- Устройство аккумулятора шуруповерта
- Общие правила зарядки АКБ
- Восстановление функциональности
- Конструктивные особенности АКБ
- Как правильно отремонтировать своими руками.
- Разбираем аккумулятор.
- Видео: Как разобрать батарею шуруповерта
- Как увеличить ёмкость батареи.
- Видео: Как разрядить аккумулятор
- Видео: Обзор зарядного устройства imax b6
- Диагностика.
- Видео: Как проверить состояние аккумулятора
- Почему не заряжается.
- Быстро заряжается и разряжается.
- Выкипание электролита.
- Видео: Добавление дистиллированной воды
- Замена и пайка элементов питания.
- Видео: Замена элементов в аккумуляторе
- Как переделать шуруповёрт под литий — ионный аккумулятор.
- Батарейные отсеки для разного количества аккумуляторов
- Схемы соединения с контроллером для двух, трёх и четырёх элементов
- Видео: Переделка аккумулятора в литий — ионный
- Восстановление и ремонт
- Видео: Прошивка аккумулятора более высокой ёмкостью и напряжением для стирания эффекта памяти
- Видео: Как сделать замену элементов литий — ионного аккумулятора
- Видео: Зарядка литий — ионного аккумулятора от imax b6
- Нюансы зарядки аккумуляторов различных типов
- Неисправности аккумуляторов для шуруповёртов
- Показания к ремонту
- Ремонт
- Способы зарядки без использования специального зарядного устройства
- Рекомендации по хранению аккумуляторных батарей
- Проверка состояния аккумулятора мультиметром
- Как реанимировать аккумуляторную батарею
- Литий-ионные
- Никель-кадмий
Устройство аккумулятора шуруповерта
Аккумулятор является источником питания для аккумуляторных моделей шуруповертов. За счет протекания физико-химических процессов (электролиз) этот элемент накапливает электричество, а затем выдает на своих соответствующих выходах постоянное напряжение нужной величины. Напряжение и емкость являются основными параметрами любого привода. Первый показывает разность потенциалов между катодом и анодом батареи. Напряжение измеряется в вольтах. Емкость определяет величину тока, отдаваемого аккумулятором за 1 час, поэтому этот параметр измеряется в ампер-часах.
У разных моделей аккумуляторный блок (аккумулятор) выглядит и устроен одинаково. Он состоит из следующих конструктивных элементов:
- корпуса с размещенными на нем контактами;
- элементы питания (батареи);
- цепи датчика температуры (термистора), выполняющие функцию защиты устройства от перегрева (диапазон от 50 до 600 градусов).
Не все модели оснащены термисторами. Коробка обычно представляет собой пластиковую коробку, состоящую из двух частей. В нем около 10 аккумуляторов, а иногда и больше. В этом случае аккумуляторы соединяются друг с другом в цепочку. Свободные выводы наружных коробок подключаются к контактам на корпусе, предназначенным для привода электродвигателя инструмента и подключения зарядного оборудования. Выходное напряжение батареи определяется суммированием этого параметра для всех батарей, включенных в единую цепь.
На крышке аккумуляторного отсека есть 4 контакта:
- 2 тока («+», «-»), предназначенные для зарядки и разрядки;
- верхний контроль, соединенный с термистором;
- один разъем используется для зарядки от специальных станций, способных уравнять количество заряда для всех аккумуляторов, входящих в состав устройства.
В зависимости от типа аккумуляторов аккумуляторы делятся на следующие виды:
- металлогидрид никеля (обозначение — NiMh) с выходным напряжением 1,2 В;
- никель-кадмиевые (с маркировкой NiCd) также выдают на выходе 1,2 В;
- литий-ионные (обозначаются символами Li-Ion), где напряжение зависит от количества токовых элементов в аккумуляторе и может находиться в пределах 1,2-3,6 В.
Литий-ионные аккумуляторы имеют панель управления. При этом за работой аккумуляторов следит специальный контроллер.
Отдельная батарея состоит из следующих конструктивных элементов:
- положительные и отрицательные контакты;
- электрод с положительным зарядом;
- внешнее покрытие корпуса;
- электролит;
- отрицательный электрод.
Наибольшее распространение получили никель-кадмиевые накопители энергии благодаря доступной цене, компактным размерам и большой емкости. Их можно перезаряжать более 1000 раз.
Общие правила зарядки АКБ
Для правильной зарядки аккумулятора шуруповерта необходимо обеспечить определенный внешний температурный режим. Оптимальная температура воздуха от 10 до 40 градусов. Нежелательным моментом является возможный перегрев аккумуляторной батареи при накоплении заряда. Чтобы избежать возможных негативных последствий этого явления, необходимо отключить аккумулятор для охлаждения от зарядного устройства.
