- История использования датчика света
- Универсальная схема включения автосвета
- Специальные версии датчика
- Что представляет собой датчик света?
- Принцип работы, устройство
- Видео: Датчик света в автомобиле — что это и как работает?
- Модель с магнитным фотоэлементом
- Разновидности
- Установка
- Как работает датчик дождя и света
- Видео «Проверка работоспособности снятого датчика»
- Как установить или заменить датчик света?
- Их преимущества и недостатки
- Внешний вид датчика движения.
- Зачем нужен датчик интенсивности солнечного света
- Где находится и как выглядит датчик света в автомобиле?
- Зоны охвата
- Инструкция по установке контроллера освещенности своими руками
- Почему не стоит закрывать полусферу
- Своими силами
- Адаптивная система освещения для автомобилей
- Адаптируйте уровень яркости и другие настройки
- Фотография платы датчика движения.
- Как автолюбитель может проверить работоспособность датчика
- Особенности функционирования датчика
- Зачем нужен
- Как работает и особенности конструкции
- Новый виток в развитии датчиков света
- Применение широкополосных фотоэлементов
История использования датчика света
Впервые датчик света для автомобиля применил Mercedes-Benz. Но это был не автомобиль премиум-класса, а грузовик. В свое время инженеры немецкой компании предположили, что такое новшество позволит водителю совершать длительные перелеты с гораздо большим комфортом.
Ожидания людей от компании Mercedes-Benz полностью оправдались. Грузовики Actros стали настоящим хитом. Результатом этого смелого шага стало то, что каждый современный автомобиль премиум-класса оснащен таким устройством.
На первый взгляд такой резкий переход кажется странным. Но если смотреть на саму суть датчика освещенности, то он вполне оправдан. Дело в том, что основной задачей устройства является повышение безопасности. И никто не думает о ней больше, чем влиятельные бизнесмены и известные политики.
Универсальная схема включения автосвета
Ваш автомобиль ночует в гараже, вас не беспокоят проблемы холодного пуска, а уж тем более срок службы лампы, то имеет смысл рассмотреть более простую, универсальную модель подключения на основе доступного четырехконтактного реле:
85 разъем управления реле — к плюсу после защелки
86 разъем управления реле — на массу
30 разъем питания — на постоянный плюс (на массу, в зависимости от того, + или — подается на лампочки при их включении)
87 — разъем питания — к шнуру питания габаритов или ближнего света
При движении в темное время суток необходимо хорошее освещение дороги на достаточно большом участке. Но если автомобиль едет по встречной полосе с включенными фарами, он ослепляет водителя встречного движения.
Этот ослепляющий эффект является одной из основных проблем при вождении в ночное время. Чтобы избежать бликов, лампочки имеют две нити накала, другая расположена так, что свет распространяется вниз и от уровня глаз водителя встречного автомобиля. На практике водитель обычно переключает дальний и ближний свет вручную с помощью механического переключателя. Однако это очень неудобно для водителя, особенно в час пик.
Наш проект адаптивного освещения транспортных средств (ALD) — это разумное решение для безопасного и комфортного ночного вождения без яркого света.
Адаптивная система не требует ручного переключения высокого/низкого уровня при приближении встречного автомобиля. Система сама определяет, исходит ли свет от встречного автомобиля и переключается на ближний свет, после перехода обратно на дальний свет. Пользователь может настроить чувствительность системы.
Специальные версии датчика
Есть модели датчиков, которые также отвечают за регулировку света в салоне. В частности, они не только включаются, но и управляют настройками яркости на приборной панели. На самом деле важна вторая функция, так как во время движения панель все равно работает. Но в таких системах при большой нагрузке сигналов на реле возможны проблемы. Так, по мнению пользователей, датчик света в автомобиле Киа Рио виноват в неправильном управлении подсветкой на той же приборной панели.
Например, ночью система корректно активирует дальний свет, но в салоне подсветка может включаться на максимальную яркость, что вызывает дискомфорт у водителя. Чаще всего такие проблемы возникают из-за обрыва проводного соединения или его повреждения – сопротивление падает, в результате чего сигналы неточные.
Что представляет собой датчик света?
Блок датчиков можно разделить на две части — это типичная электрическая инфраструктура, благодаря которой блок подключается к реле управления оптикой, и чувствительный компонент. Подключив реле, датчик может быстро взаимодействовать с фарами автомобиля, вовремя активируя их функцию. Основным элементом устройства является непосредственно детектор в виде фотоэлемента, реагирующего на световые параметры.
