батарея сильно изношена, существует большая вероятность того, что сами свинцовые пластины батареи будут повреждены под воздействием этого продукта. Если на дне очков есть незакрепленные частицы свинца, они могут привести к короткому замыканию пластин аккумулятора во время процедуры промывки.

Десульфатация с помощью соды

использование раствора пищевой соды также может избавить доски от сульфата свинца, но известно, что этот метод менее эффективен, чем трилон. Перед десульфурацией важно убедиться, что раствор приготовлен из «мягкой» воды, содержащей минимум солевых примесей, что очень важно. Сам алгоритм ничем не отличается от описанного выше.

Десульфурация

Распространенное мнение, что обессеривание можно проводить дистиллированной водой, не соответствует действительности — она химически инертна и может использоваться только для промывки аккумулятора.

Механизм сульфатации, ее опасность.

При работе в аккумуляторных батареях интенсивно протекают химические процессы:

Активные вещества (свинец на отрицательном электроде и оксид свинца на положительном) реагируют с серной кислотой в растворе электролита.

Pb + PbO2 + H2SO4 -> PbSO4 + H2O

Продуктами реакции являются сульфат свинца и вода.

Происходит и обратный процесс — распад молекул сульфата свинца на ионы и восстановление свинца и его оксида на пластинах, а в растворе электролита молекул серной кислоты.

PbSO4 + H2O -> Pb + PbO2 + H2SO4.

Первая реакция характерна для разряда аккумулятора, вторая возникает при зарядке. В результате при разряде плотность электролита уменьшается (из-за уменьшения количества серной кислоты), а при заряде увеличивается

Явление отложения на пластинах сульфата свинца, образующегося при разряде, называется сульфатацией.

Эта соль представляет собой нерастворимый кристаллический осадок с низкой электро- и теплопроводностью. Его отложения на пластинах:

  • значительно уменьшить площадь поверхности и массу активных веществ, участвующих в реакциях, что приводит к уменьшению емкости аккумулятора;
  • увеличение внутреннего сопротивления и снижение эффективности процесса заряда аккумулятора;
  • локальный перегрев и повышенная вероятность термического разрушения материала пластины.

В рабочем цикле (заряд-разряд) обмен происходит постоянно, но распад сульфата свинца не полный, что со временем приводит к его накоплению на поверхности электродов и возникновению проблем в работе аккумулятора. Негативные эффекты особенно выражены при длительном глубоком разряде. Это приводит к тому, что соль завершает формирование крупных кристаллов, которые трудно разбить при переворачивании (зарядке).

Таким образом, наибольшую опасность с точки зрения приседания представляют:

  • Длительное время простоя автомобиля с выключенным двигателем и подключенным аккумулятором, где происходит процесс разрядки;
  • Хранение незаряженной батареи, залитой электролитом (или длительное хранение без периодической подзарядки);
  • Короткие интервалы зарядки и частые интенсивные разряды аккумулятора (например, при езде на городском велосипеде, когда продолжительность поездки невелика, а запуск двигателя с максимальной нагрузкой на аккумулятор — частое явление);
  • Отсутствие зарядки до номинальных значений с помощью сетевого зарядного устройства;
  • Глубокий разряд батареи.

Влияет на процесс и температура. В холодное время года при запуске холодного двигателя значительно увеличиваются пусковые токи и, соответственно, нагрузка на аккумулятор, что приводит к интенсивному разряду. В то же время, когда генератор выходит на зарядку, распад кристаллов соли в холодном электролите происходит достаточно медленно. В теплое время года при высоких температурах в моторном отсеке увеличивается скорость кристаллизации сульфатов, что приводит к ускоренному покрытию рабочей поверхности отложениями, особенно при недозаряженном аккумуляторе.

Одним словом, процессы деградации аккумуляторов из-за отложения солей имеют место практически всегда. Это требует от автолюбителя постоянного контроля за состоянием аккумулятора и своевременного его обслуживания, в том числе и десульфатации своими силами.

Процесс десульфатации аккумуляторной батареи зарядным устройством

Зарядное устройство с автоматическим блоком сероочистки подключается к клеммам аккумулятора. Затем владелец устанавливает необходимое напряжение и силу тока, а на корпусе есть дополнительный переключатель режимов.