Не рекомендуется после того, как аккумуляторы достигли полной емкости, оставлять их в отключенном зарядном устройстве или вставлять в отвертку, которая в дальнейшем не будет использоваться, лучше положить их в чехол из-под инструмента.
Аккумуляторы, которые не используются в течение длительного периода времени, рекомендуется заряжать один раз в месяц.
Рекомендуемое время зарядки аккумулятора составляет от 30 минут до 7 часов, в зависимости от типа аккумулятора. Для конкретной модели электроинструмента она указана в руководстве пользователя. Эти инструкции необходимо точно соблюдать, чтобы изделие прослужило долго. Большинство зарядных устройств оснащены индикаторами, которые показывают, на какой стадии находится процесс. В таких случаях по загоранию светодиодов определенным цветом несложно определить, сколько именно аккумуляторов нужно заряжать. После достижения полного уровня мощности необходимо немедленно остановить процесс.
Восстановление функциональности
После определения неисправного элемента его отрезают и паяльником припаивают новый.
Восстановить работу литий-ионных аккумуляторов невозможно, но можно попробовать реанимировать другие типы элементов. Для этого можно использовать 1 из 2 способов:
- Компрессы или уплотнения. Этот метод эффективен, если электролит присутствует, но потерял объем.
- Прошивка по напряжению и усиленному току. Этот метод подходит для устранения эффекта памяти и может немного увеличить емкость элемента.
Однако ни один из этих методов не способен полностью устранить проблему. Скорее всего, ошибка вернется через некоторое время, поэтому гораздо эффективнее заменить вышедшие из строя элементы.
Конструктивные особенности АКБ
Вне зависимости от марки электроинструмента и его технических требований конструктивное решение аккумуляторов практически одинаково. Если разобрать аккумулятор, то можно убедиться, что он состоит из одинаковых аккумуляторов, собранных в последовательную электрическую цепь.
При этом у всех типов элементов, имеющих практически одинаковые размеры и номинальное значение напряжения, они могут отличаться емкостью (указано на корпусе). Если ремонт осуществляется самостоятельно, важно обратить внимание на тип используемых аккумуляторов, ведь способ восстановления для каждого типа может отличаться.
Для подключения устройства к сети и его зарядки в конструкции предусмотрены силовые контакты, которые подключаются к клеммам схемы. На корпусе батареи есть два дополнительных управляющих контакта, к которым подключаются резистор и терморезистор. Из этих частей собирается система защиты оборудования от перегрева при зарядке и выравнивания уровня необходимого заряда на каждой банке аккумуляторов.
Как правильно отремонтировать своими руками.
Наберитесь терпения и приступайте к ремонту.
Разбираем аккумулятор.
Аккуратно извлеките аккумулятор. Не применяйте силу, чтобы не повредить корпус.
- Извлеките аккумулятор из отвертки. Если кнопки застряли и не снимаются, открутите винты на корпусе инструмента и снимите верхнюю половину. Одна из кнопок свободна. Потяните аккумулятор на себя, немного подвигайте его в разные стороны и он тоже снимется. После извлечения батареи расположите кнопки так, чтобы их можно было легко вставить в соответствующие гнезда.
- Корпус аккумулятора состоит из двух частей и может быть разборным или неразборным. В первом случае открутите все винты и разъедините обе части.
Съемный батарейный отсек- Во втором случае нижняя часть корпуса плотно насаживается на верхнюю и приклеивается. Поэтому, чтобы их разъединить, возьмите резиновую киянку или деревяшку вроде скалки и слегка постучите по шву вокруг корпуса. Если нет, используйте тонкий острый нож. Вставьте его в шов и аккуратно прорежьте клей.
Демонтаж аккумулятора с помощью ножа- Затем снова постучать. Иногда бывает так, что батарея уже почти разобрана, но в определенном месте упорно сопротивляется. Не бейте слишком долго за один раз, тогда вы рискуете повредить корпус. Просто возьмите стамеску или отвертку и подденьте в нужном месте.
Разобранный аккумулятор- При отсоединении частей корпуса кнопки могут стрелять, но это не значит, что они сломаны. Их нужно собрать и поставить на место. Чтобы снять крышку с батарей, вставьте отвертку в одну из клемм и аккуратно нажмите на ячейку. Потяните корпус вверх, и он снимется.
Видео: Как разобрать батарею шуруповерта
Внутри несколько последовательно спаянных элементов. Такой патрон обеспечивает необходимые характеристики напряжения и тока для аккумулятора. Некоторые никелевые батареи имеют датчик температуры, прикрепленный к ячейкам.