Самый распространенный автономный датчик света в автомобиле. Как работает эта модификация? Его функция — независимость от основного источника питания. Это означает, что сигнал на реле поступает даже в случае неисправности на главных линиях. Разумеется, о гарантии работы этой схемы можно говорить только при стабильной работе самой оптики и контроллера управления.
Принцип работы, устройство
Принцип работы датчика освещенности достаточно прост — есть фотоэлемент, измеряющий освещенность вокруг автомобиля, блок управления, обрабатывающий сигнал фотоэлемента, и реле, непосредственно включающее и выключающее свет.
Как правило, фотоэлемент производит измерения в двух зонах — общее освещение вокруг автомобиля и освещение непосредственно перед ним. Это практически полностью исключает ложные срабатывания, например при движении в затененном месте днем фотоэлемент не будет сигнализировать о включении освещения, но при въезде в туннель свет включится.
Чувствительность датчика обычно можно регулировать, что позволяет срабатывать при некотором снижении степени освещенности. То есть можно задать порог для датчика.
Видео: Датчик света в автомобиле — что это и как работает?
Реакция датчика достаточно быстрая, при снижении освещенности до заданного порога через 1-2 секунды включаются габаритные огни и ближний свет. А вот отключение не такое быстрое — свет погаснет минимум через 6 секунд.
Блок управления обрабатывает сигнал, поступающий от фотоэлемента, и при снижении освещенности подает команду на включение света на реле. Именно на этом блоке расположен регулировочный винт, который устанавливает чувствительность фотоэлемента.
Реле, входящей конструкции, просто обеспечивает включение фар. Он подключен к проводам, управляющим габаритными огнями и ближним светом.
Многие водители, на автомобиле которых установлено данное устройство, отмечают его положительные качества и удобство.
Модель с магнитным фотоэлементом
С магнитным фотоэлементом датчик освещенности (схема показана ниже) лучше всего подходит для закрытых помещений. При этом модель можно использовать только на улице при плюсовой температуре. Для сборки датчика освещенности своими руками удобнее использовать лампу на 5 В. В этом случае патрон можно приобрести отдельно к прибору в магазине. Следующим шагом будет непосредственно установка фотоэлемента.
Корпус для этих целей должен быть изготовлен из пластика. После установки фотоэлемента для передачи сигнала устанавливается кардиоидный проводник. Емкость этого элемента не должна превышать 3 пФ. В противном случае лампа накаливания может не выдержать большой нагрузки. Непосредственное подключение к сети 220 В осуществляется на первой фазе. Для этого необходимо замкнуть только верхние контакты. В этом случае можно использовать проводник с маркировкой РР20.
Разновидности
Как и многие другие системы, автомобильный датчик освещенности выпускается в нескольких вариантах. Некоторые из них доступны для покупки и самостоятельной установки, а другие встречаются только в заводской комплектации автомобиля:
- Стандартный датчик можно купить по доступной цене и установить самостоятельно. Датчик закрепляется в салоне перед лобовым стеклом автомобиля с последующим подключением реле и электропроводки. Функционал включает в себя регулировку режима и интенсивности света фар на транспортном средстве.
- Встроенный датчик света чаще встречается в дорогих иномарках, где он выполняет широкий спектр функций. Помимо стандартных задач по включению и регулировке фар, прибор умеет регулировать освещение внутри салона и на приборной панели.
- Комбинированный датчик света и дождя является одной из самых дорогих моделей автомобильных датчиков, и совмещает в себе функции управления освещением и стеклоочистителями. Датчик дождя регистрирует осадки с помощью фотодиодов и фотоэлементов и дает команду щеткам начать протирку ветровых стекол. В зависимости от интенсивности осадков датчик также может активировать фары при сильном дожде или снеге.
Установка
Для установки и подключения датчика света и дождя в автомобиль не обязательно обращаться за услугами в мастерскую. К каждому комплекту датчиков прилагается подробная инструкция с подробным описанием процедуры установки. На большинстве машин последовательность действий пользователя так же проста:
- Основной компонент устройства, именуемый «глазком», закрепляется внутри салона на месте держателя зеркала заднего вида. Учитывая то, как работает датчик освещенности, для большей точности датчика рекомендуется наводить его на водителя, а не на улицу. Затемнение в салоне фиксируется намного быстрее и надежнее.