Процедура восстановления занимает от нескольких часов до 3-5 дней (в зависимости от силы тока и состояния источника постоянного тока). При включении зарядного устройства активируется кратковременная зарядка аккумулятора. Затем включается разрядник, ток в разрядной цепи в 10 раз меньше, чем в зарядной.

Эти действия повторяются последовательно до восстановления емкости аккумулятора, за это время разрушается сульфат свинца и очищаются поверхности пластин (при этом емкость восстанавливается). Десульфурация батареи разрешена в качестве профилактической меры.

Десульфатация АКБ в домашних условиях

Импульсная зарядка своими руками

Десульфатацию аккумуляторов легковых автомобилей часто проводят своими руками, руководствуясь схемами, представленными на разных ресурсах. Многие из них основаны на использовании обычного зарядного устройства, но требуют большого внимания. В среднем ручная сульфатация при малых токах и множественных циклах занимает более 2 недель.

Подключение декодера к зарядному устройству ускорит режим десульфатации аккумулятора. Примером приставки является импульсный преобразователь, называемый мигалкой, так как светодиоды сигнализируют о прохождении переменного тока. Устройство можно собрать своими руками.

Вот схема зарядки для сульфатации автомобильного аккумулятора, называемая «поворотник».

Схема Виггера

Принцип «мигания» — прохождение 10% тока от емкости аккумулятора, напряжением 13,1 — 13,4 В. Схема представляет собой разряд с лампочками на 12 В и реле, включающим зарядку по окончании разряда. Получается вспышка с пульсацией 4,3 секунды для разряда током 1 А и 3 секунды для заряда током 5 А. Импульсы тока сначала разрыхляют монолитную пленку на пластине, а затем растворяют мелкие кристаллы.

Мы знаем, что необслуживаемые аккумуляторы трудно десульфатировать. Но если аккумулятор новый, не прослужил более 2 лет, а уровень электролита в банках низкий, можно попробовать восстановить емкость. Сначала добавьте в банки дистиллированную воду и заклейте отверстия эпоксидным клеем. Тогда попробуйте зарядить пульсирующим током. В режиме десульфатации аккумулятора активная замазка будет разрушаться одновременно с коркой сульфатированного свинца. Емкость будет восстанавливаться ненамного и ненадолго.

Как устранить сульфатацию пластин

Под десульфатацией понимают воздействие на электроды и пластины различными способами, способствующими устранению образовавшегося налета солей кальция или свинца. Различают такие виды очистки: механическая, химическая или с применением неорганических добавок, электрохимическая с применением зарядного устройства.

Химические присадки

Суть процесса заключается во введении в полость банок с электролитом специальных добавок с химическим составом, действующих на сульфаты кальция или свинца. Во время зарядки растворы с присадками замедляют образование солевых отложений на электродах, что возвращает аккумулятору практически номинальный заряд.

Чаще всего выбирают Трилон-Б, но не на всех батареях это решение работает одинаково эффективно. Реакция зависит от конструктивных особенностей аккумулятора, модели и технических параметров. Вероятность того, что химическая десульфатация сработает, составляет 50/50.

Важно! Во многих батареях производители покрывают пластины пастой, содержащей оксиды свинца, чтобы увеличить производительность и срок службы батареи. При использовании добавок такой слой быстро растворяется, а химическое «оживление» устройства приводит к его гибели.

В состав Трилона-Б входят 5 % аммиака, 2 % кислоты органического производного натриевой соли, дистиллят. Эти компоненты инертны к свинцу, но хорошо реагируют с налетом на электродах. В промышленности такой раствор используют для перевода нерастворимых солей в растворимые.что-такое-десул-фатация-аккумулятора-и-как-произведени-ее-в-домашних-условиях-11.jpeg

Процедура химической десульфатации:

  • В соответствии с указанными выше пропорциями готовят раствор трилона-Б
  • Аккумулятор полностью заряжен
  • 2-3 раза аккумуляторные ящики промывают дистиллятом
  • Раствор должен провести в полости банки не менее одного часа, чтобы химические реакции завершились и газы перестали выходить
  • Неактивный раствор сливают по окончании реакции (откачивают, не переворачивая установку)
  • промыть внутреннюю часть стаканов 1-2 раза дистиллированной водой
  • В каждую банку заливают новый электролит плотностью 1,25-1,27 кг/см3, проверяют его плотность и доводят до значения с интервалом не более 0,01 кг/см3 на каждую емкость
  • Аккумулятор полностью заряжен, концентрация жидкости отрегулирована

Электрохимический способ

Наиболее производительным методом десульфатации является электрохимический, который осуществляется специальным зарядным устройством.