Датчик температуры никелевой батареи, прикрепленный к элементам
В литий-ионных аккумуляторах все сложнее. Есть пульт управления, а элементы одеты в защитный чехол или пленку.
Литий-ионный аккумулятор
Как увеличить ёмкость батареи.
Новая батарея должна быть полностью заряжена перед использованием. Средняя температура окружающей среды от 10 до 40 градусов. Зарядные устройства имеют световые индикаторы. Когда они покажут, что батарея заряжена, сразу выключите процесс.
- Новые никель-кадмиевые батареи необходимо встряхнуть перед первым использованием. Полный разряд и зарядка три раза. Вместимость будет максимальной. Если в инструкции к устройству указано, что сборка должна включать несколько циклов зарядки, следуйте этим рекомендациям. Во время работы полностью разрядите аккумулятор перед зарядкой.
- Никель-металлогидридные аккумуляторы обладают меньшим эффектом памяти, поэтому их можно один раз прокачать перед первым использованием.
- Литий-ионные аккумуляторы не нужно прокачивать. Просто зарядите их до полной емкости.
Для разрядки аккумулятора используется нагрузка в виде лампы на 12 вольт. Он соединяется зажимами типа «крокодил» с клеммами. Если батарея разобрана, то к клеммам последовательной цепи аккумуляторов. Процесс выписки займет не более часа.
Видео: Как разрядить аккумулятор
Другой способ правильно разрядить — использовать «умное» зарядное устройство типа imax b6, что очень удобно для прокачки аккумуляторов. В нем можно настроить параметры тока и напряжения для зарядки и разрядки аккумулятора. Установите режим автоматического цикла, чтобы зарядить аккумулятор. То есть не нужно постоянно следить за емкостью и напряжением. Устройство сделает это за вас. Доступно до 5 циклов. А в конце вы сможете увидеть значения тока и напряжения после каждого цикла и проанализировать результат.
Зарядное устройство imax b6
Видео: Обзор зарядного устройства imax b6
Диагностика.
После полной зарядки разберите аккумулятор. Осмотрите элементы на предмет набухания и окисления. С помощью мультиметра или тестера измерьте напряжение всех элементов. Ограничения по напряжению для разных аккумуляторов:
- Для никеля — кадмия 1,2 — 1,4 вольта.
- Для никель — металлогидрид 1,2 — 1,4 вольта.
- Для литий — ионных 3,6 — 3,8 вольт.
Диагностика тестером.
Диагностика тестером
Банки аккумуляторов завернуты в бумагу. На каждый элемент подается напряжение. Если все элементы находятся под нормальным напряжением, разрядите аккумулятор наполовину. Снова измерьте напряжение. Восстановлению или замене подлежат те элементы, где напряжение снизилось на 0,5 — 0,7 вольта по сравнению со средним. О таких банках говорят «плавающие».
Видео: Как проверить состояние аккумулятора
Почему не заряжается.
Если зарядное устройство в порядке, проверьте контакты между аккумулятором и зарядным устройством. Контакты зарядного устройства могут быть согнуты. Это приводит к тому, что батарея не заряжается. Разберите устройство и подогните клеммы. Другой причиной может быть неисправный или перепаянный датчик температуры. Его необходимо выпаять или заменить на новый.
Быстро заряжается и разряжается.
Когда контакты аккумулятора, зарядного устройства и инструмента окислены и загрязнены, аккумулятор быстро заряжается и разряжается. Периодически протирайте контакты.
Выкипание электролита.
Электролит выкипает из-за ускоренной зарядки и перезарядки. Если элементы не вздулись и после полной зарядки показывают рабочее напряжение, их можно восстановить без замены. Пустой объем необходимо заполнить дистиллированной водой.
- После выявления бракованных банок срежьте металлическую ленту. Искупить элементы.
- Возьмите пуансон толщиной не более 1 миллиметра. Там, где у банки минус, сделайте в корпусе отверстие.
- Откачайте воздух до 1 кубического сантиметра и залейте таким же количеством воды.
- Эпоксидная смола герметизирует элементы и соединяет их со схемой.
Если этот способ не помогает, то замените банки на новые.
Видео: Добавление дистиллированной воды
Замена и пайка элементов питания.
После того, как вы провели диагностику и выявили неисправные коробки, вам нужно будет приобрести им замену. Новые элементы должны полностью совпадать по размерам и техническим характеристикам.
- Вырезать или припаять старые элементы из пластин.
- Поставить новые на место. Для подключения используйте одинаковые пластины или медные жилы того же сечения.
- Чтобы стекла не перегревались, припаивайте быстро. Соблюдайте полярность последовательной цепи. Соедините плюс с минусом и минус с плюсом.
Паянные батареи - После пайки протрите все соединения этиловым спиртом, чтобы обезжирить поверхности и удалить остатки кислоты.