- Подключение реле датчика и блока управления производится по схеме из инструкции.
- Последними присоединяются контакты, отвечающие за регулировку света автомобиля. Некоторые модели датчиков предлагают возможность подключения кнопки для включения и выключения датчика света и дождя.
Как работает датчик дождя и света
Принцип работы датчика дождя (сухое и мокрое стекло)
Если говорить о датчике освещенности, то это обычный светочувствительный датчик, измеряющий интенсивность светового потока, как вокруг автомобиля, так и непосредственно перед автомобилем. Его задачей является включение фар в следующих случаях:
- сумерки или ночь;
- вход в туннель;
- въезд в лес или узкий переулок;
Вот и все, рассказывать про этот датчик особо нечего. Другое дело датчик дождя. Он состоит из специального диода, излучающего пучок инфракрасных лучей. Другой частью датчика является чувствительный датчик, который регистрирует интенсивность отражения инфракрасных лучей от лобового стекла.
Дело в том, что сухое лобовое стекло отражает большую часть потока инфракрасных лучей, а мокрое стекло, наоборот, большую часть потока лучей пропускает. Именно эту разницу регистрирует электроника и на основании полученных данных дает команду на включение стеклоочистителей.
Принцип устройства очень прост и в том или ином виде встречается во многих устройствах, но исполнение уже гораздо сложнее и изощреннее. Однако стоит датчик света и дождя не особо дорого, поэтому это устройство сегодня можно встретить даже в бюджетных моделях автомобилей.
Видео «Проверка работоспособности снятого датчика»
Процесс диагностики исправности датчика освещенности в разобранном виде показан на видео ниже (автор — канал Перехватчик).
Среди квалифицированных электриков есть такое правило — не считать себя умнее других в своей профессии. Значит: перепроверив чью-то работу после ввода устройства в эксплуатацию и увидев несоответствие схемы, не стоит сразу делать вывод, что здесь допущена грубая ошибка.
Вполне вероятно, что вы и сами не до конца разобрались в настройке этого электроприбора, тонкостях настройки и эксплуатации. Подумайте над возникшим вопросом, посмотрите еще раз документацию по нему, проанализируйте настройки, влияние на другие устройства. В крайнем случае посоветуйтесь с коллегами.
Вполне вероятно, что это не ошибка предыдущего специалиста, а ваше незнание особенностей работы данной схемы и корректировок, внесенных в алгоритм другими электриками.
Это правило часто помогает избавиться от неприятных ситуаций и заставляет совершенствовать свои знания самостоятельно. Он отлично подходит для случая, когда вы установили датчик движения для управления освещением, собрали схему его подключения, а он не работает или творит какие-то «чудеса».
Не спешите делать вывод, что датчик движения сломался и его нужно менять. Проанализируйте свои действия. Возможно, что причина некорректной работы освещения кроется не в самом датчике, а в его расположении, настройках и схеме подключения.
Обратите внимание, что при исправном датчике движения освещение может:
1 не включается;
3 включаются совершенно неожиданно.
Других вариантов просто нет, но если вы их знаете, то укажите их в комментариях. Начнем с них по порядку.
При работающем датчике движения свет не горит
Для анализа этой причины рассмотрим обычную схему подключения датчика движения, но для простоты без защитного нуля, обеспечиваемого РЕ-проводником.
На нем датчик движения обозначен цифрами 1 и 2 на клеммах, идущих от фазной сети и нуля, и отходящем фазном проводе светильника (клемма 3). Условно показано, что внутри датчика движения подключена собственная логическая схема, управляющая положением выходного контакта, подающего напряжение на вывод 3.
Соответствующие фазный и нулевой провода подключаются к контактам лампы 4 и 5 от выводов датчиков 2 и 3, через которые подается напряжение на контакты самой лампочки 6 и 7.
Теперь последовательно рассмотрим причины, которые могут повлиять на отсутствие света при работающем датчике. Напоминаю, что все работы под напряжением должны выполняться электриками не ниже 3 группы по электробезопасности. Ведь все, что нужно сделать, только подпадает под это требование в правилах, потому что нужно будет иметь доступ к контактам, что потенциал сети будет присутствовать.
Проверяет наличие питания на датчике и лампе
Для снижения риска поражения электрическим током рекомендуется выключить выключатель освещения и при обесточивании цепи обеспечить временный доступ к точкам подключения проводки светильника и датчика движения. Затем их необходимо механически закрепить, чтобы предотвратить случайное короткое замыкание, а затем подать напряжение.