Суть электрической десульфатации заключается в пропускании тока через электролит с более высокими скоростями, чем номинальные значения батареи. Это приводит к естественному растворению в окружающей пластины жидкости скоплений солей свинца или кальция и растворению в ней, что увеличивает плотность электролита. Это возвращает производительность батареи к норме.

Физические и химические методы десульфатации

По сути, все популярные методы десульфатации делятся на две группы: электрохимические, то есть с использованием специальной памяти, и все остальное. Начнем с последней группы, так как считается, что такие методы более эффективны, но не всегда применимы.

Физическая чистка

Аккумуляторы с разборной конструкцией встречаются крайне редко, и с их десульфатацией возникают малейшие проблемы: разобрал, почистил пластины, собрал.

Но что, если батарею нельзя отделить? В интернете можно найти подробную инструкцию, как надрезать аккумулятор сверху, чтобы снять крышку вместе с пластинами.

разрезать неразборный аккумулятор

Но вы должны понимать, какие трудности возникнут при сборке, ведь корпус аккумулятора должен быть идеально герметичен, и обеспечить такую ​​герметичность будет очень непростой задачей. Итак, схема десульфатации аккумулятора своими руками путем нарушения целостности конструкции применима только при наличии «прямых» рук и всегда связана с определенным риском.

Читайте также: Тесла — физическая единица измерения магнитной индукции в системе СИ

Использование специальных средств

Методы десульфатации свинцовых аккумуляторов с использованием химических добавок имеют множество поклонников, но и здесь есть ряд ограничений.

Чаще всего речь идет о Трилоне Б, который продается в виде белого порошка, который необходимо использовать в виде водного раствора по инструкции (на 1 л воды 100 г вещества).

Трилон Б

Трилон содержит вещества, инертные к металлам, в том числе к свинцу, но активно реагирующие с солями металлов и разрушающие их. Средство активно используется в промышленности для разрушения нерастворимых солей.

А вот что касается применения восстановительного аккумулятора, то отзывы очень противоречивые – избавиться от сульфатации пластин действительно можно, но есть большая вероятность, что аккумулятор после такой обработки придется выбросить. Рекомендуется использовать «Трилон Б» только при низкой степени десульфатации аккумулятора.

Рассмотрим пошагово, как десульфатировать аккумулятор в домашних условиях:

  • готовим водный раствор «Трилона Б»;
  • удалить электролит;
  • сразу разлить химсредство по банкам и закрыть пробками;
  • через 40-60 минут слить раствор трилона и несколько раз промыть пластины водой;
  • долейте новый электролит номинальной плотности.

Вероятность того, что в результате увеличится емкость аккумулятора, достаточно высока, но с сильно изношенными аккумуляторами с высыпающимися пластинами во время стирки может возникнуть ситуация. А сами плиты в результате воздействия Трилона могут окончательно рассыпаться.

Десульфатация с помощью соды

Использование раствора пищевой соды также может очистить пластины от отложений сульфата свинца, но эффективность этого метода явно ниже, чем у Трилона. Перед тем, как делать десульфатацию, убедитесь, что при приготовлении раствора использовалась «мягкая» вода, содержащая минимальное количество примесей в виде солей, это важно. Сам алгоритм ничем не отличается от описанного выше.

Десульфатация

Расхожее мнение о возможности десульфатации дистиллированной водой не совсем сходится – она химически нейтральна и может использоваться только для промывки аккумулятора.

Явные признаки, что батарее нужна помощь

Первым признаком образования налета является уменьшение потока. Его нужно чаще подзаряжать, и процесс восполнения энергии займет меньше времени. При подозрении на сульфатацию снимите крышки с каждой банки и посветите фонариком, чтобы осмотреть бляшки. Визуально можно обнаружить беловатый нарост.

В случае с необслуживаемыми аккумуляторами (гелевые, кальциевые, AGM) этот метод неприменим — у них нет заглушек и нет другого способа проверить пластины без повреждения конструкции, поэтому эффект кристаллизации будет только заметен когда пластина начинает выходить на клеммах. Поэтому о наличии сульфатного слоя можно судить только косвенно по потере емкости.