- По окончании работы проверьте напряжение всех элементов. Если все в порядке, соберите аккумулятор. Для выравнивания потенциала ящиков выполните 3 цикла накачки батареи.
Видео: Замена элементов в аккумуляторе
Как переделать шуруповёрт под литий — ионный аккумулятор.
Многие владельцы шуруповерта с никель-кадмиевым аккумулятором сталкивались с такой проблемой, что когда собираешься им пользоваться, аккумулятор всегда разряжен. А постоянная зарядка его убивает из-за эффекта памяти. Поэтому такой аккумулятор переделывается в литий-ионный.
Источником литиевых батарей может быть старая батарея ноутбука или вы можете купить новые. Ноутбук и новые банки не защищены. Вы не можете использовать их без защиты, потому что вы не сможете заряжать их и контролировать разряд. А при перезарядке они точно умрут. Точно такие же аккумуляторы допустимо подключать параллельно, тогда они будут работать как один.
Получите серию модулей защиты батареи, которые контролируют и заботятся о каждой ячейке в отдельности. Контролирует напряжение и ток, обеспечивает защиту от короткого замыкания. Такие модули выпускаются на одну, две, три и четыре батареи.
Батарейные отсеки для разного количества аккумуляторов
Вмещает 1 аккумулятор
Вмещает 2 батареи
Вмещает 3 батареи
Вмещает 4 батареи
Для увеличения емкости можно добавить элементы, соединенные параллельно. Литиевые батареи нельзя паять. Их можно поместить в держатели и припаять контакты к держателям. Или соединить никелированной лентой и контактной сваркой, что позволяет быстро нагреть очень маленькую площадь, и батарея не пострадает.
Для контактной сварки нам понадобится:
- Мощный источник высокого тока. Это может быть переделанный микроволновый трансформатор или свинцово-кислотная батарея.
- Толстый медный провод, на концах которого на расстоянии четырех миллиметров крепятся одножильные медные контакты.
- Металлическая лента. Это дешево, и вы можете подключить его примерно к пяти устройствам. Это намного выгоднее, чем собственникам.
Наденьте ленту на аккумулятор, прижмите контакты в месте сварки. Включите питание на короткое время. На аккумуляторе это можно сделать резким коротким контактом с клеммой. Кнопка расположена на входе в первичную обмотку трансформатора. Для удобства сварки соедините элементы клеем. Сварите по схеме, отогните небольшие кусочки, чтобы прикрепить провода датчика к модулю. «+» и «-» всей монтажной пайки модуля.
Читайте также: Передача интернета по проводам: описание и подключение
Схемы соединения с контроллером для двух, трёх и четырёх элементов
Схема на 2 элемента
Схема на 3 элемента
Схема на 4 элемента
Вывод от аккумулятора необходимо сделать толстыми проводами. Если у вас нет термоусадочной трубки большого диаметра, обмотайте ее изолентой. Получившаяся батарея будет очень компактной и аккуратной.
Термоусадочная трубка.
Термоусадочная трубка для аккумуляторов
Возьмите старый аккумулятор и разберите его. Только оставьте в нем защитный термодатчик, без него зарядное устройство работать не будет. Припаяйте новый аккумулятор и заполните пустое место пеной или картоном.
Видео: Переделка аккумулятора в литий — ионный
Теперь самое главное. Как заряжать такое устройство? Вы должны заряжать напряжением, равным сумме максимально допустимых напряжений для каждой батареи. Рекомендуемый зарядный ток должен составлять половину емкости одной батареи. Одним из таких нестандартных источников является сложное зарядное устройство, такое как китайский imax B6. В нем можно установить количество аккумуляторов и желаемый ток зарядки.
Восстановление и ремонт
Основные способы утилизации никелевых аккумуляторов:
- Герметизация (компрессия).
- Устранение эффекта памяти.
- Добавление дистиллированной воды вместо кипяченого электролита.
Можно аккуратно и равномерно сжать стекло пассатижами по всей поверхности. Будьте осторожны, чтобы не повредить контакты. Электролит станет более густым, и накопительная емкость восстановится.
Эффект памяти легко обнаружить. После полной зарядки аккумулятор быстро разряжается во время использования. Через несколько часов снова работает. Чтобы стереть эффект памяти, на аккумулятор подается электрический импульс большей емкости, чем обычно.
Видео: Прошивка аккумулятора более высокой ёмкостью и напряжением для стирания эффекта памяти
В литий-ионных батареях элементы не подлежат восстановлению. Их заменяют рабочие. Необходимо отсоединить плату управления, а неработающие элементы заменить и смонтировать так же, как и при переделке аккумулятора на литий-ионный.