Обычно электрики обходятся индикаторной отверткой и ищут наличие фазы на клемме 1. Если ее нет, то все становится ясно и нужно искать причину.
Однако это неполный тест. Ведь нужно еще выяснить, попадает ли на датчик нулевой потенциал. Дело об исчезновении показано на фотографиях старого электрощита, проработавшего около 40 лет.
Место крепления нулевого провода отмечено красным прямоугольником. Старый свитер с прогоревшим утеплителем показан внизу справа, а места, где он стоял, уже нет. Провод был вставлен в грязную клемму со строительным мусором и не продавлен. В результате образовался толстый слой сажи. Схема работала до потери контакта под нагрузкой из-за сильного нагрева и окисления.
Еще одной причиной исчезновения нулевого потенциала может быть деформация и последующая поломка алюминиевого сердечника. К сожалению, электрики не всегда бережно обращаются с такими хрупкими проводами.
Чтобы сразу проверить наличие фазного и нулевого потенциалов на датчике движения, нужно воспользоваться вольтметром и присоединить щупы к выводам 1 и 2.
Если на шкале прибора отображается допустимый уровень, все в порядке. В противном случае нужно искать причину отсутствия напряжения.
Целостность нулевых проводов можно выявить путем измерения сопротивления участков цепи при снятии напряжения с цепи.
Правильность работы датчика движения также можно проверить с помощью вольтметра. Для этого щупы необходимо подключить к клеммам 2 и 3. При замыкании внутреннего контакта вольтметр покажет напряжение сети.
Если мы подключим щупы к точкам 4 и 5, то определим целостность цепи на входе в лампу, а на выводах 6 и 7 появится разность потенциалов, подаваемая на цоколь лампочки.
Даже если в этом месте есть напряжение, лампа может не работать из-за перегорания нити накала в лампе. Его необходимо заменить на правильный.
Чтобы проще было проверить целостность лампочки в светильнике, можно поставить выключатель параллельно выходному разъему прибора.
Проверяет настройки датчика движения
На передней панели устройства расположены элементы управления настройками:
1. SENS — уровень чувствительности к восприятию инфракрасного излучения (может отсутствовать на упрощенных моделях);
Читайте также: DIN-рейка: руководство по выбору DIN-рейки и монтажу станка + советы по монтажу и выбору аксессуаров для электрических шкафов
Как установить или заменить датчик света?
Большинство автомобилистов интересует не только то, как работает датчик света на автомобиле, но и особенности его самостоятельного подключения. Если система не входит в комплектацию автомобиля, нужно подумать, как установить датчик освещенности.
У большинства приборных панелей есть место для его установки. Однако может потребоваться установка другого выключателя фар, который сможет установить автоматический режим работы. В некоторых случаях достаточно поменять только декоративную подложку.
Поэтому в большинстве случаев процесс подключения датчика освещенности включает в себя его покупку, замену ручки, настройку освещения и подключение к специальной плате. В современных импортных автомобилях также необходимо купить и установить поддон. В этом случае необходимо установить датчик в разрыв электрической цепи, соединяющей выключатель и фары. Кроме того, необходимо найти место для крепления фотоэлемента. Это должно быть достаточно освещенное место, где датчик сможет максимально полно получать информацию об освещенности окружающей обстановки.
Их преимущества и недостатки
Преимущества датчика освещенности очевидны – водителю не нужно самостоятельно включать освещение при движении ночью. Однако такое расположение светотехники имеет два серьезных недостатка.
Первый из них заключается в том, что, привыкнув к датчику света, водитель может забыть включить свет днем, как того требуют правила. Кроме того, неисправность датчика также может привести к тому, что транспортное средство длительное время будет двигаться без внешнего освещения, прежде чем водитель заметит это визуально (а в сумерках или в пасмурный день отсутствие внешнего освещения не всегда очевидно для водителя).
Еще одним существенным недостатком датчика света является его работа на ряде моделей автомобилей без ключа зажигания. То есть, переключившись на автоматический режим и забыв об этом, водитель столкнется с тем, что машина, оставленная на стоянке, может ночью включать фары, что негативно скажется на заряде аккумулятора. Конечно, многие современные автомобили имеют защиту от такого несанкционированного срабатывания, но наличие зависит от конкретной модели автомобиля, и об этом нужно всегда помнить.