Вопреки расхожему мифу, в таких аккумуляторах тоже происходит сульфатация, ведь на самом деле это обычные свинцово-кислотные аккумуляторы, только у них особая конструкция, либо электролит в них загущен специальными гелевыми добавками. Только у них этот процесс идет медленнее (в том числе из-за меньшей склонности к саморазряду), но полностью он не устранен.

Причины возникновения глубокой сульфатации

1. Зарядка большим током

В процессе восполнения заряда током, превышающим по абсолютной величине 10 % емкости, мелкозернистый сульфат свинца не успевает полностью превратиться в исходные активные компоненты. Частично осадок остается, при этом автовладелец видит, что зарядка завершена:

  • Наблюдается активное газовыделение.
  • Плотность электролита вернулась к нормальным значениям 1,25–1,31 г/см3.
  • Напряжение не меняется.

Разовая ситуация, конечно, не критична. Однако если сильноточную зарядку повторять постоянно, количество сульфата свинца будет накапливаться, структура кристаллов изменится, и аккумулятор начнет терять емкость.

2. Глубокая разрядка

Глубокий разряд – это пороговая емкость аккумулятора, после которой ему уже некуда разряжаться. В этой ситуации почти вся серная кислота на пластинах находится в виде солей. Чтобы его вернуть, нужно как можно быстрее начать зарядку аккумулятора.

В теории все выглядит просто: разрядил-зарядил-поехал дальше. На практике полностью вернуть кристаллический свинец в исходное состояние невозможно. Часть осадка остается на тарелках, последующий глубокий слив только усугубляет ситуацию.

Каждый глубокий разряд снижает емкость аккумулятора на 2-3%. Всего 10 разрядов снизят емкость аккумулятора на 20-30%, и такой аккумулятор уже не заведет двигатель.

3. Долгая стоянка

Если автомобиль не используется, заряд аккумулятора может упасть до критического уровня. Чтобы этого не произошло, запускайте двигатель не реже одного раза в месяц.

4. Постоянное пребывание АКБ в недозаряженном состоянии

При этом мелкокристаллический сульфат превращается в крупные кристаллы, а затем в корку, которая не восстанавливается при зарядке.

5. Проблемы с электролитом

Если уровень ниже метки, возможно, часть пластин оголена. При этом происходит активное взаимодействие губчатого свинца с кислородом, что еще больше ускоряет сульфатацию. Если уровень падает, а раствор все равно покрывает пластины, плотность электролита начинает повышаться (вода испаряется, кислота остается). Повышенное содержание H2SO4 также ускоряет седиментацию.

6. Резкие перепады температуры

Сульфат свинца — нерастворимое соединение, но растворимость его все же мала, причем заметно различается в горячих и холодных растворах. Зимой PbSO4, растворяясь в горячем аккумуляторе при работающем двигателе, после остановки и охлаждения осаждается на пластинах. При повторении циклов нагрева-охлаждения масса осадка увеличивается. В результате мелкокристаллический сульфат превращается в крупнозернистый, что снижает емкость аккумулятора.

Доступные способы восстановления аккумулятора автомобиля

Десульфатация батареи

Так что помимо десульфатации пластин аккумулятора с помощью зарядного устройства есть и другие решения. Сразу отметим, что такие методы нельзя считать лучшим вариантом, но в некоторых ситуациях их можно использовать.

Например, если механическая очистка пластин от сульфата свинца требует разборки аккумулятора, снятия пластин и их очистки, то химическая очистка избавляет от необходимости разбирать аккумулятор. Для такой очистки достаточно открыть крышки стаканов, налить чистящий раствор и дождаться, пока он смоет соль с тарелок.

Конечно, такие методы сложны в реализации и даже опасны (работа с аккумуляторами и кислотой требует соблюдения правил безопасности). Однако если проводится полное техническое обслуживание аккумулятора с заменой электролита, в рамках таких работ может проводиться и десульфатация.

Что же касается рядовых автомобилистов, то на практике не все будут обслуживать аккумулятор. В этом случае гораздо проще купить зарядное устройство с режимом десульфатации или отдельное устройство для десульфатации пластин аккумулятора. Учитывая, что второй вариант подходит не всем, ниже мы рассмотрим метод десульфатации с обычной памятью.

К чему приводит сульфатация

Естественно, что оседание солевых частиц на сетках поначалу никак не влияет на работу аккумулятора, ведь все это происходит на молекулярном уровне. Но со временем молекулы начинают образовывать кристаллы, которые непрерывно растут.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством
И вот спустя несколько лет активной эксплуатации ячейки сетки забиты ими, и электролит уже не в состоянии полноценно циркулировать. Результат сульфатации:

  • уменьшение рабочей площади колосников;
  • увеличение их электрического сопротивления;
  • снижение емкости аккумулятора.