Видео: Как сделать замену элементов литий — ионного аккумулятора
Если литий-ионный аккумулятор не заряжается от оригинального зарядного устройства, попробуйте использовать imax b6.
Установите режим «nimh» и внимательно следите за напряжением. Когда оно достигнет 3 вольт, переключитесь в режим «liion». Продолжайте зарядку в обычном режиме. Такой процесс должен быть сделан в короткие сроки. И обязательно контролировать напряжение. Если оставить батарею заряжаться и забыть о ней, она перезарядится и выйдет из строя. Если это не помогает, проверьте неисправные батареи и замените их.
Видео: Зарядка литий — ионного аккумулятора от imax b6
Нюансы зарядки аккумуляторов различных типов
Зарядка разных типов аккумуляторов имеет свои особенности. Они связаны со свойствами материалов, из которых изготовлены батареи. Для штатной зарядки аккумуляторных батарей используются импульсные зарядные устройства или обычные зарядные устройства. Адаптерами первого типа комплектуются профессиональные электроинструменты, а второго – модели для домашнего использования.
Станции, которые являются новыми или разряжены во время хранения, должны быть должным образом заряжены перед использованием с учетом их характеристик.
Так что никель-кадмиевые аккумуляторы обладают ярко выраженным «эффектом памяти». Первый раз их рекомендуется заряжать три раза подряд, каждый раз полностью разряжая. Только так будет достигнуто максимальное (рабочее) значение емкости аккумуляторной батареи. После этого регулярно подключайте шуруповерт к зарядному устройству, когда ток упадет до минимума.
Никель-металлогидридные аккумуляторы также обладают «эффектом памяти». Перед первым использованием рекомендуется повторить для них весь цикл заряда/разряда 4-5 раз. При дальнейшей эксплуатации заряд доливается по мере необходимости.
Если первоначальная зарядка никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторов проведена неправильно, емкость аккумулятора будет постепенно снижаться.
Литиевые аккумуляторы наименее капризны. Особых правил для них нет, потому что нет «эффекта памяти». Литий-ионные аккумуляторы способны сохранять свою первоначальную емкость в течение длительного времени. Их не нужно каждый раз доводить до полной зарядки/разрядки.
Неисправности аккумуляторов для шуруповёртов
Как правило, при выходе из строя Ni─Cd аккумулятора для шуруповерта выходит из строя один или несколько элементов аккумулятора. Поэтому первостепенной задачей при ремонте аккумулятора шуруповерта является поиск вышедших из строя элементов.
При диагностике элементов потребуется мультиметр для измерения напряжения. На Ni─Cd и Ni─MH аккумуляторах напряжение находится в пределах 1,2─1,4 вольта, а на Li─Ion 3,6─3,8 вольта.
Суммарное напряжение серийной сборки
Напряжение одного элемента
Что мы должны делать?
- Полностью зарядите аккумулятор отвертки;
- Разобрать корпус;
- Измерьте напряжения всех элементов и отметьте те, у которых напряжение ниже номинального. Номинальное напряжение указано на корпусе каждой коробки. Как правило, они завернуты в бумажную оболочку;
- Затем подать нагрузку на батарею (включить отвертку). Если не хотите пересобирать, подключите к клеммам «венка» нагрузку в виде лампочки на 12 вольт;
- Через некоторое время повторите замеры напряжения на элементах. Те банки, напряжение которых отклоняется от среднего на 0,5–0,7 вольта, подлежат восстановлению или замене. При визуальном осмотре особое внимание следует обратить на банки со следами коррозии и пятнами.
Разрядка аккумулятора шуруповерта с помощью лампочки
Затем уже ведется работа над элементами, которые были диагностированы как дефектные. Подробнее об этом ниже. И здесь также стоит упомянуть о таких неисправностях, как обрывы пайки в местах соединения элементов, выход из строя датчика температуры и т д. Но такие виды поломок очень редки и не заслуживают внимания.
Показания к ремонту
И, наконец, я сделал последний шаг. Взял обычную батарейку АА и примерил с чехлом. Оказалось, что туда помещается 15 аккумуляторов и вроде бы без проблем! Таким образом, появился шанс использовать никель-металлогидридные батареи вместо никель-кадмиевых на 1,4 ампер-часа и при этом получить большую мощность батареи, а также сэкономить. Однако приключение сказывается быстро, а дело быстро не делается. Оказалось, что я не смог найти в магазине нужные мне батарейки по цене 100 рублей и меньше. А при цене аккумуляторов 200 рублей за штуку купить новый аккумулятор от Хитачи будет уже выгоднее!