Внешний вид датчика движения.
Назначение выхода датчика:
1. Красный нужен для доставки груза
2. Синий, может зеленый, это ноль
3. Коричневый (черный) — датчик тока.
Если снять белый корпус, под ним мы увидим схему датчика, расположенную на печатной плате.
Для простого расчета необходимого количества ламп воспользуйтесь Калькулятором количества ламп .
Датчик содержит реле DE3F-NA на 24 В постоянного тока. Контактный ток 10А. Это значение определяет максимальную нагрузку, на которую способен датчик. То есть 10 умножить на 220 — это 2,2 кВт. Точно так же, как в инструкции.
Но мое мнение: к этому датчику не стоит подключать более 4 ампер. Все выше, только через промежуточный стартер.
Зачем нужен датчик интенсивности солнечного света
Датчик интенсивности солнечного света встроен в автомобили с климат-контролем. Это необходимо для того, чтобы климат-контроль понимал, какое сейчас время суток и какая погода на борту. Исходя из этого, настраиваются климатические системы автомобиля. Следовательно, если на солнце жарко, воздух в салоне надо охлаждать; если на улице ночь и темно, климат-контроль сделает машину теплее; если на улице пасмурно, система выберет среднюю температуру.
Эта система работает только при включенном режиме «Авто».
Есть еще датчик интенсивности солнечного света, отвечающий за автоматическое включение и выключение ближнего света, но как правило это отдельный блок, и чаще всего он устанавливается на зеркало заднего вида.
Но в некоторых автомобилях датчик света является общим для обеих систем, и на основании его показаний работает и климат-контроль, и автоматический свет фар. Чаще всего такое сочетание функций можно встретить на автомобилях эконом-класса или дешевых внедорожниках нулевых годов.
Где находится и как выглядит датчик света в автомобиле?
Датчик света в автомобиле — популярное устройство, которое делает управление автомобилем проще и безопаснее. Дизайн довольно простой. При этом во многих моделях автомобилей в стандартной комплектации установлен автомобильный датчик освещенности. В данном случае он находится в нише перед лобовым стеклом. Корпус датчика содержит светодиод и светочувствительные элементы. Он подключается к блоку управления, реле управления ближним светом и габаритами.
Поэтому, если датчик освещенности установлен на автоматический режим, выключатель света должен быть включен в автоматическом режиме. При этом ближний свет и габариты будут включаться автоматически с учетом информации, полученной датчиком освещенности. Устройство имеет специальные фотодиодные фильтры, способные распознавать естественный и искусственный свет. Это крайне удобно не только при движении по городу или трассе, но и при въезде в туннель или подземный паркинг.
Зоны охвата
Базовое разделение включает обработку сигналов из двух зон покрытия. Во-первых, это глобальная зона. Это относится к пространству непосредственно рядом с автомобилем. Вторая зона – передняя. Это касается участка дороги перед автомобилем.
Современные модели датчиков способны различать эти зоны, посылая соответствующие сигналы на реле. Представляется, что если в текущих условиях наблюдается пониженный уровень освещенности, следует активировать оптические приборы, соответствующие условиям движения. Но разница заключается лишь в функциях работы ближнего и дальнего света фар, за которые отвечает датчик света в машине.
Что это различие означает на практике? В условиях плохой видимости следует включать дальний свет, а днем – дальний свет с ближним светом. Однако граничные условия между этими световыми условиями не всегда доступны для фиксации электроникой. Поэтому желательно, чтобы датчик также обеспечивал возможность отслеживания промежуточных характеристик освещения.
Инструкция по установке контроллера освещенности своими руками
Как установить датчик света своими руками (на примере Фольксваген Поло):
- В первую очередь выбирается место для установки. Контроллер можно установить на лобовое стекло или на центральную консоль, но помните, что устройство не должно быть накрыто.
- После установки блока прокладываются провода. Нужно расположить провода таким образом, чтобы они не свисали и не мешали обзору водителя. Поэтому все кабели укладываются под внутреннюю часть отсека. При этом конец провода следует вывести в саму консоль к месту крепления селектора.
- Затем снимается селектор, от него нужно отсоединить разъем с проводами. К новому рычагу необходимо подключить модуль управления, а также разъем с проводами. Переключатель ставится на место, после чего можно проверить работоспособность контроллера.