Избежать этого разрушительного процесса невозможно, но следует знать, что он происходит гораздо быстрее и эффективнее, когда аккумулятор длительное время не получает заряд.

Заводские устройства для десульфатации АКБ

Авто Велле AW05-1208
Установка десульфурации аккумуляторов Auto Welle AW05-1208.

На рынке представлены следующие зарядные устройства с функцией десульфурации:

  1. Оборудование «Кедр Авто 10» российского производства, оснащено защитой от неправильного подключения. Устройство поддерживает начальный режим зарядки током до 10 А, который затем автоматически снижается.
  2. Блок Auto Welle AW05-1208 (производство Китай), оснащенный 9-ступенчатым автоматическим регулятором тока. Устройство обеспечивает зарядку и десульфурацию аккумуляторов емкостью до 160 Ач. Он имеет монохромный ЖК-экран, на котором отображаются рабочие параметры.
  3. Универсальное устройство для обслуживания аккумуляторов PL-C004P может заряжать аккумуляторы как на 6 В, так и на 12 В. Это режим зарядки гелевого постоянного тока.
  4. Hyundai HY 400, который поддерживает зарядку гелевых аккумуляторов и источников питания AGM. Устройство имеет защиту от неправильного подключения, перегрева и короткого замыкания. Микропроцессор проверяет подключенную батарею и автоматически устанавливает зарядное напряжение.
  5. Optimate 7 TM250 можно использовать в качестве временного источника питания при извлечении батареи (для сохранения настроек электроники). После установки источника питания анализируется состояние, и результат отображается на цветном экране. Крышка устройства невосприимчива к влаге, что позволяет использовать оборудование на открытом воздухе.
  6. Компактный Deca STAR SM 150 оснащен набором световых индикаторов, которые показывают состояние заряда аккумулятора. Обеспечивает защиту от внешних перенапряжений переменного тока.
  7. Устройство Т-1012АР для начала вождения автомобиля или мотоцикла. Для устройства характерно использование защитного металлического корпуса, трансформатор вентилируемый. Режим десульфурации включается переключателем.

Замена старого автомобильного аккумулятора
Для большинства водителей проще купить новый аккумулятор, чем самостоятельно проводить десульфурацию.

Как самому сделать десульфататор

Десульфатор — это устройство, которое может выполнять автономную очистку аккумулятора, не снимая его с автомобиля.

что-такое-десул-фатация-аккумулятора-и-как-производи-ее-в-домашних-условиях-14.jpg

Процесс потребует снятия хотя бы одной клеммы, соединяющей аккумулятор с автомобилем. Это сделано для защиты электроники машины от возможных нагрузок. Кроме очистки электродов от солевых отложений с помощью десульфатора можно проводить регулярное техническое обслуживание работающего аккумулятора, что позволяет значительно продлить срок его службы.

Принцип работы оборудования основан на приеме тока от аккумулятора и формировании в этой цепи высокочастотных кратковременных импульсов. При возникновении резонанса в атомах свинца и молекулах соли свинца инициируется обратная сульфатация пластин. Этот процесс восстанавливает сопротивление и емкость батареи до исходных значений.

Основные недостатки «чудо-оборудования» — длительный период десульфатации — в редких случаях он достигает месяца или хотя бы суток, а также невозможность восстановить примерно 10% — 15% аккумуляторов.

Простую схему десульфатора малой мощности часто называют флешером. Чаще всего такое устройство может эффективно помочь с восстановлением аккумулятора.

Для производства нужно:

  1. Реле поворота, лучше подходят импортные экземпляры с напряжением 12В, мощностью 21 Вт. Для увеличения времени работы стоит заменить конденсатор в устройстве на аналог большей емкости. Подходит для работы реле 100 мкФ в течение 3-4 с
  2. 5-контактное реле с нормально замкнутыми контактами (контакты 3 и 4 замкнуты, контакты 1 и 2 управляющие). Вместо импортного подойдет отечественное реле от советского ВАЗа
  3. Нагрузочные резисторы или лампочки
  4. Паяльник и соединительные провода

Составлена ​​базовая схема, основными пунктами которой являются:

  • Отрицательный полюс аккумулятора подключается к выводу одноименного заряда устройства;
  • Поворотное и 5-канальное реле подключаются к «-» выводу аккумулятора с соответствующими зарядными выводами;
  • Выход 5-канального реле с таким же зарядом подключается к «+» зарядного оборудования;
  • Реле качания и 5-канальное реле соединены друг с другом, а также вывод обоих реле с «+» клеммой аккумулятора;
  • Реле качания нагружено лампочкой или активным резистором;
  • Целесообразно проверить сборку и протестировать блок, подключив амперметр и вольтметр к цепи между блоком и аккумулятором.