Почему выгоднее? И все очень просто. У меня нет точечной сварки. И при этом я не знаю паяют ли аккумуляторы нормальным припоем. А если их впаять, то эти аккумуляторы с большой долей вероятности перегреются и выйдут из строя без их использования. Риск казался мне настолько большим, что я реально устал покупать дорогие аккумуляторы для ремонта. И вдруг в одном из больших сетевых магазинов увидел батарейки Космос. При этом пара аккумуляторов емкостью 1,9 (!!!) ампер-часа стоит всего 170 рублей! Не долго думая купил 8 упаковок всего за 1360 рублей! Осталось только впаять эти батарейки в аккумулятор и зажать в батарейный бокс у меня от шуруповерта.
Ремонт
Как я уже сказал, нужно было выяснить 2 вещи. Можно ли в принципе паять аккумуляторы обычным паяльником и можно ли их паять без перегрева. Сказать по правде, у меня большой опыт пайки, так как в детстве я занимался радиолюбительством и паял, в основном, приборы автоматики из всякого подручного хлама. Я надеялся, что руки помнят, как я это делал, но у меня получилось очень хорошо.
Для производства работы я выбрал не слишком мощный паяльник мощностью всего 50 Вт. Запасся пассатижами, очень мелкой наждачной бумагой, припоем, которого у меня просто кучи остались с тех пор, как я сам себе паял медный накал, и канифолью. Я думал, что начну с канифоли. Если это не сработает, я перейду на аспирин, если это не сработает на аспирин, я поищу сильную кислоту. Особо хочу отметить, что я не мог себе позволить нагревать батарею паяльником больше секунды! Я был особенно обеспокоен положительной клеммой, так как она очень маленькая и ее легко перегреть.
Что порадовало, аккумуляторы припаялись отлично. Я паял в следующем порядке.
- Подготовьте проводник нужной длины.
- Лужем проводник с двух сторон.
- Возьмите батарею и зачистите один из концов кожи, что рядом с ней на столе.
- В конце установите готовый аккумулятор.
- Отломите небольшой кусочек канифоли (не больше песчинки) и аккуратно положите этот кусочек на торец батареи, прямо на то место, которое было зачищено наждачной бумагой.
- Соберите каплю припоя хорошо нагретым паяльником. Кстати, для этой тонкой работы пришлось снова отключить жало паяльника.
- Припаяйте провод к аккумулятору. И я сделал это очень, очень быстро.
- В конце процесса я оторвал паяльник от батареи и дунул на него (на батарею, конечно) как сумасшедший, чтобы он быстро остыл.
Итак, я спаял вместе все 15 аккумуляторов. Батареи были заряжены. Я проверил напряжение каждой батареи до пайки и после. Не знаю, стоило ли оно того или это была пустая трата времени… Я, конечно, позаботился о том, чтобы припаять минус батареи к плюсу соседа и так далее.
Аккумулятор с припаянным проводом
Заметьте, я не стремился к припою. Чистая пайка подразумевает очень хороший нагрев детали, а этого я допустить не мог. Смолу тоже не мыл. Во-первых, у меня нет алкоголя, а во-вторых, я действовал по принципу «тормоза чинить не надо, т.к они не мешают разгоняться». Я решил, что буду рисовать только поводки, которые отвалились в процессе. Но на удивление ни один из них не упал.
После пайки всех батарей вместе я проверил напряжение батареи. Оказалось, что это как раз нужная сумма. Почти 20 вольт (холостой ход).
Ну а дальше все просто. Я скрутил 12 батарей вместе с очень высокой изоляцией. В вертикальную часть корпуса запихнул 3 батарейки. Я не стал включать загадочные детали, потому что решил, что буду заряжать свою новую батарею с помощью простого неавтоматического зарядного устройства от одной из моих сломанных отверток. Зарядный ток там такой, что аккумулятор вообще никогда нельзя снимать с зарядки.
Всего 12 аккумуляторов
Добавил еще три штуки на вертикальную часть корпуса
К сожалению, стандартные батарейки АА оказались слишком длинными, а последние 3 никак не позволяли установить крышку. Но я приложил усилия и собрал его, хоть и с трудом. Но он у него есть! Теперь у меня есть роскошный аккумулятор для шуруповерта на 1,9 ампер-часа. Я могу работать с этой батареей в течение 2 или даже 3 дней. Честно говоря, я заряжал его только один раз. С тех пор, то есть после первой зарядки, он работает как сумасшедший, и я очень им доволен.
Напомню, что на все про все потратил 1360 рублей и 2 часа времени. И в качестве бонуса у меня остался один аккумулятор. Я просто не знаю, куда его положить.