Почему не стоит закрывать полусферу
На тех автомобилях, которые имеют единый датчик света для климат-контроля и автоматического включения фар, некоторые водители закрывают полусферу светонепроницаемым материалом. Делают это для того, чтобы рычаг, регулирующий свет фар, всегда был в значении «Авто», так как в России действует закон, обязывающий водителей включать ближний свет даже днем. Никаких поломок в этом плане ожидать не стоит, а вот климат-контроль будет, например, неправильно выставлять температуру, что может вызывать дискомфорт.
Своими силами
Адаптивная система освещения для автомобилей
При движении в темное время суток необходимо хорошее освещение дороги на достаточно большом участке. Но если автомобиль едет по встречной полосе с включенными фарами, он ослепляет водителя встречного движения.
Этот ослепляющий эффект является одной из основных проблем при вождении в ночное время. Чтобы избежать бликов, лампочки имеют две нити накала, другая расположена так, что свет распространяется вниз и от уровня глаз водителя встречного автомобиля. На практике водитель обычно переключает дальний и ближний свет вручную с помощью механического переключателя. Однако это очень неудобно для водителя, особенно в час пик.
Наш проект адаптивного освещения транспортных средств (ALD) — это разумное решение для безопасного и комфортного ночного вождения без яркого света.
Адаптивная система не требует ручного переключения высокого/низкого уровня при приближении встречного автомобиля. Система сама определяет, исходит ли свет от встречного автомобиля и переключается на ближний свет, после перехода обратно на дальний свет. Пользователь может настроить чувствительность системы.
Характерные особенности системы
- Питание от автомобильного аккумулятора 12 В с незначительным энергопотреблением в режиме ожидания.
- Надежный и защищенный от непогоды оптический сенсорный модуль (фотоэлемент CDS).
- Независимо регулируемое управление для установки параметра «чувствительность обнаружения света», чтобы избежать ложных срабатываний, вызванных влиянием других источников света, таких как уличные фонари.
- Дополнительный переключатель для «автоматического режима сигнализации» (ASM). В этом режиме фары входят в пульсирующий режим, т.е ритмично переключают ближний свет на дальний и наоборот (аналогично тому, как водители сигнализируют друг другу фарами).
- «Режим энергосбережения» — Если схема находится в активном режиме, фары будут автоматически выключаться при въезде в хорошо освещенную зону.
Эффект Трокслера
Исследование доктора Алана Льюиса, работающего в Колледже оптометрии Государственного университета в Биг-Рапидс, штат Мичиган, показало, что при езде ночью свет фар вашего автомобиля может создавать блики.
Даже после окончания воздействия яркого света его изображение остается на сетчатке, создавая слепое пятно. Это явление, известное как эффект Трокслера, увеличивает время реакции водителя до 1,4 секунды.
Это означает, что при скорости 60 миль в час (около 96,5 км/ч) водитель проедет 123 фута (37,5 м), прежде чем отреагирует на опасность. В штатной ситуации время реакции на изменение условий движения составляет 0,5 секунды, а расстояние, пройденное до торможения, составляет 41 фут (12,5 м), при той же скорости движения!
Схема подключения до переделки
Схема электрических соединений при подключении АСО
Принципиальная электрическая схема
Список компонентов
- Чип: NE555-1
- розетка 8-контактная для МС — 1
- Транзистор: BC547 — 1
- Диод: 1N4007 — 2
- Резисторы: подстроечные 100кОм — 1; 47кОм 0,25Вт — 1; 22кОм 0,25Вт — 1; 10 кОм 0,25 Вт– 1; 1 кОм 0,25 Вт — 2
- Конденсаторы: 10мкФ/25В — 1; 100мкФ/25В — 1
- Светодиод: 5 мм красный и зеленый — 2
- LDR: фотоэлемент 20 мм капсульного типа — 1
- Реле: 12 В постоянного тока — 1
- Переключатель: Центральный переключатель (SPST) — 2
Схема работы
Схема основана на популярной микросхеме NE555 (IC1). Здесь IC1 подключен согласно схеме к автоколебательному мультивибратору, запускаемому триггерным входом (pin2). Мультивибратор работает на частоте примерно 1,5 Гц (скважность 75%), что определяется размерами компонентов R1, R3 и С1. Схема питается от автомобильного аккумулятора 12В.