В качестве основы крепления всех элементов используется текстолитовая пластина. Есть вероятность повреждения поворотного реле из-за замкнутого состояния выходов 3 и 4. Это не позволит разрядить батарею.

Всегда ли имеется возможность восстановить АКБ

Вопрос строго риторический — если бы десульфатация автомобильного аккумулятора всегда давала самый положительный эффект, аккумуляторов хватило бы на вечность. Но, как известно, в природе нет ничего вечного.

Другими словами, чем более запущена батарея, тем меньше шансов восстановить ее характеристики до номинальных значений.

Для определения степени повреждения пластин приведем основные признаки, указывающие на наличие сульфатации аккумулятора:

  • сокращение времени разрядки/зарядки аккумулятора;
  • сократить время между началом заряда аккумулятора и началом закипания электролита;
  • быстрый нагрев корпуса аккумулятора;
  • появление серого или светлого оттенка на пластинах (заметен на аккумуляторе обслуживаемого типа);
  • падение емкости аккумулятора. Выявляется с помощью специального оборудования, не требующего доступа внутрь источника питания.

Если эти симптомы выражены частично, есть смысл попробовать десульфатацию, которая должна помочь избавиться от осевшего на пластинах аккумулятора кристаллического сульфата свинца.

Десульфатация своими руками

При образовании налета сульфата свинца у владельца есть два пути решения проблемы:

  • Купите новую батарею и выбросьте старый продукт;
  • Очистите блок питания.

Сульфат свинца удаляется электрически, аккумулятор либо подключается к специальному зарядному устройству, либо к источнику постоянного напряжения с более высокими рабочими параметрами.

Еще одним методом экстракции является использование реагентов, расщепляющих посторонние вещества путем химических реакций. Химические методы обеспечивают временное восстановление работоспособности.

Как сделать мультизарядку

Повторная зарядка относится к процессу многократного восстановления емкости с последующим разрядом. Для формирования сигналов используются зарядные устройства с функцией обессеривания (например, Вымпел 55) или стандартные блоки с дополнительной насадкой.

Зарядное устройство Вымпел-55
Вымпел-55 — зарядное устройство для рекуперации аккумуляторов.

Для повышения эффективности процедуры рекомендуется удалить из аккумулятора старый электролит, промыть полости дистиллированной водой и затем добавить свежий раствор.

В основе домашнего блока 2 реле (направленное и стандартное 5-контактное). Время переключения корректируется заменой конденсатора, установленного в реле индикатора.

Рекомендуется выбирать значение, обеспечивающее мощность и паузу на 14-16 секунд. Для разряда используется электрическая лампа от задних габаритных фонарей. При этом зарядка и разрядка чередуются, что очищает пластины аккумулятора от сульфата свинца.

Обратная зарядка

Для обратной зарядки необходим источник постоянного тока, способный отдавать до 40-50 ампер при напряжении в диапазоне 15-20 В. В бытовых условиях применяют сварочный трансформатор. Пробки отвинчиваются от корпуса аккумулятора и сборка устанавливается в проветриваемом помещении в защитном лотке. Аккумулятор сначала разряжается с помощью маломощной лампочки.

Блок питания подключается в обратном порядке (плюсовой провод подключается к минусовой клемме, а кабель от минусового провода подключается к плюсовой клемме аккумулятора). Включается блок питания (номинальная мощность 10-12%) на 35-40 минут.

При подаче тока электролит закипает, способствуя очистке пластин от сульфата свинца. При нагреве корпуса ток должен уменьшаться до 2А, а в цепи есть дополнительный резистор для предотвращения перегрева аккумулятора.

Одновременно с очисткой происходит переполяризация источника питания, что впоследствии затрудняет подключение изделия к автомобилю. После завершения подачи питания остатки электролита сливают, а стекла промывают теплой дистиллированной водой.