Шуруповерт возродился чуть ли не из пепла
Способы зарядки без использования специального зарядного устройства
Когда стандартное зарядное устройство отсутствует или просто сломано, можно обойтись и без него. Умельцы придумали разные способы пополнения заряда аккумулятора от разных источников. Для зарядки аккумулятора шуруповерта без штатного зарядного устройства можно использовать:
- автомобильное зарядное устройство;
- зарядное устройство универсального типа;
- внешние источники электроэнергии.
Лучшим вариантом для автомобильной зарядки является устройство с возможностью регулирования величины напряжения и силы тока. Главное в таких случаях не допускать перезарядки. Для этого зарядный ток устанавливают в таких пределах, чтобы процесс шел от 0,5 до 0,1 А*ч в зависимости от значения общей емкости. Например, если это 1,3 А*ч, сила тока должна быть от 650 до 130 мА.
Когда значения тока слишком велики, а меньшее нельзя установить регулятором, применяют дополнительное сопротивление, например автомобильную лампу. Он соединен последовательно с аккумуляторной батареей.
Универсальные зарядные устройства практичны на практике. Они имеют множество дополнительных настроек, позволяющих оптимально подобрать актуальные параметры тока для зарядки аккумуляторов от различных электроинструментов.
Внешние источники питания используются в основном для изношенных шуруповертов, для которых покупать новые аккумуляторы экономически нецелесообразно. В таких случаях электроинструмент определенным образом модернизируют и разрабатывают подходящую схему подключения. Примером может служить переделанное USB-зарядное устройство, дополнительно оснащенное предохранителем.
Рекомендации по хранению аккумуляторных батарей
Аккумуляторы любого типа рекомендуется хранить отсоединенными от шуруповерта. Каждый тип аккумуляторов также имеет свои особенности в этом плане:
- никель-кадмиевые аккумуляторы перед хранением необходимо разрядить до такой степени, чтобы шуруповерт не работал на полную мощность;
- никель-металлогидридные аккумуляторы рекомендуется держать полностью заряженными, но можно еще немного разряжать;
- перед хранением литий-ионного аккумулятора его также необходимо разрядить, но только наполовину.
Никель-металлогидридные аккумуляторы, выдерживающие от 200 до 300 циклов заряда без потери емкости, после длительного хранения должны быть перезаряжены в течение суток. Блоки этого типа отличаются значительным параметром саморазряда.
Как было сказано выше, литий-ионные аккумуляторы лишены «эффекта памяти». Они имеют большую емкость и самый низкий показатель саморазряда. Вы можете пополнить заряд в любое время, независимо от уровня выбросов.
Полностью разряжать Li-Ion аккумуляторы не следует, так как это может привести к отключению встроенной электронной системы защиты от повышения температуры или напряжения.
Для достижения 50-процентного заряда, необходимого для надлежащего хранения, литий-ионные аккумуляторы должны заряжаться практически от нуля в течение примерно 65 % времени, необходимого для достижения полной емкости.
Соблюдение простейших рекомендаций по хранению и зарядке аккумуляторных блоков разных типов позволит рассчитать весь ресурс аккумуляторов, указанный в них производителями.
Проверка состояния аккумулятора мультиметром
Не всегда, когда батарея быстро садится или вообще не работает, необходимо покупать новую или нести устройство к специалистам сервисного центра. Во многих случаях даже неопытный электрик может самостоятельно найти причину ошибки, ознакомившись с алгоритмом поиска. Для этого нужно использовать мультиметр или аналогичные ему по измерительным возможностям приборы. Кроме этого приспособления вам также понадобятся следующие инструменты:
- отвертка;
- паяльник с паяльным набором;
- нож;
- плоскогубцы.
Для точного определения причины проблем с аккумулятором необходимо определить работоспособность каждого отдельного элемента блока питания. Но сначала рекомендуется проверить зарядное устройство. С помощью мультиметра это делается таким образом:
- включить устройство;
- установить переключатель измеряемых величин мультиметра на постоянное напряжение;
- установить щупы в соответствующие гнезда мультиметра и прикоснуться ими к контактам («+» и «-«) зарядного устройства;
- сравнить отображаемое на экране устройства значение с выходным напряжением зарядного устройства, указанным в инструкции по эксплуатации или на крышке;
- если значения не совпадают, отремонтируйте адаптер или купите новый.
По возможности выбирайте диапазон измерения используемого устройства, наиболее близкий к выходному напряжению, указанному на зарядном устройстве.
Выполните следующие действия, чтобы проверить аккумулятор отвертки с помощью мультиметра:
- полностью зарядить аккумулятор;
- проверить выходное напряжение аккумулятора мультиметром, установив переключатель на приборе на его постоянное значение, коснувшись щупами плюса и минуса;
- при установлении несоответствия измеренного параметра значению, указанному в инструкции по эксплуатации, аккумуляторный блок разбирают и извлекают все элементы питания;
- при отсутствии поврежденных коробок (потёкших или вздутых) проверяют мультиметром напряжение на клеммах каждой батареи, предварительно разобрав цепь паяльником;
- к батареям поочередно на такое же время подключается нагрузка (например, лампочка с соответствующим напряжением);
- на каком аккумуляторе произошла наибольшая деградация, тот и поврежден.