- При включенном положении переключателя S1 в схему подается напряжение 12В через диод защиты от обратной полярности 1N4007 (D1). Конденсатор С3 (100мкФ/25В) буферный, для повышения стабильности схемы. При отсутствии света датчик освещенности, состоящий из фотоэлемента (LDR), подстроечного резистора (Р1) и транзистора (Т1), отключит мультивибратор (вывод 4 «сброс»). При этом на выходе IC1 (pin3) низкий уровень и реле 12V (RL1) не работает. Это состояние отображается первым светодиодом (LED1). Так как нить накала дальнего света подключена к «+» через нормально замкнутые контакты реле, то в этом режиме они включаются на дальний свет.
- При попадании яркого света на датчик освещенности запускается мультивибратор и «высокий» уровень сигнала дергает реле. Контакты реле переключают основной свет на ближний свет до изменения состояния датчика освещенности. Это состояние отображается вторым светодиодом (LED2). Переключатель S2 устанавливает автоматический режим сигнализации (АСМ). В положении ON контакты 2 и 6 микросхемы IC1 соединены с землей, поэтому автоколебательный режим мультивибратора отключен. Когда S2 находится в положении OFF, активируется функция ASM, и начинается быстрое переключение между высокими и низкими значениями до тех пор, пока датчик освещенности подвергается воздействию яркого света от встречного автомобиля.
- Контакты реле RL1 можно соединить параллельно штатным контактам селектора ближний/дальний. Также возможна подача +12В на нити ближнего и дальнего света через контакты реле.
- Рекомендуется использовать датчик диаметром 20 мм, закрепленный в подходящем месте в передней части автомобиля.
Адаптируйте уровень яркости и другие настройки
Когда мы говорим, что должны настроить яркость, мы имеем в виду не оттенок уведомлений, а настройки. Важно знать, что уровень яркости, который мы выбираем в настройках, позволяет нам управлять этим вручную в целом, который затем будет адаптироваться через датчик освещенности, в отличие от панели быстрого доступа, где мы делаем точечную коррекцию. Поэтому мы рекомендуем оставить яркость экрана на уровне 50% от настроек, после того, как сенсор сделает свою работу.
Другими аспектами, которые следует учитывать, являются калибровка экрана, когда вам нужно выбрать стандартный цветовой тон
он работает для нас во всех ситуациях и не работает при ярком солнечном свете или в полной темноте. Помните об этом тоже
ночной режим может создать впечатление, что ваш экран менее яркий, что мы решаем, отключив его, изменив цветовую температуру или изменив программирование в другое время.
Фотография платы датчика движения.
Это дорожки, со слоем припоя на них, именно они сгорают чаще других при перегрузке, неправильном разводе К3. В этом случае реле необходимо заменить.
Согласно инструкции датчик освещенности LXP-03 способен коммутировать ток 25А. На плате указано, что ток реле 30А, скорее всего производители решили перестраховаться, и я в этом плане от них не ушел далеко. Решил ограничить ток до 16А.
Как автолюбитель может проверить работоспособность датчика
Необходимо учитывать тот факт, что наличие этой опции в автомобиле позволяет автомобилисту в значительной степени расслабиться. Однако этого делать не стоит, по той простой причине, что устройство вполне может выйти из строя в самый неподходящий момент. Поэтому крайне важно знать, как правильно и достаточно быстро проверить датчик света на работоспособность без диагностики и поездки в сервисный центр. Чтобы протестировать это устройство в автомобиле, нужно просто точно знать, где оно находится.
Затем датчик необходимо накрыть тряпкой или другим предметом, чтобы полностью перекрыть световой поток. В ситуации, когда блок полностью исправен, система оценит, что на улице темно, после чего автоматически загорятся габаритные огни и ближний свет. Если такой реакции не происходит, скорее всего датчик или его компоненты сломаны и нуждаются в замене. При этом, если на машине установлен комбинированный или встроенный элемент, от самостоятельной замены лучше воздержаться. Здесь стоит доверить работу специалистам в проверенном сервисном центре.
Особенности функционирования датчика
Зачем нужен
Начнем с того, что современные автомобильные датчики солнечного света довольно чувствительны. Они умеют распознавать уровень освещенности, когда надо включить ближний свет, и когда габариты. Это, естественно, значительно упрощает процесс вождения. Водитель полностью сосредоточен на дороге и ему не приходится думать о том, стоит ли активировать свет сейчас или можно немного подождать.