Подробнее: Как правильно заряжать электромобиль для детей, чтобы продлить срок службы аккумулятора

Затем заливается свежий электролит нормальной плотности, после чего прибор ставится на зарядку (с обратной полярностью). Восстановленный аккумулятор имеет емкость до 85-90% от номинала.

Применение Трилона Б

Химический способ удаления сульфатов заключается во введении в электролит органического десульфуратора трилона Б (аммиачного раствора двухатомной соли этилендиаминтетрауксусной кислоты). Вещество продается в магазинах, торгующих автомобильными аккумуляторами или поставляющих реагенты в химические лаборатории.

Перед введением раствора блок питания заряжается с помощью внешнего устройства. Если устройство невозможно зарядить, метод химического восстановления не восстановит емкость аккумулятора.

Слив электролита из банок осуществляется через отверстия, заглушенные пробками. Не переворачивайте корпус изделия вверх дном и не кладите его на бок из-за опасности замыкания пластин осыпающейся грязью. Промыть полости в банках 2-3 раза дистиллированной водой.

После заливки раствора трилона Б источник питания оставляют включенным на один час; при деструкции сульфатов на поверхности обессеренного раствора выделяется газ. По окончании процесса образование пузырьков газа прекращается.

Использует Trilon-B для восстановления батареи
Трилон-Б заливают в полость батареи на 2-3 часа, после чего опорожняют и промывают полость дистиллированной водой.

Последующая обработка разрешена для очистки сильно сульфатированных пластин. После очистки прибор 2-3 раза промывают дистиллированной водой и заливают электролитом стандартной плотности. Затем устройство подключается к нормально работающему зарядному устройству. Все манипуляции с Трилоном Б проводят в проветриваемом помещении с использованием средств защиты органов дыхания и защиты лица и глаз.

Дополнительным методом восстановления аккумулятора является заполнение стаканов водным раствором сульфата магния. Затем блок питания заряжается и разряжается малыми токами 3-5 раз, при этом десульфуратор вызывает отслаивание инородных соединений свинца с поверхности пластин.

Очищенный аккумулятор промывают дистиллированной водой и заливают свежий электролит. Недостатком этого способа является возможность короткого замыкания электродов измельченным шламом, что приводит к необратимому повреждению аккумулятора.

Осыпание намазок

Свинцовая батарея претерпела множество эволюционных изменений, но принцип работы сохранился: свинцовые пластины, покрытые пастой оксида свинца, погружены в сульфатный электролит.

Паста оксида свинца — это так называемое покрытие, которое прилипает к свинцовым электродам благодаря своим адгезионным свойствам и конструкции электродов. Распорка к электродам дополнительно не крепится.

Вибрации, кристаллы сульфата, колебания температуры постепенно разрушают его целостность.
бросать начинки с тарелок

Сброс отложений с последующим растворением в электролите (помутнение электролита) — естественный процесс — своего рода старение аккумулятора. Избегая разрушения слоя покрытия, можно продлить срок его службы.

Например, в современных аккумуляторах каждый электрод упакован в пакет-разделитель. Метод позволяет защитить аккумуляторы от застрявших между электродами разлетающихся частиц и избежать коротких замыканий. Влияет на свободное «перемешивание» электролита. Плотность электролита внутри сепаратора в такой батарее может отличаться от плотности снаружи сепаратора.

В батареях AGM электроды плотно обернуты стеклянными матами, чтобы покрытие вообще не отслаивалось от электродов.

В гелевых батареях гелеобразный электролит также должен, по замыслам конструкторов, удерживать покрытие на электродах.

Возможные затруднения

Возможные проблемы при десульфурации блоков питания:

  1. Необслуживаемые аккумуляторы и агрегаты с концентрированным электролитом не могут быть восстановлены до исходного состояния, так как не допускают замены вещества. Но блоки питания предназначены для уменьшения образования сульфата свинца, что продлевает срок службы изделий.
  2. Кальциевая батарея собрана на пластинчатом основании из сплава свинца и кальция. Использование дополнительного легирующего материала позволило уменьшить испарение воды из электролита и уменьшить саморазряд источника тока. В процессе эксплуатации сульфат кальция откладывается на поверхности пластин одновременно с образованием сульфата свинца, который не разрушается под действием обратного тока или введения химикатов.
Оцените статью
Блог про технические приборы и материалы