Для испытаний никель-металлгидридные и никель-кадмиевые накопители энергии полностью разряжаются — это делается во избежание «эффекта памяти».
При проверке аккумуляторов необходимо помнить, что для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов выходное напряжение должно быть в пределах от 1,2 до 1,4 В, а для литиевых — от 3,6 до 3,8 В.
Если вы обнаружите неисправную батарею, вы можете заменить ее на новую или попытаться временно восстановить. Также можно измерить силу тока мультиметром: если она растет и превышает 1 А в течение первого часа, аккумулятор считается исправным.
При отсутствии напряжения на выходе аккумулятора велика вероятность нарушения целостности цепи внутри устройства. При этом также разбирают блок и видят сначала визуально, а потом с помощью мультиметра место обрыва.
Как реанимировать аккумуляторную батарею
Поскольку аккумулятор аккумуляторного шуруповерта состоит из множества отдельных ячеек, выход из строя аккумулятора может быть вызван несколькими причинами.
- Отказ или выход из строя системы управления блоком элементов (контроль заряда, уровня напряжения).
- Изменение параметров или выход из строя одного из аккумуляторов.
Определить, что аккумулятор нуждается в диагностике и реанимации, довольно просто. Проблемы с контроллером проявляются в виде ошибки при зарядке, ее обрыве до перегрева всего аккумуляторного блока и отсутствии напряжения.
Проблемы с отдельными блоками диагностируются более разнообразно, от полного выхода из строя аккумулятора до различных случаев изменения напряжения и полезной емкости. Метод реанимации зависит в первую очередь от типа отдельных аккумуляторов.
Литий-ионные
Стандартный тест для литий-ионных аккумуляторов выглядит так.
- Плата управления снята. Вместо него устанавливается рабочий, снятый с другого блока того же типа.
- Отдельные батареи вынимаются и тестируются. С помощью регулируемого блока питания на каждый подается 4В с током 200 мА. Если напряжение повышается, устройство работает.
Если аккумулятор вышел из строя из-за неисправной ячейки, найти и заменить виновника не составит труда. Но у этого типа батареи есть и другие проблемы.
Литий-ионные аккумуляторы имеют стандартную технологическую особенность: в них разрушается носитель заряда. Поэтому, несмотря на отсутствие памяти и стабильный набор ограничений по напряжению, при нормальной эксплуатации через три года емкость изделия снижается в 2 раза.
Но внутри целой батареи есть еще одна проблема. Это называется дисбалансом силовых узлов. Проявляется в виде постепенного снижения полезной емкости, времени работы шуруповерта. Определить дисбаланс можно только при разборке аккумулятора. Все продукты питания удаляются. Рекомендуется делать это после полной зарядки аккумулятора. Каждая батарея тестируется. Если напряжение на некоторых меньше, чем на остальных, необходимо устранить дисбаланс.
Эта проблема известна пользователям электронных сигарет. Сегодня на рынке представлено множество вариантов зарядных устройств, способных устранить дисбаланс группы литий-ионных аккумуляторов. Однако в бытовых условиях можно использовать более дешевый способ: каждый из элементов заряжается отдельно. В этом случае рекомендуется найти у производителя данные о номинальных токах и времени заряда. С помощью регулируемого блока питания можно разрядить элементы до одинакового уровня.
Балансировочная плата для литий-ионных аккумуляторов
Никель-кадмий
Никель-кадмиевые аккумуляторы обладают небольшим эффектом памяти, выдерживают отрицательные температуры, долго сохраняют заряд без заметного снижения работоспособности. Однако их конструктивные особенности формируют и некоторые отрицательные факторы погрешности.
Во-первых, никель-кадмиевые аккумуляторы имеют электролит. Он испаряется со временем. В итоге никакие реанимационные методы не помогут. Аккумулятор необходимо заменить.
Во-вторых, никель-кадмиевые аккумуляторы чувствительны к механическим воздействиям. Это основа для одного из нескольких основных методов реанимации. Товар можно восстановить:
- деформировать или, наоборот, вернуть исходную форму элемента;
- подача повышенного напряжения и тока с помощью регулируемого блока питания.
Используйте последний метод осторожно. Рекомендуется найти текущие рейтинговые данные для определенного класса аккумуляторов. Полезно изучить опыт других пользователей по выполнению подобных реанимационных мероприятий.