На первый взгляд может показаться, что это не особо нужная функция, но в городе, где много тоннелей, датчик освещенности просто необходим. Это позволяет легко перемещаться из одного конца города в другой на высокой скорости. Также вам не придется отвлекаться на включение фар, когда вы входите в темное место. Все произойдет автоматически.
Как работает и особенности конструкции
Чтобы понять, как работает датчик освещенности, нам сначала нужно поговорить о порогах. Это индикатор освещения, при котором работает система, в этом случае есть задержка 1,5 или 2 секунды.
Обратите внимание на следующее! Двухсекундный интервал применяется только к ближнему свету. Включение габаритов занимает около двух минут. Для основного освещения этот показатель равен 60 секундам.
Конечно, вы должны учитывать, что это общий параметр. Разные производители автомобилей могут немного отклоняться от общепринятого канона, но обычно отклонение не слишком велико.
Эти интервалы помогают исключить случайные включения на трассе. Поэтому водитель может не бояться тени деревьев или небольшого облачка в небе. Правильно настроенное устройство работает как часы.
Устройство содержит следующие элементы:
- фотодатчик;
- отражатели;
- реле.
Датчик освещенности крепится на лобовом стекле автомобиля. Лучшее место – держатель за зеркалом. Задача устройства — анализировать пространство вокруг автомобиля. При этом некоторые параметры работы вы можете задать самостоятельно. Но вариация зависит от модели.
Важным отличием современных датчиков света в автомобилях является высокая чувствительность. Поэтому они редко работают просто так. Кроме того, возможна установка на все модели автомобилей. Причем бренд здесь особой роли не играет.
Обратите внимание на следующее! На автомобилях премиум-класса датчик освещенности входит в стандартную комплектацию.
Новый виток в развитии датчиков света
С каждым годом комбинированные датчики становятся все более популярными среди автовладельцев. Аналогичная тенденция не обошла вниманием и датчик освещенности. Он все чаще сочетается с датчиком дождя.
Дело в том, что эти два устройства работают по одному и тому же принципу. По сути, это просто расширение функционала базового блока. Комбинированный датчик света и дождя может автоматически активировать очистку и настроить оптику.
Обратите внимание на следующее! На интенсивность работы дворников влияют показания прибора. Поэтому в зависимости от интенсивности дождя меняется скорость уборки.
Интересен собственно принцип работы совмещенного датчика света и дождя в автомобиле. Как только капли падают на стекло, свет преломляется за счет жидкости. Разумеется, блок обнаруживает это и отправляет рекомендательную команду на блок управления.
Отдельно нужно рассказать о взаимодействии двух датчиков. Дело в том, что когда идет дождь или снег, видимость ухудшается. В результате, чтобы нормально видеть дорогу, водители включают фары. Но теперь система делает это за водителя. Самое главное, человеческий фактор исключен из уравнения, а значит, вероятность ошибки минимальна.
В самом датчике много светодиодов. Они размещены по кругу. Это позволяет с большей эффективностью использовать закон преломления. Сам процесс стал возможен благодаря инфракрасному свету.
Здесь все довольно просто. Если стекло сухое, свет, излучаемый прибором, отражается от поверхности стекла и возвращается обратно. Результатом этого процесса является высокая скорость освещения.
Когда лобовое стекло покрыто каплями, отражательная способность меняется. Благодаря тому, что свет проходит через множество капель воды, инфракрасные лучи возвращаются в гораздо меньшем количестве. Это собственно и есть основной сигнал включения дворников.
На видео показана работа датчика освещенности:
Применение широкополосных фотоэлементов
Этот тип датчика света не прост в установке. В первую очередь нужно найти хороший фотоэлемент. Для его установки нужен прочный корпус. Кроме того, следует учесть, что он должен быть герметичным, так как фотоэлемент сверху не выдерживает высокой влажности. Также не рекомендуется использовать его при отрицательных температурах. Но в помещении он способен хорошо работать. Конденсаторы для него чаще всего используются интегральные. Они отличаются емкостью. В этом случае многое зависит от выбранной лампы накаливания.
Если рассматривать вариант на 5 В, то конденсаторы в этой ситуации можно использовать на 15 пФ. При этом подключение датчика освещенности к сети необходимо осуществлять через переходник. Панели управления часто используются для регулировки мощности устройства. Сегодня востребованы многоканальные модели. Для подключения датчика выключателя света к сети 220 В без дополнительного адаптера не обойтись.